Вспомните алгоритм регуляции своих эмоций

Эмоциональная регуляция

Эмоциональная регуляция – это способность реагировать на происходящее с таким диапазоном эмоций, который является социально приемлемым и достаточно гибким; это также умение откладывать спонтанные реакции по мере необходимости. Ее можно определить и как оперирование внешними и внутренними процессами, ответственными за наблюдение, оценку и изменение эмоциональных реакций.

Несмотря на то, что сам термин и его описание могут показаться сложными, все на самом деле просто: в широком смысле эмоциональная регуляция – это умение совладать с собой, когда это нужно. В этой статье мы рассмотрим специальные техники для этого.

Как насчет эмоциональной дисрегуляции?

Если регуляция – это процесс контроля своих эмоций, поддержания их в равновесии и недопущение крайностей, то, соответственно, дисрегуляция – неспособность контролировать эмоциональные реакции. Вот как это происходит:

  1. Внутреннее или внешнее событие (думать о чем-то грустном или встретить злого человека) вызывает субъективный опыт (эмоции или чувства).
  2. Затем появляется когнитивная реакция (мысль), сопровождаемая эмоциональным и физиологическим ответом, связанным с эмоциями (например, увеличение частоты сердечных сокращений или гормональной секреции).
  3. Далее следует соответствующее поведение (избегание, физическое действие или экспрессия).

Люди, которые испытывают трудности с контролем чувств, реагируют на относительно безобидные негативные события эмоционально преувеличено: могут плакать, кричать, обвинять окружающих, вести себя пассивно-агрессивно или иным образом, что нарушает гармоничные взаимоотношения или обостряет конфликт.

Вопросник эмоциональной регуляции

Есть несколько полезных инструментов, которые помогут оценить свою способность регулирования эмоций. Ниже приведен один из наиболее популярных.

Вопросник эмоциональной регуляции

Этот вопросник (The Emotion Regulation Questionnaire, EQR) является самой популярной шкалой оценки регулирования эмоций среди американских психологов. Он был разработан в 2003 г. Джеймсом Гросом и Джоном Оливером на основе предварительных исследований.

Вопросник состоит из 10 вопросов, ответы на которые даются по шкале от 1 (полностью не согласен) до 7 (однозначно согласен). Существуют две грани, которые охватывает шкала: фаза когнитивной переоценки и грань экспрессионного подавления.

Шесть вопросов, составляющих когнитивную переоценку, следующие:

  • Когда я хочу испытывать позитивные эмоции, я меняю ход своих мыслей.
  • Когда я хочу перестать испытывать негативные эмоции, я меняю ход своих мыслей.
  • Когда я сталкиваюсь со стрессовой ситуацией, то заставляю себя думать о ней таким образом, чтобы помочь себе сохранять спокойствие.
  • Когда я хочу чувствовать более позитивную эмоцию, я меняю свое мнение о ситуации.
  • Я контролирую свои эмоции, меняя способ, при помощи которого думаю о ситуации.
  • Когда я хочу чувствовать меньше отрицательных эмоций, я меняю мнение о ситуации.

Четыре вопроса, составляющие грань экспрессионного подавления, следующие:

  • Я держу эмоции при себе.
  • Когда я чувствую положительные эмоции, то стараюсь не выражать их.
  • Я контролирую свои эмоции, не выражая их.
  • Когда я чувствую отрицательные эмоции, то не хочу их выражать.

Если хотите узнать об этом тесте больше, перейдите сюда (английский язык, PDF-файл).

Стратегии для эмоциональной регуляции

Пришло время познакомить вас со стратегиями эмоциональной регуляции. Помните, что самое важное – применять их как можно чаще, чтобы они стали привычкой.

Понимание и маркировка эмоций

Один из самых мощных инструментов в регулировании эмоций – это простое определение и поиск их наименований.

Для начала вам нужно понять разницу между первичными и вторичными эмоциями:

Первичные эмоции: первоначальная реакция на событие или стрессоры в вашей среде.

Вторичные эмоции: реакция на ваши первичные эмоции или мысли.

Первичные эмоции часто являются полностью естественными реакциями на окружающие нас события. Например, грусть от расставания или злость во время конфликта. Однако вторичные являются более опасными, хотя их можно научиться контролировать. Вы можете сами решить, что чувствовать через день или неделю после расставания.

Читайте также:  Состояние эмоционально волевой сферы дошкольника для пмпк

Вторичные эмоции могут подтолкнуть нас к разрушительным и неадекватным поведенческим действиям – это делает обязательным понимание своих первичных эмоций.

Учиться понимать, распознавать и маркировать эмоции – это чрезвычайно полезный навык, который заложит основу управления своими чувствами.

Умение отпускать болезненные эмоции

Это один из самых важных навыков в эмоциональной регуляции – умение отпускать неприятные и болезненные чувства.

Человек склонен застревать в негативе во время анализа произошедшего. Вместо того чтобы просто отпустить такие эмоции, он задает себе разрушительные вопросы вроде «Почему это произошло именно со мной?».

Первый шаг, который нужно сделать: принять, что мы страдаем. Затем нужно увидеть, что на самом деле все не так страшно.

Чтобы научиться отпускать негативные эмоции, сделайте следующее:

  1. Наблюдайте за своими эмоциями. Признайте, что они существуют, отступите от них.
  2. Попытайтесь представить свои эмоции как волну, сквозь которую вы проходите. Сделайте это всего лишь один раз, не стоит застревать и преодолевать себя снова и снова.
  3. Вы – это не ваши эмоции. Они являются частью, но не формируют полностью личность.
  4. Помните, что наличие эмоций не означает, что вы обязательно должны действовать. Можно попросту сидеть и ничего не делать.

STOPP

Если вам нужна четкая и понятная методика для контроля своих эмоций, попробуйте технику STOPP.

STOPP – это техника, которая поможет в самой сложной ситуации, когда внутри бушуют эмоции. Она включает в себя аспекты когнитивной поведенческой терапии и медитацию осознанности. Вы можете управлять своими эмоциональными реакциями даже в самом ожесточенном конфликте.

  • Стоп! (S, Stop).
    • Сделайте паузу на секунду.
  • Сделайтевдох (T, Take a Breath).
    • Обратите внимание на свое дыхание – то, как вдыхаете и выдыхаете.
  • Наблюдайте (O, Observe).
    • Какие мысли сейчас в вашей голове?
    • Где находится фокус вашего внимания?
    • На что вы реагируете?
    • Какие ощущения вы сейчас замечаете в своем теле?
  • Отступите назад (P, Pull Back).
    • Какова общая картина?
    • Посмотрите на ситуацию издалека (буквально).
    • Как еще можно взглянуть на эту ситуацию?
    • Является ли ваша яростная мысль фактом или мнением?
    • Что является более разумным объяснением?
    • Насколько это важно?
    • Насколько важно это будет через шесть месяцев?
  • Действуйте (P, Proceed).
    • Что лучше всего сделать прямо сейчас?
    • Что лучше будет для меня, других, для ситуации?
    • Что я могу сделать, чтобы соответствовать моим ценностям?
    • Сделайте то, что будет эффективным и целесообразным.

Если вы можете изучить только один навык, который поможет более эффективно регулировать эмоции, это именно он. Способность взять паузу в момент высочайшего раздражения поможет вам сделать гигантский шаг в овладении искусством эмоциональной регуляции.

Умение различать позитивные и негативные стратегии

Есть много способов регулировать свои эмоции, направлять их в правильную сторону и поддерживать в себе позитивное настроение. Возможно, вы пользуетесь методиками, которые пусть и позволяют сохранить эмоциональный баланс, но при внимательном рассмотрении оказываются разрушительными.

Здоровые действия и стратегии, которые помогают вам регулировать эмоции, включают:

  • прогулки с друзьями;
  • физические упражнения;
  • ведение дневника;
  • медитация;
  • достаточное количество сна;
  • периодический отдых.

Такие стратегии правильные, потому что они не только способствуют лучшему управлению эмоциями, но и не причиняют вам никакого вреда.

Нездоровые действия, которые хоть и помогают справиться с эмоциями, но на самом деле разрушительны:

  • алкоголь и курение;
  • избегание сложных ситуаций;
  • физическая или словесная агрессия;
  • чрезмерное увлечение жизнью в социальных сетях.

Помните, что такие действия помогают себя чувствовать лучше первое время (в плане управления эмоциями), но наносят длительный непоправимый ущерб.

Источник

Принцип целеполагания в управлении эмоциями

  • Предыдущая статья Будьте ответственны за свои эмоциональные реакции
  • Следующая статья Принцип принятия всех своих эмоций
Настроить шрифт
    РазмерСтиль
  • Режим чтения

При выборе любого поведения ключевым является ответ на вопрос: «Какова цель?» Иными словами: чего я хочу добиться в данной ситуации? Какой результат будет для меня наилучшим?

Например, какие могут быть мои личные цели в ситуации с коллегой, которая в десятый раз просит выполнить за нее работу?

  1. Сохранить с ней хорошие отношения (тогда я либо выполняю работу, либо отказываю ей таким образом, чтобы она спокойно пошла к кому-нибудь другому и нисколько на меня не обиделась);
  2. Показать себя отзывчивым, доброжелательным человеком, который всегда готов помочь (и тогда я в десятый раз делаю за нее работу);
  3. 3) отшить ее таким образом, чтобы она ко мне больше никогда не подходила (спектр возможных действий широк…).
Читайте также:  Плавание помогает при депрессии

Типичный вопрос участника тренинга: Вот ко мне подходит коллега и в десятый раз просит помочь. Мне уже хочется на нее наорать. Так что, лучше наорать? Она ведь обидится…

Типичный ответ тренера: Все зависит от цели…

У меня могут быть и еще какие-то личные цели. Они могут быть осознанными или нет, но они есть всегда. У каждого действия, которое мы совершаем, есть какая-то цель. Помимо цели у действия есть ещедве важные характеристики: это цена и ценность. Ценность — это выгоды, которые я получу, совершив действия; цена — то, чем мне придется заплатить за получение этих выгод. В ситуации с коллегой, если я хочу ей отказать, ценность заключается в том, что я не стану выполнять чужую работу и буду заниматься своими делами. Цена — это то, что мне придется тратить время, чтобы продумать формулировки отказа, и есть риск, что человек обидится. Сделать так, чтобы получить только ценность и не платить никакой цены, могут только изощренные манипуляторы (да и те, в конце концов, платят; о них подробнее в следующей главе). Таким образом, решая, делать что-либо или не делать, а также выбирая из различных вариантов действий, мы все время сравниваем цену и ценность каждого выбора. Другое дело,что люди не всегда это осознают.

Чтобы поведение было более эффективным, то есть чтобы в результате этого поведения легче и быстрее получать желаемый результат, хорошо бы четко осознавать: а какой, собственно, результат является желаемым? Для этого важно нарабатывать навык осознанности собственных целей. Нарабатывается он примерно так же, как и навык осознания своих эмоций. Периодически спрашивайте себя: «Что я сейчас делаю? Какова ценность того, что я это делаю? Какую цену я за это плачу?»

Другое дело, что с осознанием своих целей тоже могут возникнуть трудности, чем-то похожие на трудности осознания своих эмоций. Нас ведь тоже никогда не учили это делать… Но тема целеполагания — тема для отдельной книги, а то и не одной, поэтому в рамках управления эмоциями мы будем рассматривать ее более узко.

Итак, наша задача — управлять своим эмоциональным состоянием так, чтобы чувствовать себя комфортно и действовать в сложившейся ситуации наилучшим образом. Иначе говоря, выбрать эмоцию, которая наилучшим образом подойдет для достижения моих целей.

Поэтому и важно сначала определить цель: что я хочу получить в данной ситуации? Хочу добиться нужного мне результата любой ценой — выбираю одни действия. Хочу при этом сохранить хорошие отношения с окружающими — выбираю другие.

Здесь-то нам в очередной раз и потребуется интеллект: чтобы оценить ситуацию и продумать, какие именно действия и в каком эмоциональном состоянии будут максимально эффективными. Максимально эффективные действия при управлении эмоциями — те, которые помогут достичь нужного результата (ценности) при наименьших затратах (цене). Рецептов на все случаи жизни не существует. Волшебного метода управления эмоциями, соответственно, тоже. Выбирать нужный метод и то, как наилучшим образом его применить, можно только точно понимая, какую цель я сейчас достигаю.

Алгоритм управления эмоциями

Таким образом, с учетом всех трех принципов, алгоритм управления эмоциями выглядит следующим образом:

1. Осознать свою эмоцию.

2. Понять свои цели в данной ситуации, четко определить, чего я хочу добиться

3. Определить, в каком эмоциональном состоянии я буду максимально эффективен при достижении своей цели

Читайте также:  Как воспитать у ребенка чувство вины

4. Выбрать способ достичь нужного эмоционального состояния

5. Достичь необходимого состояния, используя выбранный способ

Первые три пункта алгоритма мы уже достаточно подробно обсудили. Более того, по ходу книги мы уже затрагивали вопросы управления эмоциями. Например, говорили о том, что осознание эмоции само по себе уже помогает ею управлять, поскольку возвращает нам «связь с неокортексом», помогает «включить логику».

А что еще выпомните про управление своими эмоциями из предыдущих двух глав?

В этой главе мы уделим внимание двум последним пунктам: выбрать способ управления эмоциями и применить его.

  • Принципы управления эмоциями.
  • Принцип ответственности за свои эмоции.
  • Принцип принятия всех своих эмоций.

Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. М., 2014.

Источник

Алгоритм управления эмоциями

1. Осознать свою эмоцию

Разумное управление эмоциями начинается с осознания испытываемой в данной момент эмоции. Здесь важно подчеркнуть, что хотя большинству людей этот этап кажется простым, как правило, люди достаточно плохо могут определить, какие конкретные эмоции они испытывают (объяснение этого факта можно прочитать здесь: Глобальная драма эмоционального интеллекта )

2. Определить свою цель (чего я хочу в данной ситуации?)

Этот этап, как правило, является наиболее сложным. Многие люди путают развитие эмоционального интеллекта с достижением «абсолютного спокойствия» в большинстве жизненных ситуаций (см. Миф о том, что эмоционально компетентный человек все время спокоен). На самом деле, эмоциональный интеллект подразумевает управление эмоциями для достижения желаемой цели.

3. Понять, соответствует ли имеющаяся эмоция цели?

Иногда люди стремятся управлять эмоциями, руководствуясь социальными запретами или мифами об эмоциях. Например, человек раздражен и считает свое состояние «неправильным». Однако если его цель в данный момент, например, отстоять свое мнение на совещании, где все хотят высказаться, именно раздражение может дать ему необходимую энергию для того, чтобы привлечь к себе внимание и высказаться так, чтобы его услышали. (Конечно, если это именно раздражение, а не ярость). В этом случае ему нет смысла «успокаиваться», а стоит просто удерживать это раздражение на примерно одном уровне, чтобы оно не начало «отключать мозг».

А если тот же самый человек испытывает то же самое раздражение, но хочет провести вдумчивую беседу с демотивированным сотрудником, скорее всего, раздражение будет ему мешать спокойно услышать то, о чем говорит сотрудник. Поэтому в зависимости от цели одна и та же эмоция может быть «полезной» или «мешающей» (и тогда ею нужно управлять).

4. Если эмоция не соответствует цели, то определить, какая эмоция необходима для достижения цели

Итак, если человек хочет провести вдумчивую беседу с ценным демотивированным сотрудником, какая эмоция ему скорее будет нужна? Вероятно, полезным будет спокойствие или даже некоторая печаль в начале, чтобы присоединиться к сотруднику и установить с ним атмосферу доверия. А ближе к концу разговора будет полезно приободриться, чтобы немного «подзарядить» этим состоянием сотрудника и закончить разговор бодрым.

5. Выбрать способ, как достичь нужного эмоционального состояния

Для этого полезно иметь под рукой список способов, структурированных в зависимости от их задач (например, повысить /понизить эмоциональное состояние).

6. Применить способ 🙂

Несмотря на очевидность этого пункта, немалая часть проблем с управлением своими эмоциями связана с тем, что люди знают вполне эффективные способы управления эмоциями (например, дыхание), но не применяют. Одной из возможных причин может быть бессознательное желание НЕ управлять своими эмоциями. Например, потому что буря эмоций позволяет мне чувствовать, что я «живу насыщенной жизнью» или что «моя работа действительно важна» или «потому что тогда я получу заботу и поддержку». В психологии это называется вторичными выгодами. Если в какой-то ситуации никак не получается научиться управлять эмоциями, стоит задать себе вопрос: «А какие мои выгоды в том, чтобы продолжать испытывать в этой ситуации именно эти эмоции?»

Источник

Оцените статью