Возраст эмоционально непосредственного общения

Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца

При характеристике механизма психического разви­тия ребенка в качестве ведущего фактора развития был

120 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

выделен ведущий вид деятельности. Непосредственно-эмо­циональное общение является единственным способом разрешения основного противоречия социальной ситуации развития младенчества. Оно заключается в том, что ребе­нок максимально нуждается во взрослом, но у него нет спе­цифических средств воздействия на него. Поэтому соци­альная ситуация младенчества — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» — и приво­дит к возникновению нового вида деятельности — непос­редственно-эмоциональному общению ребенка и матери. То, что это общение является необходимым условием психи­ческого развития младенца, доказывают факты отрица­тельного влияния на него дефицита общения. Р.Спитц и Дж.Боулби показали, что отрыв ребенка от матери в на­чале жизни вызывает значительные нарушения в психи­ческом развитии ребенка, вплоть до задержки в физичес­ком и психическом развитии’. А.Фрейд, наблюдавшая за развитием детей, воспитывавшихся без матери, обнаружи­ла, что в подростковом возрасте они пытались установить тесные детско-материнские отношения со взрослыми, что не соответствовало их возрасту 2 . К этому следует добавить и упоминавшиеся выше данные Б.Е.Микиртумова и С.В.Гречаного.

На формирование непосредственно-эмоционального общения младенца мощное влияние оказывает характер и тип отношений родителей к ребенку уже в пренатальном и раннем постнатальном возрасте. Об этом говорят резуль­таты исследований Э.В.Патракова. Благоприятное для будущего ребенка отношение родителей, хорошая соци­альная адаптированность будущего ребенка связаны с вы­сокой социально-психологической зрелостью родителей,

‘ Цит. По Л.Ф.Обуховой. Детская психология: теории, факты,

проблемы.-М.: Тривола, 1995. 2 Цит. По Л.Ф.Обуховой. У к. соч.

Глава 2. Психическое развитие младенца 121

глубокой желанностью ребенка, высокой оценкой роди- д телями роли семьи. ч

Низкий уровень психического развития и социаль­ной адаптации будущего ребенка, его нервозность можно прогнозировать при нежеланности ребенка со стороны родителей, неразвитости родительских чувств, отсутствии стабильных взаимоотношений между родителями, попус­тительстве и проекции родителями нежелательных качеств.

В то же время у малышей в течение первого года жизни формируется теплое чувство к матери, по мере ус­тановления с нею определенных отношений, в рамках ко­торых малыши выражают свои чувства и усваивают свои роли в зависимости от половой принадлежности.

Нормальное непосредственно-эмоционального об­щение стимулирует появление у ребенка чувства доверия и привязанности к родителям. Практически абсолютная зависимость младенца от взрослого в удовлетворении его потребностей в пище, безопасности, любви и ласке может быть снята посредством развитых эмоциональных связей между ним и взрослыми. Если его кормят, когда он голо­ден, если своевременно и адекватно реагируют на его плач, помогая избавиться от неприятных ощущений, если его лю­бят, разговаривают и играют с ним, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий его мир безопасен и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого нет, ребенок, скорее всего, будет испытывать недо­верие к окружающим его людям и миру. Конечно, очень трудно стать «сверхродителем», однако, все родители дол­жны знать, что их дети могут быть снисходительными к некоторым их упущениям, если в целом получают хоро­ший уход, если их оберегают от настоящих, а не выдуман­ных бед, если их любят и общаются с ними. Дети, у кото­рых сформировано доверие к родителям, научаются пре­одолевать или переносить какие-то неудобства, поскольку знают, что их не оставят наедине с ними.

122 АверинВ.А. Психология детей и подростков_______

Нормальное протекание непосредственно-эмоцио­нального общения родителей с ребенком способствует формированию у него чувства привязанности. Оно фор­мируется постепенно на протяжении всего первого года жизни и проходит три фазы’.

Первая фаза длится от рождения до 3-х месяцев и характеризуется тем, что младенцы ищут близости прак­тически с любым человеком. С целью установления об­щения с взрослыми тони используют звукитолоса, покрях-тывание и неловкие движения, улыбку, могут подолгу сле­дить за взрослым, желая получить ответную реакцию. Одна из причин такого поведения младенца в том, что он еще не осознает свою мать как отдельное, особое существо. Если они плачут или капризничают, то вовсе не потому, что с ними не занимается мама, а потому, что им что-то не нра­вится или их заставляют делать то, что им не хочется.

Читайте также:  Как создать летнее настроение дома

На второй фазе (3-6 месяцев) малыши, как нам уже известно, научаются различать знакомые и незнакомые лица. Поскольку матери быстрее и активнее, чем незнако­мые люди, реагируют на сигналы малыша, постольку дети чаще направляют на матерей свое внимание и начинают отличать их от других людей.

На третьей фазе (7-8 месяцев) у детей развивается спо­собность отличать одного человека от другого, формиру­ется представление о постоянстве людей и предметов. По­этому их поведение становится избирательным в отноше­нии общения с разными людьми. Именно в этом возрасте появляется первая серьезная привязанность, как правило, к матери. Однако чувство привязанности может возникнуть у малыша ко всем, кто с ним много и тепло общается.

Появление этого чувства — своеобразный индика­тор наличия первого социального отношения ребенка. С этого момента ребенок перестает одинаково дружелюбно

Флейк-Хобсон К. и др.Ук. соч.

Глава 2. Психическое развитие младенца 123

относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно отно­сятся к тем, кто их пытается на это время заменить. При­вязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в сле­дующий период развития ребенка — его раннее детство.

Источник

Возрастные особенности общения

Одной из первых социальных потребностей развивающихся у человека, является потребность в общении. По мнению многих отечественных психологов (Выготского Л.С., Лисиной М.И.), именно потребность в общении становится ведущим фактором психического развития человека.

Выделяют 3 основных группы мотивов, связанных с потребностью в общении: Познавательные мотивы (потребность во впечатлениях); Деловые мотивы (потребность в активной деятельности); Личностные мотивы (потребность в признании и поддержке).

Гиппенрейтер Ю.Б. отмечает, что именно эти потребности можно проследить у новорождённого, что доказывается серией экспериментов).

Как известно, развитие общения ребёнка тесно связано с развитием его речи. Разумеется, в первые два года жизни это развитие носит особенно высокий темп.

Первый — второй месяцы жизни: у ребёнка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением. На третьем месяце в ответ на речевые обращения взрослого у ребёнка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав «комплекса оживления». Вместе с речью развивается и эмоциональная сфера ребёнка, в частности, уже в возрасте 2-3 месяцев появляются первые эмпатические реакции.

С четырёх месяцев ребёнок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения. Под эмоциональным общением понимают общение посредством выразительных движений, соответствующих определённому эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т.д. До 6 месяцев общение ребёнка со взрослыми носит сугубо эмоциональный характер.

На шестом месяце жизни ребёнок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на ритмику взрослой речи. Во втором полугодии жизни ребёнок начинает пользоваться «псевдословами», которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. В качестве средства общении вместе с эмоциональными реакциями появляется действие с предметом, поэтому исследователи полагают, что в этот период – к концу первого полугодия наряду с эмоциональным общением обособляется и предметное общение. Предметное общение– это общение, основным средством, которого является предмет. В процессе такого общения усваивается общественно обусловленное значение предмета. После 6-8 месяцев у ребёнка формируется новый также такой тип общения со взрослыми, как ситуативно-деловой, под которым понимается такое общение ребёнка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.

Читайте также:  Острый чувственный бред психиатрия

К концу первого года жизни ребёнок может заражаться отрицательным эмоциональным состоянием близкого – плакать, огорчаться вместе с ним, а также жалеть расстроенного, обиженного человека. Таким образом, ребёнок показывает своё сочувствие и сопереживание – продолжает развиваться эмпатия, которая характерна почти всем детям довольно длительный период в так называемом «чистом» виде.

В этот же период, у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя ещё не играют с ними. Также к концу года ребёнок уже начинает произносить слова и усваивает семантику слова. В начале второго года начинается период развития собственно речевого общения. В этот период потребность в общении становится одной из ведущих потребностей ребёнка.

К концу второго года жизни, словарь ребёнка активно пополняется, и он начинает говорить уже предложениями. В этот период дети общаются в основном со взрослыми, часто это общение носит форму обращенийВ результате, общение ребёнка 2-3 летнего возраста со взрослыми выполняет следующие важнейшие функции:

Ø Осознания своего опыта;

Ø Определение способа решения жизненных задач, выхода из различных ситуаций;

Ø Систематизация и накопление жизненного опыта.

Также в процессе общения со взрослыми в этот период жизни у ребёнка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу.

На третьем году жизни существенно изменяется потребность ребёнка в общении. Из возрастной психологии нам известно, что трёхлетний возраст характеризуется кризисным периодом, в процессе которого ребёнок, по мнению Выготского Л.С., начинает мотивировать свои поступки не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками, круг общения с которыми к этому периоду уже значительно возрастает, превращается в истинно социальное взаимодействие. Ребёнок впервые начинает осваивать правила, нормы взаимодействия в группе. К этому периоду чётко проявляются индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. Приблизительно к трём годам у ребёнка складывается уже довольно ясное представление о своих возможностях, которое становится основой формирующегося образа самого себя. Он складывается и подтверждается в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребёнка и опыта общения с другими людьми.

В возрасте 4-6 лет появляется социально-психологический феномен дружбы, под которым понимается глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Дружба выполняет множество функций, среди которых особенно выделяются: развитие самопознания, формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.

4 основные формы общения, которые проявляются в первые 7 лет жизни ребёнка: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностнаяформа (0 — 6м.)общение, в ходе которого, взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей.

Ситуативно-деловаяформа (0,6 – 3м) – общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми.

Внеситуативно-познавательная форма (3-4 года)общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.

Внеситуативно-личностная форма (4-6,7 лет)общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.

В возрасте 6-7 лет ребёнок попадает в совершенно новую для него социальную ситуацию – школьную среду. Круг общения со сверстниками соответственно значительно расширяется. Ребёнок приобретает новые навыки социального взаимодействия с ровесниками, учится заводить друзей.

Необходимо рассматривать первый и второй круг общенияв школьном возрасте. В первый круг входят те одноклассники, которые являются объектом устойчивого выбора. Ко второму относятся те, с кем ребёнок иногда общается и те, кого он избегает.

Читайте также:  Если человек скрывает свои чувства

Развитие общения со сверстниками знаменует новую стадию эмоционального развития ребёнка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации:способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способности к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.

В возрасте 9-10 лет ребенок теряет интерес к общению со взрослыми и переключает его на одноклассников. Важно, что ребенок в этот период предполагает общество детей своего же пола.

Вместе с тем, общение с одноклассниками способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

В подростковом возрасте общение со взрослыми теряет свою актуальность ещё в большей степени, особую значимость приобретают отношения со сверстниками. Наиболее ярко в пубертатный период проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Появляется референтная группа, т.е. группа людей пользующихся уважением и особенно значимых для подростка. Принадлежность к определённой группе имеет большое значение для молодого человека, именно в ней он может поделиться своими возрастными проблемами, которые понятны таким же как он, разделить общие интересы, увлечения, понять что такое верность честность, преданность и т.д. Само общение становится более глубоким и содержательным в духовном и интеллектуальном плане, постепенно формируются такие эмоционально насыщенные формы как, любовь и дружба.

В начале подросткового возраста общение сохраняет гомосоциальный характер (со сверстниками своего пола), позднее становится гетеросоциальным (со сверстниками обоих полов). Такое развитие общения помогает молодым людям освоить гендерные роли, соответствующее им поведение, принятие социальных норм и ценностей.

Однако, как показывают современные исследования, авторитет родителей у сегодняшних подростков возрастает, по сравнению с исследованиями прошлых лет, также повышается и ценность семьи. Возможно, это связано с тем, что современная семья очень нестабильна и утратила свои традиционные функции. Разлады между родителями всегда глубоко переживались детьми, особенно в подростковом возрасте.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них – эмоции близости, как основы любви, родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребёнком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительности к потребностям ребёнка, чувство интереса к ребёнку и восхищение им.

В период взрослости специфика развития общения тесно связана с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени.

В пожилом возрасте общение большинства людей ограничивается семейным общением, и общением с ближайшим окружением. Нередко, в этом возрасте люди теряют своих близких и с этим часто связано появляющееся чувство одиночества. Одиночество может рассматривается как одна из форм дефицитного общения.

На всём протяжении своего развития общение тесно взаимосвязано с деятельностью человека, определяет и определяется ею.

Выделяют следующие характеристики общения:

n Ориентация общения – это наиболее общая целевая характеристика общения. Специфическая ориентация того или иного вида общения более или менее непосредственно отражается на его средствах и на протекании самих процессов общения. Различают социально ориентированное и личностно ориентированное общение.

n Психологическая динамика общения – это довольно широкая характеристика, отражающая психологическое содержание общение.

n Семиотическая специализация общения определяется тем, какие средства используются в общении. Выделяют материальное и знаковое общение. В свою очередь внутри знакового общения можно выделить: а) речевое общение; б) общение при помощи знаковых систем, психологически эквивалентных языку (язык жестов); в) общение при помощи вторичных знаковых систем с опорой на язык; г) общение при помощи вторичных знаковых систем специфического характера; д) общение при помощи ситуативно осмысляемых материальных объектов (например, подарок, присланный по почте).

n Степень опосредованности – это больше количественная, чем качественная характеристика, иначе ее можно определить как социальную «дистанцию», отделяющую коммуникатора от реципиента.

Источник

Оцените статью