Возрастная динамика корреляций близнецов по темпераменту

2. исследование генотип-средовых соотношений в изменчивости компонентов темперамента у детей первых лет жизни

2. исследование генотип-средовых соотношений в изменчивости компонентов темперамента у детей первых лет жизни

В исследовании М. Риза [по: 318], проведенном на 45-47 парах МЗ близнецов, 38-39 однополых парах и 70-82 парах разнополых ДЗ первых дней жизни (3,7 дня для доношенных и 46,9 дня для недоношенных или имевших медицинские проблемы, ликвидированные к моменту обследования), у тех и других получены одинаково низкие внут-рипарные корреляции по четырем чертам темперамента (возбудимость, способность успокаиваться и др.) и по характеристикам активности во сне и бодрствовании. Корреляции у МЗ близнецов колеблются в пределах 0,06-0,31, у однополых ДЗ они равны 0,06-0,59, у разнополых 0,13-0,30. Автор полагает, что главной причиной этого являются пренатальные условия и особенности родов; аргументом в пользу такого объяснения служат корреляции между различиями по поведенческим характеристикам, с одной стороны, и весом при рождении и тесту Апгар, говорящему о физиологической зрелости новорожденного, с другой. Как заключает Дж. Лоэлин, в этом возрасте гены не являются основным источником индивидуальных различий по темпераменту «или, точнее, еще не являются».

В ближайшие месяцы ситуация существенно меняется. В четырех исследованиях, проведенных с близнецами 10 возрастов от 3 до 12 месяцев жизни (группы МЗ от 29 до 117 пар, ДЗ от 18 до 213 пар), использовавших разные методики оценки поведения детей от лабораторных до наблюдения, только в одном случае сходство в парах ДЗ близнецов оказалось выше, чем МЗ; в остальных 9 возрастных группах корреляции МЗ выше, чем ДЗ. Коэффициент наследуемо-сти, правда, пока невелик в среднем около 30\%, но генетические влияния уже вполне отчетливы.

Это подтверждается и методом приемных детей: в Колорадском исследовании биологические сиблинги (101 пара в возрасте 1 года) имели корреляцию по шкале Н. Бейли, оценивающей особенности поведения ребенка, равную 0,20, а у 83 пар приемных сиблингов она была практически нулевой (0,09). На следующем, втором, году жизни генотипические влияния еще более отчетливы. В Луизвилльском близнецовом исследовании (близнецы 1,5 и 2 лет, 30-83 пары МЗ и 28-50 пар ДЗ) при оценке поведения ребенка двумя разными методами коэффициенты наследуемости уже достаточно высоки: h2 = 0,42-0,56, что сопоставимо с величиной генетической детерминации экстравер-^и и нейротицизма у взрослых.

По данным того же исследования, в течение первых двух лет МЗ лизнецы оказываются более похожими и по возрастной динамике Ценок, получаемых по шкалам темперамента и личности; усреднен-bie по нескольким шкалам и возрастным этапам (в пределах 9-48 месяцев) корреляции таковы: rМЗ = 0,50; rДЗ =0,18. Это может говоритьп том, что индивидуальные траектории развития на данном отрезке онтогенеза также испытывают влияние наследственности.

Э.Ф. Кириакиди [77] у близнецов 21-25 месяцев жизни ( = 23мес) оценивала, среди прочего, особенности поведения по методике Н. Бейли (одна из наиболее распространенных и хорошо отработанных шкал для диагностики детского развития). Эта часть шкалы объединяется в три фактора, два из которых могут быть отнесены к категории темперамента: эмоциональность-экстраверсия и активность. Результаты показали, что на абсолютные оценки по этим факторам влияют конкретные особенности домашней среды: наличие в семье бабушки, систематические игры родителей с детьми, хорошие жилищные условия. Однако внутрипарное сходство и, следовательно, коэффициент наследуемости от этих обстоятельств не зависит. Генетический компонент обнаружился только в дисперсии оценок эмоциональности (0,30 и 0,47 при двух разных способах вычисления). Индивидуальные различия по активности полностью определяются средой, причем в обоих случаях большую роль играет индивидуальная среда. Но при этом эмоциональность и активность оказались связанными генетической корреляцией (rG = 0,45), что свидетельствует о наличии у них некоторой общей основы, общей системы генов, определяющих вариативность обеих черт.

Несколько иной подход к исследованию динамики поведения детей был реализован в Нью-йоркском лонгитюдном исследовании, в котором были выделены 9 компонентов, описывающих динамику поведения ребенка: активность (главным образом двигательная), регулярность (ритмичность появления поведенческих реакций, например, проявлений голода, отправления физических функций, смены циклов сна и бодрствования и т.д.); приближение-удаление (иначе обозначается как реакция к/от: направление эмоционального и двигательного ответа на новые стимулы); адаптивность (реакция на новую ситуацию); интенсивность реакции любого знака; порог активности; доминирующее настроение; отвлекаемость (легкость изменения поведения в ответ на новые ситуации); внимание/настойчивость (длительность какой-либо деятельности и способность продолжать ее вопреки помехам). На основе Нью-йоркского лонгитюдного исследования А. Торгерсен провела близнецовое исследование, результаты которого в табл. 10.1 [по: 132; гл. VIII].

Читайте также:  Во что может прогрессировать депрессия

Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов в исследовании темперамента А. Торгерсен

Источник

Типы темперамента близнецов

У МЗ близнецов дезадаптивные типы темперамента (трудный и пассивный) в сумме по частоте превосходят «нормальные» (легкий и стеничный). При этом, если у ДЗ близнецов трудный характер встречается в 2 раза реже, чем легкий, у МЗ их частота практически одинакова. Данные о типах темперамента МЗ и ДЗ близнецов представлены на рис. 1.

Рис. 1. Соотношение типов темпераментов МЗ и ДЗ близнецов. 1 — трудный, 2 — стеничный, 3 — легкий, 4 — пассивный, 5 — легкий/пассивный, 6 — трудный/стеничный, 7 — трудный/легкий, 8 — трудный/пассивный, 9 — легкий/стеничный, 10 — неопределенный.

На рис. 2 показана возрастная динамика распределения типов темперамента близнецов.
Соотношение типов темперамента в разных возрастах у МЗ и ДЗ близнецов заметно различается. У МЗ на протяжении всего исследуемого периода велика частота трудного темперамента, часто превышающая частоту легкого. У ДЗ преобладающими типами являются легкий и пассивный темперамент. При этом на 3-м году жизни у ДЗ наиболее частым типом становится легкий темперамент, что может говорить, согласно автору теста, о созревании эмоциональной регуляции [21]. У МЗ этого не происходит: в 2.5-3 года у них наиболее часто встречается трудный или пассивный темперамент. Это позволяет считать, что динамика темперамента у ДЗ близнецов более благополучна, чем у МЗ.

Рис. 2. Распределение типов темпераментов по возрастам у МЗ (а) и ДЗ (б) близнецов.

У одиночно рожденных детей наиболее частыми типами темперамента практически во всех возрастах являются легкий и стеничный, за исключением 4-месячного возраста. На настоящем этапе исследований изучение одиночно рожденных младенцев начато недавно, поэтому мы не рассматриваем данные детей 30 и 36 мес. ввиду недостатка численности выборки. Результаты показывают: становление эмоциональной регуляции у одиночно рожденных детей протекает более успешно по сравнению с близнецами, что подтверждается частой встречаемостью стеничного типа темперамента.
Различия в успешности эмоциональной регуляции между близнецами и одиночно рожденными детьми могут быть обусловлены рядом факторов. Это прежде всего генетический вклад в тот или иной тип темперамента, факторы биологического риска (недоношенность, малый вес при рождении, являющиеся обычными осложнениями многоплодной беременности) и психологического риска (в первую очередь особенности взаимодействия близнецов и родителей, близнецовая ситуация и т.п. — подробнее см. [14]). Представляется необходимым рассмотреть более подробно структуру эмоциональной регуляции поведения у МЗ, ДЗ близнецов и одиночно рожденных детей и вклад различных факторов в ее формирование.
Для более детального изучения структуры регуляции поведения был проведен факторный анализ результатов теста «День ребенка».

Источник

Внутрипарное сходство близнецов по модели Баса-Пломина

Показатели темперамента

3,5 года

4,5 года

4,5 года

7,5 лет

МБ ДБ МБ ДБ МБ ДБ МБ ДБ Активность 65 -38 41 -41 62 09 73 05 Общая эмоциональность 70 06 — — 64 03 60 27 Страх — — 70 38 — — 66 05 Гнев — — 57 -12 — — — — Социабельность 48 -16 — — 62 13 — —

Таким образом, при обследовании детей первых лет жизни обнаруживается значительное различие во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов.

Однако, несмотря на это, интерпретировать полученные результаты как свидетельство только генотипического влияния на темперамент нельзя, поскольку ДЗ близнецы, имеющие половину общих генов, не должны иметь столь низкие (и даже отрицательные) внутрипарные корреляции.

Пытаясь найти причины столь очевидного несходства ДЗ близнецов по темпераменту, А.Басс и Р.Пломин предположили, что причиной этого является эффект контраста, играющий заметную роль в формировании ДЗ близнецов. «Родители могут противопоставлять своих детей, присваивая одному из них ярлык активного ребенка, а другому — пассивного. Близнецы и сами могут усиливать различия, существующие между ними, и становиться все более непохожими по своим поведенческим особенностям.

Читайте также:  Душ помогает от стресса

Тот, кто чуть-чуть активнее другого, может превращать это отличие в постоянное преимущество и всегда выступать инициатором, а второй — подчиняться своему активному партнеру. Почему это не происходит у МЗ близнецов? Вероятно, из-за того, что они слишком похожи поведенчески и противопоставлять их друг другу очень трудно» (Buss A., Plomin R., 1984, с. 119).

Такая интерпретация полученных данных позволяет предположить, что генотип вносит некоторый вклад в индивидуальные различия по активности, эмоциональности и социабельности, однако оценить величину этого вклада довольно трудно без дополнительных исследований условий развития близнецов, их отношений друг с другом и отношения к ним родителей.

Данные, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказались неожиданными (Plomin R., DeFries J.C., 1985; Plomin R., DeFries J.C., FulkerD.W., 1988).

1) У детей первых лет жизни и предподросткового возраста корреляции между сибсами оказались незначимыми (часто имели отр. значения) и не отличались по величине от корреляций между приемными детьми. — генетически похожие дети, оказываются абсолютно не похожими по свойствам темперамента. С другой стороны, отсутствие различий между родными и приемными сибсами указывает на отсутствие генотипических влияний на эти свойства темперамента.

2) В более старшем возрасте, начиная с подросткового, получаемые данные обычно подтверждают гипотезу о генетической обусловленности активности, эмоциональности и социабельности. Однако остаются существенные различия в величине показателя наследуемости. Если показатели наследуемости этих свойств темперамента, вычисляемые на основании близнецовых данных, оказываются равны примерно 0,30— 0,50, то показатели наследуемости, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказываются ниже — от 0,20 до 0,40.

При анализе этих свойств темперамента у взрослых наблюдается также ассимиляционный эффект у МЗ близнецов, то есть увеличение сходства МЗ близнецов за счет средовых факторов, чего не происходит у ДЗ близнецов. (Plomin R., Pedersen N.L. et al., 1988). Так, на шведской выборке при сравнении пожилых разлученных близнецов и близнецов, живущих вместе, оказалось, что у живущих вместе МЗ близнецов внутрипарное сходство выше, чем у МЗ близнецов, живущих врозь. Это приводит к тому, что показатели наследуемости, вычисленные на основании данных неразлученных МЗ и ДЗ близнецов, оказываются выше, чем показатели наследуемости тех же свойств, вычисленные на основании данных близнецов, живущих врозь.

Внутрипарное сходство у разлученных и неразрученных близнецов по свойствам темперамента (Plomin R., Pedersen N.L. et al, 1988)

Показатели темперамента

Разлученные близнецы

Близнецы, живущие вместе

МЗ ДЗ МЗ дз Эмоциональность Страх 37 04 49 08 Гнев 33 09 37 08 Активность 27 00 38 18 Социабельность 20 19 35 19

Более того, по социабельности в двух выборках близнецов получены прямо противоположные результаты: если по данным неразлученных близнецов показатель наследуемости социабельности равен 0,32, то по данным разлученных близнецов он лишь незначительно отличается от 0.

В какой степени этот результат надежен и свидетельствует об уменьшении генетического влияния на социабельность во взрослом возрасте, трудно сказать, поскольку пока свойства темперамента пожилых людей анализировались только в одной работе.

Подводя итоги полученным данным, можно сказать, что при исследовании трехкомпонентной структуры темперамента было выделено три его свойства — активность, эмоциональность и социабельность. Все они, как правило, демонстрируют связь с генотипом в близнецовых исследованиях, но по данным семейных исследований и при сравнении приемных детей результаты оказываются противоречивыми. Эти противоречия наиболее остры при исследовании темперамента у младших возрастных групп и уменьшаются при анализе темперамента у более старших возрастных групп. Начиная с подросткового возраста, данные обычно демонстрируют связь этих трех свойств темперамента с генотипом. В пожилом возрасте, по данным единственной на сегодняшний день работы, сомнительным оказывается влияние генотипа на социабельность.

В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной психологической характеристики к свойствам темперамента является ее формально-динамический характер (Небылицын В.Д., 1976). Свойства темперамента «формальны», поскольку они не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются «динамическими», поскольку они определяют динамику деятельности — интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.

Читайте также:  7 каким чувством пронизан пейзаж царскосельского парка

Формальный характер свойств темперамента подчеркивается и зарубежными исследователями, хотя называют они этот признак темперамента иначе — стиль поведения.

Отечественные теориисвязываютТемпераментс особенностями нервной системы (НС). И.П.Павлов — в НС имеют место 2 процесса – возбуждение и торможение, из их взаимодействия вытекают св-ва НС:

1) сила НС – сила проявления возбуждения или торможения, от этого зависит работоспособность клеток коры, и их выносливость,

2) уравновешенность НС – определенный баланс процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность НС – быстрота смены одного процесса другим. Обеспечивает приспособлениек неожиданным и резким изменениям обстановки

В. Д. Небылицын (1976), а вслед за ним и В. М. Русалов (1985) выделяют в темпераменте две подструктуры: общую активность и эмоциональность.

Активность – энергетический потенциал, включает в себя:

• темп деятельности (СИЛА)

• склонность к разнообразию реакций (ПОДВИЖНОСТЬ)

• склонность к действиям в ситуациях этого не требующих (НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ)

Эмоциональность – динамика эмоциональной жизни и модальность переживаний. Полагают, что наиболее важными яв* следующие первичные, базальные эмоции:

Генетические исследования темперамента начались с середины 70-х годов. При исследовании трех компонентов активности (скорости, вариативности и склонности к продолжению деятельности) у детей 9—10 лет внутрипарное сходство МЗ оказалось выше, чем сходство ДЗ, по большинству скоростных и результативных показателей, полученных в психомоторной и интеллектуальной сферах, однако различие между МЗ и ДЗ близнецами не было обнаружено в показателях, свидетельствующих о стремлении продолжать начатую деятельность (Шляхта Н.Ф., не опубликовано).

В исследовании, проведенном на взрослой выборке (18— 25 лет), и скоростные показатели выполнения интеллектуальной деятельности, и ее разнообразие оказались у МЗ близнецов внутрипарно более похожими, чем у ДЗ близнецов (Шляхта Н.Ф., Крупнов А.И., 1982).

Внутрипарное сходство МЗ иДЗ близнецов по показателям активности (Шляхта Н.Ф., не опубликовано)

Показатели МЗ ДЗ
ПСИХОМОТОРНАЯ СФЕРА
Скорость написания линий
косых 30 -05
прямых 23 19
обводка 43 39
стремление к продолжению действия
время 06 41
количество действий 02 57
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА
Счет
количество примеров 62 28
ошибки 28 25
стремление к продолжению действия
время 14 15
количество примеров 17 10
Решение уравнений
количество 48 38
стремление к продолжению действия
время -05 -04
количество 00 -06

При анализе изменений в свойствах темперамента у детей при переходе от дошкольному к школьному возрасту (от 6 к 7 годам) были получены данные, свидетельствующие о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента (Егорова М.С., 1995).

По оценкам матерей, воспитателей детских садов и учителей первого класса, МЗ близнецы в большинстве случаев (за исключением одного показателя — утомляемости в 6 лет) оказываются больше похожи друг на друга, чем ДЗ, и по разным показателям активности, и по суммарному показателю эмоциональности, свидетельствующему о преобладании того или иного эмоционального тона и легкости изменения настроения.

При этом от 6 к 7 годам внутрипарные различия ДЗ резко увеличиваются (коэффициенты внутрипарных корреляций ДЗ близнецов в 7 лет становятся значительно ниже, чем в 6 лет), и, соответственно, различия между МЗ и ДЗ близнецами становятся больше.

Эти данные свидетельствуют о связи показателей активности и эмоциональности с генотипом.

Внутрипарные корреляции показателей темперамента у детей 6-7 лет (Егорова М.С., 1995)*

Показатели темперамента

Оценки

матерей

6 лет

воспитателей

6 лет

учителей

7 лет

МЗ ДЗ МЗ ДЗ МЗ ДЗ Двигательная активность 98 50 91 32 92 02 Познавательная активность 97 83 77 59 89 49 Общительность 85 64 69 45 74 29 Настойчивость 74 24 62 39 79 -07 Импульсивность — — 83 37 82 11 Утомляемость 73 90 37 44 84 33 Эмоциональность — — 47 31 60 13

* — количество пар: МЗ — 37—41, ДЗ — 36—40.

В более старшем возрасте, в 13—14 лет, как видно из данных Опросника структуры темперамента, заполнявшегося самими близнецами, демонстрируют влияние генотипа на показатели активности и эмоциональности, связанные в этом опроснике исключительно с легкостью возникновения отрицательных эмоциональных состояний (Малых С.Б. с соавт., в печати)

Источник

Оцените статью