Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников
Наталья Глухина
Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка, понимание своих эмоций и чувств — главный компонент в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.
Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Для осуществления процесса взаимодействия дошкольник должен распознавать эмоциональное состояние, настроение других людей, выражать собственные эмоции так, чтобы они были понятны и вызывали ту реакцию, которую ожидает ребенок, другими словами, находить с людьми общий эмоциональный язык. В дошкольном возрасте закладываются также основы эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональное развитие — это закономерный процесс, в каждом возрастном этапе есть новообразования, которые можно успешно использовать в формировании эмоциональной сферы. Давайте рассмотрим их.
На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу.
Отмечается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи.
Формируются симпатии к отдельным людям.
Закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих.
Ребенок доволен, когда его хвалят.
На третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника, что приводит к окончательному формированию потребности в общении с ним.
Общение детей друг с другом имеет форму эмоционально — практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстниками принадлежит взрослому. Эффективным методом воздействия взрослого на контакт с ребенком является организация субъективного взаимодействия с ним.
Внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво. Ребенок может забыть, что шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную сюжетную картинку ребенок рассматривает 8-10 секунд.
Увлекательной деятельностью занимается 10 – 15 минут.
Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут.
Распределять внимание между несколькими предметами не могут.
Детям трудно переключить внимание по первому указанию взрослого.
Ребенок хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения.
Испытывает удовлетворение, если смог что – то выполнить.
Переживает, если его ругают.
Понимает, если плохо делает кто — то другой.
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Доброжелательно относится к детям, получает удовольствие от общения со сверстниками.
Настороженно относится к незнакомым людям, новым ситуациям.
Возникают страхи, боязни темноты.
Ребенок начинает понимать юмор, осознанно смеяться.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения.
Свои чувства выражает взглядом, мимикой, жестами, позой, тоном, выразительными движениями.
Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно.
Дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно.
Эмоции выступают в качестве главного мотива поведения.
У ребенка формируется личностная позиция «Я сам».
Это кризис трех лет — кризис «самости».
Дети начинают активно идентифицировать себя со взрослыми: «я- как папа; я — как мама и т. п.», копируя их внешнее поведение, повторяя речевые выражения, моделируя в игре домашние ситуации.
В 3-4 года проявляется способность оценивать свои поступки, результаты деятельности;
Ребенок осознанно огорчается, если не получается задуманное;
Все больше приобретают интерес для ребенка его сверстники;
Характерны трудности и конфликты между детьми, так как социальный опыт и речевые возможности невелики;
В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей;
У детей появляется способность отодвинуть поступок на более позднее время – это показатель развития воли;
Способность управлять своим вниманием очень невелика;
Переключение внимания с помощью словесной инструкции требует неоднократного повторения;
Устойчивость внимания незначительная и зависит от степени заинтересованности ребенка (на индивидуальном занятии с взрослым 15 -20 минут с перерывами);
Объем внимания не превышает одного объекта;
В этом возрасте появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой пустой комнаты. Особенно к этому предрасположены малообщительные дети, ограниченные в контактах. У таких детей кроме страхов могут возникать, упрямство, капризы.
В четыре года устойчивость внимания ребенка возрастает. Дети могут сосредоточенно заниматься какой — либо деятельностью в течение 15 — 20 минут: лепить, рисовать, клеить, строить и т. п., а игры у некоторых детей длятся 30 минут. В игровой ситуации ребенок может действовать сразу с 2 — 3 предметами. Происходит дальнейшее развитие чувства привязанности к сверстникам.
Дети любят шутить, понимают шутки других.
Формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций.
Важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов.
Ребенок может подавить свои непосредственные побуждения: не реагировать на привлекательный предмет.
Наиболее сильным мотивом становится поощрение, получение награды, похвалы.
Начинает формироваться самооценка, самолюбие, связанное с достижением успеха, через соревнование, соперничество.
Дети могут адекватно отнестись к успеху и неудаче.
Многие преувеличивают свои достижения.
Дети имеют разнообразные переживания, но еще в полной мере не осознают их.
Проявляется обоснованная детская агрессивность: удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.
Недостаточное или враждебное внимание и отношение взрослых в семье приводит к депрессиям, тревожности, враждебности,
агрессивному поведению, чувству неполноценности.
В возрасте 5-6 лет эмоциональный образ (аффект) становится первым звеном в структуре поведения. Эмоциональный мотив регулируе6т действия ребенка.
• Ребенок начинает радоваться, печалиться на только потому, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания другому.
• Последовательно развивается соподчинение мотивов, и детям в этом возрасте легче ограничить свои непосредственные желания.
• Сильным стимулом в деятельности является успех, но многих детей побуждает и неуспех.
• Появляется способность оценивать свое поведение с позиций моральных норм.
• К шести годам еще сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме.
• Существенное влияние на поведение ребенка оказывает интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них.
• Дети способны устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
• Ребенок становится чувствительным к оценкам взрослых.
• Мотивом деятельности часто выступают стремление завоевать симпатию сверстников, которые им нравятся, самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть и т. п.).
• Повышается устойчивость внимания, его объем, переключаемость возрастает, произвольность становится более целенаправленной. Дети могут удерживать внимание для решения самых различных задач.
• Дети осознают правила в поведении, в игре, стараются их выполнять.
6 — 7 лет
• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания.
• Умеют соподчинить свои действия с деятельностью других детей.
• Могут ограничивать свои непосредственные желания.
• Сильным стимулом в деятельности является успех ребенка, но многих побуждает и неуспех.
• Дети способны оценить ситуацию или поведение с позиции моральных норм.
• В этом возрасте еще сохраняется завышенная самооценка (6 лет, адекватная самооценка с 7 лет.
• Дети активнее проявляют интерес к миру взрослых (копирование поведения взрослых, моделирование домашних ситуаций и т. п.).
• В этом возрасте дети очень чувствительны к оценкам взрослых. Любая обида порождает недоверие – дети стараются завоевать симпатию со стороны сверстников путем демонстративного поведения (предпочитают соревновательные игры силового и материального характера).
• Ребенок в этом возрасте пытается показать себя и доказать свою значимость.
• К 7 годам складывается половая идентификация (у мальчиков свои игры, у девочек – свои).
• Дети способны самостоятельно, добросовестно выполнять трудовые поручения.
Таким образом — зная об особенностях развития эмоционально — волевой и личностной сфер, вы можете помочь гармоничному развитию ребенка, и сохранить его психическое здоровье.
Консультация для родителей «Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)» Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое.
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей подготовительной группы 6–7 лет» Подготовительная группа детского сада – это первый шаг к школе, к более взрослой жизни. В этом возрасте игровые действия детей становятся.
Возрастные особенности детей 2–3 лет Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на.
Возрастные особенности детей 2–3 лет Материал подготовлен в вид презентации. Будет интересен, как педагогам, так родителям. Слайд 1 Познавательная сфера Им присуще наглядно-действенное.
Возрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности детей 4-5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период, который является очень важным этапом.
Возрастные особенности детей 4–5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного.
Возрастные особенности детей 5–6 лет «Возрастные особенности детей 5-6 лет» Я хочу немного познакомить вас с возрастными особенностями детей 5-6 лет. Вашему ребенку исполнилось.
Возрастные особенности детей 7 лет Возрастные особенности детей семи лет Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и.
Возрастные особенности развития ребенка 3–4 лет Данный возраст является важнейшим периодом развития ребенка. Как раз в это время происходит самоосознание, становление личности, приобретение.
Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников на разных этапах ее формирования Общепризнано, что игра — ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов.
Источник
Физиология и возрастные особенности эмоций.
Эмоции – это реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями.
По знаку эмоции делят на отрицательные и положительные. Отрицательные эмоции возникают в связи с дискомфортом организма (чувство голода, страха), который может быть вызван нарушением гомеостаза или неблагоприятными воздействиями внешней среды. Восстановление нарушенного внутреннего или внешнего спокойствия организма сопровождается положительными эмоциями. Существуют представления о преимущественной связи правого полушария с отрицательным эмоциональным фоном, а левого полушария — с положительным.
Существует несколько теорий возникновения эмоций.
Так, по теории П.К. Анохина отрицательные эмоции возникают, когда полученные результаты деятельности не совпадают с запланированными. Положительные эмоции возникают при достижении организмом полезного для его существования приспособительного результата.
В соответствии с информационной теорией П.В. Симонова отрицательные эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения. Если в наличии имеется достаточное количество информации для решения проблемы, то эмоциональное состояние получает позитивную окраску. При дефиците необходимой информации возникают отрицательные эмоции. Исходя из потребностей человека, можно выделить 2 типа поведения: а) поведение, направленное на поиск информации (если поиск успешен, возникает положительная эмоция); б) отказ от поиска информации. В этом случае сохраняется отрицательный эмоциональный фон.
Проявления эмоций делят на два типа. К двигательным проявлениям относят мимику, жесты, интонацию речи, тембр голоса. К вегетативным проявлениям относят изменение частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, артериального давления, диаметра зрачка, слюно- и потоотделения, электрического заряда кожи. Двигательные проявления эмоций поддаются контролю со стороны коры больших полушарий, а вегетативные — невозможно произвольно регулировать.
Регуляция эмоций осуществляется различными структурами головного мозга. Гипоталамус содержит центры удовольствия и неудовольствия. Кора лобной доли связана с произвольной регуляцией эмоциональных проявлений и высшими человеческими эмоциями, которые возникают в процессе деятельности, общения и т. д. При повреждении лобной коры возникает расторможенность, быстрая смена настроений. Кора височной доли принимает участие в формировании эмоциональной составляющей речи.
Помимо нервной регуляции эмоции подвержены влиянию со стороны гуморальных факторов. Это гормоны, лекарственные препараты, а также алкоголь, никотин, наркотические вещества.
Возрастные особенности эмоций.Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе находится в тесной связи с формированием эмоциогенных зон головного мозга и общим психическим развитием ребенка. Новорожденный уже способен испытывать чувство голода и насыщения, а также и другие реакции удовольствия или неудовлетворения, возникающие в результате действия благоприятных или неблагоприятных раздражителей. Эти низшие, протопатические эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных. Однако именно на этой биологической основе формируются все высшие (эпикритические) эмоции человека. Превалирование низших эмоций, связанных с деятельностью подкорковых нервных структур, продолжается до 3 лет и обусловлено слабостью корковых нервных процессов и соответственно низким уровнем развития психики. Интересно, что на эмоциональную окраску речи дети начинают реагировать много раньше, чем на ее смысл. Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентировочная деятельность, и особенно их общение со взрослыми.
По мере созревания высшей нервной структуры — коры головного мозга — происходит совершенствование психических процессов ребенка. Приблизительно с 3—4 лет постнатального развития начинают интенсивно формироваться высшие человеческие эмоции. Но в это время они еще слабы и часто уступают более сильным биологическим потребностям. У детей дошкольного возраста лишение лакомства и пищи еще способно вызвать более сильный эмоциональный эффект, чем словесные нравоучения о правилах поведения.
Важное значение в развитии эмоций в этом возрасте имеют игры детей, восприятие игрушек и манипулирование ими. Мощным фактором развития эмоций является также рисование. Этот период с 2—3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентности с бурным, но не стойким проявлением эмоций. В рассматриваемом возрасте дети «эмоционально раздражимы», т. е. легко подвергаются влиянию эмоций других. Например, в группе детсада заплакал малыш, и сейчас же его «поддерживают» другие. Только в начале подросткового периода (с 10—12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Их окончательное формирование завершается к 20—22 годам, т. е. когда завершается и формирование высших отделов нервной системы.
У детей уже с первых месяцев жизни очень велика потребность в новизне. Удовлетворение потребностей в новизне вызывает положительные эмоции, и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦНС. Согласно представлению П.В. Симонова, эмоция, компенсируя недостаток сведений, необходимых для достижения цели, обеспечивает продолжение действий, способствует поиску новой информации и тем самым повышает надежность живой системы.
Эмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отделов ЦНС неустойчивы, их внешние проявления несдержанны. Ребенок легко и быстро плачет и так же быстро от плача может перейти к смеху. От радости ребенок громко смеется, кричит, машет руками. С возрастом, по мере созревания коры больших полушарий и усиления ее влияний на нижележащие подкорковые структуры, сдержанность эмоциональных проявлений возрастает. Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка в процессе воспитания. Воспитание способно существенно влиять даже на биологические, врожденные потребности, изменять степень и формы их проявления. Еще более велика роль воспитания в формировании социально обусловленных, в том числе познавательных, потребностей.
Источник