Вознеслся еси во славе христе боже наш радость сотворивый учеником обетованием святаго духа

Вознесение Господне

На сороковой день после Пасхи

Тропарь, глас 4:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, / ра́дость сотвори́вый ученико́м, / обетова́нием Свята́го Ду́ха, / извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, / я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Кондак самогласен, глас 6:

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, / и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, / возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, / ника́коже отлуча́яся, / но пребыва́я неотсту́пный, / и вопия́ лю́бящим Тя: / Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.

Величание:

Велича́ем Тя, / Живода́вче Христе́, / и почита́ем е́же на Небеса́ / с пречи́стою Твое́ю Пло́тию / Боже́ственное вознесе́ние.

Стихира по Евангелии, глас 6:

Днесь на небесе́х го́рния си́лы на́ше естество́ зря́ще, / дивя́щеся стра́ннаго о́браза восхо́ду, / недоумева́хуся друг ко дру́гу глаго́люще: / кто Сей прише́дый? / Ви́дяще же своего́ Влады́ку, / небе́сная врата́ взя́ти повелева́ху, / с ни́миже непреста́нно воспои́м / с пло́тию отону́ду па́ки Гряду́щаго, / я́ко Судию́ всех и Бо́га всеси́льна.

Задостойник

Велича́й душе́ моя́, / возне́сшагося от земли́ на не́бо, / Христа́ Жизнода́вца.

Ирмос, глас 5: Тя па́че ума́ и словесе́, Ма́терь Бо́жию, / в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую, / ве́рнии, единому́дренно велича́ем.

Моли́тва Вознесе́нию Госпо́дню.

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, соше́дый с небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый на́с духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни́ Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от на́с на Не́бо со сла́вою и возсе́дый одесну́ю Бо́га и Отца́! в се́й я́сный и всесве́тлый де́нь Боже́ственнаго на Небеса́ восхожде́ния Твоего́ земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо вознесе́нием дне́сь Творца́ тва́ри, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемое и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто́ Се́й, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни? Се́й вои́стинну Ца́рь Сла́вы. Сподо́би и на́м немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти не престаю́щим, восхо́д Тво́й на Не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со апо́столы твои́ми на Не́бо ны́не взира́ти все́м се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на Небеси́ горе́ жи́тельство на́ше е́сть, зде́сь же на земли́ мы́ то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́че греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя́, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же е́сть в ми́ре, возведи́ на́с из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ на́с го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от у́з пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Вознеслся еси во славе христе боже наш радость сотворивый учеником обетованием святаго духа

В озне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Е́ же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

Читайте также:  Чувствую себя виноватой перед человеком

Задостойник, глас 5:

В елича́й, душе́ моя́,// возне́сшагося от земли́ на не́бо Христа́ Жизнода́вца.

Т я, па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию,/ в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую,// ве́рнии, единому́дренно велича́ем.

Г о́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В елича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние.

Новости

Обновления на сайте

Добавлены новые и отредактированы старые молитвословия в разделах: * Апостолам; * Праведным ; * Мученик ам; * Новомуч еникам и исповедникам XX века; * Преподобным; * Святителям; * Соборам святых

Обновление на сайте

В раздел «Тексты служб» добавлена

Объявления

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Источник

«Аз есмь с вами, и никтоже на вы»

Комментарий к тропарю и кондаку праздника Вознесения Господня

В сороковой день по Пасхе Церковь чтит праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку праздника.

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо является одним из самых главных и значимых событий священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Господа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Спаситель не оставляет мир, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Бога Отца.

Краткое описание события Вознесения Господня встречается в Евангелии от Марка (см.: Мк. 16: 19), а уже более подробным образом описывается в Евангелии от Луки (см.: Лк. 24: 50–51) и в книге Деяний святых апостолов (см.: Деян. 1: 9–11).

После светлого Воскресения из мертвых Господь Иисус Христос неоднократно является Своим ученикам «в продолжении сорока дней» (Деян. 1: 3), чтобы укрепить их веру в истинность Своего телесного воскресения и подготовить к принятию обещанного Святого Духа. Господь вывел учеников из города в Вифанию на гору Елеон, где, подняв Свои руки, благословил их, после чего стал отдаляться и возноситься на небо.

Читайте также:  Какими препаратами снять депрессию

Праздник Вознесения Господня относится к двунадесятым. Показательно то, что до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось, сама же Пятидесятница понималась не как праздничный день, а как особый период церковного года. Уже к концу IV века Пятидесятница окончательно принимает статус не только особого периода после Пасхи, но формируется в виде самостоятельного праздника. После чего, вслед за Пятидесятницей, в особое празднование выделяется Вознесение Господне [1] .

Воспевание и прославление сущности праздника особым образом происходит в центральных песнопениях службы – в тропаре и дополняющем его по содержанию кондаке [2] . Этот принцип не обходит стороной тропарь и кондак праздника Вознесения Господня, которые звучат следующим образом.

Церковнославянский текст песнопений таков:

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира» [3] .

«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы» [4] .

Приведем также и греческий оригинал этих песнопений:

«Ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, χαροποιήσας τοὺς Μαθητάς, τῇ ἐπαγγελίᾳ τοῦ ἁγίου Πνεύματος· βεβαιωθέντων αὐτῶν διὰ τῆς εὐλογίας, ὅτι σὺ εἶ ὁ Υἱός τοῦ Θεοῦ, ὁ λυτρωτὴς τοῦ κόσμου» [5] .

«Τὴν ὑπὲρ ἡμῶν πληρώσας οἰκονομίαν, καὶ τὰ ἐπὶ γῆς ἑνώσας τοῖς οὐρανίοις, ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστε ὁ Θεὸς ἡμῶν, οὐδαμόθεν χωριζόμενος, ἀλλὰ μένων ἀδιάστατος, καὶ βοῶν τοῖς ἀγαπῶσί σε· Ἐγώ εἰμι μεθ’ ὑμῶν, καὶ οὐδεὶς καθ’ ὑμῶν» [6] .

Не раз богослужебные тексты песнопений переводили на русский язык. Ниже дан перевод иеромонаха Феофана (Адаменко).

«Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, обрадовав Своих учеников обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира» [7] .

«Совершив устроение нашего спасения и объединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небо, Христе Боже наш, не оставляя совсем любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая: “Я с вами, и никто не одолеет вас”» [8] .

Обещание Святого Духа

Тропарь праздника Вознесения Господня начинается с радостного восклицания и исторически важного утверждения о великом событии, которое стало исполнением радости и обетованием, обещанием [9] ученикам, а в их лице и всему миру, что Спаситель не оставляет мир после Своего Вознесения, но пребывает во Святом Духе, Которого Он послал от Отца.

Спаситель не оставляет мир после Вознесения, но пребывает во Святом Духе, Которого Он послал от Отца

Господь сотворяет радость Своим ученикам-апостолам. Греческое «χαροποιέω» – «делать радостным» [10] . Здесь вспоминаются слова апостола Павла:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16–18).

Далее следует «извещение» – свидетельство, удостоверение [11] – или уверение учеников: через благословение они вполне убедились, что Христос – Сын Божий и Спаситель мира.

«Бывшее благословение» напоминает об описании события Вознесения в книге Деяний святых апостолов: Иисус Христос «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1: 9). Как отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), «в античном мире вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного» [12] . Но в случае Господа Иисуса Христа Его Вознесение обозначает Его возвращение к Божественной славе, Которую Он имел изначально.

Земное соединяется с небесным

Кондак праздника Вознесения написан преподобным Романом Сладкопевцем и начинается со слов: «Еже о нас исполнив смотрение». Так, уже с самого начала нам открывается духовный смысл события: Господь Иисус Христос, прежде чем вознестись на небо, исполняет весь замысел о спасении людей.

Читайте также:  Чувство когда приносишь пользу

Церковнославянское «смотрение» по-гречески звучит как «οἰκονομία» – «управление домашним хозяйством или семьей, домостроительство». Но в богословии это слово известно как «икономия» – Божий Помысл о мире и его спасении; промыслительная миссия Бога Сына: воплощение и спасение человечества посредством искупительной Смерти на Кресте и последующего Воскресения.

Но и церковнославянское «смотрение» имеет несколько значений: осмотр, заинтересованное наблюдение и контролирование [13] . В данном случае все они дополняют друг друга и создают целостное, полное понимание использования данного слова в богословском контексте.

Господь осматривает все происходящее в истории человечества. И не просто осматривает, а в большей степени заинтересованно наблюдает и контролирует посредством исполнения обетования, обещания, которое было дано еще ветхозаветным патриархам.

Спаситель приходит в мир, умалившись в вочеловечении, и покидает его после того, как полноценно исполняет весь замысел о спасении человечества. Каждый человек призван к обожению, а Вознесение Господне имеет особое значение как образ обожения каждого человека, который верует в Иисуса Христа.

Вознесение Господне имеет особое значение как образ обожения каждого человека, который верует в Иисуса Христа

Святитель Григорий Палама отмечает: Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его второго Пришествия, однако вознесены, восхищены на облаках будут только те, кто «распяли грехи через покаяние и жительство по Евангелию» [14] .

Вознесение – символ обожения и прославления человеческого естества и знак его возвращения в рай после грехопадения.

Пребывает неотступно

Продолжение кондака указывает: Господь никак, никаким образом не отступает от человеческого рода.

Церковнославянское «никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный» содержит привычное для некоторых языков одиночное отрицание, которое отсутствует в русском. Поэтому при переводе важно данный факт учитывать, что и делает, например, отец Феофан (Адаменко):

«не оставляя совсем любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая…»

Кульминация и вообще все богословие кондака отразились и в рефрене – ключевой идее, которая неоднократно повторяется в гимнографическом отрывке. В тропаре рефрен: «Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас» – скомпилирован из двух отрывков: Мф. 28: 20 и Рим. 8: 31. В нем не только видно утешительное обещание Иисуса Христа пребывать всегда с верными учениками и охранять их, но и прослеживается яркое выражение догмата о том, что в едином Лице Иисуса Христа неслитно соединены человеческая и Божественная природы.

Тропарь и кондак праздника Вознесения Господня, обращенные к Богочеловеку, Искупителю, Воскресшему и Вознесшемуся Спасителю, напоминают о том, что мы по Вознесении Господнем были не оставлены, а объединены Им через стяжание Святого Духа, Которого Христос послал от Отца.

При этом стоит помнить: вознесенный к Божественной жизни Иисус Христос вернется на небесных облаках как Сын Человеческий (см.: Лк. 21: 27), владычество Которого – «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 14).

[1] Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2009. С. 197–203.

[2] Киприан (Керн), архимандрит. Литургика, гимнография и эортология. М., 1997. С. 276.

[3] Кустовский Е. Праздничные службы Цветной Триоди. М., 2008. С. 124.

[7] Адаменко В., священник. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1926. С. 153.

[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987. С. 40.

[10] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1980.

[11] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 120.

[13] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 25. М., 2000. С. 208.

Источник

Оцените статью