- Все что только возможно представлять для восприятия чувствами
- НАГЛЯДНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
- Учитель учителей. Избранное (21 стр.)
- Глава XX Метод наук в частности
- Глава XXI Метод искусств
- Золотое правило дидактики. Принцип наглядности в обучении. Ян Амос Коменский
- Вводная информация
- Начало
- Как звучит золотое правило дидактики Я. А. Коменского?
- Про наглядность
- А как на практике?
- Более подробно о принципе наглядности в обучении
- Применение и расширение наработок
- Влияние других ученых
- Влияние русских мыслителей и педагогов
- Продолжаем про русских мыслителей и педагогов
- Заключение
Все что только возможно представлять для восприятия чувствами
Наука есть умственное зрение, требующее для себя условий, подобных зрению глаза.
2. Наука, или знание вещей, будучи не чем иным, как внутренним созерцанием вещей, обусловливается такими же элементами, как и внешнее наблюдение или созерцание, именно — глазом, объектом и светом. Только при наличии таких элементов получается зрение. Оком внутреннего зрения является разум, или умственные способности, объектом — все вещи, находящиеся вне и внутри интеллекта, светом -должное внимание. Но как во внешнем зрении нужен еще и определенный способ, чтобы видеть вещи так, как они есть, так и здесь нужен известный метод, при котором вещи так представлялись бы уму, чтобы он воспринимал и постигал их верно и легко.
3. В общем, следовательно, юноше, желающему проникнуть в тайны наук, необходимо соблюдать четыре условия:
1) он должен иметь чистое духовное око;
2) перед ним должны быть поставлены объекты;
3) должно быть налицо внимание и затем
4) подлежащее наблюдению должно быть представлено одно за другим, в надлежащем порядке, — и он все будет усваивать верно и легко.
Все — через самостоятельное наблюдение.
6. Поэтому пусть будет для учащих золотым правилом: все, что только можно — предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами, как сказано в 8 основоположении главы 17.
Тройное основание для этого правила:
1. Так как познание начинается с ощущения.
7. Для этого имеется тройное основание. Во-первых, начало познаний, не обходимо, всегда вытекает из ощущений (ведь нет ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях). А потому следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними. И только после ознакомления с самой вещью пусть идет о ней речь, выясняющая дело более всесторонне.
Источник
НАГЛЯДНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
Принцип наглядности как основной принцип дидактики был введен Я. А. Коменским. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и поэтому считал, что обучение следует начинать “не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними”. Я. А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “. Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами” (СНОСКА: Коменский Я. А. Избр. пед. соч. М., 1955, с. 302—303).
Эти взгляды Я. А. Коменского были поддержаны и развиты И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими великими педагогами прошлого. К. Д. Ушинский считал, что наглядное обучение — “это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье. Этот ход ученья, от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естествен и основывается на таких ясных психических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности” (СНОСКА: Ушинский К. Д. Соч., т. 6. М.—Л., 1949, с. 265—266).
Как видим, педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений. При этом они ссылались на психическую природу человека, в особенности ребенка. Такое толкование принципа наглядности дошло почти до наших дней. Так, в “Педагогическом словаре” наглядность в обучении определяется как “дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися” (СНОСКА: Педагогический словарь. Т, 1. М., 1960, с. 727).
Источник
Учитель учителей. Избранное (21 стр.)
Чуждое. Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика. Как у трав, деревьев, животных есть различные особенности – с одними нужно обращаться так, с другими иначе и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем одинаково, – так существуют подобные же природные способности и у людей. Встречаются счастливцы, которые все постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определенных предметах удивительно непонятливы и тупы. Иной – в спекулятивных науках – орел, а в практической мудрости – осел с лирой. Иной в музыке туп, а в остальном способен к обучению. У другого подобное положение имеет место с математикой или с поэзией, или с логикой и пр. Что здесь делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело.
Ибо таким образом ты или совершенно ничего не достигнешь, или достигнешь того, что не оправдает затраченного труда. Учитель есть помощник природы, а не ее владыка, ее образователь, а не преобразователь.
Слишком специальное. Было бы бесконечно скучным, растянутым и запутанным делом, если бы кто-либо пожелал изучать специальные подробности (например, все отличительные особенности трав и животных, работы ремесленников, названия инструментов и т. п.).
Глава XX
Метод наук в частности
В целях практического применения соберем, наконец, разбросанные выше наблюдения относительно искусного обучения наукам, искусствам, языкам, нравам и благочестию. Я говорю искусного, т. е. легкого, основательного и быстрого.
Наука, или знание вещей, будучи не чем иным, как внутренним созерцанием вещей, обусловливается такими же элементами, как и внешнее наблюдение или созерцание, а зрению глаза, именно – глазом, объектом и светом. Только при наличии таких элементов получается зрение. Оком внутреннего зрения является разум, или умственные способности, объектом – все вещи, находящиеся вне и внутри интеллекта, светом – должное внимание. Но как во внешнем зрении нужен еще и определенный способ, чтобы видеть вещи так, как они есть, так и здесь нужен известный метод, при котором вещи так представлялись бы уму, чтобы он воспринимал и постигал их верно и легко.
Итак, юноше, желающему проникнуть в тайны наук, необходимо соблюдать четыре условия:
● он должен иметь чистое духовное око;
● перед ним должны быть поставлены объекты;
● должно быть налицо внимание; подлежащее наблюдению должно быть представлено одно за другим в надлежащем порядке – и он все будет усваивать верно и легко.
Пусть будет для учащих золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.
…Далее следует сказать о свете, при отсутствии которого напрасно будешь подносить предметы к глазам. Этот свет учения есть внимание, благодаря которому учащийся воспринимает все открытым и жаждущим знания разумом.
Надо теперь найти способ или метод представлять предметы чувствам таким образом, чтобы от них получалось прочное впечатление. Принципы этого способа прекрасно можно заимствовать из внешнего зрения. Чтобы видеть что-либо правильно, необходимо следующее: поставить соответствующий предмет пред глазами, но не вдали, а на надлежащем расстоянии, и притом не сбоку, но прямо пред глазами. Лицевая сторона предмета должна быть не отвернута или перевернута, но обращена прямо к глазам, так, чтобы сперва можно было осмотреть предмет в целом, а затем осмотреть каждую часть в отдельности, и притом по порядку от начала до конца. И останавливаться на каждой части до тех пор, пока все не будет различено правильно.
Когда все эти условия выполняются надлежащим образом, то наблюдение происходит правильно. Если хотя бы одно из них отсутствует, то наблюдение либо совсем не происходит, либо происходит плохо.
Эти наблюдения дают в распоряжение преподавателей чрезвычайно полезные правила: всему, что должно знать, нужно обучать. Ведь если не преподать ученику то, что он должен знать, то откуда он мог бы это узнать? Итак, пусть остерегаются учителя скрывать что-либо от учеников: ни умышленно, как обыкновенно делают люди завистливые и нечестные, ни по небрежности, как это бывает у лиц, исполняющих свои дела небрежно. Здесь нужны честность и трудолюбие.
Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся как вещь, действительно существующую и приносящую определенную пользу.
Ученик именно должен видеть, что изучаемое им есть не утопия или что-либо относящееся к платоновским идеям, но что это вещи действительно нас окружающие, истинное познание которых принесет подлинную пользу в жизни. При таком условии ум будет обращаться к изучаемому ревностнее и будет все различать более тщательно.
Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
Это и будет значить – смотреть прямо, а не искоса, когда мы не столько видим вещи, сколько слегка задеваем взглядом, а потому и воспринимаем их спутанно и темно. Пусть каждая вещь наглядно предлагается учащемуся в своей собственной сущности, просто, без словесных прикрытий, без переносного смысла, намеков и преувеличений. Такие приемы хороши при превознесении или умалении, при рекомендации или порицании уже изученных вещей, а не при первичном ознакомлении с предметом; в этом последнем случае к вещам нужно подходить прямо.
Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, т. е. путем изучения причинных связей.
…Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
Подвергать вещь общему изучению – это значит разъяснить сущность всей вещи и ее видовые признаки. Сущность выясняется путем вопросов: что? какое? почему? На вопрос что? отвечает имя, род, назначение и цель вещи; на вопрос какое? отвечает форма вещи, или свойство, благодаря которым вещь становится соответствующей своему назначению; на вопрос почему? – производящая сила или та сила, через которую вещь делается пригодной для своей цели.
Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой находятся с другими частями.
Ведь нет ничего ненужного, и иногда в малейшей даже части заключается сила больших частиц.
Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
Не может взор сразу охватить два или три предмета иначе, как только несвязно и смутно (например, читая книгу, нельзя смотреть одновременно на две страницы, мало того – даже на две, хотя бы непосредственно примыкающие одна к другой, строки, на два слова и даже на две буквы, но последовательно – на одно после другого), так и ум может созерцать, но не иначе, как каждый раз только что-либо одно. Следовательно, чтобы не загромождать ума, нужно идти последовательно, отделяя одно от другого.
На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
Ничто не происходит мгновенно, так как все, что совершается, происходит благодаря движению; а движение протекает последовательно. Итак, нужно будет останавливаться с учеником на каждой части науки, пока он ее не усвоит и пока не будет уверен, что знает ее.
Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым. Глубокая истина заключается в общеизвестном выражении: «Кто хорошо различает, тот хорошо обучает». Множество предметов загромождает учащегося, а разнообразие путает его, если не будут приняты против этого меры: по отношению к множеству – порядок, чтобы к одному переходили после другого; по отношению к разнообразию – внимательное наблюдение различий, чтобы везде становилось ясным, чем одна вещь отличается от другой. Это одно даст отчетливое, ясное, верное знание, так как и разнообразие, и сущность вещей зависят от различий.
Так как не каждый преподаватель может с таким искусством вести преподавание, то необходимо самые преподаваемые в школах науки согласовать с законами этого метода так, чтобы не легко было уклониться от цели.
Если бы это было признано и все строго соблюдали, то обучение было бы столь же легким и приятным, как прогулка по какому-либо царскому дворцу.
Глава XXI
Метод искусств
Более чем науками, нужно заниматься искусствами.
Искусство требует трех вещей:
● образца, или идеи, являющейся некоторой внешней формой, взирая на которую художник пытается воспроизвести подобную;
● материи, которая есть то самое, в чем должно выразить новую форму;
● инструментов, с помощью которых производится вещь.
Но обучение искусству (когда уже даны инструменты, материя и образец) требует еще:
● правильного употребления (данных);
● разумного направления;
● частого упражнения.
Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле.
Источник
Золотое правило дидактики. Принцип наглядности в обучении. Ян Амос Коменский
Кто сформулировал золотое правило дидактики и представил его широкой публике? В чем заключается его суть? Для чего необходимо оно? Как следует использовать имеющиеся знания? Вот эти, а также ряд других вопросов и будут рассматриваться в рамках данной статьи.
Вводная информация
Начать следует с человека, который и сформулировал золотое правило дидактики. Это Ян Амос Коменский – чешский философ, мыслитель-гуманист, писатель и педагог. Его перу принадлежит больше двух сотен научных трудов. Среди них встречаются социально-политические и теологические сочинения, труды по лингвистике, географии, геометрии, картографии, физике, проповеди, назидательные трактаты, учебники по чешскому и латинскому языках, литературные произведения и многое другое.
Начало
Теория всеобщего универсального образования ученым была изложена в «Дидактике», которая создавалась в 1628-1630 годах на чешском языке. Переработанный, расширенный и переведенный на латынь труд является основой теоретической базы для средней образовательной ступени. Он создавался в 1633-1638 годах.
Как звучит золотое правило дидактики Я. А. Коменского?
«…все должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам». Вот что собой представляет золотое правило дидактики Я. А. Коменского. Но просто прочитать и узнать об этом мало. Необходимо еще и разобраться. Сделать это значительно сложней, нежели может показаться на первый взгляд.
Про наглядность
Она выполняет функцию основного источника при получении знаний. Я. А. Коменский понимал наглядность широко. Он основывался не только на зрительном восприятии. Ученый считал, что нужно привлекать все органы чувств. Это необходимо для того, чтобы обеспечить лучшее восприятие вещей и явлений. Сущность золотого правила дидактики заключается в восприятии, ведь именно благодаря нему предметы могут быть запечатлены в создании. Коменский считал, что только после того, как все ознакомились с предметом изучения, ему можно давать объяснения. Наглядность можно достичь в случаях, когда предмет усвоения представляют в чувственной форме. Очень подробно все это рассматривает так называемая «Великая дидактика» Коменского, которая является латинским вариантом труда этого ученого.
А как на практике?
Я. А. Коменский хорошо понимал, что просто демонстрировать предмет недостаточно. Учитель должен показывать изучаемое как в целом виде с различных сторон. Также необходимо разложить предмет на части на глазах у учеников, дать обозначение каждой составляющей и соединить все в одно целое. Данный принцип обучения Коменского (золотое правило дидактики) был отображен в учебнике мыслителя «Видимый мир в картинках». Эта книга считается очень хорошим образцом воплощения в жизнь новой педагогики. В ней было собрано большое количество рисунков. Под каждым из них размещалось словесное описание, выполненное на разных языках. Такой подход хорошо себя зарекомендовал во время обучения иностранным словам. Следует отметить, что ученый перед собой задачу коренной перестройки существующих учебных программ не ставил. Он полагал, что недостатки, присутствующие у старого схоластического подхода можно ликвидировать. Для этого достаточно просто представить все наглядно.
Более подробно о принципе наглядности в обучении
О чем здесь необходимо знать? Какой принцип обучения подразумевает золотое правило дидактики мы уже разобрали. Но почему именно он? Дело в том, что принцип наглядности является одним из наиболее популярных и интуитивно понятных. Он используется еще с древних времен. Мы также знаем, что в его основе находятся научные закономерности. А именно – органы чувств обладают различной реакцией на разные внешние раздражители. Для книг было характерным снабжение рисунками. Но это являлось эмпирическим применением наглядности, когда отсутствовало теоретическое обоснование. Коменский в своих изысканиях руководился сенсуалистической философией. Ним в основу был поставлен чувственный опыт. Ученый смог теоретически обосновать и подробно раскрыть принцип наглядности.
Применение и расширение наработок
Итак, уже было рассмотрено, что означает золотое правило дидактики. Но думать, что оно просто было сформировано в семнадцатом веке и так и осталось в неизмененном виде – ошибочно. Наработки чешского ученого регулярно совершенствовались. Например, широкого распространения они приобрели не только в деле изучения языков, но и в математике. Это обусловлено тем, что требуется достичь очень высокой ступени абстракции. Большей, нежели при изучении других предметов. Благодаря запросу на развитие абстрактного мышления и приобрел в данном случае популярность этот подход. Следует отметить, что наибольшая заслуга Коменского заключается в том, что он смог гениально обосновать, обобщить, углубить и расширить уже существующий в то время определенный опыт наглядного обучения. Он широко применял наглядность на практике, самым известным примером чего являются его учебники с рисунками.
Влияние других ученых
Коменский – не единственный человек, который уделял существенное внимание принципу наглядности и использовал золотое правило дидактики. Следует вспомнить еще и наработки Жан-Жака Руссо. Его дидактика базировалась на положении, что у ребенка необходимо развивать самостоятельность, сообразительность и умение наблюдать. Информация должна предоставляться восприятию человека с максимальной наглядностью. В качестве примера наводилась природа и жизненные факты, с которым ребенку предполагалось непосредственно знакомиться. Обоснованию наглядности уделял свое время Иоганн Генрих Песталоцци. Он полагал, что без ее применения в широком смысле данного слова невозможно добиться правильных представлений от человека об окружающем мире и очень проблематично развивать мышление и речь человека. Следует отметить, что Песталоцци не знал всю информацию об педагогической системе Коменского, хотя ему и были известны его книги.
Влияние русских мыслителей и педагогов
В первую очередь необходимо упомянуть Константина Дмитриевича Ушинского. Он, отталкиваясь от психологической специфики детского возраста, также существенное внимание уделял принципу наглядности. Его использование в обучении, как он считал, должно создавать конкретные образы, что непосредственно воспринимаются ребенком. Ведь отвлеченные представления и слова не могут дать понять, что и как обстоит в реальности. Проводимая в начальных классах воспитательно-образовательная работа должать строится исходя из закономерностей развития детей v требований школьной дидактики и педагогики. При этом большое влияние оказывает непосредственное восприятие действительности. Это очень важно в дошкольном возрасте, а также в младших классах. Когда дети познают окружающий мир, то в этом активное участие принимают различные анализаторы: слуховые, зрительные, двигательные и осязательные. Ушинский в особенности отмечал, что они мыслят образами, красками, звуками и ощущениями в общем. Поэтому, для детей необходимо проводить наглядное обучение, которое будет строится не просто на отвлеченных представлениях и словах, а с использованием конкретных образов. Причем таковых, что могут восприниматься ребенком непосредственно. Золотое правило дидактики позволяет подчеркнуть закономерность, на основе которой и осуществляется развитие детей данного возраста. Давайте рассмотрим пример с математикой, понять которую важно в младших классах, ибо потом разобраться с нею будет проблематично. Стоит задача обеспечения связи между конкретным и абстрактным. Для чего и зачем? Это позволяет создавать внешнюю опору для производимых внутренних действий, которые совершает ребенок. Также это выступает основой для развития и совершенствования понятийного мышления.
Продолжаем про русских мыслителей и педагогов
Еще немного про Ушинского. Обосновывая использование принципа наглядности обучения, он указывал, что единственный источник знаний человека – это опыт, который был сообщен с помощью чувств. Так много внимания уделено этому человеку не спроста. Он оказал сильное влияние на теоретическую разработку, а также применение принципа наглядности. Например, Ушинский предоставил материалистическое обоснование для всего этого. У него нет переоценки, как у Коменского, не встречается педантизм и формализм, как у Песталоцци. Ушинский рассматривает наглядность как одно из условий, которое позволяет получить учащимся полноценные знания и способствует развитию логического мышления. Следующий выдающийся ум, о котором необходимо вспомнить, это Лев Николаевич Толстой. Он приучал учащихся к наблюдательности и большое значение уделял жизненности преподавания. Лев Николаевич активно использовал экскурсии, опыты, таблицы и картинки, показывал подлинные явления и предметы и их натуральном, естественном виде. Он отдавал должное принципу наглядности. Но вместе с тем он критически высмеивал извращения, которые рекомендовали немецкие методисты при осуществлении «предметных уроков». Еще один человек, оставивший после себя след – это Василий Порфирьевич Вахтеров. Он утверждал, что развитие ребенка во время учебного процесса является естественным явлением жизни. При этом задача педагога – использовать такие методы воспитания и обучения, которые будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося. При этом необходимо ориентироваться на уровень развития творческих и познавательных способностей. Согласно Вахтерову, это и есть главная проблема, которая должна решаться при обучении и воспитании.
Заключение
Вот и рассмотрены принцип наглядности, золотое правило дидактики и их роль в образовательном процессе. Необходимо помнить, что это не цель, а всего лишь инструмент для познания окружающего мира и развития мышления учащихся. Ибо если чрезмерно увлекаться наглядностью, то она может стать препятствием для получения действительно глубоких знаний. Это выражается в торможении развития абстрактного мышления и понимания сущности общих закономерностей. Подводя итог, следует сказать, что занимало умы педагогов и ученых использование наглядных пособий на протяжении всей истории человечества. И это остается актуальным и по сей день.
Источник