Все полотно пронизано настроением

Портрет мальчика, Петров-Водкин — описание

  • Автор:Петров-Водкин
  • Музей: Государственная художественная галерея, Пермь
  • Год: 1913

Описание картины:

Тема детского портрета была очень свежей для художника, и скорее была вызвана поиском инновационных средств выразительности и форм: после оглушительного успеха «Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин продолжал покорять новые для себя горизонты.

Портреты в творческой биографии живописца встречаются весьма часто, достаточно вспомнить замечательные изображения Анны Ахматовой, но работа над детскими портретами началась именно с этого мальчика-юноши. После автор создаст немало портретов детей разного возраста (в том числе и свою единственную и долгожданную дочь) и национальности, воспевая красоту юного лица, свежесть и непосредственность.

Как каждый интеллектуальный творец, Кузьма Петров-Водкин ставит для себя определённую задачу, приступая к работе над картиной, и пытается в свойственной ему стилистике ее успешно решить. Здесь задача лежит в самом лице героя – этот юный паренёк ещё мальчишка, но в его образе читается уже что-то волевое и мужественное. Это логичное естественное взросление, переход от детства к юношеству и запечатлел живописец. Его герою ещё предстоит долгий путь превращения в мужчину, но характер, выраженный во внимательном проницательном взгляде, пожатых губах и ровном лице, уже виден и легко считывается зрителем. Можно предположить, что мальчику не больше четырнадцати лет и история, к сожалению, не сохранила сведения о нём.

Как обычно у Петрова-Водкина, яркой выразительной силой выступает цвет. Строгость во взгляде смягчена коричневым колером, оттенка топлёного шоколада. Филигранным чередованием контрастных красного и бежевого цветов будто вылеплено лицо мальчика: поднятые скулы, подбородок, тонкий нос, лоб с едва наметившимися морщинами, свидетельствующими о мысли, разуме этого юного героя. Внимательный зритель заметит, что у мальчика нет ресниц – Петров-Водкин просто не стал их рисовать, хотя глаза мальчика посажены не слишком глубоко.

Для того чтобы не отвлекать зрителя от главного персонажа, Петров-Водкин как можно больше нейтрализировал фон, не сделав его при этом безликим и ровным. Зелёные листья, навевающие мысли о весне, выражены в мягких нежных тонах, не теряя рельефности и выразительности. Выбор данной декорации носит также и метафорический смысл. Свежая зелень навевает мысли о весне, расцвете природы, вот и Петров-Водкин подчёркивает таким образом начало расцвета мальчика, впереди которого целая жизнь, а пока он как весенняя зелень, только начинает путь от нежного листочка к полноцветному буйству красок.

Хаотичные мазки, которыми трактуется фон, придаёт полотну динамику и живость. Это можно сравнить с живостью мысли главного героя, которые ещё по-детски мчатся вскачь, заменяя и поглощая друг друга. Рисунок живописца отличается точной, гибкой линией, которая присутствует на полотне, но не выделяется на первом плане.

Удивительным образом портрет, где мальчик взят крупным планом, где нет ничего лишнего, всё равно несёт националистическую философию, которая свойственна для живописца Петрова-Водкина – мы можем с абсолютной точностью быть уверены: перед нами русский герой, и никакой другой. Это умение изобразить «русскость» и отличает творчество художника в целом.

Любовь к отечеству, патриотизм в не пафосном, а в интеллектуальном своём смысле – главное богатство содержания любой из работ Кузьмы Петрова-Водкина. А ещё вера в человечество и надежда, в купе с любовью в будущее, в лице детей в целом, и в образе этого серьёзного мальчика, в частности.

Источник

Сочинение по картине Петрова-Водкина «Портрет мальчика», 6 класс

На картине Петрова-Водкина «Портрет мальчика», которая была написана в 1913 году, мы видим юношу-подростка примерно тринадцати лет.

Если внимательно посмотреть на портрет, можно заметить чёткий контраст перехода на лице мальчика детских черт в более взрослые – подростковые. Взгляд у мальчика весьма суровый, вероятно его жизнь нелегка, я думаю, что ему уже в таком возрасте приходится много работать.

Несмотря на столь юный возраст, мальчик уже давно вырос, суровая крестьянская жизнь довольно рано делала из мальчиков настоящих мужчин, ведь нередко таким ребятам приходилось выживать в самых тяжёлых семейных обстоятельствах, выполняя непосильную работу.

Несмотря на то, что вид у парнишки достаточно серьёзный и строгий, на его лице всё-таки можно разглядеть детские милые черты. У мальчика очень красивые большие карие глаза, милые губы, я думаю, что он умён и благороден, он обязательно изменит жизнь своей семьи к лучшему.

В глаза бросается фон, который мы видим позади мальчика – это написанный большими мазками растительный орнамент. Но в целом его замечаешь только после того, как рассмотришь изображение мальчика, то есть фон нисколько не переключает на себя внимание от внешности главного героя полотна.

Мне очень понравилась картина Петрова-Водкина «Портрет мальчика». Она по-своему уникальна и интересна. В облике мальчика можно заметить одновременно сосредоточенность, суровость, взрослость и детскую наивность. Именно этим, я считаю, картина приковывает взгляды зрителей.

Читайте также:  Что делать чтобы не чувствовать себя опустошенной

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Петрова-Водкина «Портрет мальчика», 6 класс» читают:

Источник

Сочинение-описание картины «Портрет мальчика» Петров-Водкин К.С.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 6 класс

Рассмотрите репродукцию картины художника Кузьмы Сергеевича Петрова—Водкина «Портрет мальчика». Что вы можете сказать об этом мальчике?

Примерный план сочинения:
1. Репродукция Петрова как образец портрета
2. Детальное описание главного героя
3. Определение характера мальчика по внешности с использованием параллельной и последовательной связи в предложениях
4. Художественная палитра как способ выражения идеи сюжета

Портрет как воплощение естественного взросления

В «Портрете мальчика» Петров-Водкин изобразил символичный переход от детства к юношеству. На полотне мы видим подростка двенадцати лет, который внимательно смотрит вперед. Его лицо еще по-детски наивное и мягкое, но за внешностью ребенка просматривается осмысленная суровость взрослого человека.

Меня поразил строгий и выразительный взгляд главного героя. Радужная оболочка глаз напоминает пламя цвета топленого шоколада. Оно полыхает между черным ободком и зрачками, смягчает образ. Поразительно то, что отсутствуют веки и ресницы, что делает взгляд более открытым.

Лицо изображено с помощью контрастных цветов: художник чередует бежевые и красные полутона. Так он мастерски выделяет высокие скулы, волевой подбородок, тонкий нос. Смуглое и загорелое лицо напряжено, каждая черточка говорит о смелости, гордости и активной умственной работе. Вскоре этому человеку придется принять множество нелегких решений, выбрать жизненный путь.

По некоторым деталям портрета можно определить характер героя сюжета. Опрятная одежда, причесанные темные волосы «говорят» об аккуратности; немного нахмуренные брови и едва приметные морщинки на лбу указывают на целеустремленность; плотно сжатые губы выдают силу воли и недоверчивость. Такой человек не предаст друга, он не пойдет на попятный в решающий момент.

Фон прорисован в виде темно-зеленых листьев, которые воплощают весенний период пробуждения жизни или природы. Хаотичные мазки – это символ динамичной жизни. Приглушенная зелень не отвлекает внимания от основного сюжета. Художник передает внутреннее ожидание перемен. Подросток хочет казаться таким же серьезным и ответственным, как и взрослый. Это вызывает уважение. Возможно, автор картины воплотил на полотне свои воспоминания.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Информация об авторе
2. Описание полотна
3. Образ героя портрета
4. Цветовая палитра
5. Мое мнение о картине

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — известный русский живописец, сумевший объединить в своем творчестве классическую иконопись и новые течения мира искусства конца ХIХ начала ХХ веков. Самым известным произведением этого мастера является картина «Купание красного коня», которая произвела фурор среди его коллег, знатоков и ценителей искусства. С появлением этого полотна художнику пришлось искать новое направление в творчестве. Благодаря этому, Петров-Водкин стал приглашать в качестве моделей детей и подростков.

«Портрет мальчика» написан в 1913 году. На полотне нет никаких отвлекающих деталей. Мы видим только лицо подростка на фоне густой темно-зеленой зелени. Этот мальчик мало похож на обычного ребенка 12-13 лет. Кажется, что создавая этот образ, автор брал за основу приемы иконописи. Поэтому овал и черты лица модели идеальны. А все внимание зрителя приковывают глаза юного человека. Не зря же говорят, что глаза — зеркало души.

Взгляд мальчика серьезен и насторожен. Кажется, что нас смотрит взрослый, умудренный жизненным опытом человек. Он знает, что жизнь сложная штука, а проблем и страданий в ней куда больше, чем добра и радости. Возможно, этот подросток уже испытал на себе все невзгоды и сложности бытия. Он готов упорно двигаться дальше, ведь беззаботное детство пролетает быстро и вернуться в него нельзя.

Скорее всего, перед нами ребенок из небогатой семьи. На это указывает ворот простой домотканой рубахи, которую художник изобразил на картине для контраста со смуглым или загорелым лицом подростка. Его волосы коротко острижены, как и у других мальчишек из простонародья. А у детей из состоятельных семей волосы были длинные, красивые, ведь за ними ухаживала целая толпа слуг.

Живописец использовал очень скудную палитру красок. Фоном портрету служит стена темно-зеленого кустарника. Это свидетельствует о том, что на дворе середина лета и листва уже не такая сочная и пахучая, как в мае или в июне. Цвет рубашки, надетой на мальчике, ярко-голубой, будто это цвет ясного неба. На лице подростка играют солнечные блики. Его загорелая кожа имеет приятный, здоровый светло-коричневый цвет. Большие карие глаза уверенно и серьезно смотрят на нас.

Удивительно, как хорошо удалось художнику передать настроение и характер этого подростка. Думаю, что и сейчас можно найти похожие лица среди моих сверстников. Но немногим из них присуща такая серьезность и внутренняя сила, которая ощущается с первого взгляда на полотно «Портрет мальчика».

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

Петров-Водкин — советский художник и теоретик искусства. В раннем творчестве живописца присутствует сильное влияние таких течений в искусстве, как символизм и модерн. Поздние работы написаны в стиле реализма. Петров-Водкин работал в самых разных жанрах. Более всего он известен как портретист. Однако до 1913 года мастер писал только портреты взрослых. Позднее к теме изображения детей разного возраста художник возвращался не раз, но в 1913 году он впервые создаёт «Портрет мальчика». Не сохранилось никаких данных о том, кто позировал Петрову-Водкину.

Читайте также:  Детская молочная радость 6 букв

На картине мы видим подростка лет тринадцати. Художник ставил задачей изобразить само лицо и передать в нём приметы переходного времени от детства к юношеству. В образе паренька ещё можно заметить черты мальчишки, но уже можно прочесть и формирующийся волевой характер.

Загорелое лицо мальчика выглядит довольно серьёзным и мужественным. Подросток уже осознал своё взросление. У него внимательный, притягивающий к себе взгляд. Карие глаза умны и проницательны не по-детски. Лицо занимает почти всю центральную часть полотна. Оно максимально приближено к зрителю. Мы замечаем даже некоторую суровость в лице, словно вся безоблачность детства уже осталась далеко позади. Видимо, у мальчика была непростая судьба. Он привык принимать сложные решения.

Мальчик одет в яркую синюю рубашку из добротной ткани. Она однотонна и ничем не украшена. Это простая одежда сына рабочего или ребёнка из небогатой семьи интеллигентов. Тёмные волосы подростка коротко и аккуратно пострижены лесенкой. Чёлка неровная. Это говорит о том, что он не укладывал её специально перед позированием. Такая небрежность чёлки создаёт эффект случайного кадра. Скорее всего, герой портрета внимательно наблюдает за тем, как работает мастер за мольбертом. Взгляд его сосредоточен, а поза немного напряжена.

Волевой, упрямый и горделивый характер мальчика читается в разлёте тёмных бровей и в сжатых губах. Хотя губы сложены домиком, как у малыша, носогубные складки прописаны очень отчётливо. Это придаёт лицу строгости. Удивляет, как художник сумел соединить в нём некоторую детскую наивность и взрослую суровость. В ребёнке уже отчётливо просматривается будущий мужчина, ответственный, способный защитить, даже немного жёсткий. Но герой только в начале долгого путь превращения в мужчину.

На заднем плане картины изображена неяркая, немного размытая, но сочная зелень. Она не отвлекает от главного – лица героя. Зелёный цвет фона выбран не случайно. Он – символ юности, будущих надежд. Крупные мазки и некоторая хаотичность в расположении листьев отражают свободолюбивый характер героя и его ещё не совсем определившиеся мысли о себе и жизни.

Цветовая гамма картины довольно насыщенная. Синяя рубаха, тёмная буйная зелень фона, шоколадного оттенка волосы и глаза – все это гармонично сочетается между собой, впечатляет глубиной и спокойствием. Художник создаёт некоторую контрастность в изображении лица. Он выделяет насыщенным цветом глаза, делая на них акцент. Губы и нос почти сливаются с загорелой кожей.

Автор хотел показать сочетание мужественной красоты и одновременно непосредственности и свежести юного лица. Такое бывает в переходном возрасте в период, становление личности. Может быть, художник передал взгляд юности в свое будущее.

Мне понравился портрет каким-то скрытым в чертах мальчика благородством. Особенно хорош его пристальный взгляд. За будущее героя не страшно. Он вырастет достойным человеком.

Источник

Отзыв по картине «После дождя» Помогите, пожалуйста

На переднем плане мы видим летнюю веранду. Там расположен небольшой деревянный столик на резных красивых ножках. На столе стоит ваза с летними цветами. Их, скорее всего принесли из сада, который мы видим на втором плане. Художник так искусно положил краску, изображая цветы, что мы видим, как поникли и намокли от тяжелых капель дождя цветки. Герасимов использует белые, розоватые, голубые, жемчужные оттенки и тона для изображения цветов. Букет стоит в стеклянной прозрачной вазе. Рядом с ней – опрокинутый стакан. Скорее всего, была гроза с сильными порывами ветра, который и уронил стакан. Стол мокрый либо от разлитой воды в стакане, либо от дождя, либо от того и другого. Веранда тоже мокрая, даже блестящая, с отражающимися в ней предметами, ножками стола и перилами.

На втором плане мы видим сад. Прямо около веранды растет куст. С его листвы падают прозрачные капли летнего дождя. Мы видим, как куст склонился к земле. Вероятно, был очень жаркий день, и давно не было дождя. А теперь с куста смыта пыль, он свеж и зелен.

Вдалеке виднеется небольшое строение. Скорее всего, это баня или небольшой сарайчик, в котором хранятся все садовые инструменты – лопаты, грабли, ведра. На втором плане мы видим очень много яркой, зеленой и свежей зелени. Весь сад, как будто дышит после дождя. Герасимов использует разные оттенки зеленого, чтобы передать летнюю мокрую зелень. В левом верхнем углу виден кусочек неба. Оно серое, пасмурное и все еще роняет нити прозрачного дождя. Такой талант изобразить дождь может быть только у настоящего художника.

Читайте также:  Эмоциональное выгорание женщины что это

Мне очень понравилась картина А. М. Герасимова «После дождя». Смотришь на нее и чувствуешь, как по классу разносится свежий запах, который бывает после грозы, как воздух тяжел и влажен. И даже кажется, что сейчас начнут падать тяжелые и крупные капли летнего дождя.

Передо мной лежит картина Александра Михайловича Герасимова «После дождя». Смотря на эту картину, я вижу живописный мотив.

Повсюду мокрый блеск. Ярко сверкает залитый водой пол, блестят перила и скамейки. Влажным блеском сияет мокрый стол на резных ножках. В лужах отражаются перила, листва окружающих террасу деревьев. Дождь был сильным, настоящий летний ливень. От ударов крупных капель упал стакан, стоявший на столе рядом с кувшином с цветами, осыпались лепестки с цветов и прилипли к мокрой поверхности столика. Ветки деревьев в саду, кажется, слегка прогнулись под тяжестью омытой дождем листвы. Их зелень стала яркой, сочной, посвежевшей после ливня.

На заднем плане мы видим прекрасный пейзаж. Листва деревьев, мокрая после дождя, освещена солнцем и сверкает, как драгоценные витражи. Все оттенки зеленого цвета, от темного, почти черного, до нежно салатового, использует художник, изображая листву и траву. Вдалеке блестит крыша сарая.

Мне эта картина очень понравилась. Художник действительно смог передать состояние природы после дождя.

Сочинение по картине Герасимова «После дождя»

Сочинение по картине А. Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»).
План сочинения.
История создания картины
Композиция картины
Живописные средства, использованные художником при создании картины
Общее настроение полотна
Улица вся промокла. Дрожа, хоронятся птицы под плющом густолистым. Ф. Г. Лорка
Александр Михайлович Герасимов — известный советский художник, работы которого относятся к направлениям реализм и соцреализм. Многие из его картин — пейзажей, натюрмортов, портретов, относящихся к названным направлениям, — поражают своей живостью и красочностью. Пейзажи Герасимова с виду просты, но в каждой работе можно найти что-либо, что затронет душу, вызовет всплеск эмоций, надолго запомнится. Однако его работа «После дождя» («Мокрая терраса») выделяется среди прочих полотен художника. Сам творец уделял именно этому произведению особое внимание в своих воспоминаниях о жизни и творчестве.
Эта картина, написанная на одном дыхании в родном городе живописца Козлове, не является сиюминутным творением. Уехав в тихий городок ради тихого и спокойного времяпрепровождения, художник, однако, продолжает творить. Здесь рождаются натюрморты и портреты, наброски пейзажей, пленяющие спокойной красотой.
Моральная и творческая подготовка художника к написанию этой работы шла длительное время. Герасимов часто зарисовывал траву, предметы, дороги и крыши, мокрые от дождя. Многие признавали, что этот опыт удается художнику особенно хорошо.
В своих воспоминаниях сестра творца красочно описала создание картины: в день написания полотна выдался особенно сильный и бурный летний ливень. После него природа выглядела необыкновенно свежо и живописно: вода, сверкая на солнце, лежала на листве, полу веранды, дорожках сада. А над деревьями сада уходило вдаль безоблачное свежевымытое небо.
Восхитившись открывающимся перед ним видом, художник встал за мольберт. Буквально за три часа было написано одно из живописнейших полотен художника.
Чем же привлекает это легкое, даже поэтическое произведение? На картине изображен довольно обыденный пейзаж — уголок беседки или веранды с резными перилами и лавкой вдоль них. Композиция произведения предельно проста: справа, несколько нарушая баланс, стоит старинный столик с вазой, в которой находятся цветы — скорее всего, простые садовые. На левом плане — пол и уходящие вправо перила и лавка. Везде: на полу, скамейке, столе — переливается и блестит вода, а сразу за беседкой начинается сад, также мокрый от недавно прошедшего дождя. Краски чистые, яркие, радостные — зелень мокрой листвы, золото и темная бронза омытого дождем дерева, чистая лазурь неба, начинающегося за верандой и отражающегося в лужах на полу. Особым цветовым пятном выделяется букет в вазе — жизнерадостный и приятный розовый цвет в сочетании с белым и зеленым.
Картина не оставляет после себя ощущения натужности, надуманности. Образы, запечатленные художником, свежие и легкие, непосредственные и чистые — в них чувствуется стремительность и легкость кисти самого живописца. Чем же достигнут подобный эффект достоверности и в то же время легкости изображения? При работе над полотном художник использовал технику рефлексов — так называется художественноизобразительная техника, при которой огромное значение играют небольшие детали. В данном случае ключевыми моментами, создающими особое настроение чистоты и свежести, являются отблески и отражения: сочные зеленые мазки на веранде — отражения нависшей садовой зелени, голубоватые и розовые пятна на столе — отсветы и отблески, оставляемые на мокрой поверхности ярким пятном букета. Все полотно пронизано переплетением теней и света, однако тени не оставляют гнетущего и давящего ощущения, напротив — они красочны и многоцветны. Много серебра и перламутра — это солнечные блики на мокрыМне

Источник

Оцените статью