- 1.3. Наказание и поощрение в эмоциональном развитии дошкольника
- Сделайте так, чтобы собака улыбалась в ответ на поощрение! Об эмоциях, которые играют важную роль в воспитании
- Консультация для родителей «Наказание, поощрение и прощение» консультация (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
1.3. Наказание и поощрение в эмоциональном развитии дошкольника
Б. Скиннер отвергает как ненаучные все попытки объяснить поведение человека на основе внутренних побуждений, он подчеркивает, что поведение целиком определяется влиянием внешней среды. 1 Скиннер считает, что человеческое поведение, так же, как и поведение животных, можно «сделать», создать и осуществлять контроль над ним. Главное понятие концепции Скиннера – подкрепление, то есть увеличение или уменьшение, вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Наказание может осуществляться путем лишения положительного подкрепления или осуществления отрицательного (лишение детей ранее обещанного удовольствия как наказание за плохое поведение). Однако меры наказания часто не подавляют не желаемого поведения. Наказание не имеет устойчивого эффекта; чрезмерно суровое наказание может прекратить нежелаемое поведение, но оно снова возобновится, когда наказание будет отсрочено, отдалено. Наказание указывает только на то, чего ребенок не должен делать, но не раскрывает, как следует поступать. Наказание может дать быстрый, но непродолжительный эффект. Поэтому наказание быстро входит в привычку того, кто наказывает, но не имеет длительного влияния на провинившегося.
Дети будут охотнее вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться родителями. Положительное подкрепление, в отличие от наказания, не имеет мгновенного эффекта, но оно оказывает более длительное влияние и практически не вызывает отрицательных эмоциональных состояний.
Наказание в воспитании можно заменить на игнорирование нежелаемого поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не будут подкрепляться. Но процесс угасания длится долго, требует большого терпения и может способствовать развитию агрессивного поведения. Поэтому, не обращая внимания на плохое поведение, необходимо акцентировать ребенка на хорошем и тем самым закреплять его. По мнению Дж. Аронфрида 1 социализация не может опираться только на поощрение. Общество, подчеркивает он, передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослых, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребенка. Научение не могло бы преодолеть этот разрыв, если бы наказание не было присуще социализации в такой же мере, как и поощрение.
Внутренний контроль детей над своим поведением возникает в результате установления условно-рефлекторной связи между аффективным состоянием (тревожностью) и внутренними коррелятами (когнитивными представлениями) действий ребенка. Время подачи наказания имеет особо важное значение. Если ребенка наказывают перед самым началом проступка, то внутренние моторные или познавательные корреляты действия в этот момент становятся фокусом тревожности, вызываемой наказанием. С этим моментом связана самая высокая интенсивность тревожности. Мотив подавления действия – следствие интенсивности тревоги. Наказание в начальном пункте зарождения действия мобилизует тревогу, уровень и степень которой достаточны для последующего подавления действия даже в случае, когда взрослый, контролирующий поведение, не присутствует в ситуации. Наказание, которое следовало на более позднем этапе действия, также может породить некоторую тревогу в момент зарождения действия, но только в силу существования механизмов, которые могут опосредовать распространение, генерализацию, возвращение тревоги как бы вплоть до начального пункта зарождения проступка.
А.В. Запорожец вместе с Я.З. Неверович показали, что на протяжении развития ребенка меняется место эмоций в общей структуре поведения, появляются новые формы сопереживания, сочувствия другому лицу, столь необходимые для совместной деятельности и общения. В ходе онтогенеза изменяется структура эмоциональных процессов: в их состав постепенно включается, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). 1 Эмоции становятся «умными», интеллектуализируются. А познавательные процессы приобретают аффективный характер, обогащаются чувством. Эмоциональное развитие не происходит стихийно, а осуществляется на основе целенаправленного воспитания.
В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.
Поощрением называют выражение положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.
Поощрение должно быть естественным следствием поступка ребенка, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло ребенка остальным членам общества. Оно должно быть справедливым и. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки детей, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.
Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ребенка. Это сильнодействующий метод. Ошибку взрослых в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение детей.
Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.
Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустрация – это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному, в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют возникающие при этом эмоции. Часть повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других – агрессивность, завистливость, озлобленность.
Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности – у других.
Поощрение и наказание формируют у детей дошкольного возраста умение правильно оценивать свое поведение. Самооценка способствует самостимулированию поступков детей. В процессе самооценки они определяют необходимость изменений своего поведения. При этом возможно использование детьми таких средств самовоспитания, как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).
Эмоциональная сфера предполагает формирование у ребенка необходимых навыков в управлении своими эмоциями; обучение его управлению конкретными чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.); пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
Методом, оказывающим доминирующее влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Как правило, метод убеждения постоянно сочетается с методом внушения.
Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. Внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс медленно и редко достигает намеченной цели.
Источник
Сделайте так, чтобы собака улыбалась в ответ на поощрение! Об эмоциях, которые играют важную роль в воспитании
Часто вижу волей-неволей такую картину: хозяин, отдавая команды своему псу, с совершенно не эмоциональным выражением лица это делает, смотрит как в пустоту, даже в голосе трудно различить, чего же он там монотонно бормочет. Ощущение, что делает он все это ради галочки. А собака, тем временем, просто ждёт, чтоб от нее отстали, наконец, да пошли дальше. Нюхать кусты и то интереснее, чем все вот это.
С одинаковым выражением лица говорить «нет» и «хорошо» одинаково бесполезно. Проще поставить автомат для выдачи вкусняшек или мячиков и уйти. Ничего не поменяется от отсутствия хозяина в данном случае.
Эмоции — важнейшее средство общения хозяина и собаки! Доказано, что по интонации, а вовсе не по словам, которые произносит человек, пёс делает выводы о том, хвалят его, или ругают.
Я, например, могу очень радостно приветствовать собаку, при этом говоря ей что-то вроде: «Ах ты, собака такая, опять извалялась в тухлятине! Чтоб я ещё раз тебя с поводка спустила! «. И собака радостная бееееежит ко мне, правильно, я ж улыбаюсь ей, радуюсь, а может и вкусняшка перепадёт. Хорошо хоть подошла, а не продолжила валяться))) и на том спасибо)))
Совсем другую окраску имеют запрещающие команды, тут по одной интонации пёс должен понять: все, хозяина прямо сейчас надо послушаться, иначе — быть беде.
Но не так важно ругать, как именно ХВАЛИТЬ ! Не просто голосом, но и жестами, мимикой — всем своим видом показывать, что пёс делает правильно. С щенками, выросшими с детства в условиях эмоциональной отдачи, очень легко находить общий язык в дальнейшем, они сканируют человека на предмет эмоций тех или иных и понимают, что положительно настроенный человек=хорошо (вкусняшка, игра, ласки).
Особенно хорошо это видно на хаски. Собаки эти — тонкие психологи, своенравные, но очень чуткие.
Вообще, людям, не эмоциональным по своей природе, заводить собак куда сложнее. А может и совсем не надо , если работать над своими эмоциями такой хозяин не готов.
Безразличие человека к собственной собаке накладывает отпечаток на всю ее жизнь. Такие псы — сами по себе, стремятся к обществу других собак, не хозяина. Переучивать очень сложно, собака просто перестает слышать людей, ну а зачем, ей просто не интересно.
Есть и другой вариант — собака начнет выбивать из хозяина хоть какие-то эмоции: пакостить, шкодить, делать это нарочно и прямо на глазах человека. И это нормально. В такой ситуации негативное поведение питомца надо игнорировать. Но через непродолжительное время — подозвать к себе, дать самую простую команду и похвалить. Весело похвалить, радостно!
Важно : обязательно надо получать от собаки ответную реакцию! Хвалите собаку так, чтобы она снова и снова хотела получать похвалу, так развивается мотивация, так легче в дальнейшем учить новые команды.
Когда собака четко понимает, за что ее бурно хвалят, а за что — строго ругают, в ее голове четко формируется устойчивая связь между причиной и следствием. А ещё — эмоциональная связь формируется между хозяином и псом, помимание и доверие возникает. Задумайтесь над этим и постарайтесь поработать над своими эмоциями)))
Источник
Консультация для родителей «Наказание, поощрение и прощение»
консультация (старшая группа) по теме
Наказать всегда проще, чем разобраться в поступке ребенка. Как правильно отнестись к детской шалости и всегда ли нужно наказывать детей? На эти, и на многие другие вопросы вы найдете ответы в этом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakazanie_i_proshchenie.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
Наказание, поощрение и прощение.
Тема «Наказания и поощрения ребенка в семье» является актуальной на сегодняшний день.
В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение – метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.
В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей. В.А.Сухомлинский выступал как решительный противник наказания. Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье… А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению того же А.С.Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.
На вопрос, как правильно распределять наказания и поощрения, невозможно дать точного ответа, сколько того и другого должно приходится на каждого ребенка. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело взрослого и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались взаимоотношения взрослого и ребенка, насколько они эмоционально близки друг другу!
Если говорить о наказании, то оно вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавится и никогда не переживать.
Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать — значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины , раскаяния.
Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями. Без этого чувства наказанные всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так «хладнокровно» наказывает. Взрослый оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.
Во многих семьях преувеличивается значение наказания. А часто необдуманное их применение приносит только вред. Случается, что родители применяют физические наказания, которые педагогикой резко осуждаются. Эти родители считают их «Безобидной» мерой: «Ведь только отшлепаешь его, а иногда лишь погрозишь ремешком – зато он боится и слушается».
Таким родителям следует напомнить, что любое физическое наказание отрицательно действует на нервную систему ребенка, а значит, вредит и его здоровью. Главное же – физическое наказание унижает его личность, человеческое достоинство. Все передовые педагоги прошлого страстно протестовали против применения любых физических наказаний. Современные педагоги и психологи отрицают физическое наказание как метод воздействия на ребенка.
В начале ХХ1 века о физических наказаниях заговорили и на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка». Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития маленького ребенка.
Применяя физическое наказание, у родителей не хватает настойчивости, терпения, и они избирают более быстрый и простой, на их взгляд, путь воздействия, не сознавая, что приносят огромный вред ребенку.
Многие современные педагоги утверждают, что любое наказание имеет тройное значение.
Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разобранную вещь…
Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.
Но третье, и по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.
Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с воспитательной точки зрения наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, приносит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.
Однако далеко не всякий детский поступок требует наказания.
Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка ( например , недостаточная координация движений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбуждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в наказании.
Какие же наказания следует применять? Наказанием может быть лишение ребенка любимой игрушки или всех игрушек; отмена очередного чтения вслух, прогулки, совместной с родителями работы, игры – вообще лишение ребенка какого-то удовольствия. Можно посадить малыша на стул ( ненадолго); старшему дошкольнику сказать при этом: «Сиди и думай, как ты себя вел, потом мне скажешь».
Так же наказанием ребенка является сообщение о его проступке членам семьи. И важно, чтобы он почувствовал, что его осуждают все близкие, а не кто-нибудь один из них. Иногда можно рассказать о проступке ребенка соседям, знакомым, особенно тем, кого он уважает, любит. Строгий взгляд матери или отца, замечание или выговор, отказ поцеловать на ночь, отказ от разговора, являются наказанием для детей. И если дети привыкли ценить ласку родных, привыкли е общению с ними, то этих как будто незначительных наказаний достаточно и родителям не придется применять более строгих мер.
А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Основное средство поощрение – это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала.
Педагогическая ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье – весьма сомнительна, она больше похожа на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка, такое воспитание построено на принципе – «ты — мне, я — тебе». Такой стиль Е.В.Субботский называет прагматическим. Подобное общение формирует у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил лишь в условиях внешнего контроля.
Там, где символ становится главным и самоцельным, где он заставляет ребенка хорошо вести себя, в семье что-то неладно.
Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет боятся того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.
Но если за каждый маленький успех хвалить, одобрять и подбадривать ребенка, появится надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей.( Ю.П.Азаров.)
Поощрение, само по себе очень важно для дошкольника, так как помогает ему утвердится в правильности своего действия, поступка. Поощрение, высказанное воспитателем, мамой или папой, старшим братом, очень часто создает у ребенка желание слушаться. И это понятно, ведь малыш привык прислушиваться к авторитетному для него мнению взрослых людей. Если отец, например, одобряет сына за то, что он без капризов пошел спать или надел ту одежду, что ему приготовили, — ему приятно, у него возникает желание и в другой раз послушаться. Повторные поощрения содействуют формированию у ребенка «убеждения», что он поступает хорошо, он послушный. И это убеждение, основанное на приятных переживаниях, влияет на дальнейшее поведение. Постоянные же порицания, упреки в непослушании, часто высказываемые при детях, действуют на них внушающее. Ребенок начинает думать, что он и впрямь плохой, непослушный.
Поощрение следует применять продуманно. Если выполнение требуемого стоило ребенку усилий и тем более если его правильное поведение оказалось полезным, приятным другим, его можно похвалить. Послушание детей надо отмечать почаще. Однако и дети должны знать цену похвалы.
Поощрение и наказание – основные воспитательные средства. Это значит, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели.
Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого – прощение!
Многие ученые считают, что взрослые должны овладеть искусством прощать (З.Матейчик, Е.В.Субботский, Б.Спок и другие).
Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые поступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.
Но и здесь следует избегать крайностей.
А.В.Петровский считал, что «Сакраментальное всепрощающее: «Ничего, он еще маленький!» — ничем не оправданная подачка взрослого, которая способна только испортить малыша». Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать все – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.
Список используемой литературы:
Т.А.Куликова «Семейная педагогика и домашнее воспитание».
Л.Н.Виноградова «Детский сад и семья».
Т.А.Маркова «Как воспитывать у детей послушание, активность».
Т.А.Маркова и Л.Ф.Островская «О воспитании дошкольников в семье»
Источник