- Как маме справляться с тревогой за ребенка?
- «Панически боюсь за ребенка»
- Бояться за ребенка — это нормально. Он может заболеть, воткнуть гвоздь в розетку, залезть на окно – да мало ли в жизни угрожающих ситуаций! Но иногда страх становится чрезмерным и навязчивым.
- Онлайн консультации врачей в мобильном приложении Доктис
- Страх за детей
- Что стоит за страхом?
- К чему приводит гиперконтроль?
- Все ли в порядке с моим ребенком?
- Что происходит на терапии?
Как маме справляться с тревогой за ребенка?
Большинство мам испытывает различные страхи и тревогу за своих детей: они боятся за их жизнь и здоровье, развитие, за то, как будут складываться их отношения с окружающими и какими они будут, когда вырастут. Это совершенно естественно, поскольку материнский инстинкт направлен на то, чтобы сохранить жизнь потомства и защитить его, обеспечить всеми необходимыми условиями для полноценного существования.
Тревога и страх – это нормальные реакции на возможную опасность, позволяющие активировать внутренние ресурсы, это необходимо для выживания.
Повышенная (невротическая) тревога за ребенка — это постоянное чувство внутреннего беспокойства и волнения за него, мысли о том, что с ним может произойти что-то плохое, как правило, мало связанное с реальной ситуацией. Такая тревога с большой вероятностью приведет к негативному влиянию на формирование личности ребенка. В отличие от нормальной тревоги, невротическая тревога носит иррациональный характер. Причинами такой тревоги чаще всего являются субъективные переживания и волнения матери, связанные с каким-либо внутренним конфликтом в ее психике или негативным опытом.
Приведем примеры. Например, когда малыш бежит в сторону проезжей части, у мамы появляется объективная причина для тревоги за своего ребенка.
А вот когда мама боится оставлять ребенка с другими вполне адекватными родственниками или в детском саду, не отпускает его от себя на детской площадке или постоянно кутает его, звонит каждые полчаса школьнику – это уже проявления повышенной тревоги за свое чадо.
В процессе диагностики психологических проблем ребенка часто обнаруживается связь с повышенной тревогой у мамы. Как правило, ребенок, живущий с тревожной мамой, лишен возможности получения собственного жизненного опыта, так как его действия постоянно критикуются («не лезь на забор — упадешь и станешь инвалидом», «не дружи с этим мальчиком, он научит только плохому»). Большое количество запретов и предостережений, навязчивый контроль лишают ребенка инициативы, а постоянные одергивания и негативные послания снижают самооценку.
В итоге ребенок вырастает несамостоятельным, инфантильным человеком, с ограниченными путями развития, неуверенным в себе, с множеством различных страхов, в том числе страхом совершать ошибки, повышенной тревожностью. Пребывание мамы в тревожном состоянии на протяжении длительного времени, как правило, провоцирует возникновение повышенной тревоги и у ребенка, что может вызвать у него нервные подергивания, навязчивые движения, психосоматические заболевания (заикание, энурез и т.п.), ночные кошмары, плохой сон, истерики и т.п. Кроме того, запреты на проявление физической активности и общение с друзьями могут замедлить его физиологическое развитие и социализацию. Чрезмерная опека, тревога и навязчивый контроль над действиями ребенка могут вызвать в подростковом и взрослом возрасте негативное отношение к матери и нежелание поддерживать с ней эмоционально близкие отношения и делиться тем, что происходит в жизни, поскольку это сопровождается с ее стороны неадекватной реакцией на события.
Какие же внутренние конфликты у матери лежат в основе тревоги за детей? Во-первых, отсутствие реализации себя как личности, когда женщина отдает своему ребенку все свои силы, время и внимание, превращает его воспитание в единственное дело в своей жизни. Это, в свою очередь, может быть связано с неудовлетворенностью супружескими отношениями или с отсутствием профессиональной самореализации. Во-вторых, повышенная тревога может возникнуть в том случае, если женщина пережила смерть другого ребенка, в т.ч. перинатальную потерю (выкидыши, внематочные или замершие беременности), смерть других близких родственников или если в роду были похожие ситуации, когда умирали дети. Еще тревогу у матери могут спровоцировать очень тяжелые роды, угроза жизни малыша в первые месяцы жизни, проблемы с зачатием. В- третьих, невротическая тревога может сформироваться, если родители женщины также проявляли невротическую тревогу по отношению к ней.
Причин повышенной тревоги за детей может быть много и в каждом случае они индивидуальны. Но самое главное в этой ситуации дифференцировать реальную угрозу для ребенка и свои субъективные эмоции и переживания на этот счет.
Рекомендации для снижения тревоги за ребенка могут быть следующие:
- Попытайтесь понять истинную причину вашей тревоги в каждой конкретной ситуации — почему вы боитесь именно этого? (это можно делать ежедневно в письменной форме, чтобы потом проанализировать и сделать выводы)
- Подумайте, какова вероятность того, что события будут развиваться именно так, как вы думаете?
- Проанализируйте, насколько уровень вашего контроля за ребенком соответствует его возрасту?
- Не зацикливайтесь на ребенке и его интересах, уделяйте больше времени себе: займитесь своей внешностью и здоровьем, найдите увлекательное хобби, встречайтесь и общайтесь с подругами, по возможности проводите время наедине с супругом, поделитесь своими тревогами по отношению к ребенку с ним.
- Если в вашем окружении есть тревожные люди, которые доводят вас до паники, по возможности сократите время общения с ними или переводите разговор на другие менее тревожные для вас темы.
- Постарайтесь исключить просмотр передач и чтение сообщений СМИ, которые усиливают у вас тревогу.
Отдельно хотелось бы сказать про мам особых детей, которые имеют вполне объяснимое беспокойство, смогут ли их дети жить без них. Каждый случай здесь индивидуален. Задача родителей — максимально подготовить ребенка к самостоятельной жизни, адаптировать к социуму, научить ухаживать за собой и обслуживать свои нужды. Многие диагнозы, такие как алалия, синдром Дауна, СДВГ, РАС, ДЦП, слабые слух и зрение, не являются приговорами. Общество знает много примеров, когда даже люди с инвалидностью имеют высокое качество жизни. Важно объективно оценить физические и умственные возможности ребенка, для этой цели можно проконсультироваться у специалистов, у которых ребенок наблюдается.
Материнская тревога может усугубить ситуацию, если мама не может с ней совладать. Также не стоит забывать о таком понятии, как вторичная выгода, когда мама получает повышенное внимание к себе и своему ребенку из-за особенностей его развития, играет роль Жертвы, подсознательно делает ребенка еще более зависимым от себя, не дает произойти процессу сепарации. Это не пойдет на пользу ребенку. Важно понять и проанализировать свои чувства и чувства по отношению к ребенку, проработать негатив, взять ответственность за свою жизнь, но при этом не «утонуть» в чувстве вины.
Кроме вышеперечисленных рекомендаций можно также обратиться к психологу для прохождения личной психотерапии с целью снижения уровня тревоги за ребенка и разрешения сопутствующих проблем.
Также опыт работы с психологическими проблемами и психосоматическими заболеваниями у детей показывает, что динамика положительных изменений во много раз выше, если их мамы проходят личную психотерапию.
Источник
«Панически боюсь за ребенка»
Бояться за ребенка — это нормально. Он может заболеть, воткнуть гвоздь в розетку, залезть на окно – да мало ли в жизни угрожающих ситуаций! Но иногда страх становится чрезмерным и навязчивым.
Автор: Юлия Неровнова
Дата публикации: 01.04.2017
Бояться за ребенка — это нормально. Он может заболеть, воткнуть гвоздь в розетку, залезть на окно – да мало ли в жизни угрожающих ситуаций! Но иногда страх становится чрезмерным и навязчивым.
В таком случае родители видят угрозу даже там, где ее нет. Им повсюду мерещатся опасности, смертельные инфекции и стихийные бедствия. Они заставляют чадо сто раз на дню мыть руки («Ты знаешь, сколько микробов на коже?»), запрещают гладить соседского котенка («Кошки непредсказуемы: могут броситься»), уговаривают носить шапку даже летом («Вдруг простудишься? У тебя ушки слабые»). Спрашивается, что же заставляет их так «трястись» над ребенком?
3 причины чрезмерного страха
1. Повышенная тревожность. Некоторые люди живут с ощущением приближающейся катастрофы. Их пугает абсолютно все – ураганы в Америке, разгул преступности в Мексике, вспышка малярии в Африке. Каждое ЧП (даже если оно произошло на другом краю света) лишний раз подтверждает: жизнь — коварная штука! А раз так, расслабляться нельзя. Иначе расслабишься, а тут бац – что-нибудь ужасное. Такие личности стараются все просчитывать на несколько шагов вперед, чтобы чувствовать себя в относительной безопасности. И это касается не только их жизни – жизни ребенка тоже. Именно поэтому они контролируют каждый его шаг, оберегая от всех и вся.
2. Невозможность быть рядом с наследником. Когда чадо идет в детский сад, школу или уезжает в летний лагерь, многие родители теряют покой и сон. Да что там – испытывают настоящую панику! А вдруг в их отсутствие что-нибудь случится? Вон сколько сейчас безалаберных воспитателей и учителей! Не говоря уже про пионервожатых… Многие так накручивают себя, что дежурят у школы (детского сада), то и дело звонят учителю (воспитателю).
3. Психологическая травма, например развод, тоже может усилить страх за ребенка. В этом случае женщина нередко всю свою любовь выплескивает на наследника: «Ты у меня один в жизни остался!», ограждая от мыслимых и немыслимых неприятностей.
Чем это вредно для вас
Но вы скажете, это же нормально – беспокоиться о ребенке, защищать от опасностей, заботиться о его здоровье. Так и есть, но все дело в «дозировке» страха. Если он стал чрезмерным, навязчивым, и вы не можете от него отделаться, имеет смысл посоветоваться с психологом. Ведь жить в состоянии вечной тревоги – удовольствие то еще. Ваш мозг «выцепляет» лишь пугающие моменты, а позитивные остаются незамеченными. Так и до депрессии недолго!
Чем это вредно для ребенка
Ваша тревожность способна передаться и наследнику. Он может вырасти замкнутым, недоверчивым, мнительным, не приспособленным к жизни (вы же постоянно стелете ему соломку). Да и болеть наверняка будет чаще, чем сверстники. Американские ученые установили, что причиной аллергии у детей (и как следствие – нарушений в работе иммунной системы) может стать… излишняя чистоплотность их матерей. Пытаясь защитить ребенка от вредных микробов, они так рьяно надраивают дом чистящими средствами, что «обогащают» воздух различной химией. Как говорится, за что боролись…
Главная проблема родителей, испытывающих чрезмерный страх за ребёнка, состоит в неумении разделять опасности на гипотетические и реальные, — считает доцент кафедры клинической и специальной психологии МГПУ, кандидат психологических наук Мария БАУЛИНА. — Потенциально возможных опасностей всегда в десятки раз больше, чем тех, с которыми может столкнуться ребёнок. Тревожиться нужно лишь о последних, а первые – просто иметь в виду.
Как обрести душевное спокойствие
— Проведите «ревизию» своих страхов, избавившись от тех, которые вы надумали. Например, беспокоиться о том, как ребенок дойдет из школы – нормально. Но не нужно представлять, что он провалится в колодец или что лифт сорвется в шахту. Риск таких событий, к счастью, ничтожен. А раз так, не накручивайте себя!
— Объясните чаду, почему нельзя переходить дорогу в неположенном месте, входить в подъезд с незнакомцами, садиться в машину к чужим людям и открывать дверь посторонним.
— Страхуйте, но не перестраховывайте. Например, придерживать двух- трехлетнего карапуза, пока тот карабкается по шведской лестнице, – необходимо. Ребенка постарше достаточно подстраховывать снизу – он уже цепкий.
— Учитесь «разлипаться». Чаще всего чрезмерным страхом за свое чадо страдают матери, чья жизнь полностью подчинена ребенку. Они проводят с ним все время, не доверяя ни бабушкам, ни няням. Но не будете же вы опекать его до пенсии! Ведь каждый человек, и маленький в том числе, имеет право на собственные ошибки. Только тогда он чему-то научится.
Онлайн консультации врачей
в мобильном приложении Доктис
Дежурный терапевт и педиатр консультируют бесплатно
Источник
Страх за детей
Но дети подрастают, с каждым годом требуя все больше самостоятельности.
Дети – исследователи, они познают мир через свой собственный опыт, в том числе и негативный.
Как преодолеть свой страх и дать ребенку столь необходимую свободу? Да и нужно ли вообще это делать, ведь в современном мире безопасность превыше всего?
В первую очередь, стоит понять, что такое свобода для детей и как она соотносится с их развитием. Развитие ребёнка — это постепенное его включение в мир, знакомство с разными его сторонами. Это знакомство происходит как с помощью взрослого, так и через самостоятельное взаимодействие с окружающей действительностью. На начальных этапах жизни доступный и необходимый ребенку мир находится в пределах его кроватки, комнаты, квартиры, двора – там, где, контроль со стороны матери и отца. Но чем старше становятся дети, тем дальше отодвигаются границы их существования. При этом потребность именно в самостоятельном познании никуда не пропадает.
Что стоит за страхом?
В самом общем виде, родительский страх, направленный на детей, можно разделить на два вида. Первый – это собственно опасение, что с ребенком может что-то случиться; второй – что ребенок будет «не таким, каким надо».
Все, что мы говорили про свободу, относится к первому виду страха. Суть его заключается в том, что мать или отец боятся за своего ребенка, считая мир опасным и враждебным. Следует упомянуть, что очень немногие родители готовы признаться, особенно своим детям, в том, что боятся за них. Они стараются объяснить свое поведение другими причинами, привести логические доводы. В психологии такой процесс называется «рационализацией» и относится к механизмам психической защиты. Рационализация всегда возникает постфактум, как попытка избежать внутриличностного конфликта.
Если родители объясняют свои запреты обеспечением безопасности ребенка — это работа механизмов психической защиты. Например, 12-летнему подростку разрешают гулять только во дворе, так, чтобы его было видно из окна. И отец, и мать помнят, как сами любили гулять в соседнем дворе или расположенном рядом парке и даже уезжать в другой район города, а также помнят, насколько эти прогулки были интересны и познавательны. Однако рационализация блокирует это знание, и осознанными становятся только соображения безопасности сына или дочери.
При этом сам ребенок считает себя достаточно взрослым, а родительский контроль избыточным, что ведет к конфликтам и протестным реакциям. В результате ребенок начинает расширять степень своей свободы, не ставя маму и папу в известность. Когда это выплывает на поверхность – родители чувствуют еще большую тревогу, беспокойство, страх и… беспомощность.
На поведенческом уровне страх за ребёнка проявляется обычно сопровождением ребенка в школу, постоянными контролирующими звонками, ограничением продолжительности прогулки и запретом уходить далеко от дома, а также наказанием за нарушения установленных правил. Безусловно, контроль за жизнью детей необходим, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, однако часто мы встречаемся с тем, что он переходит в гиперконтроль.
К чему приводит гиперконтроль?
Причины страха за детей ясны: потерять ребенка – это невыносимая утрата. Если задуматься о такой возможности, становится сложно считать тотальный контроль со стороны родителей чем-то неправильным. Однако психологам приходится смотреть на вещи объективно, и вот что они могут сказать по этому поводу: абсолютный контроль мешает развитию личности ребенка.
Первый аспект – самостоятельность. Так или иначе, но воспитание — это подготовка ребенка к жизни, которую он будет проживать сам. Для того чтобы успешно существовать в мире, ему необходимо овладеть некоторыми навыками. Ребенок, растущий в «тепличных условиях», лишен возможности получить знания, позволяющие ему научиться выстраивать продуктивные отношения, преодолевать социальные трудности и т.д.
Следующий момент – это, конечно, безопасность. Мы контролируем ребенка, дабы обезопасить его, однако что происходит на практике? Тотальный контроль в детстве не позволяет человеку научиться адекватно реагировать на потенциально опасные ситуации. В детстве опасности, исходящие от окружающего мира, достаточно безобидны, поскольку сами границы этого мира узки. Но именно в это время мы овладеваем базовыми понятиями о том, что является угрозой. Горячая плита может стать причиной ожога, на льду можно упасть и удариться – именно так и приобретается жизненный опыт. Ограждая ребёнка от любых опасностей, мы не даём ему научиться самостоятельно избегать их.
Нельзя не упомянуть интеллект. Детский ум развивается на основе ощущений, восприятия и действий, которые он получает в процессе познания реальности. Ограничиваем получение опыта – сужаем возможности для развития ума.
Кроме того, во многом, именно детский период определяет то, какие личностные качества приобретёт человек. В ситуации избыточного контроля у ребенка могут сформироваться личностные черты, которые в дальнейшем негативно повлияют на его адаптацию к социуму. Например, очень часто в таких условиях формируется зависимость от матери и/или от других значимых взрослых. В этом случае, способность человека мыслить, принимать решения, действовать самостоятельно, т. е. быть независимым от окружающих, не сформируется к взрослому возрасту.
Все ли в порядке с моим ребенком?
Второй вид родительского страха более сложен – это опасение, что ребенок будет каким-то не таким. В первую очередь, это, конечно, относится к здоровью ребенка, как физическому, так и психическому.
К сожалению, существует множество отклонений, которые по независящим от нас причинам могут наблюдаться у ребенка – это и расстройства аутистического спектра, и умственная отсталость, и расстройства личности, дефекты речи и пр. Мысль о том, что наш ребенок может быть «ненормальным», приводит нас в ужас. Такой страх совершенно понятен.
Как и в первом случае, проявлением такого поведения может стать избыточный контроль, опека. Разумеется, определенная степень такого контроля полезна для того, чтобы выявить особенности развития на ранних этапах. Чем раньше происходит медико-психологическое вмешательство, тем больше вероятность компенсации недостатков психической сферы. Однако избыток контроля может также привести к негативным результатам. Найти оптимальную границу очень непросто, учитывая все особенности как родителей, так и детей: кто-то более тревожен, кто-то более спокоен и т.д. Нам приходится жить с осознанием вероятности кошмарных вещей, и иногда от этих мыслей просто невозможно избавиться. Отчасти этим вопросом занимаются семейные консультанты, помогая отыскать в сознании родителя чувство спокойствия.
Порой мы не понимаем своих детей. Почему им что-то интересно, а что-то нет? Иногда мы не согласны с их увлечениями. А бывает так, что они нас пугают. Детям может нравиться заниматься травмоопасными видами спорта, и большинство родителей ценит это, но было бы странно при этом не чувствовать страх за свое дитя. Такой страх может относиться не только к здоровью ребенка, но и к его будущему. Любящие взрослые, желая сыну или дочери успехов, с тревогой смотрят на его оценки, на непонимание некоторых сложных предметов, на отсутствие тяги к знаниям.
С таким страхом справиться непросто, и часто он приводит к конфликтам в семье. Ребенок в силу своего возраста категорично требует полной свободы, злится; родители опечалены, у них могут включаться разные защитные механизмы, и дистанция только растет. В таких ситуациях сложно не винить себя, не опустить руки. Но мы должны понимать, что дети имеют много своих личностных и возрастных особенностей, не всегда понятных и приятных нам, взрослым. И в наших силах принять эти особенности, сладить с ними и даже направить их развитие в положительное русло. Безусловно, это бывает трудно, особенно с подростками, но именно для этого существуют специалисты-психологи: они могут чуть шире взглянуть на ситуацию, увидеть сущность проблемы и организовать контакт родителей с детьми так, чтобы они пришли к взаимопониманию.
Что происходит на терапии?
Не всегда понятно, когда нужно бить тревогу и какую помощь может оказать специалист.
Взрослые люди редко обращаются за профессиональной помощью из-за тревоги за детей. Чаще это происходит, когда возникает конфликт между родителями и бунтующим против контроля ребёнком. Вместе с психологом клиенты раскрывают истинные причины инцидента и работают с ними. Немаловажно приходить на консультацию вместе с ребенком, поскольку работа с семейными проблемами должна осуществляться совместно всеми участниками.
Представим семью, в которой процветает гиперопека. Мальчик-третьеклассник находится под полным контролем со стороны матери: она провожает сына в школу и забирает из нее, дома контроль касается еды, уроков, прогулок и т.д. Отец поддерживает мать. Родителями руководит тревога и естественное желание обезопасить сына. Мальчик растет и фактически знакомится с миром только в рамках дозволенного родителями.
Ребенок – назовем его Федором – дорастает до 14 лет. Это возраст серьезных перемен в личности, когда свобода имеет особое значение. У Федора уже есть огромный опыт нахождения в отношениях, когда все решает за него, и совсем нет опыта принятия самостоятельных решений и ответственности за них. При этом – огромное желание отделения от родителей, стремление быть взрослым. И когда его друзья втягивают его во «взрослую» жизнь с алкоголем, он легко поддаётся на уговоры. Кроме того, для Федора это способ восстать против родительского тоталитаризма.
На этой почве между сыном и родителями возникало множество конфликтов, и в итоге обеспокоенная мать решила обратиться к психологу. Длительная работа со специалистом, направленная, с одной стороны – на улучшение отношений между сыном и родителями, а с другой – на формирование у подростка таких качеств личности как ответственность, самостоятельность, понимание собственных особенностей характера и ценностей, умения уважать других и при этом отстаивать себя.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или
, или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога | |
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Работа в Fidem |
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Источник