Все правила эмоционального поведения

Содержание
  1. Правила эмоционального поведения
  2. Читайте также
  3. Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком
  4. Развитие эмоционального общения со взрослым
  5. Синдром эмоционального выгорания в онкологии и его профилактика
  6. 17. Быть осторожными в моменты эмоционального подъема
  7. Характеристика сауны и правила поведения в ней
  8. Правила поведения в бане и парной
  9. Правила поведения в бане
  10. Снятие эмоционального напряжения
  11. 5 Совершенствование «эмоционального интеллекта»
  12. Правила поведения в зоне наркотической зависимости
  13. Позитивные установки для первого эмоционального центра
  14. Правила поведения в разные периоды болезни
  15. Правила поведения в бане
  16. ПРАВИЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  17. «Вы никогда не будете эмоционально зрелыми на 100%»: психолог — о развитии эмоций
  18. Как научиться контролировать свои эмоции
  19. Как побороть эмоциональную уязвимость
  20. Нервный срыв
  21. Эмоциональное выгорание
  22. Приступы агрессии
  23. Заедание эмоций
  24. Как правильно поддерживать людей
  25. Как стать эмоционально зрелым и здоровым человеком

Правила эмоционального поведения

Правила эмоционального поведения

? Если природа наделила нас эмоциями, то пусть они облегчают, а не усложняют наше бытие.

Главные условия, при которых эмоции способны обогатить нашу жизнь, таковы: адекватность, коммуникабельность, экономичность.

? Адекватность эмоций проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах.

? Коммуникабельность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие.

? Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия или восприятия партнеров.

Как добиться соответствующих режимов функционирования эмоций – об этом нижеследующие правила.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком

Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по

Развитие эмоционального общения со взрослым

Развитие эмоционального общения со взрослым Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5–3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфных слов, вопрос

Синдром эмоционального выгорания в онкологии и его профилактика

Синдром эмоционального выгорания в онкологии и его профилактика Синдром выгорания, наряду с синдромом хронической усталости в последнее время стал одной из серьёзных проблем для многих руководителей, но гораздо большей проблемой и неотъемлемой частью жизни синдром

17. Быть осторожными в моменты эмоционального подъема

17. Быть осторожными в моменты эмоционального подъема Огромное число пьющих – независимо от того, являются или нет они алкоголиками – с помощью лишь одной рюмки добиваются перемены своего внутреннего состояния от неудобства к удовлетворенности. Этот метод бегства от

Характеристика сауны и правила поведения в ней

Характеристика сауны и правила поведения в ней Бани центральных и северных регионов Европы находятся под влиянием северного типа бани – сауны. Для сауны характерно использование двух пространств с различной температурой. Парная представляет собой тепловоздушную

Правила поведения в бане и парной

Правила поведения в бане и парной В целях личной безопасности и согласно банному этикету до посещения парной нужно усвоить, а в дальнейшем неукоснительно соблюдать основные правила и законы русской бани: 1) адаптироваться к жару нужно постепенно, соблюдая осторожность;

Правила поведения в бане

Правила поведения в бане Необходимо соблюдать ряд правил, иначе баня может нанести вред, а не пользу.Самое главное правило – не ходить в парную после обильной еды, так как это вызывает большую нагрузку на сердце, что сразу ощущается. Даже если сердце абсолютно здорово,

Снятие эмоционального напряжения

Снятие эмоционального напряжения Существует множество известных методов снятия эмоционального напряжения.Например: на работе начальник сделал вам замечание в некорректной форме, по пути домой вы застряли в пробке и простояли полчаса в душном автобусе, в магазине не

5 Совершенствование «эмоционального интеллекта»

5 Совершенствование «эмоционального интеллекта» Темперамент – это не участь. Дэниел Коулмэн, «Эмоциональный разум» Почему, что ребёнок с самым высоким коэффициентом интеллекта (IQ), когда вырастает, не всегда становится самым богатым, самым счастливым или самым

Правила поведения в зоне наркотической зависимости

Правила поведения в зоне наркотической зависимости 1. «Перестать страдать». Зависимый часто не признает того факта, что он сам и близкие люди несут огромные потери из-за болезни. Считает, что жена (мать, дочь и т. д.) к нему цепляется, начальник – несправедлив, приятели –

Позитивные установки для первого эмоционального центра

Позитивные установки для первого эмоционального центра Так в чем же заключается важность позитивных установок? Если вы по-настоящему не верите, что действительно способны получить поддержку, материальную помощь, дружеское содействие, вы не сможете излечить свой недуг с

Правила поведения в разные периоды болезни

Правила поведения в разные периоды болезни «Не оставляй без внимания ни одного происшествия с твоим телом и испрашивай мнения о нем. Когда болен, обращай внимание на здоровье, когда здоров – на свою активность», – писал Ф. Бэкон.В сущности человеку свойственно

Правила поведения в бане

Правила поведения в бане • Нельзя громко говорить, шуметь, стучать, а тем более ругаться, браниться и материться.• Нельзя выражать негативные эмоции и недовольство.• Нужно размышлять о возвышенном, чистоте, смысле жизни, красоте, обновлении и т. п. Относительные

Источник

ПРАВИЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Если природа наделила нас эмоциями, то пусть они облегчают, а не усложняют наше бытие.

Главные условия, при которых эмоции способны обогатить, нашу жизнь, таковы:

Адекватность эмоции проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах.

Коммуникабельность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие.

Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия ‘или восприятия партнеров.

Как добиться соответствующих режимов функционирования эмоций – об этом нижеследующие правила.

Роль внешнего облика человека – имиджа – в коммуникации общепризнана. В деловом общении имидж выполняет сразу несколько функций.

Основная задача – вызвать доверие у партнера. Партнер, естественно, хочет иметь дело с порядочным, честным человеком, который не обманет и не подведет, на которого можно полностью положиться. Не должны вызывать сомнение ни нравственные, ни коммуникативные, ни профессиональные качества делового человека. Только в этом случае с ним можно заключать сделку, вверить ему свои интересы и материальные средства. С меркой «вызывает доверие или нет» люди относятся к политикам, юристам, бизнесменам, продавцам, врачам, журналистам, брокерам, парикмахерам – ко всем, от кого зависит личный интерес.

Способность вызывать доверие у партнера – предмет особой заботы делового человека, рассчитывающего на успех.

Создавая свой имидж, невозможно обойтись без знаний различных тонкостей психологии доверия. Главное здесь – соответствовать ожиданиям партнера, клиентов, пациентов, аудитории или избирателей. Это могут быть ожидания привычного стиля поведения, манеры держаться и говорить, одеваться и принимать решения. Люди хотят, чтобы соблюдались национальные традиции и нормы культуры. Они предпочитают иметь дело с физически и психически здоровыми участниками совместной деятельности. По крайней мере, так бывает, когда деловые партнеры имеют возможность выбирать друг друга, когда их общение добровольно, а не навязано.

Роль имиджа, вызывающего доверие партнеров в деловом взаимодействии, тем значимее, чем демократичнее общество.

Читайте также:  Чувствую это не седло

Если партнер по деловому общению вызывает доверие, то его имидж выполняет также дополнительные функции:

создает предпосылку для эффективной совместной деятельности.

Есть доверие – значит есть шанс для развития отношений, есть возможность откровенно излагать свои проблемы и надежда на достижение целей;

Одним словом, деловой имидж – весьма ценное изобретение цивилизации. История бизнеса, биографические сведения видных государственных деятелей, журналистов, звезд малого и большого экрана многократно подтверждали значение имиджа в судьбе личности.

Ограничимся лишь одним примером. Когда Дж. Кеннеди и Р. Никсон вступили в борьбу за президентское кресло, Никсон проиграл. Причина, как полагают специалисты, была прежде всего связана с психологией восприятия – ему не удалось вызвать доверие у большинства избирателей. Никсон использовал сложные речевые конструкции» витиеватой была его логика. Но так не говорит и не мыслит «средний американец». Не вписался Никсон в представления о стопроцентном деловом человеке. Плохую услугу ему оказало телевидение: оно крупным планом показывало «неамериканский тип лица» — Никсон скуп на улыбки, у него утиный нос, массивные губы, слегка отвислые щеки. Претенденту на должность президента мгновенно придумали эпитет – каменный идол с острова Пасхи. Одна газета подвела итог. Она поместила фотографию Никсона с надписью: «Вы купили бы подержанный автомобиль у этого человека?» Здесь же был дан ответ -«Нет». Это означало, что Никсон не вызвал доверия. В дальнейшем он серьезно учел свои недостатки и в конце концов стал очередным президентом Америки.

Вызвать доверие у партнеров непросто. Имидж – явление сложное, в нем разные компоненты:

1) аудиовизуальная культура личности, сколь грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа. При этом, напомним, внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей;

2) стиль поведения. Имеются в виду разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический. Вы видите, как расширяется сфера ответственности личности, проявляющей заботу о своем имидже;

3) внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы. Естественно, внутренняя философия накладывает отпечаток на внешность, манеру поведения и отношение к партнерам.

Некоторые политики и деловые люди поверхностно усвоили идею имиджа. Они думают так: достаточно надеть на себя импортный костюм,

галстук-бабочку, аккуратно подстричься, приветливо улыбаться, и дело сделано – партнер тебя полюбит и будет уважать. Это ошибочное и весьма упрощенное представление о психологии доверия. Куда более сложно изменить свое жизненное кредо, стать порядочным и гуманным. Вот почему так часто приходит разочарование: смотришь внимательно на иного деятеля, побывавшего на сеансе у имиджмейкера, и понимаешь – хитрый, корыстный, жуликоватый человек в модном пиджаке и с уложенной прической;

4) атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности -мебель в офисе, машина, домашние животные и т. п,

Мы вплотную подошли к компоненту имиджа, более всего связанному с психической энергией. Этот компонент составляют различные свойства личности, в которых отражается психическая норма или, напротив, неполноценность. В данном повествовании нас интересует только то, что непосредственно относится к эмоциям.

Воспринимая человека, мы обязательно обращаем внимание на особенности его эмоционального поведения. В меру своей наблюдательности, непременно делаем вывод о психической «чистоте» эмоционального поведения: сколь человек уравновешен, как переносит дискомфорт, приятные и неприятные воздействия. Осознанно или бессознательно мы отмечаем адекватность его эмоциональных реакций, фиксируем коммуникабельность или некоммуникабельность эмоций.

Вы оцениваете стереотип эмоционального поведения партнера, а он, естественно, оценивает Ваш. Такое взаимное внимание вполне оправдано.

Эмоциональный стереотип поведения накладывает отпечаток на имидж личности и либо способствует формированию доверия, либо побуждает насторожиться и ограничить контакты.

Притягательный психогигиенический образ партнера таков:

человек внешне и внутренне спокоен,

в хорошем настроении,

В данном «Я-образе» представлены основные коммуникабельные качества личности, обладающие положительным энергетическим свойством. Однако наивно полагать, что при всех обстоятельствах кому-либо удастся сохранить именно такой «Я-образ». Человек — не бог и не ангел и, конечно, бывает в разных состояниях. Более того, правомерно допустить, что психогигиенический «Я-образ» должен изменяться адекватно обстоятельствам, соответственно характеру воздействий – положительных, нейтральных или отрицательных. При этом эмоции должны оставаться под контролем.

Признаком эмоционального здоровья личности является то, что ее психогигиенический «Я-образ» меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникабельных диапазонах.

Вполне естественно, если эмоции «дышат»: в ответ на положительные воздействия откликаются положительными проявлениями, а на отрицательные – негативными. Важно, чтобы они не «зашкаливали», не переходили в крайности, не создавали тем самым трудности в общении и не вредили самой личности.

Вам предлагается оценить логичность, адекватность и коммуникабельность собственного психогигиенического «Я-образа». Вы сможете это сделать с помощью приводимого ниже перечня эмоционально окрашенных элементов имиджа делового партнера (спокоен внешне, уверен в себе и т. д.) и набора шкал, прилагаемых к этим элементам. Каждая шкала содержит от нуля до 10 условных баллов: ноль баллов означает полное отсутствие измеряемого элемента, 10 – максимальное его проявление.

Оценка эмоционально окрашенных элементов «Я-образа» с помощью шкал проводится трижды:

1) сначала по каждому элементу отмечается норма – как вы чувствуете себя обычно, чаще всего, в повседневном общении. Нужное значение на шкале обводится «кружком»;

2) затем вы вспоминаете себя в очень неблагоприятной ситуации —когда случается ссора, конфликт, когда что-то вас выводит из равновесия. Насколько в подобных случаях вы теряете душевное равновесие? Где окажутся ваши оценки на каждой шкале? Обводите их «треугольником»;

3) наконец, представьте, что бывает с вами, когда вам очень хорошо, когда ситуация весьма благоприятна. В какой степени это отразится на разных ваших состояниях? На каждой шкале обведите нужную цифру «квадратом».

Таким образом, на каждой шкале будет три отметки – «кружок», «треугольник» и «квадрат». Не смущайтесь, если совпадут оценки элементов «обычно», «неблагоприятно» или «благоприятно» – совмещайте фигуры.

Источник

«Вы никогда не будете эмоционально зрелыми на 100%»: психолог — о развитии эмоций

Поговорили с психологом Ириной Ушковой о том, почему нельзя подавлять эмоции, как их экологично выражать и сохранять ментальное здоровье.

Ирина Ушкова — клинический психолог, преподаватель курса «Наши эмоции: учимся понимать, выражать и управлять ими». Помогает людям справиться с депрессией, тревогой, паническими атаками и расстройством пищевого поведения.

В интервью Ирина рассказала:

  • почему нельзя испытывать только нужные нам эмоции;
  • как понять, когда тобой манипулируют;
  • можно ли перестать принимать всё близко к сердцу;
  • как бороться с нервным срывом, выгоранием, агрессией и заеданием эмоций;
  • какими фразами не стоит поддерживать человека.

Проводит интервью со студентами и выпускниками Skillbox. Интересуется лингвистикой и психологией. Мечтает стать крутым SMM-щиком.

Как научиться контролировать свои эмоции

— В чём смысл эмоций? Зачем мы их испытываем?

— У эмоций есть как минимум три функции. Первая — это сигнал к действию: если мы увидели медведя, то сразу бежим от страха. Гнев заставляет нас защищать свои границы. Любовь побуждает нас заботиться о близком человеке, поддерживать с ним связь.

Вторая функция — это коммуникация с другими людьми. Когда я свожу брови от недовольства, моя дочка пытается что-то предпринять, чтобы мама не ругалась. Когда мы с кем-то общаемся, то через невербальные сигналы передаём другому человеку своё состояние или вкладываем дополнительное значение в слова.

Читайте также:  Как повысить эмоциональное возбуждение

И последняя функция — коммуникация с самим собой. Эмоции нужны, чтобы мы посмотрели на ситуацию с высоты своего разума. Если мы грустим, то этому всегда есть причина: надо сесть и проанализировать ситуацию.

— Можно ли запрограммировать себя только на положительные эмоции или же не испытывать вообще никаких?

— Нет, это невозможно. Эмоции — это ответ на среду, которую мы в большинстве случаев не контролируем. Поэтому, пока мы живы, они будут с нами. И это совершенно нормально.

Чтобы быстрее справляться с неприятными эмоциями и создавать больше условий для приятных, мы можем развивать навыки эмоциональной регуляции. Кроме того, они укрепляют психологическое здоровье, помогают достичь своих целей и улучшить отношения с близкими.

Эмоциональная регуляция — это то, чему должны учить ещё в школе.

— Но учат нас скорее не регулировать эмоции, а подавлять их…

— Да, в этом и проблема. Если подавлять эмоции, они застаиваются и провоцируют психологические болезни. Представьте себе волну, застрявшую между двумя стенами. Масса воды будет колебаться, но никуда не утечёт. Примерно то же произойдёт с нашими эмоциями, если мы их заблокируем.

— Как тогда выражать их правильно?

— Экологично, то есть без вреда своим долговременным целям и другим людям. «Я очень разозлилась из-за твоего опоздания, не делай так больше, пожалуйста», — вот пример конструктивного выражения гнева.

— Как мы можем научиться контролировать эмоции?

— Есть много способов. Приведу некоторые из них:

Первый способ. Осознанно замечать порыв эмоций и останавливать себя. Чтобы не допускать импульсивных действий, нужно заранее готовиться к ситуациям, которые их провоцируют.

Представим, что мы импульсивно покупаем ненужную нам одежду. Выход есть — вместо покупки очередной юбки, которую мы никогда не наденем, можно позвонить подруге, рассказать о чём-то, что выводит нас из эмоционального равновесия. Или же всё-таки примерить понравившуюся вещь, но сказать себе: «Если она мне подойдёт и я её точно буду носить, то только тогда куплю».

Второй способ. Контролировать не эмоции, а стимулы, которые их вызывают. Например, если мы говорим о проблемном поведении, вроде злоупотребления спиртным как средством от стресса. Проблема с алкоголем — не покупай алкоголь или отказывайся от него постепенно. Но пока есть такой дисфункциональный способ справляться с эмоциями, нет возможности использовать более конструктивные.

Третий способ. Медитировать или заниматься телесными практиками. Этот способ отлично помогает отвлечься от неприятных эмоций.

Четвёртый способ. Понять свои эмоции и регулировать их. Например, вы поссорились с лучшей подругой, и после ссоры остался шлейф негативных эмоций. Чтобы его не было, важно не затаивать обиду, а подумать, почему вы и она были склонны к ссоре, а потом помириться и сделать для неё что-то приятное.

Пятый способ. По-разному интерпретировать событие и смотреть на ту же самую ситуацию с другого ракурса. Практически на любую точку зрения найдётся диаметрально противоположная. Кто-то считает, что коронавирус — это плохо, потому что ограничения мешают полноценно жить. А кто-то думает, что это хорошо, так как во время карантина мы стали больше времени проводить с семьёй. Понимание многообразия точек зрения может быть полезно во многих ситуациях.

— Как понять, что нами пытаются манипулировать через эмоции?

— Если отношения с конкретным человеком регулярно приносят ощущение неудовлетворённости, например от этого страдает самоуважение, тогда надо подумать, почему так происходит. Задать себе вопрос: «Почему, общаясь с этим человеком, я чувствую себя плохо?» Дело может быть в нём, и тогда нужно ограничивать с ним общение, а может быть в вашей собственной эмоциональной уязвимости.

Как побороть эмоциональную уязвимость

— Как проявляется эмоциональная уязвимость?

— Эмоциональная уязвимость может быть ситуативной. Если человек недостаточно спит, ест, двигается, отдыхает — что мы все очень любим делать — и ему не хватает положительных эмоций, он становится более уязвимым. Повышается вероятность того, что этот человек будет совершать действия, которые ему не присущи. Например, когда ты себя хорошо чувствуешь, люди в метро тебя не раздражают. А вот если ты не выспался, опаздываешь куда-нибудь, чувствуешь голод, тогда все начинают бесить.

Также эмоциональная уязвимость может быть чертой личности. Таким людям обычно говорят: «Перестань принимать всё близко к сердцу, ты такой обидчивый, тебе ничего нельзя сказать». Как-то я разговаривала с одной своей клиенткой. В тот день у меня болела спина. Во время разговора я как-то дёрнулась и боль отразилась на моём лице. Клиентка заметила это, изменила свой тон и спросила: «Я что-то не так сказала?» — хотя дело было не в ней. Эмоционально уязвимым людям часто бывает сложно, потому что их могут не понимать. Но у них есть своя суперсила — уязвимые люди считывают по эмоциям других то, что никто не замечает.

— Можно ли снизить эмоциональную уязвимость?

— Если вы человек с такой чертой характера, то это невозможно: биологию мы не поменяем. И это ни хорошо, ни плохо. Кстати, из таких людей получаются отличные врачи, психологи, журналисты — специалисты, которые помогают другим.

А если эмоциональная уязвимость ситуативна, то здесь простой алгоритм. Нужно:

  • вовремя есть;
  • давать себе отдых и не работать полгода или год без отпуска;
  • готовиться к потенциально сложным ситуациям и заранее думать, как себя в них лучше вести;
  • выполнять посильные задачи и не перегружаться;
  • периодически анализировать свои действия и понимать, почему мы себя так ведём;
  • валидировать себя и других. Здесь стоит уточнить. Допустим, после рабочего дня я варю суп и проливаю бульон. Ко мне подходит муж и говорит, что это ерунда. Я начинаю возмущаться, потому что это совсем не ерунда и теперь мне, уставшей, нужно ещё и плиту мыть. Он меня валидировал, то есть понял и принял мои чувства, осознал, что разлитый бульон для меня сейчас — это трагедия. Теперь, когда я в следующий раз окажусь в такой же ситуации, он скажет мне что-то вроде: «Слушай, это так обидно». И мне сразу станет легче.

— Давайте разберём ситуации, в которых человек наиболее эмоционально уязвим. Что может их провоцировать, как не допустить и что делать, если они уже произошли?

Нервный срыв

— Нервный срыв происходит, когда эмоции настолько сильные, что человек перестаёт контролировать своё поведение. Иногда это приводит к негативным последствиям. Например, если рядом кипяток, то человек может обжечься.

У нас есть несколько вариантов избавления от нервного срыва:

  • Выполнить упражнение «эффект дайвера» — налить в тазик холодную воду, опустить туда лицо и на 30 секунд задержать дыхание. Когда мы это делаем, у нас активизируется парасимпатическая нервная система, которая отвечает за расслабление.
  • Если нужно срочно привести себя в нормальное состояние, то можно выйти на прогулку, заняться кардио или побегать по ступенькам.
  • Можно выполнять дыхательные практики, когда мы делаем вдох короче, чем выдох. Вдох на три счёта, выдох на пять. Это удобно делать, когда нахлынули сильные эмоции, а бежать некуда.
  • Иногда хороший способ — просто поплакать, если вы знаете, что никому этим не причините вреда. Это самый простой способ дать напряжению выйти. Только после этого лучше о себе позаботиться: налить чайку, лечь спать.
Читайте также:  Чувства автора после бала

После того как успокоились, можно проанализировать, почему это случилось. Может быть, вы ноготь сломали, а у вас от этого произошёл нервный срыв. Тогда это серьёзнее, чем «просто много чего накопилось». А может быть, вы уже год работаете без отдыха и вокруг творится что-то нехорошее — с этим работать попроще.

Эмоциональное выгорание

К эмоциональному выгоранию приводят длительные нагрузки, которые не помогают достичь каких-то целей. Чтобы его не допустить, важно замечать, что с вами происходит. Если уметь распознавать свои чувства, предупреждать какие-то реакции, заботиться о себе, снижать свою эмоциональную уязвимость и накапливать положительные эмоции, то эмоциональное выгорание не случится.

А если оно всё-таки произошло, то избавиться поможет качественный отдых, наполнение своей жизни теми делами, которыми искренне хочется заниматься.

Приступы агрессии

Агрессия может быть вполне функциональной. В случае, если на вас напала собака, просто стоять на месте — неразумно. Может быть, правильнее начать убегать, в зависимости от состояния собаки и того, как вы бегаете, а может, придётся дать ей по носу, чтобы она от вас отстала.

Если босс написал вам обидное письмо, вы идёте и высказываете ему свою обиду, это уже будет нефункциональная агрессия. Доказывать что-то начальнику, наверное, не очень разумно. В таком случае вы:

  • Замечаете порыв эмоций.
  • Называете то, что с вами происходит: «Да, я испытываю злость, очень большую обиду».
  • Если это очень сильные эмоции, то вы сначала делаете то, что я уже описала ранее — либо умываетесь холодной водой, либо выходите на прогулку, либо на что-то отвлекаетесь.
  • После этого подумайте, как в этой ситуации поступить эффективнее. Если вас в чём-то обвинили, лучше всего — отстаивать свои границы, но при этом не нападая. Сказать: «Знаете, вы подумали так, а на самом деле было иначе».

Заедание эмоций

Заедание эмоций — не такая сильная проблема, как нам кажется. Чаще всего это происходит в ситуациях, когда люди либо недоедают, либо съедают чуть больше обычного. Если вы хотели съесть один пончик, но съели два, то это никакая не проблема. Отстаньте от себя и идите заниматься другими делами.

Но бывают ситуации, когда развивается приступообразное переедание. Тогда нужно назвать эмоцию, снизить эмоциональную уязвимость, если мы считаем своё поведение неэффективным — перестать так поступать. Звучит просто, но пройти этот путь — сложно, потому что это набор поведенческих тактик, которые нужно привыкнуть выполнять и довести до автоматизма.

— А что, если ничто из того, что вы перечислили, не помогает?

— Если вы понимаете, что перечисленные способы не помогают или ваше поведение угрожает жизни, то с этим необходимо обратиться к специалисту. Особенно в таких ситуациях, когда есть риск навредить себе, завязнуть в суицидальных мыслях или впасть в депрессию. Даже если вас просто что-то беспокоит, то лучше обратиться за помощью и проверить свой страх.

Как правильно поддерживать людей

— Что нужно делать, чтобы помочь другому человеку справиться с трудностями?

— Просто будьте рядом, смотрите на человека, когда он что-то рассказывает, а не в телефон. Если он говорит, что ему обидно, то вы должны согласиться с ним: «Да, это неприятный случай». Не обязательно чувствовать то же самое, но важно понимать, почему этому человеку в конкретной ситуации плохо.

Мой муж способен понять, что в девять часов вечера варить бульон мне не совсем нравится. В это время я хочу полежать в ванной или почитать книжку. Но мне всё-таки надо варить этот бульон. А когда он ещё и не варится, я могу из-за этого расстроиться.

Иногда полезно погрузиться в какую-то историю человека или узнать её для того, чтобы понимать его. Если твоя подруга не сдала экзамены во второй раз, то она будет более остро переживать новую неудачу. Здесь может помочь успокаивающая фраза вроде: «Я знаю, для тебя это большая нагрузка».

Ещё хорошо помогает общение на равных. Бывает, что-то рассказываешь и тебе говорят: «Ой, ты бедненькая, это ужасно» — и от этой фразы легче не становится. Лучше сказать иначе: «Я даже не представляю, как тебе тяжело, я, наверное, не выдержал бы». Почувствуйте разницу.

— Какие ещё фразы лучше не произносить, когда человеку плохо?

  • «Не принимай близко к сердцу»;
  • «Это ерунда»;
  • «Забей».

На самом деле мы можем инвалидировать, то есть не признать эмоции человека, любыми словами. Чтобы этого не допустить, нужно сфокусироваться именно на валидации. Но допускать ошибки — это нормально, нам никогда не стать идеальными. Даже психолог может сказать что-то такое, что заденет человека. Главное, чтобы инвалидация не была систематической.

В случае систематической инвалидации человек может не верить самому себе, своим собственным эмоциям.

Если чувствительный ребёнок упал на площадке и ему больно, а его мама говорит: «Да не больно тебе, это всё ерунда», — то он учится игнорировать свои чувства.

Поэтому не навредить другому человеку вы можете, как минимум послушав и поинтересовавшись, какая помощь нужна.

Как стать эмоционально зрелым и здоровым человеком

— Почему одним людям проще регулировать эмоции, а другим сложнее?

— Мы все разные. Есть люди с повышенным и пониженным эмоциональным контролем. Это подтвердил один эксперимент, в ходе которого детям давали конфеты и запрещали их есть до какого-то момента. Ребята с пониженным контролем нарушили запрет, потому что не смогли противостоять своим эмоциям. Дети с повышенным — отодвинули конфеты и начали заниматься другими делами. И тот и другой вариант нормален.

Людей, умело управляющих своими эмоциями, называют эмоционально зрелыми. И эта зрелость иногда может не зависеть от биологического возраста. Есть люди зрелые по паспорту, но эмоционально — нет. Некоторые дети могут быть отзывчивее, чем взрослые.

Зрелость — это про практику и развитие навыков эмоциональной регуляции.

— За какое время можно научиться эмоциональной регуляции, следуя вашим рекомендациям?

— Определённого срока не существует, потому что жизнь всегда будет заставлять нас развивать навыки эмоциональной регуляции. Это не та вершина, которую можно покорить в одночасье.

Даже если следовать всем моим рекомендациям или рекомендациям других психологов, вы никогда не будете эмоционально зрелыми на 100%. У всех есть свои слабые места, и это нормально. Главное — постоянно работать над собой.

— И последнее: что поможет поддерживать здоровое эмоциональное состояние?

— Важно помнить, что жизнь не раз подбросит проблемы: вы всё равно будете испытывать боль, страдания, негативные эмоции. Но важно и то, чтобы с вами постоянно были повседневные житейские радости: прогулка, просмотр любимого сериала, вкусный ужин, маникюр раз в две недели — всё, что вас радует. И не ждать, пока это всё случится, не откладывать приятные моменты, а сделать их рутинными. В этом и заключается полноценное существование.

Источник

Оцените статью