- Темперамент и его возрастные особенности проявления
- Всё о темпераменте
- Темперамент: значение термина
- Изучение термина научными деятелями
- Темперамент: как формируется
- Как влияет образ жизни
- Темперамент это что: свойства
- Темперамент: на что влияет
- Темперамент и характер: очевидные отличия
- Темперамент: выводы
- Формирование характера. Характер и темперамент.
Темперамент и его возрастные особенности проявления
Темперамент – под ним понимают индивидуальные свойства, которые зависят от природных способностей человека. Это индивидуальная характеристика человека со стороны динамики психической деятельности. Темперамент это индивидуальная особенность человека, которая проявляется в его возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и скорости психической деятельности.
В современной психологии используются такие типы темперамента как: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
У сангвиника наблюдается высокая психическая активность, богатые мимика и выразительные движения, свойственны эмоциональность, впечатлительность. Но все эти эмоциональные переживания сангвиника не глубоки.
Для холерика характерен высокий уровень психической активности, резкие и стремительные движения, сильная импульсивность и яркие эмоциональные переживания. Холерикам очень тяжело контролировать себя в эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуется низкой активностью поведения, для них сложно быстро переключить внимание, они очень медлительны с ровной мимикой и речью, глубокой чувствительностью и настроением. Не правильное воспитание флегматика может привести к вялости и слабости эмоций.
Для меланхолика характерен низкий уровень психической возбудимости, сдержанность моторики и речи, глубина и стойкость чувств хоть и слабо внешне выражены. При неправильном воспитании меланхолика может повыситься болезненность, обидчивость, замкнутость. Тяжелым внутренним переживаниям.
Изменение темперамента с возрастом зависят от созревания организма и его развития, в первую очередь психики и нервной системы. С возрастом темперамент у каждого детского возраста своя активность, эмоциональность и моторика. В младшем школьном возрасте активными чертами являются – это легкость в появлении интереса, недостаточная сосредоточенность. Эмоциональность и моторика в этом возрасте совсем другие, чем в последующих возрастах. С возрастом происходит как увеличение так и ограничение возможностей нервной системы, происходит потеря детских ценных свойств.
Уже с первых лет жизни у каждого ребенка появляются те черты, которые показывают принадлежность, к какому либо типу темперамента. Различия особенно ярко проявляются когда дети начинают говорить.
Если у ребенка быстрая отчетливая речь сопровождается жестами и мимикой это признаки сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, спокойная равномерная без выраженных эмоций и жестов это признаки флегматического темперамента. Холерический темперамент указывает на торопливую, порывистую речь взахлеб. А к меланхолическому темпераменту относится речь приторможенная, тихая почти шепот.
О темпераменте человека способна сказать даже его визитная карточка. Чем более спокойный человек, тем более мягкие изображения он использует на своей карточке. И наоборот, чем холеричнее темперамент, тем более яркой и контрастной будет его визитная карточка.
Источник
Всё о темпераменте
Что такое темперамент, ведь на сайте есть информация о его типах, но о самом термине, ни слова. Пришло время разобраться в том, что такое темперамент и обсудить историю появления термина. Кратко опишем труды и этапы изучения индивидуальных особенностей личности научными деятелями. Расскажем, как формируется, и какие свойства он имеет. Дадим ответы на важные вопросы, а именно можно ли изменить темперамент и почему в обществе путают его с характером. Эти и другие вопросы больше не будут возникать у наших читателей, ведь ответы написаны простыми и понятными словами.
В итоге каждому станет понятно, какое влияние имеет темперамент на жизнь личности. В конце статьи всех ждёт увлекательное видео, и оно хорошо дополнит интересный материал.
Темперамент: значение термина
Начнём с того, что термин «темперамент» имеет латинское происхождение. Если дословно перевести это слово, тогда оно будет означать «надлежащее соотношение частей». Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют его поведение, настроение и психическое состояние на протяжении всей жизни.
Нужно знать, что темперамент является врождённой нервной структурой, а поэтому он, конечно же, неизменен. Он обусловлен биологически, это некий фундамент для развития личности. У него есть ряд свойств, которые преобразуются в черты характера.
Изучение термина научными деятелями
Античный врач Гиппократ и древнеримский медик Гален первыми выдвинули теорию, что темперамент имеет четыре типа, а именно холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик, о которых упоминалось на нашем сайте. Позже их учение дополнил советский учёный И.П. Павлов. Он говорил, что у каждого типа есть определённый вид высшей нервной деятельности, который формируется из трёх составляющих:
- Сила – большая работоспособность, способность выполнять сложную работу и быстро восстанавливаться после неё.
- Уравновешенность – способность сохранять спокойствие и не реагировать на внешние раздражители, контролировать свои эмоции.
- Подвижность – скорость реакции, лёгкость переключения между разными видами деятельности, способность получать новые навыки.
Читайте также: Что такое дежавю
У каждого типа темперамента свои проявления силы, уравновешенности и подвижности. Ещё через время эти теории дополнил Карл Юнг, который ввёл понятия «экстраверт» и соответственно «интроверт». Все четыре типа темперамента были распределены следующим образом:
- экстраверты – холерик и, конечно же, сангвиник, которые направлены на внешний мир, общительные и энергичные личности;
- интроверты – флегматик, а также меланхолик, для которых характерна замкнутость, стремление быть наедине и фокус на собственном внутреннем мире.
Темперамент: как формируется
Темперамент – это врождённое явление. Поэтому на его формирование влияет всё то же самое, что и на формирование плода в утробе. Это, в первую очередь, генетика, а также климатические условия. Доказано, что среди жителей южных регионов чаще встречаются экстравертные типы, а вот у живущих на севере людей больше черт меланхоликов, флегматиков.
В последнее время появляется всё больше исследований, доказывающих связь темперамента с микрофлорой кишечника. Дело в том, что кишечник тесно связан с нервной системой посредством сложных нейронных связей. В кишечнике ребёнка ещё в утробе формируется определённая микрофлора (совокупность сотен видов бактерий). Эти бактерии влияют на нервную систему. Учёные исследовали этот вопрос более подробно и выяснили, что преобладание тех или иных бактерий в кишечнике неразрывно связано с тем или иным типом темперамента.
Как влияет образ жизни
На протяжении жизни человек может своим поведением влиять на темперамент. Например, если холерик прибегает к вредным привычкам, его черты личности будут проявляться ещё сильнее и агрессивнее. Неправильный образ жизни может привести к депрессии и без того склонного к печали меланхолика.
Читайте также: Что такое депрессия
И также на темперамент может влиять возраст, что связано с биологическими изменениями. У пожилых людей совсем иначе функционирует организм, чем у молодых. Происходит гормональная перестройка. Например, у мужчин снижается тестостерон, и они становятся менее активными. Соответственно, если мужчина является холериком, то в старости это будет не так заметно. Всё просто и понятно.
Темперамент это что: свойства
Мало кому известно, что темперамент имеет очень важные свойства. Это определённые характеристики нервной системы, которые относят человека к определённому типу:
- Чувствительность. Определяет, насколько сильным должно быть внешнее воздействие, чтобы возникла психологическая реакция.
- Реактивность. Определяет, как быстро и сильно реагирует человек на какое-либо воздействие.
- Активность. Показывает настойчивость человека, его способность преодолевать препятствия, энергичность.
- Пластичность или ригидность. Показывает, может ли человек приспосабливаться к новым условиям, или это даётся ему тяжело.
- Темп реакций. Характеризует скорость и активность мимики, движений, речи, мыслей, настроений.
- Экстраверсия или интроверсия. Определяет, на что человек реагирует сильнее: на внешние или внутренние факторы.
Темперамент: на что влияет
Под воздействием такой особенности, как темперамент формируются свойства личности. От него будет зависеть, насколько человек будет впечатлительным, эмоциональным, импульсивным и тревожным. Темперамент определит:
- скорость мышления человека, она отвечает за возможность личности сосредоточиться на определённом действии;
- частоту смены настроения, способна ли личность управлять эмоциями;
- активность и скорость выполнения какой-либо работы;
- силу воли особы, интенсивность её эмоций;
- способность легко завязывать новые отношения;
- творческие способности.
Темперамент очень важен в самореализации любой личности и даже в личной жизни. От него будет зависеть карьера, количество знакомых и полезных связей. А также темперамент повлияет на мотивацию и, конечно же, стремление к развитию, достижение целей в любой жизненной сфере.
Стоит отметить, что в жизни личности с одинаковыми типами темперамента могут казаться абсолютно разными. Это тесно связано с характером.
Темперамент и характер: очевидные отличия
Неосведомлённые люди могут путать эти понятия, хоть они и кардинально разные. Во-первых, темперамент – это врождённая конструкция нервной системы. Во-вторых, он не меняется на протяжении всей жизни и это логично из предыдущих объяснений. Характер – это то, что формируется под влиянием общества или, как принято говорить, социума.
Характер – это модель поведения в социуме, привязанная нам родителями и окружением. Он меняется на протяжении жизни под влиянием смены окружения, работы над собой. Темперамент же никак нельзя изменить, можно только управлять им. Чтобы это сделать, нужно точно знать свой тип (большинство людей сегодня имеют смешанный темперамент) и понимать свои сильные и слабые места.
Черты характера могут перекрывать проявления такой человеческой особенности, как темперамент. Например, человек может быть холериком, но при этом его воспитали скромным, и в малознакомых компаниях он кажется замкнутым и неуверенным в себе. Вот почему два холерика в обществе могут проявлять себя по-разному.
Темперамент: выводы
Чтобы быть успешным во всех сферах жизни, а именно работе, личных отношениях и общении, необходимо знать, что такое темперамент. А также полезным будет изучение типов темперамента, а также их характеристик. Каждый согласиться, что понимать и знать себя настоящего дорого стоит. Всем хочется научиться контролировать личное настроение, а также понимать, что является настоящим мотиватором. Все эти моменты помогают развиваться личности во всех аспектах.
Зная темперамент собеседника, можно это ловко использовать. Эти знания могут сыграть ключевую роль в бизнес-общении, на собеседовании или разговоре с близкими людьми. Стратегия общения является важным элементом и знание о такой особенности человека, как темперамент помогает правильно её выстраивать.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Источник
Формирование характера. Характер и темперамент.
Формирование характера. Характер и темперамент.
1.Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».
Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.
Условия формирования характера
Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.
При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.
Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.
Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.
Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах
Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.
Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.
Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.
Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.
К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.
Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.
Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).
После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.
По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.
Формирование характера. Психология
Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.
2.Темперамент и характер.
Темперамент — это особенность личности, которая определяет темп психологических реакций (скорость, сила, интенсивность)Эта особенность является врождённой.
Человек рождается с определёнными свойствами темперамента, они не поддаются переделки, возможна их маскировка, а так же возможно изменение отдельных свойств темперамента в подростковом возрасте, либо в стрессовой ситуации.
Первые признаки темперамента можно заметить в дошкольном возрасте. Окончательное формирование происходит в подростковом возрасте.
Характер – прижизненно сформированные индивидуальные особенности личности, которые проявляются в типичных формах регулирования на типичные ситуации.
Главной отличительной особенностью темперамента от характера явл.то, что он определяет содержание психологической личности человека.
Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:
От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;
Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;
В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;
Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера — благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.
Итак, в буквальном переводе с греческого, напоминаем, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент.является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.
Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность, переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.
Источник