- Стресс в профессиональной деятельности: причины возникновения
- Стресс в профессиональной деятельности: виды и стадии
- Основные провокаторы трудового стресса
- Воздействие стресса на тело и психику: негатив и позитив
- Как справиться с профессиональным стрессом
- Профилактические меры
- Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника
- Библиографическое описание:
Стресс в профессиональной деятельности: причины возникновения
Профессиональный стресс – представляет собой напряжённое состояние человека на работе, которое развивается под действием разных негативных факторов, непосредственно связанных с трудовым процессом.
Какие причины провоцируют развитие профессионального стресса, какую опасность для психологического и физического здоровья он несёт, а также методы борьбы и предотвращения – обо всём этом поговорим дальше.
Стресс в профессиональной деятельности: виды и стадии
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
С трудовым стрессом ежедневно сталкивается огромное количество работников. Сильнее всего ему подвержены обладатели чувствительной нервной системы, эмпатичные и психологически неустойчивые личности. Стрессоустойчивым сотрудникам живётся гораздо проще, только их процент не такой уж и высокий.
Профессиональный стресс – это стресс, возникающий вследствие сложных ситуаций, касающихся выполняемой трудовой деятельности. Если дословно переводить термин с английского языка, получим «нажим, напряжение». Указанные явления выступают следствием длительного воздействия серьёзных эмоционально-отрицательных факторов.
В психологии выделяют 3 вида трудового стресса:
- Эмоциональный. Причины его появления – разного рода конфликтные ситуации. Такой стресс задействует внутренние переживания человека, чувства обиды, вины, несправедливости и гнева, возникшие из-за проблем в коллективе.
- Информационный. К нему приводят слишком большие интеллектуальные нагрузки, перегруженность либо недостаток информации, необходимость соблюдать строгие временные рамки. Информационному стрессу наиболее подвержены чересчур ответственные люди.
- Коммуникативный. Его причины: недопонимания с коллегами, начальством, неумение справляться с манипуляциями, занимать правильную позицию в коллективе, коммуникативная агрессия.
Кроме видов профессионального стресса есть также 3 его стадии:
- Тревога – является крайне негативным фактором, она провоцирует чувство страха, усиливает тревожность, приводит к резкому увеличению психического напряжения.
- Сопротивление – на этой стадии организм включается в борьбу, стремясь преодолеть проблему. Человек адаптируется к нездоровой обстановке, привыкает к ней и в результате полностью погружается в стрессовое состояние.
- Истощение – развивается, если отсутствуют попытки изменить ситуацию на предыдущих стадиях. Стресс становится хроническим, он постепенно приводит к истощению ресурсов организма, вызывает нарушения здоровья, часто – даже опасные патологии.
Важно! Распространённое последствие стресса на работе – профессиональное выгорание.
Основные провокаторы трудового стресса
Спровоцировать стресс на рабочем месте могут разные факторы. Обычно они касаются:
- непосредственно трудового процесса (речь идёт о плохих условиях работы, высокой вредности труда/наличия риска для здоровья или даже жизни сотрудника, не комфортный режим работы, острая нехватка времени на выполнение важных задач, перегруженность или недостаток информации, слишком активная или, наоборот, монотонная деятельность т.д.);
- нездорового микроклимата в коллективе (натянутые отношения с сослуживцами, начальством, наличие частых конфликтов, «трудные» подчинённые и т.д.);
- с профессией (необходимость быть ответственным за других людей, неопределённые должностные обязанности, завышенные требования к сотруднику и т.д.);
- с продвижением по карьерной лестнице (стремительный карьерный рост либо его отсутствие, непонятная перспектива, невозможность повышать квалификацию и тому подобные);
- с заработной платой – если она очень низкая, работодатель постоянно задерживает выплаты, отсутствует социальное обеспечение;
- с личными особенностями человека (низкой степенью стрессоустойчивости, нехваткой профессиональных навыков и т.д.).
Если регулярно имеют место как минимум один из обозначенных факторов (и тем более, когда их несколько) – постепенно у работника возрастает неудовлетворённость трудовым процессом, что приводит к снижению рабочей продуктивности, ухудшению психологического и физического здоровья.
Важно! Трудовые стрессы провоцируют болезни сердца и сосудов, эмоциональное выгорание и ухудшение хронических болезней. Люди буквально «сгорают» на работе.
Воздействие стресса на тело и психику: негатив и позитив
Может прозвучать странно, но есть мнение, что стресс на рабочем месте действует положительно – якобы, он повышает продуктивность выполняемой деятельности.
Однако здесь сразу следует оговориться – речь идёт о первой стадии состояния, на которой организм ещё полон сил, тогда стресс действительно может взбодрить, стимулировать работать лучше. Но всё, как говорится, хорошо в пределах разумного: когда профессиональный стресс затягивается, переходит на вторую и третью стадии – без негативных последствий уже не обойтись. Напряжение имеет как физиологические, так и психо-эмоциональные последствия. Давайте рассмотрим обе категории более подробно.
Из психологических изменений выделяют такие симптомы:
- трудовой процесс начинает тяготить, исчезает удовлетворение от работы;
- человек сталкивается с сильной усталостью в течение рабочих часов;
- ухудшается концентрация внимания, память из-за чего в работе постоянно совершаются ошибки;
- исчезает позитивный настрой, чувство юмора;
- нередко мучают мигрени;
- становятся хуже отношения с коллегами, членами семьи;
- возникает раздражительность, агрессия;
- цели больше не видятся чёткими, утрачиваются жизненные ориентиры;
- возникает состояние апатии, депрессивные расстройства.
Что касается физических последствий, то они ещё более пугающие:
- в разы возрастает вероятность сердечно-сосудистого заболевания;
- происходит снижение иммунной защиты, человек начинает чаще болеть простудными и вирусными недугами;
- возникают нарушения сна: бессонница, повышенная сонливость, ночные кошмары;
- заметно ухудшается состояние волос и кожи;
- появляются боли в спине;
- возможны значимые изменения веса: резкое похудение или набор лишних килограммов;
- страдает пищеварительный тракт: возникают боли в желудке, гастриты, тошнота, рвота, язвенная болезнь;
- попадает под влияние и нервная система: повышается тревожность, развиваются психические расстройства, панические атаки и т.д.
Данный перечень может быть продолжен и другими неприятными последствиями. Не зря же психологи приходят к выводу, что причины всех физических недугов кроются в нашей голове. А связь негативных эмоций и болезней изучает наука психосоматика.
Как справиться с профессиональным стрессом
В психологии считается, что для избавления от трудового стресса важен комплексный подход, когда задействуются и ликвидируются психологические и физические аспекты стресса. Какие же шаги по борьбе со стрессом возможны?
- Важно взять на себя полную ответственность за своё здоровье и самочувствие. Осознать негативное влияние стресса на организм и начать противостоять ему: правильно питаться здоровыми продуктами, достаточно отдыхать, спать не менее 8 часов за ночь в нужные часы (ложиться не позже 23), практиковать регулярную физическую активность, которая вам по душе (йога, спортзал, бассейн и т.д.).
- Работать над собой: развивать свои умения, навыки, учиться правильно распределять время и планировать работу так, чтобы не возникало перегрузок и спешки (сначала выполнять более важные задачи и цели, малозначительные оставляя на потом). Не перегружать себя обязанностями, учиться делегировать работу коллегам и подопечным, прекратить делать много дел сразу.
- Налаживать микроклимат в коллективе, предупреждать конфликтные ситуации. Если же это не представляется возможным – стоит задуматься о смене места работы.
- Развивать профессиональную компетентность.
- Предупреждать трудовое утомление: чередовать умственную деятельность с физическими упражнениями, регулярно делать рабочие перерывы, не трудиться без выходных.
- Фокусировать внимание на положительных моментах. Негатива и так хватает в жизни, чтобы постоянно о нём думать – тогда весь мир будет видеться в тёмных цветах. Жизненно важно учиться вырабатывать позитивное мышление, ведь своими мыслями мы создаём свою реальность. Концентрируйтесь не на том негативном, что случилось с вами в течение рабочего дня, а поставьте в приоритет позитивные происшествия, даже если это были незначительные мелочи.
Важно! Позитивное мышление – надёжный метод борьбы со стрессом.
Профилактические меры
Можно устранять последствия рабочего стресса, а можно постараться не допустить его появления. Для этого запомните следующие советы:
- всегда ищите дело «по душе», а не только ради денег, если оно не вызывает у вас внутреннего отклика;
- не делайте работу единственным смыслом своей жизни, даже если она любимая. Пусть кроме неё у вас будет любимое хобби, так же не забывайте уделять время близким и друзьям;
- берегите себя: заботьтесь о своём физическом и психическом здоровье;
- развивайте гибкость в общении с коллегами и начальством, учитесь снижать степень внутреннего напряжения;
- повышайте самооценку, улучшайте свои профессиональные способности, растите как специалист;
- не пытайтесь найти в работе счастье или спасение – она представляет собой только часть полноценной жизни;
- проявляйте открытость миру, развивайте оптимистичное мышление – и тогда вы, скорее всего, никогда не узнаете, что такое выгорание на работе!
Источник
Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника
Дата публикации: 26.04.2021 2021-04-26
Статья просмотрена: 204 раза
Библиографическое описание:
Путинцева, А. В. Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника / А. В. Путинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80268/ (дата обращения: 11.10.2021).
Данная статья посвящена вопросам стресса на рабочем месте и его влияния на сотрудника. Рассмотрены факторы возникновения стресса на рабочем месте и появление профессионального выгорания у современных сотрудников, а также их последствия.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, стресс, синдром выгорания, сотрудник, предпосылки и последствия, управление стрессом.
Введение. В 21 веке, в веке высокопрогрессивных и быстроразвивающихся технологий, стремительного и насыщенного темпа жизни, стресс — стал ежедневным «спутником» большинства работников.
Термин «Стресс» произошел от англ. «Stress», что в переводе означает давление, напряжение, нагрузка. Впервые стресс описал Ганс Гуго Бруно Селье — канадский патолог и эндокринолог, в 1936 г., определив его как неспецифическую реакцию организма на внешнее воздействие. [3]
Стресс просыпается с человеком по утрам, вместе с ранним будильником, пока варится кофе, и в общественном транспорте, стресс рядом, когда человек за рулем, по пути в офис, пока бежит по лестнице в кабинет или едет в плотно набитом лифте, стресс окружает в современном мире повсюду.
Где обычный человек проводит большую часть своей жизни? Конечно же, на работе. Безусловно, есть люди, которые абсолютно счастливы в своей работе, они не жалуются на большое количество рабочих обязанностей и им не приходится оставаться сверхурочно. Но к большому сожалению, на самом деле таких счастливчиков очень мало. По исследованиям ученых в мире всего около 13 % людей, кто абсолютно доволен своей работой и счастлив на ней. [1]
На 2020 год население Земли составляет 7 817 410 000 человек, и всего около 13 % из них счастливы на своей работе, это 1 016 263 300 человек.
Причины, по которым возникает стрессовое состояние на работе, разнообразны. Неудовлетворенность сотрудника своей профессиональной деятельностью, конфликты в рабочем коллективе, высокие рабочие нагрузки, стиль руководства, недовольство зарплатой, отсутствие перспектив карьерного роста — все это может стать причиной профессионального стресса. [2]
«The American Institute of Stress», опросив американских соискателей работы, пришел к выводу, что чаще всего — в 46 % случаев — стресс на рабочем месте вызывают высокая нагрузка, длительные рабочие часы и нехватка полноценного отдыха, а именно диссонанс между выдвинутыми по отношению к работнику требованиями и его внутренними ресурсами; в 28 % случаев — отношения в коллективе, т. е. психоэмоциональные или психосоциальные факторы, а в 20 % случаев — дисбаланс между работой и личной жизнью. [6]
Стоит отметить, что актуальность данной темы отражена и в свете последних событий в стране и в мире, весь 2020 год — это сплошной стресс. Пандемия внесла свои коррективы в работу миллионов людей по всему миру. Многие впервые освоили «удалёнку», новые форматы взаимодействия с коллегами и руководством, новые гаджеты, а многие и вовсе были уволены и в дальнейшем вынуждены освоить новые сферы и направления для работы.
Для тех, кто все-таки остался на своем рабочем месте, и перешел в «удаленный формат» работы это определенный стресс. Возможно, вначале это и было интересно и отчасти комфортно — работать дома, где удобно, можно пить кофе когда угодно, ходить в комфортной одежде и сидеть за ноутбуком с любимым котом на коленях, но по прошествии времени для многих сотрудников весь комфорт начали затмевать такие моменты как постоянно отвлекающие факторы (члены семьи, питомцы и домашние обязанности, и самое распространенное «полежать пару минут на удобном диване или в кровати»), отсутствие живого общения с коллегами, со своим боссом, да и зачастую офис более технически оснащен для работы.
Поэтому работаете вы в офисе, дома, из личного автомобиля или из любой точки мира, то Вы так или иначе будете испытывать стресс. Всегда будут те, или иные факторы, которые будут вызывать напряжение и провоцировать стрессовое состояние.
Развитие стрессового состояния у сотрудника проходит поэтапно и в несколько стадий.
Первая стадия — это стадия тревоги или волнения, когда сотрудник сталкивается с факторами, которые доставляют дискомфорт и вызывают возмущения. При этом организм вынужден задействовать все свои возможные защитные механизмы и ресурсы, и поведение человека начинает меняться.
Стрессовые факторы и явления могут привести к тому, что состояние и поведение сотрудника кардинально меняется, например, спокойный и сдержанный человек начинает вести себя агрессивно, вспыльчиво, раздраженно и грубо отвечать. А сотрудник, который всегда был общительным и активным — наоборот закрывается в себе, переживает все происходящее «внутри», перестает общаться с коллегами. На первой стадии прослеживается потеря самоконтроля и деформация общения, состояние волнения и тревоги приводит к тому, что работник не может сознательно контролировать собственное поведение. Продолжительность первой стадии профессионального стресса достаточно индивидуальна для каждого человека и во многом зависит от его личных качеств. Так, например, спокойные и терпеливые люди могут долго накапливать внутреннее напряжение, а некоторые будут отвечать на стресс-фактор мгновенно.
Вторая стадия — это приспособление к стрессовым условиям. Сотрудник пытается противостоять стрессу и адаптироваться к нему. Данный этап считается особенно напряженным: работник может потерять контроль над собственными действиями, т. к. стресс разрушительно влияет на его психику, в более тяжелых случаях отмечается даже помутнение сознания. Именно поэтому в стрессовой ситуации люди часто совершают несвойственные для себя поступки — могут грубо ответить на вопросы и просьбы коллег и руководителя, подают заявление об увольнении и т. д. Многие впоследствии признаются, что они сами не понимают, как могли совершить подобные действия, и жалеют об этом. Данное состояние называется «аффектом».
Если стрессовая ситуация продолжается довольно длительное время, то наступает уже третья стадия — это истощение резервов организма. При ситуации, когда влияние стресс-фактора не устранено, а психологические и физические ресурсы организма уже исчерпаны — сотрудник больше не в силах противостоять ситуации и приспосабливаться к ней. Дальнейшее воздействие неблагоприятных обстоятельств и факторов может привести к хроническому стрессовому состоянию. Долго длящаяся стадия истощения часто приводит к различного вида болезням. Также, результатом непрекращающегося стресса может стать профессиональное «выгорание» сотрудника. [4]
Сегодня, набор причин, которые провоцируют стресс у современных сотрудников компании, довольно широк. Таким образом, можно констатировать тот факт, что у каждого современного индивида в той или иной степени на рабочем месте происходят стрессовые ситуации, от мелких до серьезных, которые в результате приводят к ряду дальнейших проявлений.
В этой связи растет не только важность разработки и регулярного проведения мероприятий по устранению стресса у сотрудников, его профилактики в организации, но и оценке уровня стрессоустойчивости кандидатов на собеседовании.
Стрессоустойчивость — это умение индивида сохранять самообладание, умение быстро адаптироваться к ситуации, внешним проявлениям и самоликвидировать проявление стресса. Стрессоустойчивость у кандидата на должность в компании можно оценить по целому спектру методик: это и непосредственное наблюдение со стороны эксперта за кандидатом, и беседа с высококвалифицированным психологом, и самооценка кандидата своего уровня стрессоустойчивости, и ряд психологических тестовых методик с дальнейшей интерпретацией специалиста и др. [5]
Стресс-интервью — занимает особое место в выявлении стрессоустойчивости. Стресс-интервью (или стрессовое интервью) — это беседа с кандидатом с использованием набора стрессовых вопросов, а также психологического давлении с целью вывести индивида из его собственной «зоны комфорта» и других провоцирующих стресс во время беседы инструментов.
К инструментам стрессового интервью можно отнести:
— нестандартные и некомфортные условия, в которых находиться кандидат во время беседы (неудобное место, душная или, наоборот, слишком холодная комната, посторонние шумы, и др.);
— опоздание интервьюера на длительное время — долгое ожидание начала собеседования;
— присутствие в ходе интервью посторонних людей;
— нетактичные и провокационные вопросы и др.
Становится понятно, что даже самые уверенные в себе люди, не предупрежденные о проведении подобного рода интервью, могут испытывать некий дискомфорт, который в результате приведет к стрессу. Однако, есть мнения, что стрессоустойчивый человек будет в любой нестандартной ситуации сохранять самообладание, вести себя спокойно и достойно сложившейся ситуации, а также оставаться доброжелательным к интервьюеру.
Но тем не менее, прибегая к использованию стресс-интервью важно профессионально обучать менеджеров по персоналу — технологии стрессового интервью; применять стресс-интервью только в определенные моменты собеседования с кандидатом; избегать вопросов, оскорбляющих честь и достоинство кандидата; отходить от использования стрессового интервью для высшего менеджмента компании и пр.
Методики устранения организационного стресса разнообразны в современных компаниях. Среди них стоит выделить: работа штатного или внешнего корпоративного психолога, повышение корпоративного духа в коллективе с целью уменьшения уровня конфликтности и при помощи корпоративных мероприятий, создание комфортных условий труда, пропаганда в компании занятий спортом и активного, здорового образа жизни, правильного питания, постоянная обратная связь с руководителем, регулярный мониторинг методом устного или письменного (в том числе анонимного) опроса сотрудников о наличии у них тревоги и стресса, и причин, вызывающих их и много другое.
Таким образом, профессиональный стресс — это проблема уже не только сотрудника, находящегося под влиянием стресс-факторов, но и всей организации в целом.
Становится ясно, что «носители» стресса не в силах полностью отдаваться работе. Как следствие — это снижение производительности труда, качества выполняемой работы, или предоставляемых услуг и увеличение текучести кадров в компании.
О влиянии стресса на персонал организации и его последствиях, должны задуматься, в первую очередь, руководители, специалисты HR-служб и организационные психологи. Так как предупредить — всегда легче, чем лечить, т. е. исправлять те последствия, которые привели к уже критической ситуации.
Источник