Врожденный уровень эмоционального интеллекта у женщин выше чем у мужчин

Способности эмоционального интеллекта — гендерные различия

Настроить шрифт
    РазмерСтиль
  • Режим чтения

Сведения о гендерных различиях в сфере эмоционального интеллекта (ЭИ) — совокупности интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации [11] — достаточно противоречивы.

Так, обнаружено, что у мальчиков в сопоставлении с девочками уровень ЭИ на достоверном уровне в целом ниже [9]. Согласно результатам другого исследования значимые различия по уровню эмоционального интеллекта обнаружены только у родителей (у женщин ЭИ достигает более высокого уровня, чем у мужчин), в то время как у детей подобных различий выявлено не было [9].

На незначительность гендерных различий в эмоциональной сфере указывает Ш.Берн [3]. Напротив, Г. Орме приводит данные о том, что несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню коэффициента эмоциональности, женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем) [5]. Интересно, что у девушек общий уровень эмоционального интеллекта связан с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей – в большей мере с качеством межличностных связей, особенно в период раннего онтогенеза [1].

Рассмотрим далее гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых в рамках модели способностей [11].

Различение (идентификация) и выражение эмоций. На идентификацию собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы. Так, в ситуациях, которые способствовали возникновению гнева, например, в условиях предательства или критики, мужчины реагировали проявлениями данной эмоции. Напротив, женщины склонны были говорить, что в данных ситуациях они чувствовали бы себя опечаленными, обиженными или разочарованными. Различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если испытуемые-мужчины должны сообщить, насколько сопереживающими они стремятся быть [3]. Примечательно, что в подобных исследованиях при всём различии эмоциональной экспрессии у мужчин и у женщин наблюдались одинаковые физиологические реакции [8].

Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» – минимизации эмоциональной экспрессии [4].

Большее разнообразие способов выражения эмоций у девочек, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у мальчиков. В качестве примера эволюции эмоциональной экспрессии можно предложить выражение эмоции гнева. Интересно, что возрасте до 10 лет мальчики и девочки существенно не отличаются в проявлениях агрессии: во время переживания эмоции гнева и те, и другие демонстрируют физическую агрессию. Однако к 13 годам девочки приобретают ряд эффективных умений в тактике вербального и невербального выражения эмоций, а мальчики продолжают проявлять свой гнев при помощи физических действий [8]. В дальнейшем у мужчин по-прежнему преобладает прямая агрессия, у женщин – вербальная и косвенная «агрессия взаимоотношений» (распространение слухов) [3].

Гендерные стереотипы ограничивают выражение эмоций, «не свойственных» представителям определённого пола. Проявления печали, депрессии, страха и таких социальных эмоций, как стыд и смущение, рассматриваются как «немужские»; мужчины, проявляющие эти эмоции, оцениваются более негативно по сравнению с женщинами. Выражение гнева и агрессии, напротив, считается приемлемым для мужчин, но не для женщин. Женщины, начиная с подросткового возраста, обнаруживают более выраженную тенденцию к проявлениям депрессии, печали и стыда, чем мужчины [4]. Нельзя сказать, что мужчины не испытывают подобных «немужских» эмоций, однако они стремятся не проявлять их. Детерминация выражения эмоций гендерными нормами подтверждается следующим: различия в выражении эмоций наиболее сильны в социальных ситуациях, наименее – когда личность более свободна и комфортна в своих реакциях.

Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности), или фасилитация мышления. В житейском обиходе устоялось представление о преобладании у женщин «эмоционального мышления», которое подразумевает ингибирующее влияние эмоций на деятельность. Это означает, что женщины склонны реагировать не рационально, а эмоционально, причём ответ определяется не столько содержанием высказывания, сколько сложившимися к данному моменту отношениями [6]. Такая реакция непроизвольна и неконструктивна. Данный подход соответствует стереотипным представлениям о гендерных ролях, однако кажется далёким от современной реальности.

Понимание (осмысление) эмоций преобладает у лиц женского пола [1, 4]. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин.

Выраженные гендерные различия в сфере обработки эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, девочки-подростки в целом более эффективно регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний, нежел и мальчики [2].

Результаты исследований показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении причин эмоциональных вспышек – особенно интенсивных переживаний гнева и печали. К примеру, представители мужского и женского пола указывают на различные детерминанты таких эмоций, как гнев, страх или печаль. Мужчинам свойственно искать причины эмоций в межличностных ситуациях, в то время как женщинам присуще видеть их в личных отношениях или в настроении. Мужчина обычно объясняет собственное поражение внешними причинами, женщины ищут причины неудач в себе, в личностном несоответствии [8]

Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии [8].

Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение «немужских» эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости). В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости, естественно, допустимо агрессивное давление – отсюда социальное «разрешение» для мужчин на выражение гнева. Поощрение мальчиков к выражению агрессии, гнева и неодобрение по отношению к выражению печали, тревоги и уязвимости готовит их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу [7]. Напротив, в соответствии со стереотипными представлениями о гендерных ролях агрессивное поведение совершенно не приветствуется у лиц женского пола. Это связано с тем, что в сфере семейных взаимоотношений более продуктивной стратегией поведения является проявление женщинами позитивных эмоций и контроль внешних проявлений агрессии.

Таким образом, данные о гендерных различиях способностей эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Установлено, что у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.

Читайте также:  Структурный компонент личности это темперамент или характер

Литература

  1. Андреева И. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов// Женщина. Образование. Демократия: Материалы 7-ой международной междисциплинарной научно-практической конф. 10-11 декабря 2004 г., г. Минск. – Минск, 2004. – С. 282-285.
  2. Березовская Т.Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении (гендерный аспект) // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конф. 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Мн, 2003. – С. 196-198.
  3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: «прайм -Еврознак», 2001. – 320 с.
  4. Бреслав Г.М. Психология эмоций.– М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
  5. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М: «КСП+», 2003. – 272 с.
  6. Ярчак М. Т. Цi iснуе эмацыянальнае мысленне? // Адукацыя i выхаванне, 2002. – №7. – С.72-75.
  7. Brody L.R. Gender, emotion and family. Cambrige, MA: Harvard University Press, 1999.
  8. Goleman D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions. The New York Times, 1988.Copyright. 1988 by The New York Times Company. Reprinted by permission.
  9. Guastello D.D., Guastello S.J. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents // Sex Roles: A Journal of Research, Dec, 2003. Mode of access: http:// www.findarticles.com/p/articles.html.
  10. Harrod N.R., Sheer S.D. An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics // Adolescence, Fall, 2005. Mode of access: http:// www.findarticles.com/p/articles. html.
  11. Mayer J.D. Emotional intelligence information. [Electronic resourse]. – 2005. Mode of access: http://www.unh.edu/emotional_intelligence. html.

Андреева И. Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической конференции, 13-14 апреля 2007 года, г. Санкт-Петербург.: СПбИУиП – Ч.1– СПб, 2007. – С.12-15.

Источник

Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта

Настроить шрифт
    РазмерСтиль
  • Режим чтения

Сведения о гендерных различиях в сфере эмоционального интеллекта (ЭИ) – совокупности интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации – являются достаточно противоречивыми.

Так, Ш. Берн указывает на незначительность различий в эмоциональной сфере между лицами мужского и женского пола [1]. Согласно другим исследованиям [2], несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ (коэффициента эмоциональности), женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управ-лению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем).

Oбнаружены значимые различия в уровне эмоционального интеллекта между девочками и мальчиками-подростками: у мальчиков по сравнению с девочками уровень ЭИ в целом ниже [3]. В то же время согласно результатам другого исследования значимые различия по уровню эмоционального интеллекта обнаружены только у родителей (при этом у женщин ЭИ достигает более высокого уровня, чем у мужчин), в то время как у детей таких различий выявлено не было [4].

Согласно результатам проведённых нами исследований, у лиц юношеского возраста не выявлено гендерных различий в интегральных показателях эмоционального интеллекта [5], однако обнаружены расхождения в выраженности его отдельных способностей. Так, у девушек в отличие от юношей отмечается преобладание эмпатии, распознавания эмоций других людей, понимания эмоций в целом [5]; у юношей в отличие от девушек – доминирование внутриличностного эмоционального интеллекта и его компонента «контроль экспрессии» [6]. Можно предположить, что поскольку данные различия в уровне отдельных показателей эмоционального интеллекта не влияют на уровень EQ в целом, то имеет место компенсация эмоциональных способностей.

Результаты наших исследований позволяют выдвинуть предположение, что у девушек общий уровень эмоционального интеллекта связан, в первую очередь, с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей – в большей мере с качеством межличностных связей [7].

Рассмотрим гендерные различия в выраженности компонентов эмо-ционального интеллекта, выделяемых в модели способностей [8].

Различение (идентификация) и выражение эмоций.

На идентификацию собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы. Так, в ситуациях, которые способствовали возникновению гнева, например, в условиях предательства или критики, мужчины реагировали проявлениями гнева. Напротив, женщины склонны были говорить, что в данных ситуациях они чувствовали бы себя опечаленными, обиженными или разочарованными. Различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если испытуемые-мужчины должны сообщить, насколько эмпатичными они стремятся быть [1]. Примечательно, что в подобных исследованиях у мужчин и у женщин при всём различии их эмоциональной экспрессии наблюдались одинаковые физиологические реакции [9].

Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. В ряде исследований показана большая экспрессивность лиц женского пола вне зависимости от их возраста 12, при этом женщины проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах, чем в смешанных [13]. Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины [14].

Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин [9]. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» – минимизации эмоциональной экспрессии [10].

Большее разнообразие способов выражения эмоций у лиц женского пола, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у лиц мужского пола. В качестве примера эволюции эмоциональной экспрессии можно предложить выражение эмоции гнева. Интересно, что в возрасте до 10 лет мальчики и девочки существенно не отличаются в проявлениях агрессии: во время переживания эмоции гнева и те, и другие демонстрируют физическую агрессию. Однако к 13 годам девочки приобретают ряд эффективных умений в тактике вербального и невербального выражения эмоций, а мальчики продолжают проявлять свой гнев при помощи физических действий [9]. В дальнейшем у мужчин преобладает прямая агрессия (физическая и вербальная), у женщин – косвенная, или «агрессия взаимоотношений» (распространение слухов) [1].

Гендерные стереотипы ограничивают выражение эмоций, «не свойственных» представителям определённого пола. Для мужчин открытое проявление эмоций в ряде случаев достойно насмешек и позора.

Проявления печали, депрессии, страха и таких социальных эмоций, как стыд и смущение, рассматриваются как «немужские». Мужчины, проявляющие подобные эмоции, оцениваются более негативно по сравнению с женщинами [15], их не склонны утешать в этих случаях, как это принято по отношению к женщинам [10]. Выражение гнева и агрессии, напротив, считается приемлемым для мужчин, но не для женщин. Агрессивные мальчики оцениваются как более привлекательные и компетентные, чем неагрессивные, в то время как агрессивные девочки оцениваются как менее привлекательные и обычно сталкиваются с широким кругом проблем во взаимоотношениях со сверстниками [10]. В ситуации конфликта мужчины в большей мере склонны к внешней агрессии, в то время как женщины – к аутоагрессии (к самообвинению).

Женщины, начиная с подросткового возраста, обнаруживают более выраженную тенденцию к проявлениям депрессии и печали, стыда [10], страха и тревоги [14]. Нельзя сказать, что мужчины не испытывают подобных «немужских» эмоций, однако в ситуациях непосредственного общения они стремятся не проявлять их. Например, представители сильного пола проявляют такую же готовность обнаруживать свои эмоциональные проблемы, как и женщины, если они рассказывают о них в условиях магнитофонной записи или в письме в журнал [9].

Читайте также:  Как справиться с депрессией после расставания с любимым мужчиной

Согласно исследованиям, проведённым в США и в Венгрии, лица обоих полов считают, что женщины охотнее делятся своими чувствами, чем мужчины. В то же время мужчины наиболее откровенны в дружбе с женщинами [7]. По-видимому, опасения по поводу несоответствия гендерной роли у мужчин наиболее сильны в окружении представителей своего пола.

«Запрет» на выражение ряда эмоций и чувств существует и у женщин. Р.Сальваггио (1996) отмечает, что у женщин весьма желательно выражение эмоциональной зависимости от противоположного пола, погружённости в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств и проявление агрессии. По мнению автора, это создаёт у женщин мазохистскую установку [14].

Результаты приведённых выше исследований дали основание Ш.Берн говорить о том, что эмоциональность, т.е. сила переживаемых эмоций, у представителей обоих полов одинакова, различна лишь степень их внешнего выражения [1]. Е.П. Ильин вносит уточнение, что у мужчин и женщин различно и качество выражения определённых эмоций: «…то, что «прилично» для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться и т.п.), «неприлично» для мужчин, и наоборот, то, что «прилично» для мужчин (проявлять гнев и агрессию), «неприлично» для женщин» [14, с.106]

Возможно, с гендерными стереотипами связаны и различия в кодировании эмоций. Установлено, что женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, мужчины – гнева и злобы [14].

Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности (фасилитация мышления).

В житейском обиходе устоялось представление о преобладании у женщин «эмоционального мышления», которое подразумевает ингибирующее влияние эмоций на деятельность. Это означает, что женщины склонны реагировать не рационально, а эмоционально, причём реакция определяется не столько содержанием высказывания, сколько сложившимися к данному моменту отношениями [16]. Такая реакция непроизвольна и неконструктивна. Данный подход соответствует стереотипным представлениям о гендерных ролях, однако кажется далёким от современной реальности.

Представление о большей эмоциональности женщин по сравнению с мужчинами и знание об эмпирически установленной взаимосвязи эмоциональности и креативности [17] делает возможным предположение не столько об ингибирующем, сколько о фасилитирующем влиянии эмоций на умственную активность у лиц женского пола. Подобная гипотеза уже находит своё подтверждение в современных исследованиях. Так, выявлено более выраженное влияние эмоционального фактора на творческую продуктивность девочек по сравнению с мальчиками [17].

Понимание (осмысление) эмоций преобладает у лиц женского пола. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам [10; 14]. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с об-работкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин [18].

Выраженные гендерные различия в сфере обработки эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, современные девочки в целом лучше, чем мальчики, регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний [19], у них более развит эмоциональный канал эмпатии [20].

Женщины более эмпатичны, чем мужчины [14], при этом они более склонны плакать и говорить о своих бедах в ответ на рассказы других о своих неприятностях [21].

Н. Айзенберг и её коллеги связывают большую эмпатийность девочек 10-12 лет по сравнению с мальчиками более ранним моральным развитием первых [22]. Большую склонность к эмпатии женщин по сравнению с мужчинами объясняют их гендерными ролями (заботливость первых и властность, независимость, соперничество вторых), а также соответствующим воспитанием детей [14; 22]. Игры девочек с куклами развивают эмпатийную экспрессию, а игрушки мальчиков её не развивают. По мнению Д.Блока, у мужчин вследствие этого имеется менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости. В результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека. Заметим, что указанные исследования эмпатийности связаны с изучением со-горевания. Представляется интересным, какими были бы различия в данной сфере между мужчинами и женщинами в ситуациях, требующих со-радования.

В связи с последним замечанием интересным представляется обнару-женный нами факт: у девушек с повышением уровня понимания чужих эмоций через экспрессию связано снижение частоты переживания эмоции радости и повышение частоты переживания горя. Это позволяет предположить, что сопереживание проявляется у них, в первую очередь, как со-горевание. Иными словами, студентки используют свои эмоциональные способности, чтобы разделить с другими людьми их негативные переживания и, тем самым, снизить их интенсивность [6].

Данные исследований показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении причин эмоциональных вспышек – особенно интенсивных переживаний гнева и печали. К примеру, представители мужского и женского пола указывают на различные детерминанты таких эмоций, как гнев, страх или печаль. Мужчинам свойственно искать причины эмоций в межличностных ситуациях, в то время как женщинам присуще видеть их в личных отношениях или в настроении.

Если мужчина терпит поражение, он объясняет это внешними причинами (отсутствием возможностей, недостаточной поддержкой руководства). Женщины обычно ищут причины неудач в собственном личностном несоответствии [7; 10].

Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением.

Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева [9] и агрессии [10]. Даже у склонных к алекситемии мужчин запрет выше на страх, у женщин – на гнев.

Причины описанных выше различий являются в большей мере социальными, нежели биологическими. Паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы подходом в воспитании детей. Согласно К.Юнгу, у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Родители требуют, чтобы мальчики контролировали свои эмоции, но с девочками подчёркивается эмоциональная открытость [9; 10]. Превосходство лиц женского пола в склонности к обсуждению эмоций, которое появляется в раннем детстве, сохраняется на достаточно устойчивом уровне и в дальнейшем [10].

Различия в социализации девочек и мальчиков продиктованы неосоз-нанным стремлением родителей подготовить детей к выполнению соответствующих гендерных ролей. Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение «немужских» эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости). В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости допустимо агрессивное давление – отсюда социальное «разрешение» для мужчин на выражение гнева. Поощрение мальчиков к выражению агрессии и гнева и запрет на выражение печали, тревоги и уязвимости готовят их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу [7].

Напротив, агрессивное поведение в соответствии со стереотипными представлениями о гендерных ролях совершенно не приветствуется у лиц женского пола. Это связано с тем, что в сфере семейных взаимоотношений более продуктивной стратегией поведения является проявление позитивных эмоций и контроль внешних проявлений агрессии. Будучи поощряемы к выражению таких эмоциональных явлений, как теплота, жизнерадостность, уязвимость, смущение, и не поощряемы по отношению к выражению гнева и агрессии, женщины, скорее всего, будут успешно выполнять свои социальные роли воспитательниц и хранительниц домашнего очага. Кроме того, позиция «ведомого» (а именно таково в большинстве случаев положение женщины во взаимоотношениях с мужчиной в семье) побуждает к внимательному распознаванию эмоций других людей [23]. Поэтому с учётом требований гендерной роли вполне закономерно, что для девушек-студенток в большей мере, чем для юношей, субъективно важно уметь управлять собственными эмоциями и понимать эмоции других людей [24].

Читайте также:  Как справится со стрессом после выкидыша

Взрослея, девушки верят в то, что от них требуется выражать позитивные эмоции по отношению к другим людям, в противном случае окружающие будут их осуждать. Мужчины в аналогичных ситуациях не ожидают по отношению к себе подобных последствий [10].

Односторонний подход к социализации девочек и мальчиков приводит к печальным последствиям. Мужчины оказываются неспособными проявить столь необходимые во взаимоотношениях полов и в семейном общении нежность, теплоту и участие; они не допускают в сферу сознания страх и стыд. Женщины оказываются лишёнными возможности адекватно осознать и выразить агрессиюи гнев, они вынуждены тормозить проявления сексуальности. В том и в другом случае общество требует контроля определённых эмоций, который осуществляется далеко не безопасным для здоровья и взаимоотношений способом – через их подавление.

Итак, данные о гендерных различиях эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Если говорить о выраженности его структурных компонентов, то у женщин по сравнению с мужчинами преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.

1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: «прайм –Еврознак», 2001. – 320 с.

2. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. – М: «КСП+», 2003. – 272 с.

3. Harrod, N.R.An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics / N.R. Harrod, S.D. Sheer // Adolescence, Fall, 2005. [Electronic resource]. Mode of access: http:// www.findarticles.com/p/articles. html. – Date of access: 14.05.2005.

4. Guastello, D.D. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents / D.D. Guastello, S.J. Guastello. // Sex Roles: A Journal of Research. – 2003. – Volume 49, Numbers 11-12. – P. 663-673.

5. Андреева, И.Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов/ И.Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия: материалы 7-ой международн. междисциплинарной научно-практ. конф., Минск, 10-11 декабря 2004 г. / ЖИ «ЭНВИЛА»; редкол.: Черепанова Л.А. [и др.] – Минск, 2004. – С. 282-285.

6. Андреева, И.Н Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тезауруса эмоциональных переживаний в юношеском возрасте / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы международн. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 28-29 апреля 2006 года / СПбИУиП; редкол. В.Н. Дежкин [и др.] – Ч.1– СПб, 2006.– С. 17-21

7. Андреева И.Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные разли-чия / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы второй международн. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 13-14 апреля 2007 года / СПбИУиП; редкол. В.Н. Дежкин [и др.] – Ч.1– СПб, 2007.– С. 12-15.

8. Mayer, J.D. Models of emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey D. Caruso. In R.J. Stenberg (Ed.) Handbook of intelligence. – Cambrige, UK: Cambrige University Press, 2000. – P. 396-420.

9. Goleman, D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions / D. Goleman // The New York Times, August, 23, 1988.Copyright. 1988 by The New York Times Company. Reprinted by permission.

10. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

11. Stapley, J. Beyond depression: Gender differences in normal adolescents, emotional experiences / J.Stapley, J.M. Haviland // Sex roles. – 1989. – V.20. – P.295-308.

12. Суханова, К.Н. Гендерные проблемы эмоций / К.Н. Суханова // Психология XXI века: тезисы междунар. научно-практ. конф. студ. и аспирантов, 12-14 апреля 2001 г.; под ред. А.А. Крылова. – СПб: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2001. – С.257-258.

13. Cross, S.E. Models of self: self-construals and gender / S.E. Cross, L. Madson. // Psychol. Bull. – 1997. – V.122, №1. – P.5-37.

14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с. – (Серия «Мастера психологии»).

15. Siegel, S. Interpersonal perceptions and consequences of depressive-significant other relations: A naturalistic study of college roommates / S. Siegel, L. Alloy // Journal of Abnormal Psychology. – 1990. – 99. – P.361-373.

16. Ярчак, М. Т. Цi iснуе эмацыянальнае мысленне? / М. Т. Ярчак // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – №7. – С.72-75.
17. Качалко, В.Б. Корреляционный анализ качеств творческой личности / В.Б. Качалко, В.В. Гульчик // Психология. – 2003. – №2. – С.76-81.

18. Sex differences in temporo-limbic and frontal brain volumes of healthy adults / R. Gur [et al.] // Cerebral cortex. – 2002. – 12. – P.998-1003.

19. Березовская, Т.Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении (гендерный аспект) / Т. Березовская // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Минск, 2003. – С. 196-198.

20. Пономарёва, М. Гендерные особенности развития эмпатии в юношеском возрасте / М. Пономарёва // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конферен-ции, 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Минск, 2003. – С. 247-249.

21. Eisenberg, N. Sex differences in empathy and related capacities / N. Eisenberg, R. Lennon // Psychol. Bulletin. – 1983. – V.94. – P.10-131.

22. Eisenberg, N. The developments of prosocial values // N. Eisenberg // Social and moral values: Individual and social perspectives. – Hillsdale, N.Y., 1989.

23. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов; отв. ред.Э.А. Асратян. – М.: Наука, 1981. – 216 с.

24. Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации / И.Н. Андреева // Л.С. Выготский и совре-менная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза мораль-ного сознания и поведения: материалы III международн. научн. конф., Го-мель, 18-19 октября 2006 года / ГГУ им. Ф.Скорины; науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко.– Гомель, 2006. – С.128-131.

Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал. 2008. № 1. С. 39 — 43.

Источник

Оцените статью