Всеобщий атрибут материи чувственно воспринимаемый

Всеобщий атрибут материи чувственно воспринимаемый

Для немецкого философа Иммануила Канта самый главный предмет философии — это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель. Отправной точкой философствования Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. Человеку присуща свобода, но у него нет никакой свободы, все в нем есть природная необходимость; мир имеет начало, но он не имеет начала. Чтобы «разобраться» с этими и сходными антиномиями, Кант строит тщательно продуманную систему, к которой он пришел лишь в зрелый период своего творчества. Кант считает, что духовные интересы человека выражаются следующими философскими вопросами: 1) что я могу знать? (метафизика, т. е. философия); 2) что я должен делать?(мораль); 3) на что смею надеяться? (религия); 4) что такое человек? (антропология). Перед нами «скелет» той философской системы, которую Кант строит с поистине немецкой тщательностью. В центре внимания — человек, а философствование начинается с вопроса: «Что я могу знать?» Кант начинает не с вопроса о бытии (онтология), а с анализа познавательной деятельности человека. Такой подход в философии называется гносеологическим (греч. «гносис» — знание). Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде (две последние колонки добавлены нами — В.К.).

Всем способностям души соответствуют рациональные способности. Анализ познавательных способностей человека должен дать обоснование науке, искусству, морали. Кант очень тонко чувствует те трудности, которые связаны с пониманием природы идеализаций науки. В них, собственно, скрыта тайна науки как достоверного всеобщего и необходимого знания. Кант видел недостатки решения проблемы идеализации как в эмпирических, так и в рационалистических построениях.

Кант делит знание на две рубрики: апостериорное (послеопытное) и априорное (доопытное) знание. Вывести идеализации буквально из экспериментальных данных невозможно, поэтому не правы эмпирики, считающие такое выведение возможным. С другой стороны, заблуждаются рационалисты, в том числе Декарт и Лейбниц, признавая идеальное знание врожденным для человека; они не показывают, как и благодаря чему оно появляется. И вообще тезис о врожденности идеализации излишне натуралистичен. Кант предлагает свое решение одной из сложнейших философских проблем. Приступающий к познанию индивид располагает сложившимися до него в науке формами познания, категориями, которые обеспечивают возможность познания. С одной стороны, индивид обладает готовыми категориальными конструкциями, с другой — эмпирическими данными. Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки.

Так, если иметь в виду геометрию, то необходимо различать: 1) пространство как идеальную форму, присущую человеку, а отнюдь не природе; 2) экспериментальные факты расположенности природных явлений; 3) объединение первого со вторым в геометрии как науке. По Канту, пространство — это идеальная, а не объективно-реальная форма. Такой вывод всегда шокировал людей, привыкших к простым материалистическим схемам. Конечно же, считают они, пространство существует объективно-реально, т. е. независимо от человека. Но необходимо отметить, что Кант преодолевает упрощенные воззрения. Он не отрицает того, что природные явления существуют сами по себе, что они рядоположенны, т. е. пространственно разобщены. В этой части он полностью согласен со своими материалистически настроенными оппонентами. Но вместе с тем вопреки им он считает, что идеальные пространственные конструкции, идеализации не существуют в природе, им не соответствуют реальные аналоги; нет в природе точек, прямых, плоскостей. Все идеализации являются творением самого человека, они присущи не внешнему, т. е. трансцендентному для человека миру, а рассудку человека, его внутреннему, специфически человеческому, т. е. трансцендентальному миру. Все познаваемо настолько, насколько оно познаваемо на основе трансцендентальных способностей человека. Перед нами философская система, которую часто называют трансцендентальным идеализмом. Термин «идеализм» здесь вносит некоторую путаницу. Кант не утверждает, что идеи творят, создают мир, он лишь подчеркивает своеобразную природу научных идеализации. Идеализации Канта — это не платоновские идеи, они не определяют ход природных событий.

Читайте также:  Что значит депрессии различного генеза

Философскую систему Канта часто называют также критическим идеализмом. По Канту, философия есть форма критики, но критику он понимает весьма своеобразно. В своих основных произведениях, в названиях которых, как правило, присутствует термин критика — «Критика теоретического разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума», — Кант не столько критикует в привычном смысле этого слова, сколько выясняет границы соответственно рассудка, способности суждения, воли.

Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного мира под единство понятия. Но рассудок не реализует ценностное отношение человека к миру. Последнее осуществляет способность суждения (осуждения). Теперь речь идет не о познании, а об оценках. Способность суждения позволяет подвести явления внешнего мира, с которыми контактирует человек, под единство, лишенное и познавательного, и морального интереса. На основе способности суждения развивается эстетический вкус. Но и эстетическая по своей природе способность суждения имеет свои пределы применимости.

Как рассудку, так и способности делать оценки недостает конечной цели, которая определяла бы направление деятельности человека. Выработка цели — прерогатива разума, именно он дает безусловные конечные цели, необходимые для реализации желания, воли. Идея души, идея Космоса в целом, идея Бога — это все безусловные цели, в соответствии с которыми человек свободен. Существо, способное действовать в соответствии со всеобщими целями, есть существо свободное. Разумная воля — это практический разум. Религия разума — это чистая вера в добро, в собственные моральные устои. Бог — это просто абсолютно нравственный закон. Практическому разуму открывается абсолютный, всеобщий и необходимый нравственный закон, категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Человек, следующий категорическому императиву, избегающий соблазна его нарушения во имя мнимой любви к ближнему, поистине свободен. Он свободен не от моральных обязательств, он свободен постольку, поскольку абсолютные нормы морали присущи именно ему, субъекту, поскольку они априорны. Кант не признает каких-либо исключений из сферы абсолютного нравственного закона, человек вынужден действовать в соответствии со своим долгом. Этика Канта устремлена на должное, она априорна и абсолютна. У Канта, следует отметить, априорность вообще везде сопровождается абсолютностью. Такая жесткая связь, как выяснилось впоследствии, необязательна. Согласно Канту, идеализации, например, евклидовой геометрии априорны и абсолютны. Но когда, уже после смерти Канта, были созданы неевклидовы геометрии, то последователи кантианской философии были вынуждены отказаться от признания абсолютного характера евклидовой геометрии, сохранив, однако, представление о ее априорности. Рассматривая различные душевные и познавательные способности человека, границы между ними, Кант стремится сохранить их единство. Это единство Кант видит в самом трансцендентальном субъекте, который изначально един. Альфа и омега философской системы Канта — принцип трансцендентального субъекта. Философия Канта — это философия трансцендентального субъекта.

Без малого два века нет Канта среди живущих на Земле, но число сторонников его философской системы (либо полностью, либо некоторых существенных ее черт) все увеличивается. В чем секрет силы философии Канта? Пожалуй, в системности и научной утонченности. Кант рассмотрел в системе основные стороны человеческой жизни и всем им отдал должное. Там, где вступал в действие могучий интеллект Канта, неизменно вскрывались россыпи важнейших в философском отношении положений. Кант гордился тем, что он сделал в философии, и по праву. Он имел все основания надеяться на то, что его философия «потребуется человечеству для высоких помыслов».

Читайте также:  Как развивать чувство равновесия у ребенка

Концепция трансцендентального субъекта Канта еще при жизни философа подвергалась критике со стороны тех мыслителей, которые стремились, как им казалось, к более последовательной точке зрения. Так, Иоганн Фихте желает продолжить дело Канта и вместе с тем прийти к более основательной точке зрения. На место трансцендентального субъекта Канта он ставит абсолютное Я, исходя из деятельности которого Фихте хотел бы объяснить всю полноту реальности, весь объективный мир — его самостоятельность вне Я весьма рискованно ставится философом под сомнение. Абсолютное Я Фихте — это деятельное Я, реализующее себя в преодолении различных препятствий, в свободном творчестве. Философия Фихте — это деятельная философия, философия свободы, желание освободить человека от внешних оков. Фихтевское Я абсолютно самодеятельно, не определено через вещи, а само определяет их, Я реализует себя согласно определенному философскому проекту, который достигается в результате интеллектуальной интуиции. Исходя из этого Фихте не без претенциозности называл свою систему наукоучением.

Философия Фихте интересна прежде всего тем, что она показывает возможности философии, принципом которой является философски понятый субъект. В противоположность созерцательному материализму субъективный идеализм Фихте развивает деятельную сторону, мир берется как деятельность человека. И хотя эта деятельность осмысливается в весьма абстрактном виде, тем не менее налицо значительный шаг вперед в понимании природы человека и общества, их отличия от природных явлений.

Мы рассмотрели сначала французский материализм, а затем немецкий идеализм. При всей кажущейся противоположности сравниваемые способы философствования, относящиеся в основном к XVIII в., имеют много общего. Философы XVIII в. в центр своего внимания поставили человека, субъекта, обладающего определенными способностями, среди которых чаще всего выделяли рассудительность, разум, ум. Французские материалисты считали, что всесильный, всепонимающий разум человека позволяет субъекту построить непротиворечивую картину развития бытия, венцом которого выступает сам разум. В соответствии с этой убежденностью философская система строится как восхождение от природных явлений к человеку. Для рассматриваемого пути построения философского знания характерны: онтологизм (приоритетность учения о бытии), эволюционизм (бытие и мысль рассматриваются в эволюции, изменении), непрерывность (считается, что каждая последующая стадия эволюции вытекает из предыдущей), наконец материализм в том смысле, что человек есть итог развития природных, материальных начал.

Трансцендентальный идеализм начинает с описания не идеи, а познающего субъекта. Идея принадлежит субъекту; как таковая, то есть сама по себе, она не может сотворить внешний мир, нечто материальное. Идеальное, по Канту, есть особенность человека, которую никаким образом нельзя вывести из своеобразия природных явлений. Для рассматриваемого подхода характерны: гносеологизм (приоритетность учения о познании), забвение вопроса об эволюции природы к человеку, подчеркивание и всяческое выделение своеобразия человека, внимание к деятельности людей.

Французские материалисты добились успехов в объяснении природных явлений, выработали в противовес теологическому юридическое мировоззрение, идеологически подготовили Великую французскую революцию, проанализировали природу социальнополитических, этических и педагогических явлений. Соответственно Кант и Фихте существенно продвинули вперед понимание человека, его самосознания, активности, свободы и творческой деятельности.

Как видим, каждое из двух основных философских направлений XVIII в. имеет свои достоинства, которые дополняют друг друга. Их желательно было бы обобщить, синтезировать. Эта задача решается уже за пределами XVIII в., на новых этапах развития философии.

Источник

Тема 2. Онтология: Проблема бытия и материи в философии

1. Представитель религиозно-идеалистической философии, разрабатывавший учение об идеальности бытия — софиологию: С.Булгаков;

2. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положения в мире изучает: философия.

3. Раздел философии, исследующий наиболее общие вопросы бытия: онтология;

4. Раздел философии, исследующий вопрос смысла существования мира в целом: онтология;

Читайте также:  Как лечить депрессию спортом

5. Учение о бытии: онтология;

6. Онтология — это раздел философии о бытии;

7. Категория философии, фиксирующая и выражающая проблему существования в ее общем виде: бытие.

8. Категория философии, фиксирующая существование мира, человека, сознания: бытие;

9. Понятие противоположное категории бытие: небытие.

10. Чувственно воспринимаемый, умопостигаемый и всеобщий атрибут материи, субстанции, природы: движение;

11. Атрибут материи: движение;

12. Характеристика бытия, представление о постепенных изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях: развитие;

13. Понятие, обозначающее постепенные изменения в обществе и природе: эволюция.

14. Направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному: прогресс;

15. Понятие, обозначающее развитие по направлению к высшему:

16. Тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижения уровня организации:

17. Понятие, обозначающее развитие по направлению к низшему:

18. Понятие, обозначающее застой в обществе, экономике, производстве: стагнация.

19. Застой в обществе, экономике, производстве: стагнация;

20. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания: скачок;

21. Значительные качественные изменения: скачок;

22. Тенденция бытия социального, означающая, что в его составе все больший вес набирают технические средства: индустриализация;

23. Тенденция бытия социального, выражающаяся в растущей взаимозависимости различных регионов мира: интеграция.

24. Тенденция бытия социального, заключающаяся в расширении знаковой, информационной среды: информатизация;

25. Категория философии, обозначающая то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого: субстанция;

26. Существующее независимо ни от чего другого: субстанция.

27. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину: материя;

28. Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общих признаков: понятие;

29. Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования: вещь;

30. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к .. : природе.

31. Белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции относятся к: живой природе;

32. Способ существования материи в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие объектов: движение;

33. Понятия «движение» и «развитие» соотносятся между собой как:

34. Метафизическое суждение о пространстве и времени: изолированы и : не взаимосвязаны

35. «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его»: материя.

36. Материалистическая теория эволюции органического мира:

теория естественного отбора;

37. Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояния: время;

38. Бытие как объективная реальность обозначается термином:

39. Мыслители, которые ввели понятие «общественное бытие»:

40. Свойство, обязательно присущее материи: движение;

41. Пространство, время, движение есть атрибуты: материи.

42. Атрибутами материи считаются: время; движение.

43. Форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний в любых материальных системах: время;

44. Форма бытия материи, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем: пространство;

45. Категория философии, фиксирующая последовательность состояний: время;

46. Ученый, впервые выдвинувший категории «абсолютное время» и «абсолютное пространство»: И.Ньютон.

47. Тенденция в философии XVII-XVIII вв. сводить все законы природы к законам механики: механицизм;

48. Концепция бытия, признающая многообразие мира: плюрализм;

49. Концепция бытия, признающая один тип реальности: монизм;

50. Концепция бытия, признающая два типа реальности: дуализм.

51. Автор высказывания: «Материя — есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его»: В.Ленин;

52. Необратимое историческое развитие живой природы, определяемое изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов: эволюция;

53. Наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах: геном;

54. Генетическая конституция организма, совокупность всех его генов: геном.

Источник

Оцените статью