Гельвеций, Клод Адриан — ЭнциклопедиЯ
Анатолий Фукс
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715—71), французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение — свойства материи. В то же время, будучи идеалистом в понимании истории, считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посм.).
ГЕЛЬВЕЦИЙ, Клод Адриан (1715—71), выдающийся французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 века, смело критиковавший феодальные порядки и католическую религию. Исходя из сенсуализма Дж. Локка, Гельвеций материалистически рассматривал ощущения, считал их единственным источником человеческих знаний и отбрасывал религиозные идеалистические вымыслы о субстанциональности и бессмертии души. Материализм Гельвеция носил метафизический и механистический характер. У Гольвеция «чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу морали.
Природное равенство человеческих духовных способностей, единство успехов разума с успехами индустрии, природная доброта человека, всемогущество воспитания — вот главные моменты его системы» ( К. Маркс ). Ратуя за буржуазный строй, Гельвеций изображал его как строй всеобщего счастья людей. В действительности буржуазный строй оказался строем безжалостной капиталистической эксплуатации. Основные сочинения Гельвеция: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посмертно).
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715—1771) — выдающийся представитель французского материализма и атеизма XVIII в. и один из идейных предшественников деятелей буржуазной революции во Франции. Гельвеций открыто признаёт реально существующими только материальные предметы; возникающие в человеческой голове представления и понятия он рассматривает как вторичные по отношению к материальной действительности. Гельвеций высмеивают религиозную догму о бессмертии души и провозглашает зависимость психической жизни человека от его телесной организации. В теории познания он стоит на позиции материалистического сенсуализма. «Всё, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума»,— утверждает он. Ощущения вызываются действием на наши органы чувств предметов и явлений внешнего мира, существующего в пространстве и времени. Гельвеций признаёт достоверность наших чувственных восприятий. Подобно другим французским материалистам Гельвеций — враг агностицизма.
Выступая в качестве воинствующего атеиста, он объявляет веру в бога результатом невежества одних и сознательного обмана других. Он видит прямую связь между религией и тиранией. Вместе с тем материализм его механистичен и метафизичен. В силу исторических условий Гельвеций не дошёл до понимания великой роли революционно-практической деятельности. Развивая материалистическую теорию познания, он ставил себе целью применить материалистический принцип к объяснению общественной жизни. Однако Гельвеций, как и все прочие домарксовские материалисты, стоял на позиции идеалистического понимания истории. Он утверждал, что человек есть продукт окружающей его среды и что характер человека не является чем-то врождённым, а определяется опытом, средой. Это был материалистический исходный пункт. Мысль Гельвеция о решающем влиянии среды, политических учреждений на образование характера человека имела прогрессивное значение.Отсюда вытекал революционный вывод о необходимости изменения среды, общества, феодальных отношений. «Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными» (Маркс и Энгельс, т. III, 160). Прогрессивные взгляды французских материалистов на общество оказали влияние на утопических социалистов начала XIX в. С другой стороны, Гольвеций в духе идеализма утверждал, что общественная среда в свою очередь создаётся существующим законодательством. «Законы делают всё»,— заявляет он. Законодательство же определяется господствующими в обществе идеями. Гельвеций делит идеи на полезные, вредные и безразличными. Люди действуют сообразно с полезными, выгодными им идеями. Мир духовный, по Гольвецию, подчинён закону интереса. Люди по своей природе — эгоисты. Но в их личных интересах считаться с общественными интересами, следовать принципу разумного эгоизма, действовать в интересах государства, народа. Нравственные недостатки имеют своей причиной порочное законодательство. Конечным выводом такого идеалистического объяснения было положение: «мнения правят миром». Требования изменения среды означало лишь требования замены феодальных порядков буржуазии. Идеалом Гельвеция был преуспевающий буржуа с его принципом личной пользы; этот буржуа непрочь способствовать общественному благу, но не в ущерб своим личным интересам. Гельвеций отстаивал принцип частной собственности, он был лишь против чересчур резкого имущественного неравенства. Вместе с тем критика Гельвецием политического устройства и законодательства феодального общества носила прогрессивный для того времени характер.
Главное произведение Гельвеция — «Об уме (1758) — относится к числу тех блестящих, талантливых произведений философской и атеистической мысли XVIII в., которые высоко ценил В. И. Ленин. Книга Гельвеция была вызовом религиозному и идеалистическому мировоззрению. Это был, по словам Дидро, «здоровенный удар дубиной по предрассудкам всех родов». Реакция осудила книгу из сожжения за нарушение «основ христианской веры». Другое известное материалистическое и атеистическое произведение Гельвеция — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» — опубликовано в 1773 г. Современные реакционные философы Франции резко выступают против прогрессивных идей Гельвеция. В борьбе с идеалистическим мракобесием Коммунистическая партия Франции отмечает выдающееся значение материалистических традиций Гельвеция и других материалистов XVIII в.
Гельвеций Клод-Адриан (1715—1771) — французский философ-материалист XVIII в. Гельвеций исходил из учения английского философа Локка о том, что идеи и представления человека имеют своим источником чувственный опыт. Развивая материалистическую теорию познания, Гельвеций ставил себе целью применить этот по существу материалистический принцип главным образом к объяснению общественной жизни. Он считал, что человек есть продукт окружающей его среды и что характер человека не является чем-то врожденным, а определяется опытом, внешней средой. Это был материалистический исходный пункт общественного учения Гельвеция. Однако далее он утверждал, что среда создается существующим в обществе законодательством. Законодательство же определяется господствующими в обществе идеями. Такое объяснение человеческого общества, конечным выводом которого было положение: «мнения правят миром», не является материалистическим. В общественном учении Гельвеций стоял в конечном счете на позициях идеализма. Взгляд Гельвеция о решающем влиянии среды, политических учреждений на образование характера человека имел большое революционное значение. «Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными» (Маркс). Отсюда вытекало требование о необходимости изменения феодальных отношений. Маркс указывает, что эти взгляды Гельвеция оказали большое влияние на утопический социализм начала XIX в. Главные сочинения Гельвеция: «Об уме», 1758 г., и «О человеке», 1773 г., переведены на русский язык.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715-71) — представитель фр. материализма 18 в. Основу философии Г. составил сенсуализм Локка, из к-рого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Г., познается при помощи ощущений. Др. орудием познания Г. считал память, к-рую определял как, «длящееся, но ослабленное ощущение». Упрощенно трактуя мышление, Г. понимал под ним лишь комбинирование ощущений. Он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Однако определяющую роль в общественном развитии, по Г., играют человеческое сознание и страсть, Глубокая характеристика взглядов Г. дана Марксом: „Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания — вот главные моменты его системы» (т. 2, с. 144). Признание Г. решающей роли среды в формировании человека, его идея гармонического сочетания личных и общественных интересов, идея равенства умственных способностей сыграли большую роль в подготовке утопического социализма. Соч.:»Об уме» (1758) и «О человеке» (1769, изд. 1773).
ГЕЛЬВЕЦИЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/philosophy/text/2348997 |
ГЕЛЬВЕ́ЦИЙ (Helvétius) Клод Адриан (26.1.1715, Париж – 26.12.1771, там же), франц. философ. Образование получил в одном из иезуитских коллежей Парижа, изучал античную и новую философию, литературу и языки. В 1738–51 занимал должность генерального откупщика налогов. В 1751 ушёл с гос. службы и переселился в Париж, где вошёл в круг энциклопедистов и включился в работу по созданию «Энциклопедии».
Материалистич. взгляды Г. складывались в общем русле идей Просвещения. Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц – атомов; с позиций сенсуализма Г. сводил воображение, память, суждение, мышление к ощущениям, а источником ошибок считал невежественные суждения. Выход в свет соч. Г. «Об уме» («De l’Esprit», vol. 1–2, 1758; рус. пер. 1917) стал событием в истории франц. Просвещения. Сочинение было осуждено теологич. ф-том Сорбонны и Парижским парламентом и сожжено. Причиной этих нападок, а также суровой критики мн. единомышленников стала последовательно проводимая Г. концепция утилитаризма. Определив человека как природное существо, физич. природа которого побуждает его к получению физич. удовольствий, Г. из этого делал вывод о личном, прежде всего материальном интересе как основе человеческой жизни. С этих позиций он объяснял все чувства человека и его поведение, отношения между людьми и устройство общества. Любовь к ближнему – результат любви к самому себе, в основе дружбы – корыстный интерес, надежда получить помощь и совет от друга (Вольтер считал, что такое понимание помещает дружбу в разряд «низких чувств»). Если бы человек не руководствовался корыстью, он проводил бы жизнь в лени и спокойствии (полемизируя с Г., Д. Дидро говорил о бескорыстии тех, кто жертвовал жизнью ради родины, или бескорыстии учёных, напр. Г. В. Лейбница и И. Ньютона, и т. п.).
В 1773 в Гааге усилиями друзей Г., а также рус. посланника в Голландии кн. Д. А. Голицына была опубл. кн. Г. «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» («De l’Homme, de ses facultés intellectuelles et de son éducation», рус. пер. 1938), где в центре его антропологич. концепции стоит проблема воспитания: «Люди рождаются либо без предрасположений, либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания» (Соч. М., 1974. Т. 2. С. 185). Уверенность во всемогуществе воспитания привела Г. к созданию демократич. социально-политич. программы. Его идеал – Франция как конфедерация небольших республик, где просвещённый монарх фактически играет роль президента государства. Все граждане превращаются в членов третьего сословия и приобретают равные политич. права, различие в их имущественном положении не должно быть слишком большим.
Г. заложил основание целостной системы утилитаризма ; его последователями стали И. Бентам и Дж. С. Милль .
Источник
Filslov.ru — Философия как предмет науки
Гельвеций Клод Адриан
(1715—1771) — выдающийся представитель французского материализма и атеизма XVIII в. и один из идейных предшественников деятелей буржуазной революции во Франции. Гельвеций открыто признаёт реально существующими только материальные предметы; возникающие в человеческой голове представления и понятия он рассматривает как вторичные по отношению к материальной действительности. Гельвеций высмеивает религиозную догму о бессмертии души и провозглашает зависимость психической жизни человека от его телесной организации. В теории познания он стоит на позиции материалистического сенсуализма. «Всё, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума»,— утверждает он. Ощущения вызываются действием на наши органы чувств предметов и явлений внешнего мира, существующего в пространстве и времени. Гельвеций признаёт достоверность наших чувственных восприятий. Подобно другим французским материалистам Гельвеций — враг агностицизма.
Выступая в качестве воинствующего атеиста, он объявляет веру в бога результатом невежества одних и сознательного обмана других. Он видит прямую связь между религией и тиранией. Вместе с тем материализм его механистичен и метафизичен. В силу исторических условий Гельвеций не дошёл до понимания великой роли революционно-практической деятельности. Развивая материалистическую теорию познания, он ставил себе целью применить материалистический принцип к объяснению общественной жизни..
Однако Гельвеций, как и все прочие домарксовские материалисты, стоял на позиции идеалистического понимания истории. Он утверждал, что человек есть продукт окружающей его среды и что характер человека не является чем то врождённым, а определяется опытом, средой. Это был материалистический исходный пункт. Мысль Гельвеция о решающем Влиянии среды, политических учреждений на образование характера человека имела прогрессивное значение. Отсюда вытекал революционный вывод о необходимости изменения среды, общества, феодальных отношений. «Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными». Прогрессивные взгляды французских материалистов на общество оказали влияние на утопических социалистов начала XIX в. С другой стороны, Гельвеций в духе идеализма утверждал, что общественная среда. в свою очередь создаётся существующим законодательством. «Законы делают всё», — заявляет он. Законодательство же определяется господствующими в обществе идеями. Гельвеций делит идеи на полезные, вредные и безразличные.
Люди действуют сообразно с полезными, выгодными нм идеями. Мир духовный, по Гельвецию, подчинён закону интереса. Люди па своей природе — эгоисты. Но в их личных интересах считаться с общественными интересами, следовать принципу разумного эгоизма, действовать в интересах государства, народа. Нравственные недостатки имеют своей причиной порочное законодательство. Конечным выводом такого идеалистического объяснения человеческого общества было положение: «мнения правят миром». Требование изменения среды означало лишь требование замены феодальных порядков буржуазными. Идеалом Гельвеция был преуспевающий. буржуа с его принципом личной пользы; этот буржуа не прочь способствовать общественному благу, но не в ущерб своим личным интересам. Гельвеций отстаивал принцип частной собственности, он был лишь против чересчур резкого имущественного неравенства. Вместе с тем критика Гельвецием политического устройства и законодательства феодального общества носила прогрессивный для того времени характер.
Главное произведение Гельвеция — «Об уме» (1758) — относится к числу тех блестящих, талантливых произведений философской и атеистической мысли XVIII в., которые высоко ценил В. И. Ленин. Книга Гельвеция была вызовом религиозному и идеалистическому мировоззрению. Это был, по словам Дидро, «здоровенный удар дубиной по предрассудкам всех родов». Реакция осудила книгу на сожжение за нарушение «основ христианской веры». Другое известное материалистическое и атеистическое произведение Гельвеция — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» — опубликовано в 1773 г. Современные реакционные философы Франции резко выступают против прогрессивных идей Гельвеция. В борьбе с идеалистическим мракобесием Коммунистическая партия Франции отмечает выдающееся значение материалистических традиций Гельвеция и других материалистов XVIII в.
Источник