Что происходит в нашем сознании, когда мы читаем художественную литературу?
Нобелевский лауреат по литературе 2006 года Орхан Памук предлагает 9 ответов на этот вопрос. Можно соглашаться с ним или нет, но сами ответы несомненно достойны внимания!
1. Когда мы наблюдаем за героями и следуем за повествованием: тренируем свою способность находить смысл и главную идею в написанном.
2. Слова в нашей голове превращаются в картинки. То есть мы постоянно развиваем своё воображение.
3. Наш мозг при чтении постоянно сам себе задает вопрос: что из прочитанного реальность, а что воображение? Это меняет наше сознание.
4. Мы постоянно думаем от том, насколько реальны сцены, описанные в художественном произведении. Могут ли они произойти в нашей жизни? У нас меняется само чувство реальности.
5. Мы наслаждаемся точностью аналогий, властью повествователя, способом построения предложений, музыкой прозы.
6. Мы осуждаем или одобряем поведение героев, т.е. морально оцениваем их.
7. Мы чувствуем удовлетворение, когда понимаем написанный текст в полной мере, как будто автор писал специально для нас.
8. Наша память работает в очень напряжённом режиме, когда пытается запомнить все детали произведения. И из-за этого появляется ощущение, что этот конкретный роман был написан специально для вас. И только для вас.
9. Подсознательно мы всегда ищем тайну в романе. Как будто она всегда спрятана там для нас.
Читайте много, читайте с удовольствием!
Источник
Любое литературное произведение заключает в себе определённое эмоциональное настроение, передающееся читателю. Одни произведения вызывают у читателя грусть, другие — заставляют его смеяться, третьи — испытывать гордость, словно читатель, а не герой прочитанного произведения совершил описываемые в книге деяния. Возникающие при чтении чувства заставляют читателя оценивать всё происходящее в художественном мире литературного произведения под особым углом зрения, определяют его заинтересованность, личное участие в судьбах персонажей, сопереживание. Такая особенность произведений литературы называется пафосом произведения.
Термином «пафос» охватывается область идейноэмоциональных оценок, сфера оценочных отношений писателя к воспроизведённой и осмысленной им объективной действительности. В пафосе в наибольшей мере воплощается ценностная ориентация писателя в той или иной социально-культурной ситуации» 1 , — подчеркивал А. Б. Есин.
1 Есин А. Б. «Литературное произведение: типологический анализ». — М., 1992.
Пафос — это основной эмоциональный тон, основное эмоциональное настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором. Из этого определения сразу же становится ясным, что пафос непосредственно связан с авторской позицией и идейным звучанием произведения. Пафос помогает писателю одушевить создаваемый им художественный мир, а читателя настраивает на то или иное эмоциональное восприятие персонажей и событий, происходящих в художественном мире литературного произведения.
Общее настроение, эмоциональная «атмосфера» произведения организуют читательское восприятие, концентрируют его внимание на акцентах, расставляемых автором при описании своих персонажей и событий.
Пафос возникает в результате сложного сочетания авторской оценки описываемых событий и изображения персонажей. Для его выявления очень важны авторская позиция и утверждаемая в произведении система этических ценностей, а это означает, что пафос формируется не только эмоциями, но и мыслями, рациональными построениями автора. Рациональное и эмоциональное в пафосе неразрывно слиты, определяют и поддерживают друг друга. На это обращал внимание М. М. Бахтин: «Безоценочное понимание невозможно. Нельзя разделить понимание и оценку: они одновременны и составляют единый целостный акт» 1 .
1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979.
В литературном произведении сам пафос всегда выполняет оценочную роль, выражает одобрение или неодобрение, сострадание или насмешку, восхищение или ужас, поэтому ощущение, понимание пафоса во многом способствуют пониманию авторской позиции по отношению к создаваемому писателем художественному миру. В пафосе скрыто пристрастно-заинтересованное отношение творца к своему творению.
Существует несколько основных видов пафоса: героика, трагизм, романтика, сентиментальность, драматизм, юмор, сатира, инвектива. Прежде чем обратить внимание на особенности каждого из этих видов, следует заметить, что иногда (случается это нечасто) автор сознательно и старательно скрывает своё личное отношение к описываемому, стремится избегать эмоциональной окраски, надевая маску незаинтересованного, стороннего наблюдателя. Так, например, написана новелла И. А. Бунина «На пути в Рим». В искусстве не бывает ничего случайного, такая «нейтральность» повествования — это особый художественный приём. Здесь мы имеем дело не с отсутствием пафоса, а с особой его разновидностью, которую можно назвать нулевым пафосом.
Героика, или героический пафос, связана с активным, действенным утверждением возвышенных идеалов, во имя достижения которых героям приходится преодолевать очень серьёзные препятствия, рисковать собственным благополучием, а нередко и жизнью. Героическим пафосом пронизана баллада М. Ю. Лермонтова «Бородино». Это пафос подвига, но его обязательным условием является не личная, а общественно значимая цель и жизнеутверждение.
Трагизм, или трагический пафос, выражает страдание, невыносимую скорбь. Как правило, он связан с ситуациями, в которых любое решение героя неизбежно приведёт его к несчастью, а его выбор — это выбор «из двух зол». Трагический пафос опирается на конфликт, не имеющий благополучного разрешения (таков конфликт между Данилой Бурульбашем и Колдуном в «Страшной мести» Н. В. Гоголя). Трагическим пафосом характеризуется новелла И. А. Бунина «Лапти».
Романтика, или романтический пафос, по своим проявлениям очень похожа на пафос героический, поскольку передаёт сильное эмоциональное переживание, устремлённость к возвышенному и значительному идеалу. Но романтический пафос основан не на деятельном воплощении поставленной цели, а на переживании мечты (часто недостижимой), на поисках средств воплощения этой мечты в действительность. На романтическом пафосе базируется поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Здесь нам необходимо сделать важное уточнение: романтику (пафос) ни в коем случае нельзя путать с романтизмом (творческим методом), к чему иногда приводит внешнее сходство двух терминов.
Сентиментальность, или сентиментальный пафос, возникает, когда в произведении автор намеренно подчёркивает своё эмоциональное отношение к изображаемому и настойчиво стремится вызвать сходные эмоции у читателя. Этот вид пафоса присутствует, например, в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
Драматизм, или драматический пафос, проявляется в произведениях, где взаимоотношения персонажей или отношения персонажа с окружающим миром характеризуются особой напряжённостью, конфликтностью, но в отличие от трагических ситуаций здесь возможен благоприятный исход, хотя он и требует от персонажей принятия правильных решений и активности, решительных действий. Драматизм отчётливо проявляется в новелле В. Г. Распутина «Уроки французского».
Юмор, или юмористический пафос, мы ощущаем в произведениях, представляющих нам комические характеры и ситуации. Этот пафос, как правило, сопровождается добродушной улыбкой читателя. Вспомните пронизанный искромётным юмором водевиль А. П. Чехова «Медведь», и вы легко представите себе силу воздействия на читателя этого вида пафоса.
А вот сатира, или сатирический пафос, вовсе не безобидна, хотя также основана на присутствии в произведении элементов комического. Сатира направлена против пороков, которые «бичуются» смехом, вызывающим не столько веселье, сколько возмущение читателя. Ещё раз обратимся к творчеству А. П. Чехова. Его новелла «Хамелеон», конечно же, веселит нас, но вряд ли кто-нибудь из читателей сочувствует Очумелову, вызывающему лишь презрение и явное неприятие.
Инвектива как вид пафоса предполагает откровенное выражение обвинения в адрес людей или событий. Вот одно из стихотворений А. С. Пушкина:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич,
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Здесь поэт ясно высказывает своё негодование в адрес людей, наделённых рабской психологией, лишённых понятия чести.
Иногда в литературе выделяют вид пафоса, который называют лирическим. Лирический пафос предполагает создание в произведении особой атмосферы, настраивающей читателя на проявление субъективно-заинтересованного отношения к описываемому автором. Добиться подобной атмосферы можно с помощью лирических пейзажей, лирических отступлений и комментариев, лирических портретов и т. п. Её задача — создать у читателя такое настроение, которое помогло бы ему почувствовать (не понять, не осознать, а именно почувствовать) душевное состояние автора в момент создания им произведения (А. С. Пушкин «К***» «Я помню чудное мгновенье. »).
Следует иметь в виду, что нередко в одном произведении могут сочетаться несколько видов пафоса. Например, в романе А. С. Пушкина «Дубровский» в отдельных эпизодах проявляется трагический пафос (смерть Андрея Дубровского), сатирический пафос (образ Шабашкина), романтический пафос (тема «благородного разбоя») и пр., но основным, проходящим через всё произведение, конечно, является драматический пафос.
Возможность менять настроение читателя, сопоставлять персонажей, вызывающих различное к себе отношение, — это тоже эффективное средство погружения в художественный мир произведения, которым писатели охотно пользуются. Изменение пафоса, его варьирование в процессе повествования помогает читателю ощутить авторскую позицию, глубже проникнуть в его творческий замысел.
Самое главное
Пафос — это основной эмоциональный тон, основное настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором. Существует несколько основных видов пафоса: героика, трагизм, романтика, сентиментальность, драматизм, инвектива, юмор, сатира, ирония, лиризм.
Источник
Когда мы общаемся с книгой, то испытываем огромное количество эмоций — сопереживаем героям, радуемся и разочаровываемся вместе с ними, смеёмся, плачем.
А наш мозг в это время работает на полную мощность, обрабатывая информацию. Так какие же бессознательные действия мы совершаем, погружаясь в чтение?
Во время чтения наше подсознание создает другой мир, в который мы погружаемся, когда перелистываем страницы. Таким образом мы создаём образы в голове, например, внешность главных героев.
Учёные доказали, что зрительное воображение работает автоматически, вне зависимости от нашего сознания. Люди с развитым воображением любят читать гораздо больше, чем те у кого оно развито хуже.
Читая, вы наверняка испытывали те же эмоции, которые переживали герои в той или иной ситуации.
Оказывается, мозг не видит разницы между впечатлениями, о которых мы читаем, и эмоциями, которые ощущаем в действительности.
То есть наш мозг воспринимает всё прочитанное, как если бы мы пережили эти события наяву. Читая о чувствах или испытывая их на самом деле, мы задействуем одни и те же области головного мозга.
Как правило, любой рассказ состоит из завязки, кульминации и развязки.
Когда мы наблюдаем за героями и следуем за повествованием: тренируем свою способность находить смысл и главную идею в написанном. Чем больше мы читаем, тем быстрее мозг приспосабливается к правильному образу мышления, и постепенно мы начинаем внимательнее относиться к деталям.
Наша память работает в напряжённом режиме, когда пытается запомнить все детали произведения. Именно из-за этого появляется ощущение, что эта конкретная книга была написан специально для вас.
Мы наслаждаемся точностью аналогий, властью повествователя, способом построения предложений, музыкой прозы. Мы осуждаем или одобряем поведение героев, то есть морально оцениваем их.
Чтение захватывающего романа равносильно погружению в параллельную реальность. Читая по-настоящему интересную книгу, мы забываем обо всём. Читайте с удовольствием 🙂
Источник
Еще один верный способ прокачки себя.
Здесь и далее фото unsplash.com
Каждый из нас прекрасно знает, что привычка читать книги прокачивает человека по всем фронтам, однако при этом надо хорошо понимать, что чтение бывает разным. Например, беглым и невнимательным в вагоне поезда метро, когда ты спешишь на работу, либо вдумчивым и артистичным, когда сидишь у себя дома и произносишь реплики героев повествования вслух.
Оказывается, между этими двумя видами чтения есть большая разница, и вторая категория любителей литературы получает больше от книг, чем первая. Понятное дело, что не всегда у нас есть возможность собрать вокруг себя заинтересованную группу лиц и начать декламировать ей стихи по книжке. Однако время от времени каждому из нас просто необходимо искать возможности для такой практики.
Изучив пользу чтения вслух и узнав, насколько она велика и многогранна, мы решили поделиться ею с тобой. Если ты ищешь новые пути развития и хочешь заручиться полезной привычкой, поверь, это тебе определенно пригодится.
Сразу стоит отметить, что чтение «про себя» заметно отличается от чтения вслух по многим параметрам. Например, во время чтения вслух мы намного больше сконцентрированы на материале и не отвлекаемся на посторонние раздражители.
Таким образом, у нас получается лучше усваивать материал и запоминать сюжетные тонкости произведения. Более того, прочитанное вслух обрабатывается нашим мозгом трижды. Во-первых, он обращает внимание на визуальную информацию, во-вторых, ему надо справиться с аудиальным потоком данных и, в-третьих, в расчет берется так называемая «мышечная» информация на основе движений губ и языка.
Именно благодаря такому способу получения информации у нас появляется намного больше шансов запомнить и усвоить прочитанное, ведь в это время задействованы сразу три зоны мозга — зрительная, слуховая и двигательная кора.
Когда мы читаем про себя, мы обычно двигаемся по материалу с большей, чем при чтении вслух, скоростью. Именно поэтому многие непонятные слова и выражения мы нередко игнорируем, не желая прекращать процесс поглощения информации.
Однако когда мы читаем вслух и нам попадаются на глаза непонятные слова, у нас не только возникает потребность выяснить их значение и понять, как они произносятся, но и объяснить их человеку, который нас слушает (если такой имеется).
Согласно исследованию, проведенному в 2015 году учеными из Монреальского университета, человек запоминает новые слова намного лучше, когда объясняет их другому. Для этого исследователи провели эксперимент с запоминанием слов, в котором участвовали студенты.
По его результатам, молодые люди, которые зачитывали новые слова другим, запоминали информацию гораздо лучше тех, кто читал «про себя» или даже вслух.
Чтобы прокачать свои профессиональные навыки, актеры кино и театра постоянно читают вслух. Таким образом, они работают с интерпретацией и подачей текста, тренируют интонации, тембр голоса и невербальные знаки.
Таким же образом, стоит поступать человеку, который не занят в актерской профессии, потому что так прокачивается харизма, умение держать себя на публике и оказывать воздействие на других людей.
На самом деле, для начала хватит ежедневной практики длительностью 15 минут, и уже через пару недель ты почувствуешь ощутимый результат. Твоя речь изменится, а вместе с тем и прокачается уверенность в себе.
Особенно это полезно тем, кто регулярно сталкивается с публичными выступлениями, либо просто часто общается с людьми по служебным обязанностям.
Отдельным пунктом здесь стоит вынести улучшение дикции, которой многие люди уделяют не так много внимания, как стоило бы. Для развития речи чтение вслух — это самый мощный инструмент, который одновременно является довольно информативным.
Хорошая дикция пригодится в любых ситуациях, где требуется хотя бы минимальное социальное взаимодействие — от походов в государственную инстанцию, где надо объясниться перед несговорчивыми чиновниками, до очереди в магазине в момент, когда надо напомнить окружающим о необходимости соблюдать социальную дистанцию.
Представляешь, насколько важной и полезной может быть практика чтения вслух?
Оказывается, чтение книг (особенно вслух) помогает человеку справляться со стрессовыми ситуациями и тревожными состояниями. Более того, совместное чтение вслух с другим человеком способно облегчить мигрени и даже боли в спине. Об этом свидетельствует исследование ученых из Ливерпульского университета.
В ходе своих наблюдений они установили, что совместное чтение книг помогает справляться с хронической болью даже лучше когнитивно-поведенческой терапии, которая так популярна в наши дни.
Для этого исследователи провели эксперимент, в рамках которого люди с болевыми ощущениями еженедельно собирались вместе по 10-12 человек, чтобы почитать и подумать, как прочитанное связано с их опытом.
Благодаря этой практике им удалось отвлечься, вспомнить о приятных воспоминаниях и научиться справляться со своими эмоциями.
Чтение книг заставляет наш мозг проявлять активность в моментах, когда идет описание визуальных образов и в целом тех или иных действий. Этот процесс помогает нам представлять, как бы эти события выглядели на самом деле.
Другими словами, чтение книг заставляет нас прокачивать воображение, создавая новые образы. Причем, чем более стимулирующая среда для этого создана, тем активнее мозг вовлекается в практику. В данном случае стимулирующей средой мы можем назвать уютное спокойное местечко и процесс чтения вслух, заставляющий всецело погружаться в повествование.
Плюс ко всему, чтение заставляет не только визуализировать информацию и прокачивать свою речь, но и пробуждает в нас настоящие эмоции. Читая о той или иной истории, мы невольно идентифицируем себя с главными героями произведения, либо вовлеченно следим за их судьбой со стороны.
В нас просыпается эмпатия, сострадание, понимание и другие чувства, свойственные думающиму и участливому человеку.
Например, ученые из Кембриджского университета выяснили, что художественная литература помогает молодым людям проявлять сочувствие и с пониманием относиться к окружающим, анализируя их мотивы и действия.
То есть чтение очень сильно прокачивает эмоциональный интеллект, который так ценится в современном мире.
В очередной раз хотим упомянуть, что чтение вслух полезно не только для развития речи, но и для наших когнитивных способностей.
По данным доктора медицины и специалиста в области нейродегенеративных заболеваний Дейла Бредесена, чтение — это один из самых простых способов избежать деменции в старости.
Все дело в том, что деменция связана с постепенным замедлением работы отдельных участков мозга. Однако если читать на протяжении всей жизни, наше сознание и ум будут все время развиваться и работать намного лучше, чем у людей без привычки читать.
Тем не менее, Бредесен уточняет, что наш мозг развивается далеко не каждый раз, когда мы берем в руки книгу. Чтобы по-настоящему заставить его работать, надо войти в так называемый «читательский транс». Другими словами — как следует зачитаться, чтобы произведение нас полностью поглотило. В таком случае мозг будет активно обрабатывать информацию и усиленно тренироваться.
Источник