- Храм чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)»
- Дорогие братья и сестры.
- В этом году мы вновь будем встречать нашу чудотворную икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)»
- Состоялась видеопрезентация будущего убранства храма
- Храмовый комплекс
- Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Скорбященском храме
- Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на один день вернулась в храм
- Настоятель храма принял участие в Региональной конференции ЛО
- Блаженная Петербургская старица Матренушка-Босоножка
- Илона (Инна в крещении)
- На молодежном форуме прошла презентация новой книги о Матроне Босоножке
- Невский район
- История возникновения храма «Всех Скорбящих Радость» в Невском районе
- Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Невская Застава)
- Свято-Троицкая Александро-Невская лавра . Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (надвратная)
Храм чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)»
Русская православная церковь. Московский патриархат. Санкт-Петербургская епархия
Дорогие братья и сестры.
В этом году мы вновь будем встречать нашу чудотворную икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)»
5 августа 2021 года состоится очередное долгожданное событие для города Санкт-Петербурга: чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)» вновь вернется в родную часовню в день ее чудотворного явления!
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, 5 августа в 9:30 икона с почестями будет доставлена из храма Кулич и Пасха в наш Скорбященский храм на пр. Обуховской Обороны 24. После торжественного богослужения, которое начнется в 10:00, состоится крестный ход вокруг нового храма и все желающие смогут приложиться к Санкт-петербургской святыне на месте ее чудесного явления.
Состоялась видеопрезентация будущего убранства храма
5 октября 2020 года в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) во внутреннем пространстве вновь воссозданного храма состоялась презентация видеопроекции, рассказывающей об истории строительства, утрате, и воссоздании этого прекрасного памятника архитектуры.
Мероприятие проводили в четыре этапа, в виду большого количества прибывших гостей. В течении 30 минут все присутствующие смогли посмотреть увлекательную презентацию и задать вопросы настоятелю и представителям Фонда.
Храмовый комплекс
Храм возведен в конце XIX в., но несмотря на свою молодость, хранит в себе духовные силу и тайну любви Божией, которые роднят его с древними святынями России, явленными Богом в Киеве, Смоленске, Владимире, Казани и Великом Новгороде. Явление тайны свершилось 5 августа 1888 года.
Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Скорбященском храме
В Неделю 22-ю по Пятидесятнице, 17 ноября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на один день вернулась в храм
Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками), считающаяся одной из главных православных святынь Петербурга, на один день вернулась в храм
Настоятель храма принял участие в Региональной конференции ЛО
Блаженная Петербургская старица Матренушка-Босоножка
С духовной историей Скорбященской церкви начала второго десятилетия 20 века неразрывно связана судьба петербургской блаженной старицы Матренушки-Босоножки, могила которой находится в ограде церкви.
Илона (Инна в крещении)
У меня было несколько случаев помощи Матушки. Обращаюсь к ней часто. Она всегда слышит. Опишу одно из первых своих обращений. Я просила за родственницу – молодую девушку, 17 лет. Она год лежала в тубдиспансере. Лечение не помогало, сохранялись признаки болезни. После года лечения врачи планировали перевести на новое, более серьезное лечение. Должны были делать анализы, снимки, принимать решение. Я помолилась у Матушки и подала записку о здравии болящей. Буквально в ближайшие дни снимки показали улучшение в легких, а через месяц девушку выписали.
На молодежном форуме прошла презентация новой книги о Матроне Босоножке
17 февраля в ГБУ ЛО Центр «Молодёжный» в п. им. Морозова на площадке I Съезда православной молодёжи священник Геннадий Титов провёл презентацию книги «Жизнеописание петербургской старицы Матроны Петровны Мыльниковой (Матроны Босоножки)»
Источник
Невский район
История возникновения храма «Всех Скорбящих Радость» в Невском районе
При поддержке культурно-просветительского проекта «Знай», к столетию Невского района мы рассказываем о наиболее значимых исторических местах и событиях.
12 августа 2016 года исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося архитектора – Александра Ивановича фон Гогена. Выходец из обрусевших немцев, фон Гоген в своем творчестве воплощал идею национальной русской темы в искусстве. Одним из ее примеров является церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», находящаяся на Шлиссельбургском проспекте, спроектированная и возведенная архитектором в 1893-1898 гг. совместно с А.В.Ивановым.
История возникновения храма «Всех Скорбящих Радость» поистине чудесна, потому что связана с чудотворной иконой Божией Матери, образ которой, можно сказать, огнем «дописал» сам Творец.
Предтечей храма была деревянная заводская часовня, воздвигнутая на Шлиссельбургском тракте в конце XVIII века. После того, как часовня пострадала в пожаре, случившимся 5 августа (23 июля по старому стилю) 1888 года, а икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» чудесным образом обновилась, жители селения Стеклянного завода задумались о возведении большого храма. Уже в 1891 году были собраны средства на постройку церкви. В этом же году было получено разрешение на строительство. Землю под будущий храм передал Кабинет Его Величества.
Место, отмеченное чудесными явлениями, должен был занять один из самых великолепных храмов города. Строительный комитет рассмотрел множество проектов. В результате был выбран предложенный бесплатно совместный проект А.И. фон Гогена и А.В.Иванова. Архитекторы предложили создать храм в ретроспективном «русском стиле». Интересно, что образцом «русского стиля» в архитектуре был выбран именно XVII век. В Москве много примеров архитектуры этого времени. Например, церковь Святителя Николая в Пыжах (1657-1672гг.). Достаточно взглянуть на нее, чтобы понять, где черпал вдохновение архитектор.
Строительные работы, начавшиеся в 1893 году, продолжались пять лет. Храм был рассчитан на 1200 человек. Возведенная церковь имела все приметы архитектуры XVII века. Основной объем, богато украшенный «узорочьем», объединялся с барабаном главы венцом кокошников. Здание по периметру окружали нарядные галереи. С западной стороны к церкви непосредственно примыкала ажурная шатровая колокольня.
К росписи церкви приступили в 1897 году. Нарядный снаружи, храм был богато украшен внутри. Художник декоративной росписи С.И.Садиков расписал стены, купола и арки орнаментами с изречениями из Евангелия. Искусным мастером Платоновым были вырезаны дубовые позолоченные иконостасы, а члены Общества художников написали для них иконы. Живопись на стекле украшала три окна над алтарным полукружием. В обиходе храма широко использовалась продукция стеклянного завода. В 1896 году на купола церкви были подняты стеклянные кресты.
За все свое недолгое существование храм успел обрести своих святых. Это чтимая Петербургская старица Матренушка-Босоножка (1829-1911), похороненная в ограде часовни, странник Василий Блаженный (Василий Босой), а также настоятель церкви протоиерей Петр Скипетров, застреленный при попытке властей захватить Александро-Невскую лавру в 1918 году. Кроме того, протоиерей Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадтский) освящал Левый предел церкви.
Спешка в строительстве храма оказалась пророческой. В тяжелый годы безбожия один из самых красивых и любимых прихожанами храмов Петербурга попал под удар. В 1932 году он был закрыт, а в 1933 – взорван.
Интересный факт №1: Во времена фон Гогена территории Невского района находились за городской чертой. Тем не менее, именно в этом районе приближенный царской семье архитектор оставил три постройки. Кроме вышеупомянутой церкви, фон Гоген через 10 лет возвел рядом с ней часовню, сохранившуюся до наших дней, и особняк полковника А.И.Чернова. Все три здания построены в «русском» стиле.
Интересный факт №2: До недавнего времени на месте взорванной в 1930-е годы церкви активно велись археологические работы. Археологами были найдены, кроме всего прочего, фрагменты монументальной живописи и лепнины, а также церковная утварь. Осенью 2015 г. в музее «Невская застава» с найденными на раскопках артефактами прошла выставка, освещающая его историю, а также проект его восстановления. С весны 2016 года ведутся работы по восстановлению церкви.
Интересный факт №3: Храм расписывали дважды. Второй раз этой произошло в 1913 году. Его расписали в стиле XVII века. Орнаменты были выполнены в духе московских кремлевских палат.
Интересный факт №4: В начале XX века Скорбященская церковь была одной из самых посещаемых и любимых церквей Петербурга. Для удобства богомольцев к ней было устроено сообщение по реке Неве на катерах и паровиках. У А.А.Ахматовой есть такие строки:
«Паровик идет до Скорбящей
И гудочек его щемящий
Откликается на Невой…».
Источник
Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Невская Застава)
Недалеко от Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне проспект Обуховской обороны) в XVIII веке стояла деревянная часовня, построенная для Тихвинской иконы Божией Матери, по преданию обретенной в водах Невы. Впоследствии здесь появилась икона «Всех скорбящих Радосте», которую принес в благодарность за свое спасение купец Матвеев. Эта давно почерневшая от времени икона чудесным образом обновилась, когда во время грозы 23 июля 1888 года в часовне возник пожар, уничтоживший все, кроме этой иконы. Молния, ударившая в кружку для пожертвований, выбила из нее монеты, и 12 из них прилипли к иконе непонятным образом. Они не были впечатаны, а просто каким-то образом держались на иконе.
После этого у иконы стали происходить случаи исцеления. К ней стали стекаться паломники в количестве, вызвавшем необходимость строительства церкви. Посетивший 13 марта 1893 года часовню император Александр III в. знак своей признательности святыне подарил часовне участок земли, который принадлежал кабинету Его Величества, для построения на ней каменного храма, заложенного в том же году. Над проектом этого храма работали два архитектора: А. И. фон Гоген и А. В. Иванов.
2 августа 1898 года последовало освящение новой церкви в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».
Во время богослужений икону приносили в храм и устанавливали в большом киоте, сделанном специально для неё. Киот находился по правую сторону от главного иконостаса, на месте, где в храмах обычно устраиваются приделы. Причем сделан он был так искусно, что виден был с любого места в храме. Сам храм был одним из красивейших храмов Петербурга. К сожалению, он не сохранился для нас. В 1932 году храм был закрыт, а в 1934 снесен.
В начале 1990-х годов территория бывшей церкви с часовней была возвращена Санкт-Петербургской епархии. Здесь разместилось подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. Начиная с 1996 года вплоть до 2008, в церкви велись работы по восстановлению прежнего облика часовни.
На берегу Невы, за часовней обнаружена и приведена в порядок могила одной из петербургских святых, странницы и богомолки — Матронушки-Босоножки (Матроны Петровны Мыльниковой), которая была похоронена здесь в 1911 году.
Источник
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра .
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (надвратная)
Архитекторы: | Старов И. Е. |
Год постройки: | 1783-1785 |
Стиль: | Классицизм |
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (надвратная)
пл. Александра Невского, 1х — наб. Монастырки, 1А
1783-1785 — арх. Старов Иван Егорович
С 1783 г. арх. И. Е. Старов разрабатывает план-реконструкцию северной левобережной стороны монастырской территории. Полуциркульные дуги невысоких каменных стен охватывают вновь организованную площадь, замыкающую Невский проспект. В западное крыло Старов встроил одноэтажное здание богадельни. В центре кольца над проездом архитектор воздвиг каменную Надвратную церковь, освященную во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», решенную в формах раннего классицизма.
Главный фасад украшен пилястрами римско-дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада уравновешен таким же выступом на западном, в котором размещены лестницы, ведущие в церковный зал. Здание увенчивает невысокий купол.
Фото из альбома «Александоро-
Невская лавра в СПб» 1874 г.
Фото из альбома «Александоро-
Невская лавра в СПб» 1874 г.
1960-е гг.
(добавил люблюпитер)
1982-1984 гг.
С сайта pastvu.com
Обращенная к Неве двухъярусня колокольня со шпилем «на мазанковых воротах» упомянута в монастыре в 1725 г. На ней находились часы со звоном. Позже, в 1753-1754 гг., «над воротами к Невской перспективе», была возведена новая колокольня — из дерева, на которую перенесли колокола и часы с разобранной старой.
В 1783 г. по проекту И. Е. Старова на площади началась постройка каменных святых ворот, оформленных дорическими пилястрами и увенчанных низким куполом. В них, на втором этаже, 15 июля 1786 г. была освящена приходская церковь, иконы для которой были, по преданию, взяты из домового храма кн. Г. А. Потемкина.
В 1806 г. стены церкви были расписаны, в 1860 г. она отремонтирована под смотрением М. А. Щурупова.
По указу Синода в этой церкви 12 января 1904 г. был открыт латышский приход.
Церковь закрыта в октябре 1931 г. Долгое время в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры. 15 апреля 1994 г. здание было возвращено епархии, в 2001 г. внизу, в книжной лавке, устроена часовня.
Постройка Надвратной церкви велась одновременно с возведением Троицкого собора Лавры. Тип надвратной церкви был разработан еще в древнерусской архитектуре, однако, Старов интерпретировал его в соотвествии с нормами классицизма. Согласно им, зодчий в основе композиции использовал принцип симметрии. Алтарный полукруглый выступ на восточном торцевом фасаде (абсида) повторяется и на западном фасаде (там расположена лестница, ведущая в церковный зал прямо над проездом). В объемной композиции Старов применил купол на невысоком барабане, несомненно обогативший силуэт церкви. В сущности же зодчий вновь (как, например, в Таврическом дворце) обращается к теме Пантеона: мы видим сочетания четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола, но вместо параллепипеда портика (как в античном оригинале) Старов использует плоский фасад, украшенный 4 пилястрами РИМСКО-дорического ордера и расчлененный 4 окнами прямоугольной формы. Впрочем, фасад увенчан треугольным фронтоном, как и у античного прототипа. В Надвратной церкви Старов сумел избежать как слепого подражания оригиналу, так и самокопирования. ( рина )
(Кунките М.И. Античные традиции в петербургской архитектуре конца XVIII — начала XIX веков. (И.Е. Старов, Дж. Кваренги):
(дипломная работа по кафедре Древней Греции и Рима историч. фак. СПбГУ). СПб., 1995. Рукопись. С. 30.)
Источник