Коммуникативно-личностное развитие дошкольников
Виктория Руднева
Коммуникативно-личностное развитие дошкольников
Коммуникативно – личностное развитиедетей связано с двумя понятиями: общение и коммуникация.
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения,являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения.
Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:
— коммуникативная сторона общения – состоит в обмене информацией между людьми;
— интерактивная сторона общения – заключается в организации взаимодействия между людьми;
— перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению.
1) организация совместной деятельности людей, т. е. согласование и объединение усилий для достижения общего результата;
2) формирование и развитие межличностных отношений;
3) познание людьми друг друга.
Способность к общению включает в себя:
— желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
— умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
— знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Коммуникация (англ. Communicate – сообщать, передавать)предполагает:
— осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
— обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира;
— побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;
— передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения.
Коммуникация – это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.
Коммуникация не только действие –это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Коммуникативнаядеятельность предполагает:
1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.
2. Освоение детьми разных видов деятельности.
3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей!
Основными задачами психолого –педагогической работы являются:
— развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;
— развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности;
— практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при познании предметного мира.
Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность.
1) Помочь ребенку войти в предметный мир, научить ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.
2) Воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Научить использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры.
Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения.
— разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;
— беседы о прочитанной книжке;
— беседы пи рассматривании иллюстрации;
— общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке.
Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего возраста. Пример игровых образовательных ситуаций («Учимся быть вежливыми», «Что рассказала книжка»). К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. В старшем дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с включением игровых ситуаций. Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортажи.
Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.
Особое значение для развития коммуникативныхумений имеют продуктивные виды детской деятельности:
— трудовая; — конструктивная; — изобразительная,
которые открывают широкие возможности для развития сотрудничества, общения.
Результатом такого творческого сотрудничества со взрослым ребенок оказывается способным сделать самостоятельно маленькие открытия, добиться успеха, пережить радость и новое отношение к своим возможностям.
Принципы развития коммуникативных способностей:
— принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).
— разнообразие тематики и методов работы.
— максимальная активность детей.
— сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
— принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).
— принцип игровой подачи материала.
Виды мотиваций в игре:
— социальный — создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.
— содержательный — формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми.
— прагматический – усиление внимания детей к тому или иному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
Необходимо создавать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.
Не обрушивайте на ребенка лавину знаний –
под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский
Билингвальный детский сад. Создание двуязычной коммуникативно-ориентированной образовательной среды в ДОО В 2012 году коллективом была разработана Концепция развития билингвального образования детского сада, основной целью которой явилось: Повышение.
Развитие коммуникативно-речевых навыков РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В МУЗЫКАЛЬНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Коммуникативно-речевая НОД «Котик Тимошка в гостях у детей» в первой младшей группе Коммуникативно – речевая НОД. Тема : «Котик Тимошка в гостях у детей» Задачи: дать детям представления о домашних животных (котик, строении,.
Консультация на тему «Социально-личностное развитие детей» Коррекционно — развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Формы и методы мониторинга социального развития детей». Свое выступление.
Мастер-класс: Эмоционально-личностное развитие детей через общение со сверстниками и организация предметно-развивающей среды Цель: Раскрыть значение эмоционально-личностного развития детей в общении со сверстниками. Познакомить педагогов с разнообразием организации.
Сетевой проект «Социально-личностное развитие дошкольников посредством приобщения к миру искусства» Одной из отличительных характеристик патриотизма является его социальная содержательность. Дошкольному образованию принадлежит ведущая роль.
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.
Социально-личностное развитие. Социализация. Подготовительная группа (май) Социально-личностное развитие. Социализация. (Форма работы. Тема.) Приобщение к элементарным и общепринятым нор-мам и правилам взаимоотношения.
Сюжетно-ролевая игра и ее вклад в личностное развитие дошкольника. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.
Выступление на августовском педсовете 2016 г. «Личностное и Профессиональное самоопределение дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Муниципальный детский сад «Красная шапочка» г. Жуков Педагог – психолог Ильюшина Антонида.
Источник
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как средство их социально-коммуникативного развития
Пышина Александра Алексеевна
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как средство их социально-коммуникативного развития
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Одна из самых главных задач, которую необходимо решить для успешного развития коммуникации детей – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и функциональных систем необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать
Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления. Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни.
Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.
Работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников, они учатся определять душевные состояния других людей.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ АКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, СПОСОБНОСТИ ЧУВСТВОВАТЬ, ПОНИМАТЬ СЕБЯ И ДРУГОГО.
Основные задачи работы:
• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;
• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
• развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями
(мимикой, жестами) как
средствами человеческого
• формирование навыков
самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;
• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;
• развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;
• развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;
• коррекция отрицательных черт характера и поведения.
Внедрение навыков коммуникации и эмоциональное развитие происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет педагогу увидеть особенности каждого ребенка и возможные трудности.
Основные этапы в работе педагога-психолога, способствующие овладению детьми языком эмоций
1. Знакомство с чувствами.
4. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций
5. Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).
Изготовление детьми ложечного театра «куклы-настроения»
Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.
Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.
Источник