- Самарский областной художественный музей
- Коллекция
- Решили идти в Иерусалим, из цикла картин «Из жизни Христа» 1889-1909
- Возвещать радость плачущим
- Несколько зарисовок перед праздником святых жен-мироносиц
- LiveInternetLiveInternet
- —Музыка
- —Статистика
- Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927). Возвестила радость плачущим
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Цикл картин В. Поленова «Из жизни Христа».
Самарский областной художественный музей
Коллекция
|
Решили идти в Иерусалим, из цикла картин «Из жизни Христа» 1889-1909
Холст, масло 83,0×106,0
В.Д.Поленов был выдающимся мастером исторической, пейзажной и жанровой живописи, членом Товарищества передвижных художественных выставок. Он окончил Петербургскую академию художеств, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, продолжал традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, среди его учеников были И.И.Левитан, К.А.Коровин.
В экспозиции СОХМ представлены произведения Поленова, созданные в начале ХХ века, происходящие из собрания самарских купцов П.И. и В.Л.Шихобаловых.
Пейзаж «Нил. Фиванский берег» (1914, холст на картоне, масло, 36х142) написан на основе этюда 1881 года, находящегося в Третьяковской галерее.
На основе путешествий на Ближний Восток и по библейским местам художником была написана знаменитая картина «Христос и грешница», а также создан обширный цикл картин «Из жизни Христа» (1890- 1900-е).
В собрании СОХМ представлены три работы из этого цикла:
1. «Решили идти в Иерусалим» (холст, масло. 106х83)
Здесь изображен Христос с учеником на берегу Тивериадского (Генисаретского ) озера.
2. «Возвестила радость плачущим» (холст, масло. 80х141)
В центре композиции — Мария Магдалина, пришедшая к оплакивающим Христа женщинам с радостной вестью о его воскресении
3. Этюд к картине«Привели детей» (холст на картоне, масло. 32х56)
Работа иллюстрирует фразу Христа из Евангелия: «Пустите детей приходить ко мне, ибо их есть Царствие небесное».
Полотна решены в пленэрном ключе, лишены всякой мистической окрашенности, в них выражена гармония человека с окружающим миром, пронизанным светом и воздухом пейзажем Палестины, а образу Христа придан вполне земной характер.
Especially valuable part of the collection consists of works by Vasily Polenov. Pictures of the series «The Life of Christ» (1890 — 1900s), — «We decided to go to Jerusalem«, «Ushered in a tearful joy» and a sketch for the painting «Children were brought» — are all settled in plein-air manner. They are seen more as lyrically painted scenes in which the image of Christ is given quite terrestrial in nature; human harmony with the surrounding world is expressed, filled with light and air of the landscape of Palestine.
Источник
Возвещать радость плачущим
Несколько зарисовок перед праздником святых жен-мироносиц
На пороге вечности
Умирала наша прихожанка баба Лида. Умирала в последнем печальном приюте — городском хосписе. Софья пошла навестить её, хотя и было страшновато: рисовались картины страдания и собственной беспомощности в желании помочь.
В палате их было четверо — умирающих женщин. Ужаснувшись, как неузнаваема, как исхудала баба Лида, Соня устремилась навстречу её протянутым рукам. Руки эти с длинными костлявыми пальцами были невероятно худы и тонки как линейка. Софья обняла её, пряча глаза от тревожного, молящего о помощи взгляда. Поцеловала эту тёплую руку-линейку и. сквозь слёзы увидела бабу Лиду на соседней кровати. От ужаса и боли, от готовности к страшному она перепутала, не узнала её. Как же сестра Лидия была рада! Утешала Соню, улыбалась, угощала. Оправившись кое-как от шока, Софья несколько часов поухаживала за ней. Поменяла белье, вынесла судно, покормила домашним супом. И хотя на вид баба Лида выглядела довольно бодрой, то и дело открывала молитвослов и плела тонкие косички поредевших волос, сознание её явно угасало: ей всё казалось, что она едет в поезде, где украли её вещи. «Бологое, станция Бологое. », — шептала она, лихорадочно обирая край одеяла.
А та женщина с тонкими ветками рук всё причитала и звала к себе. Другая спала и стонала во сне. Третья тихо сидела на кровати и смотрела в окно.
С бабой Лидой Софья больше не увиделась. Она умерла через два дня. Прошло уже несколько лет, а Соне всё помнится та встреча, те четыре женщины на пороге вечности. И свой малодушный страх в этой убогой лечебнице на краю города.
Вы такая красивая.
По благословению духовника Наталья уже не один год ухаживает за сиротами, одинокими стариками.
— Знаешь, что заметила, — делится она, — рассказываешь знакомым о хосписе, они ужасаются: «Нет, это не для меня, я чувствительная, в обморок упаду. » И получается, что я-то — бесчувственная, потому что перевязываю их раны, обмываю, кормлю с ложки. Ну и пусть, пусть бесчувственная, но мне так жалко этих одиноких брошенных людей. Как-то познакомилась с молодой буряточкой Ларисой. Она умирала от саркомы и сильно мучилась. Но не столько от боли, сколько от открывшейся ей вдруг бессмысленности жизни. Я часами сидела возле неё, рассказывала о Православии, о святых, о том, для чего человек вызывается Богом в мир. Какими же глазами, полными боли и надежды, смотрела она на меня! Будто прожигала. А за несколько дней до смерти попросила окрестить её. Я позвала батюшку. Потом об этом узнали её родные, ругались, запрещали отпевать. Но Господь помог — смирились. А после отпевания подошла её младшая сестра и плакала на моём плече.
В другой палате умирал Николай — бомж, привезённый с улицы. Когда его отмыли и обрили наголо, он оказался ещё нестарым мужчиной с печальными голубыми глазами. Квартиру оставил жене, побирался, жил в колодцах. У него была гангрена обеих ног, которые отморозил. Как же он стеснялся, когда я пыталась переодеть его, принести судно. И такой радостью, признательностью светились его глаза, когда, бывало, просто посидишь с ним рядом.
Однажды от избытка чувств, от жгучего чувства ответной благодарности он сказал мне: «Какая вы красивая!». Это мне-то, старой бабке.
Исповедь вслепую
Соседке Ефремовне 75 лет. Она диабетик, одинокая и слепая. Марина, сама вся в скорбях, старается помогать ей как может: то в магазин сходит, то лекарства купит, то еду какую-то несёт. Засиживаться у Ефремовны не любит. И дело тут не в духоте и дикой захламлённости квартиры, не в тараканах, падающих с потолка, и даже не в телевизоре, который здесь никогда не выключается. Ирина устала оттого, что Ефремовна всех осуждает, устала от разговоров о внучатых племянниках-наркоманах, которые тянут с неё деньги, бессовестно обманывают и обворовывают.
Сначала Марина пыталась навести порядок в квартире соседки, потравить тараканов, но Ефремовна, видно, привыкла так жить и к своему «добру» не подпускала.
Ну, купила ей крестик, икону подарила, подаёт в церкви сорокоусты. Рассказала про исповедь, причастие.
— Неужели вы не боитесь ТАК идти ТУДА, ни разу не исповедавшись? — прямо спросила Ефремовну.
Та соглашалась. Марина решила приготовить соседку к исповеди. Сидела с ней, объясняла всё, записывала грехи, которые с огромным трудом наскребались по сусекам её памяти. И всё больше чувствовала непонятное глухое сопротивление Ефремовны. Как-то получалось, что никаких почти грехов у соседки нет. Чувствуя, как в душе закипает раздражение, Марина вдруг спросила:
— У вас там под халатом крылышек нет?
Ефремовна обиделась и отстранилась от трудного разговора.
Видя, что племянникам и подружке Ефремовны нужна только дарственная на квартиру, Марина по-прежнему навещает соседку. Водит в парикмахерскую и магазин, меняет лампочки, приносит лекарства. Ставит за неё свечки в церкви. И даже предложила позвать к ней священника для исповеди в свою чистую квартиру. Но прошёл уже год, второй, третий. Вот бы исповедаться сейчас! Но воз и ныне там — соседка думает. А против свободной воли не попрёшь.
И стряхивая с платья тараканов на подъездной площадке, Марина всё чаще спрашивает себя: а нужна ли такая помощь, если главного нет? Но ведь и бросить жаль! А может, не надо было ей приступать к этой самой «исповеди вслепую».
Сторона любви
Их зовут Ира и Кира. Они сестры — худенькие и хрупкие, с задумчивыми серыми глазами, словно сошедшие с полотен Нестерова. Они не просто сёстры, они — близнецы. И когда говорю с ними по телефону, ощущение, что разговариваю с обеими враз — так похожи их голоса и так слитно они думают и говорят, дополняя друг друга. Кира, как старшая на шесть минут, несколько строже и рассудительнее. Зато уж Ирина — солнышко: смешливая, ласковая.
У этих девушек с рождения слабое здоровье. Но Господь щедро одарил их другим, редким по нынешним временам качеством — чувствовать чужую боль, сострадать и помогать. Уже не один год они опекают детдомовцев. И не просто приходят раз в месяц с кульком конфет, хотя и на это не все христиане находят время и любовь в сердце. Ира и Кира уже много лет «ведут» своих девчонок. Став крёстными и приняв их под своё крыло ещё маленькими, уже выдают замуж. И заботы, как, разумеется, и затраты, с годами тоже растут.
Замечали, встретишь одну — всё жалуется, второго послушаешь — хвастает, а третья всегда торопится чем-то обрадовать
Кто-то из древних философов сказал, что как Луна к Земле повёрнута одной стороной. Так и человек к другому — тоже одной стороной. Замечали, встретишь одну — всё жалуется, второго послушаешь — хвастает, а третья всегда торопится чем-то обрадовать. Вот и с этими сестрёнками увидишься, обязательно что-то дельное посоветуют, помогут или просто подарят ослепительно красивую открытку на Пасху (где они только такие берут?).
Мне представляется их девическая комната-келия со множеством книг и любовно развешанных и расставленных икон. И видится картина, как неверующий брат Киры-Иры, услышав снова о новейшем слуховом аппарате, который сёстры «за бешеные бабки» выписывают из Японии для глухой крестницы, скептически вопрошает: «А вам это надо?» Они же, лишь тихо и задумчиво улыбаясь, молчат в ответ.
А мы — какой стороной повёрнуты к ближнему?
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Статистика
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927). Возвестила радость плачущим
Пятница, 02 Декабря 2016 г. 11:31 + в цитатник
Возвестила радость плачущим,1899-1909.
Холст, масло. 80 х141.
Самарский художественный музей
«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит» — можно считать, что в этих словах из письма В. Васнецову заключен творческий принцип мастера, который Василий Дмитриевич Поленов пронес через всю жизнь. «В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело» — писал художник в том же письме. Выполняя это предназначение искусства — «давать счастье и радость людям», Поленов создавал в картинах цикла «Из жизни Христа» повествование о «патриархальном золотом веке» Галилеи в дни Иисуса Христа. Это повествование должно было, по мысли художника, пробуждать в людях стремление к возвышенной и чистой жизни, способствовать воспитанию в них гуманности и чувства красоты.
Евангельская тема во второй половине XIX века занимала в светском искусстве одно из ведущих мест. Кроме Поленова к ней обращались Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, В.Г.Перов, В.И.Суриков, Г.И.Семирадский, В.В. Верещагин и многие другие. В отражении образа Христа, бывшего для живописцев воплощением высоких нравственных идеалов и духовных ценностей, заключалась общественная миссия искусства.
Серию «Из жизни Христа» Поленов считал «главным трудом своей жизни». Начиная работу, он писал: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем. » Непосредственная работа над серией началась в 1899 году, когда Поленов совершил вторую поездку на Ближний Восток для сбора материалов. В 1909 году этот труд был закончен, и 58 картин серии «Из жизни Христа» были показаны сначала в Петербурге, а затем 64 картины продемонстрированы в Москве и Твери. Выставки пользовались большим успехом. То высокое настроение, которое владело художником во время работы, было передано зрителям.
В картине «Возвестила радость плачущим» Поленов не следовал канонам христианской иконографии, она воспринимается скорее как лирически окрашенная сцена. В его картинах последовательно излагалась цепь событий, но они никак не являлись иллюстрациями к Евангелию — «мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события» — писал художник о своем цикле Л. Толстому.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- церкви и соборы (182)
- архитектура (166)
- усадьбы (62)
- Живопись (155)
- зарубежные художники (79)
- прерафаэлиты (43)
- импрессионизм (21)
- Тулуз-Лотрек (3)
- Уистлер (3)
- Живопись русские художники (130)
- Врубель (17)
- современные художники (13)
- Левитан (7)
- Рерих (7)
- Нестеров (7)
- Васнецов В. (7)
- Корин (4)
- рецепты (117)
- торты, десерты и др. сладости (21)
- Модерн (103)
- живопись, графика (33)
- Россия. Живопись модерна (23)
- Кекушев Л. (13)
- модерн (13)
- скульптура (7)
- стекло (вазы и пр.) (6)
- разные вещицы (5)
- Фаберже (3)
- Москва (90)
- Москва на старинных фото (43)
- усадьбы и дворцы (14)
- монастыри (89)
- Валаам (6)
- акварель (81)
- Восточная живопись и гравюра (13)
- Модерн архитектура (65)
- Храмы деревянные (49)
- Романовы (48)
- Храмы Украина (45)
- Храмы Москвы (44)
- Храмы Подмосковья (39)
- скульптура (39)
- Круиз на Вятку 2013 года (38)
- крепости и замки (36)
- Крепости и замки Украины (6)
- Крепости и замки России (5)
- Деревянные дома (35)
- Необъятные просторы России (30)
- святые князья и княгини (29)
- иконы (24)
- мои картины (24)
- Христианские святые и святыни заграницей (23)
- люди и судьбы (22)
- Шехтель Ф.О. (21)
- мифы и искусство (20)
- русский стиль (19)
- Санкт-Петербург (15)
- Дворцы и усадьбы (10)
- Лиру (15)
- Заграничные красоты (15)
- балет (14)
- уроки рисования (13)
- история (13)
- готика и псевдоготика (12)
- Городские пейзажи. Портрет города. (11)
- Армения (11)
- Музеи (11)
- мысли и думы (11)
- старинные открытки и фотографии (11)
- Цветы художников (10)
- Церкви Европы (10)
- сад-огород (10)
- святыни (10)
- Храмы Санкт-Петербурга (9)
- Лечебник и полезные советы (9)
- правители (9)
- святые (9)
- Храмы Беларуси (7)
- Прокудин-Горский (старинные фото) (7)
- драгоценности (7)
- Круиз по Оке в мае 2014 г. (6)
- Архитектура Украины (6)
- ГИМ (исторический музей) (6)
- посуда (фарфор, серебро и пр.) (6)
- Круизы (5)
- рукоделие и hand-make (5)
- гравюра (5)
- Круиз по Волхову. 2011 год. (4)
- Пермские боги (4)
- разные вещицы (4)
- Рюриковичи (3)
- немного политики (3)
- сады и парки (3)
- Дом Романовых (3)
- мода (3)
- Христианские святые (2)
- Немного о себе (2)
- святыни дома Романовых (2)
- ремонт (2)
- музыка (2)
- Семейные хроники (1)
- фотографии (1)
- резьба по кости (1)
- живопись (0)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Цикл картин В. Поленова «Из жизни Христа».
Воскресенье, 12 Апреля 2015 г. 08:20 + в цитатник
С ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ.
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1889
Позднее повторение одноименной картины
Холст, масло. 91 x 137 см
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Мечты. 1894
Холст, масло. 180 x 165 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит» — можно считать, что в этих словах из письма В. Васнецову заключен творческий принцип мастера, который Василий Дмитриевич Поленов пронес через всю жизнь.
Христос и грешница (Кто без греха?). 1888
Холст, масло. 325 x 611 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
«В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело», — писал художник в том же письме.
Серию «Из жизни Христа» Поленов считал «главным трудом своей жизни».
1.
Был в пустыне. 1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 50 x 70 см
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
2.
Палестина. Нагорная проповедь. 1890-1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 69 x 87 см
Челябинский государственный музей изобразительных искусств
3.
Марфа приняла Его в дом свой. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 43 x 30 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Выполняя это предназначение искусства — «давать счастье и радость людям», Поленов создавал в картинах цикла «Из жизни Христа» повествование о «патриархальном золотом веке» Галилеи в дни Иисуса Христа. Это повествование должно было, по мысли художника, пробуждать в людях стремление к возвышенной и чистой жизни, способствовать воспитанию в них гуманности и чувства красоты.
4.
За кого Меня почитают люди. 1890-1900-е
Картина из серии «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 45 x 72 см
Вологодская областная картинная галерея
5.
Иоанн и Иаков. 1900-е
Эскиз картины из серии «Из жизни Христа»
Бумага на картоне, акварель. 21 x 27 см
6.
Христос и грешница. 1888
Уменьшенное повторение одноименной картины, хранящейся в ГРМ.
Холст, масло. 150 x 266 см
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева
Серию его полотен дерзновенно называют «Евангелием от Поленова», но на самом деле он открывал миру того самого Христа, которого мы знаем благодаря Священной Истории. Однако делал он это языком живописи.
7.
Привели детей. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 17 x 29 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
8.
Привели детей. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 32 x 56 см
Самарский областной художественный музей
9.
И был там. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 26 x 31 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Поленов исследовал весь земной путь Христа – посетил Святую Землю, Сирию, Палестину, Египет. Он делал этюды, снимал фотографии, собирал костюмы.
Василий Поленов написал множество прекрасных полотен, которые сделали его знаменитым на весь мир. Однако главной работой всей жизни Поленова стал цикл картин «Из жизни Христа». Приступая к работе над картиной «Иисус и грешница», Василий Дмитриевич понял, что Иисус Христос – это настолько великая фигура, столь сильная личность, что писать картину о нем нужно непременно после знакомства с тем миром, в котором Он проводил свою земную жизнь.
10.
И возвратился в Галилею в силе духа. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 131 x 75 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
11.
Иаков и Иоанн. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 54 x 28 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
12.
Мечты (На горе). 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 151 x 142 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
13.
За кого меня почитают люди. 1890-1900-е
Эскиз картины из серии «Из жизни Христа»
Картон, масло. 35 x 21 см
Вологодская областная картинная галерея
14.
Исполнялся премудрости. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа». Вариант-повторение
Холст на картоне, масло. 25 x 31 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
15.
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Холст, масло. 79 x 158 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
16.
Пределы Тирские. 1911
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 42 x 80 см
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл.
17.
Среди учителей. 1896
Холст, масло. 150 x 272 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
18.
Источник девы Марии в Назарете. 1882
Холст, масло. 22 x 32 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Наталья Громолина: «Когда он решал сделать какую-то работу, он соотносился в этих сводах Евангелия, все четыре лежали перед ним, с определенной строкой, он как бы входил в то состояние, в котором был как художник там в этих местах, и писал свою работу».
«На горе», «Тайная вечеря», «Стерегли», «Предал дух», – все эти работы, – это своеобразное «Евангелие от Поленова».
19.
Пошла в Нагорную страну. 1894
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 110 x 70 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
20.
Решили идти в Иерусалим. 1899-1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 83 x 106 см
Самарский областной художественный музей
21.
Тайная вечеря
Холст, масло. 37 x 54 см
Тюменский областной музей изобразительных искусств
Наталья Громолина: «Он рассказывает о жизни Христа, но только живописью. Он говорит об этом, о гармонии человека и природы, о желании человека познать самого себя. О желании объяснить всем другим, как надо жить, что надо в этой жизни делать для того, чтобы жизнь была прекрасна».
К тысяча девятьсот двенадцатому году Василий Дмитриевич Поленов полностью завершил работу над циклом «Из жизни Христа».
Всего было создано 62 работы.
22.
Возвестила радость плачущим. 1899-1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 80 x 141 см
Самарский областной художественный музей
Ими сразу же заинтересовалась общественность. Картины были восприняты как новое слово в живописи. Поленову поступало множество предложений о показе работ, как в России, так и за рубежом. В итоге одна из самых первых выставок Евангельского цикла прошла в Праге. Показ имел колоссальный успех. Многие работы сразу же нашли своих покупателей и таким образом разлетелись по всему миру.
Однако в канун пражской выставки в 1912 году был выпущен специальный альбом, в котором опубликовали все репродукции цикла.
Вошли на Голгофу
Поленов В.Д.
Рубрики: | Живопись русские художники |
Метки: Поленов Христос картины цикл праздники пасха
Процитировано 9 раз
Понравилось: 11 пользователям
Источник