Врожденные эмоции человека список

Врожденные эмоции

Врожденные эмоции — эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, но где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль.

Созревание и научение

Возможно, с функциональным созреванием врожденные эмоции вскоре будут ярче и сильнее, но это — результат созревания, а не научения, не воспитания. Впрочем, границы зыбкие. Ребенок (такое бывает) родился негативным, только спит или плачет, улыбку не разглядишь. Через месяц научился улыбаться? Его научили или в нем проснулась, созрела улыбка врожденная? Вопрос неясный.

Дети кривятся в отвращении, но продолжают кушать лимон с интересом.
скачать видео

Список врожденных эмоций

Список врожденных эмоций — спорный. Как правило, к имеющимся у большинства детей с рождения относят:

  • удовольствие, иногда радость (комплекс оживления), Ощущение приятно-неприятно — дваждыврожденная эмоция.
  • недовольство, переходящее в протест (ребенок недовольно плачет и выплевывает противное).
  • отвращение. Похоже, изначально у детей есть только реакция отвращения. Чувство отвращения — не врожденное и формируется позже, когда отвращение соединяется в недовольством. Смотри Чувство отвращения в онтогенезе
  • агрессия,

Следующие эмоции с рождения иногда присутствуют, иногда нет, но вскоре практически у всех детей (кажется) появляются стандартным образом:

Врожденные и базовые эмоции

Не все врожденные эмоции являются базовыми, и не все базовые эмоции являются врожденными. Смотри Врожденные и базовые эмоции

Оперативные и врожденные эмоции

Врожденные эмоции могут срабатывать и как реактивные, так и оперативные эмоции. Только родившись, дети уже используют оперативные эмоции, которые у них могут быть как эмоциональными акциями, так и эмоциональными реакциями. Смотри Оперативные эмоции

Врожденные и приобретенные

Похоже, что многие эмоциональные состояния, не являющиеся врожденными, возникают на основе этих врожденных. Являются производными от них или составными из них. Гнев, возможно, является суммой Недовольства и Агрессии.

Также возможно, что какие-то приобретенные эмоции является самостоятельно, «с чистого листа» выученными и творчески рожденными эмоциями.

Многие родители убеждены, что застенчивость их ребенок придумал сам, а не с кого ни срисовал.

Странно было бы предположить, что список врожденных эмоций был задан роду человеческому с какого-то одного момента и с тех пор не менялся. Скорее всего, это развивалось в процессе эволюции и в процессе развития человеческой культуры. И те эмоции, которые сейчас еще врожденными не являются, но постоянно воспроизводятся в культуре, скорее всего через некоторое время окажутся — уже врожденными. Дети начнутся рождаться с ними, как с обязательным набором для жизни.

Эмоция обиды ранее никогда в списке врожденных не фигурировала. В настощее время многие опытные специалисты-психологи отмечают, что у их детей эмоция обиды появляется сразу, буквально с рождения.

Читайте также:  Как вернуть те чувства что были раньше

Род (фамилия) и врожденные эмоции

Похоже, что в разных родах, семьях (фамилиях) генетически передается разный список врожденных эмоций. Возможно, что эмоция, врожденная в одной фамилии (роду), не врожденна в другой фамилии, в другом роду.

В разных родах (фамилиях) может быть разное преобладание одних врожденных эмоций над другими. В роду Ярилы Бодрого будут дети с явно выраженными с рождения радостью и гневом, а страх слабый и редкий, а в роду Тихона Смирного в палитре эмоций преобладает страх, а радость и гнев появляются редко и слабо.

Источник

Научная электронная библиотека

Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства

Место проведения: аудитория

Продолжительность: 2часа

Цели занятия:

  1. Определение и общая характеристика эмоций.
  2. Изучение основных свойств и функции эмоций.
  3. Изучение патологий эмоциональной сферы.

Студент должен знать:

  1. Определение понятия «эмоция»
  2. Классификации эмоций
  3. Функции эмоций
  4. Проявления эмоциональных свойств
  5. Патологию эмоциональной сферы.

Студент должен уметь:

  1. Классифицировать эмоциональные состояния.
  2. Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
  3. Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.

Темы проектов, рефератов:

  1. Эмоции и их роль в жизни человека.
  2. Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
  3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
  4. Патология эмоциональной сферы.
  5. Развитие эмоций в онтогенезе.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

  1. Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
  2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
  4. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
  5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
  6. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
  7. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
  8. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
  9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
  10. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.

Дополнительная литература:

1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.

3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

Исходный уровень контроля знаний:

1. Что изучает наука психология?

2. Что является предметом и объектом психологии?

3. Основные формы психических явлений.

4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?

5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?

Основные вопросы темы:

1. Характеристика эмоций

2. Основные теории эмоций.

3. Функции эмоций.

4. Основные компоненты эмоций

5. Классификация эмоций

6. Эмоциональные феномены

7. Снятие эмоционального напряжения

8. Патология эмоциональной сферы

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте основную характеристику эмоций.

2. Какие вы знаете основные теории эмоций.

Читайте также:  Плохо себя чувствовала как спросить что

3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?

4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?

5. Какие вы знаете функции эмоций?

6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

7. Перечислите основные компоненты эмоций.

8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.

9. Авторы классификаций эмоций.

10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?

11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?

14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?

15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?

Содержательная часть

Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

— астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

Читайте также:  У кого была послеродовая депрессия как справлялись

Таламическая теория эмоций Кенона-Барда

Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.

Лимбическая теория эмоций

Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.

Информационная теория П.В. Симонова

П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.

Таблица 1

Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

Дистанционное взаимодействие

Овладение, обладание

Источник

Оцените статью