- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования Пс. 50:14
- Свт. Афанасий Великий
- Свт. Иоанн Златоуст
- Свт. Феофан Затворник
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Архиеп. Ириней (Клементьевский)
- Еп. Ириней (Орда)
- Лопухин А.П.
- Прот. Григорий Разумовский
- Толкование на Псалтирь 50:14
- Толкование на Псалтирь 50:14 / Пс 50:14
- Толкования Пс. 50:14
- Афанасий Великий (
- Иоанн Златоуст (
- Феодорит Кирский (386/93−
- Феофан Затворник (1815−1894)
- Евфимий Зигабен (
- Псалом 50 «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей»
- Псалом 50 читать:
- Псалом 50 на русском:
- Псалом 50 слушать
- Воздаждь ми радость спасения твоего толкование
- Вам может быть интересно:
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования Пс. 50:14
Свт. Афанасий Великий
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Воздаждь ми радость спасения Твоего. Это относится ко всему человеческому роду. Радостью спасения называет пришествие Господне, по сказанному Симеоном: яко видеста очи мои спасение Твое (Лк. 2,30). Молится же, чтобы и ему быть причастником оного. И Духом владычним утверди мя. Духа, Которого прежде назвал правым, здесь именует владычним.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Чего он не погубил, то просил сохранить, именно, благодать Духа; а что утратил, то умолял возвратить: такова была радость о Боге. Я наслаждался всякой радостью, когда пользовался великою близостью к Тебе, Владыка; теперь же, утратив последнюю, я лишился веселья. Рабство греху разрушило эту близость. Поэтому я и прошу возвратить мне прежнюю власть над умом, восстановить господство над страстями. Здесь опять «владычним духом» назвал самодержавный разум. Но что дашь мне ты, Давид, если получишь Духа?
Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.
Свт. Феофан Затворник
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Добрый ответ будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены. Это удостоверение – предел покаянных трудов на земле. Забыл какая преподобная пришла к старцу и рассказала все. Он заключил ее в келлию, одев, как монаха, и дал ей покаянное правило. Три года каялась, и сказано ей было: прощены грехи твои. И старец тоже получил удостоверение. Вот чего нам грешным добиваться надо! В покаянном псалме св. Давида – слова: слуху моему даси радость – значат: ухо души моей да услышит слово Твое: отпущаются тебе грехи твои. В душе пронесется такое слово. Та же мысль и в словах: воздаждь ми радость спасения Твоего.
Письма. Письмо 1034. Решение задачи о добром ответе на суде Христовом и о других предметах.
Блж. Феодорит Кирский
Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди мя
Умоляет о том, чтобы и впредь иметь ему то, чего не утратил, то-есть, благодать Духа; а что утратил, о том просит, чтобы снова восприять сие; утрачено же было радование о Боге. Всяким веселием наслаждался я, говорит пророк, когда имел великое дерзновение пред Тобою, Владыка, а теперь, лишившись оного, утратил и благодушие. Лишило же меня дерзновения рабство сластолюбию. Посему умоляю, чтобы ум мой восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними.
Евфимий Зигабен
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Воздаждь ми (возврати) радость спасения Твоего
—ту радость, которою я наслаждался, когда храним был Тобою. Смотри же, как в этих двух полустишиях, подряд одно за другим стоящих, как он молится о том, чего не потерял еще, чтобы оно не было отнято у него, и как умоляет о том, что утрачено уже, чтобы оно возвращено было ему, ибо он до греховного падения своего наслаждался высочайшею радостью под охраною такого Спасителя, которому весь предан был.
И духом владычним утверди мя
Укрепи и утверди меня, говорить, благодатным даром духа владычественного, который господствует над страстями человеческими, направляет человека на путь правый и руководит его к лучшему. Под этим даром могут быть подразумеваемы различные дарования, сообщаемые нашей душе Святым Духом.
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Сей стих соответствует оным вышереченным словам: слуху моему даси радость и веселие. Ибо как выше сказал, что по совершенном примирении человека с Богом, следует внутренняя радость, происходящая от свидетельства духа, внутрь нас глаголющаго, так и здесь, по испрошении отпущения греха и по принятии благодати с даром постоянства, просит знамения во удостоверение оправдания или примирения, глаголя: воздаждь ми радость спасения Твоего. Аки бы сказал: понеже чрез грех потерял я благодать и оттуду происходящее веселие: сего ради, как выше просил возвратить мне потерянную благодать, так и здесь прошу возвратить радость спасения Твоего, то есть, то удовольствие, которое раждается от спасения, Тобою мне дарованнаго. А дабы радость не произвела гордыни и не ввергла в пагубную безпечность, присовокупляет: и Духом Владычним утверди мя. То есть: прошу, утверди и укрепи меня во благе силою Духа Твоего Владычня, дабы я впредь не мог поработиться греху и из владыки не сделался невольником страстей.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Еп. Ириней (Орда)
Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя
См. Толкование на Пс. 50:13
Лопухин А.П.
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
См. Толкование на Пс. 50:9
Прот. Григорий Разумовский
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
См. Толкование на Пс. 50:13
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Толкование на Псалтирь 50:14
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 50:14 / Пс 50:14
Толкования Пс. 50:14
Афанасий Великий (
Воздаждь ми радость спасения Твоего. Это относится ко всему человеческому роду. Радостью спасения называет пришествие Господне, по сказанному Симеоном: яко видеста очи мои спасение Твое (Лк. 2,30). Молится же, чтобы и ему быть причастником оного. И Духом владычним утверди мя. Духа, Которого прежде назвал правым, здесь именует владычним.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Златоуст (
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Чего он не погубил, то просил сохранить, именно, благодать Духа; а что утратил, то умолял возвратить: такова была радость о Боге. Я наслаждался всякой радостью, когда пользовался великою близостью к Тебе, Владыка; теперь же, утратив последнюю, я лишился веселья. Рабство греху разрушило эту близость. Поэтому я и прошу возвратить мне прежнюю власть над умом, восстановить господство над страстями. Здесь опять «владычним духом» назвал самодержавный разум. Но что дашь мне ты, Давид, если получишь Духа?
Источник: Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.
Феодорит Кирский (386/93−
Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди мя. Умоляет о том, чтобы и впредь иметь ему то, чего не утратил, то-есть, благодать Духа; а что утратил, о том просит, чтобы снова восприять сие; утрачено же было радование о Боге. Всяким веселием наслаждался я, говорит пророк, когда имел великое дерзновение пред Тобою, Владыка, а теперь, лишившись оного, утратил и благодушие. Лишило же меня дерзновения рабство сластолюбию. Посему умоляю, чтобы ум мой восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними.
Феофан Затворник (1815−1894)
Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя
Добрый ответ будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены. Это удостоверение — предел покаянных трудов на земле. Забыл какая преподобная пришла к старцу и рассказала все. Он заключил ее в келлию, одев, как монаха, и дал ей покаянное правило. Три года каялась, и сказано ей было: прощены грехи твои. И старец тоже получил удостоверение. Вот чего нам грешным добиваться надо! В покаянном псалме св. Давида — слова: слуху моему даси радость — значат: ухо души моей да услышит слово Твое: отпущаются тебе грехи твои. В душе пронесется такое слово. Та же мысль и в словах: воздаждь ми радость спасения Твоего.
Источник: Письма. Письмо 1034. Решение задачи о добром ответе на суде Христовом и о других предметах.
Евфимий Зигабен (
Воздаждь ми (возврати) радость спасения Твоего,
—ту радость, которою я наслаждался, когда храним был Тобою. Смотри же, как в этих двух полустишиях, подряд одно за другим стоящих, как он молится о том, чего не потерял еще, чтобы оно не было отнято у него, и как умоляет о том, что утрачено уже, чтобы оно возвращено было ему, ибо он до греховного падения своего наслаждался высочайшею радостью под охраною такого Спасителя, которому весь предан был.
И духом владычним утверди мя.
Укрепи и утверди меня, говорить, благодатным даром духа владычественного, который господствует над страстями человеческими, направляет человека на путь правый и руководит его к лучшему. Под этим даром могут быть подразумеваемы различные дарования, сообщаемые нашей душе Святым Духом.
Источник
Псалом 50 «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Псалом 50 читать:
Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною eсть выну. Тебе eдиному согреших и лукавое пред тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти. Се бо, в беззакониих зачат eсмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми eси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смирeнныя. Отврати лице твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи менe от лица твоего и Духа твоего Святаго не отими от менe. Воздаждь ми радость спасения твоего и духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путeм твоим, и нечестивии к тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Яко аще бы восхотел eси жертвы, дал бых убо; всесожжeния не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския; тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаeмая; тогда возложат на алтарь твой телцы.
Псалом 50 на русском:
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Псалом 50 слушать

Псалом 50 называется покаянным, он говорит о покаянном состоянии грешника и чувстве смирения, с которым согрешивший человек обращается к Богу.
Источник
Воздаждь ми радость спасения твоего толкование
Пс.50:1 . В конец, псалом песни Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку ,
Пс.50:2 . егда вниде к Виpсавии .
Давид воспевает этот псалом, содержащий в себе исповедь в двух преступлениях: в убийстве Урии и в прелюбодеянии с Вирсавиею. Он указывает и всем людям спасительный путь покаяния, как некое искусство непрестанно одерживать победу над врагом. Ибо всегда заботящийся о покаянии и совершающий его оказывается победителем непрестанно нападающего (врага). Вводит в псалом и пророчество о будущем общем избавлении от грехов в святом крещении, говоря: «окропиши мя» , и учение о служении духом. Наконец показывает, что сохранен у него дар пророчества, потому что не просит даровать ему оный, как лишенный уже дара, а умоляет только не отнимать дара, говоря: «не отыми от Мене » ***** .
Пс.50:3 . Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.
Поелику грех велик, то просит у Бога и великой милости.
И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое .
Божии только щедроты могут омыть руки, оскверненные убийством. Но, чтобы еще более уяснить сказанное, говорит:
Пс.50:4 . наипаче омый мя .
И здесь просит о полноте очищения, чтобы из всего была видна важность прегрешения. Или: поелику Нафан сказал уже ему о прощении греха, и различные бедствия много уменьшили оный, то говорит теперь: имею нужду в очищениях и омовениях, чтобы совершенно была истреблена и глубоко внедрившаяся скверна.
«Наипаче омый мя от беззакония моего» , т. е. от беззакония убийства, «и от греха моего очисти мя» , т. е. от греха прелюбодеяния. Должно же знать, что грех есть отпадение от добра, а беззаконие – погрешение против Божественного закона. Таково начало и греха и беззакония. В этом они и сходны между собою. Ибо согрешающий уклоняется от цели, которая в природе его и сообразна с нею, а цель человеческой природы – жить по разуму, избегая неразумия. Но и беззаконный также, живя невоздержно, погрешает против закона, какой дан ему в естестве. А посему и ученик Христов, Апостол Иоанн, справедливо сводит во едино и грех, и беззаконие, сказав: «всяк творяй грех, и беззаконие творит» ( 1Ин. 3, 4 ). Иначе сказать: грех сходен с беззаконием, потому что всякий, поступающий беззаконно, грешит.
Пс.50:5 . Яко беззаконие мое аз знаю.
И это сказал об убийстве. «И грех мой предо мною есть выну» . Всюду обносит с собою памятование о грехе прелюбодеяния, потому что не оставляет его грех сей и не отступает от него, но всегда пребывает с ним и мучит его.
Пс.50:6 . Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих.
То есть, от очей всякого человека скрывшись в беззаконии, не укрылся от Твоих только очей. Потому и говорит: «и лукавое пред Тобою сотворих» . Воспользовавшись от Тебя многим, воздал за сие противоположным тому. Впрочем, не то разумеет, будто бы не сделал несправедливости Урии: ибо можно ли было сказать сие? Но говорит, что дерзнул на величайшее беззаконие пред Богом, Который избрал его и из пастуха соделал Царем, или, поелику , укрывшись от очей всякого, не укрылся от очей Божиих, а напротив того, обличен пророком, или, поелику , как Царь, не подлежал закону человеческому, но, как богочестивый, был повинен единому Богу, или, поелику не обличил его никто из людей, вразумил же единый Бог, то говорит: «Тебе, единому согреших» .
яко да оправдишися во словесех Твоих .
Ты меня, преступившего закон, обличил чрез пророка. Ты праведен, Ты всегда избавлял меня от врагов, Ты почтил меня царским саном и даром пророчества, а я – мерзок и убийца.
И победиши внегда судити Ти .
Это – признание, или исповедание в грехах.
Пс.50:7 . Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя .
Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное:
и во гресех роди мя мати моя
означает, что общая всем нам матерь – Ева – первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию. Ведет же слово от времен первобытных, желая показать величие Божия дара.
Пс.50:8 . Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси .
Смысл речи таков: Ты, Господи, Ты, Который – истина, любишь истину, и хочешь, чтобы мы пребывали в истине, очистишь нас от древнего греха, и очистишь иссопом, так что убелимся паче снега. Иссопу же уподобляет действенность Святого Духа, как возгревающую нас и очищающую всякую в нас скверну. А очищение совершится иссопом, т. е. Святым Духом; потому что иссоп есть растение очищающее. Наконец, словами: «безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» , дает разуметь, что Бог открыл ему Духом Святым все, что будет, и что положил Он в Своей премудрости.
Пс.50:9 . Окропиши мя иссопом и очищуся.
Сказав: Ты дал божественные законы и уставы, присовокупляет еще большее: Ты даровал в законах некие очищения и чрез окропление иссопом. С этою же целью и нам ныне даруй нечто подобное, так как Ты – тот же Бог. Или, может быть, прикровенно говорит о некоем таинстве. Моисею в Египте повелено было кровь овнюю иссопом воскропить на праги ( Исх. 12, 22 ), а мы искуплены наиболее «честною кровию» ( 1Пет.1:19 ). Итак, поелику воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о той крови, говорит: «окропиши мя иссопом» , прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега.
Пс.50:10 . Слуху моему даси радость и веселие.
Духом предуготовишь меня снова к тому, чтобы слышимо было мною радование и веселье, какое будет в последние времена. Что же это такое, как не ведение будущего воскресения, о котором и учил, сказав:
возрадуются кости смиренныя?
Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, «кости наши яко трава прозябнут» ( Ис. 66, 14 )?
Возрадуются кости смиренныя .
Возрадуется крепость души моей, потому что прежде немоществовала она под грехами.
Пс.50:11 . Отврати лице Твое от грех моих.
Снова обращается к исповеданию.
Пс.50:12 . Сердце чисто созижди во мне, Боже.
Обнови, говорит, обветшавшую душу мою, расстроенную грехом.
И дух прав обнови , то есть, утверди, во утробе моей .
Это значит то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех.
Пс.50:13 . Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от Мене
Снова молится, чтобы Дух пророческий сошел на него. Ибо Он оставил его по причине греха.
Пс.50:14 . Воздаждь ми радость спасения Твоего.
Это относится ко всему человеческому роду. Радостью спасения называет пришествие Господне, по сказанному Симеоном: «яко видест а очи мои спасение Твое» ( Лк. 2, 30 ). Молится же, чтобы и ему быть причастником оного.
И Духом владычним утверди мя .
Духа, Которого прежде назвал « прав ым», здесь именует «владычним» .
Пс.50:15 . Научу беззаконныя путем Твоим.
Как скоро избавишь меня от греха, и потом даруешь мне Духа Твоего Святого, – снова буду учить законо-преступных, чтобы ходили путями Твоими.
Пс.50:16 . Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего.
Снова возносит моление, чтобы избавиться от осквернения, в какое впал убийством Урии, или лучше сказать, избавиться «от кровей» , то есть, от кровавых жертв, как показывают последующие слова псалма, в которых сказано:
Пс.50:18 . Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо , и так далее.
Пс.50:16 . Возрадуется язык мой правде Твоей .
Симмах перевел это так: «возглаголет язык мой милостыню Твою». Получив отпущение грехов, не буду молчать, но не престану воспевать Тебя и поведаю милости Твои. поелику отменил Ты подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов, то по сему самому принес я Тебе жертву, какую возлюбил Ты; а это – жертва, приносимая покаянием и сердцем сокрушенным.
Пс.50:20 . Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона .
«Сионом» называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил «возглавити всяческая» о Сыне Своем ( Еф. 1, 10 ); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои.
И да созиждутся стены Иерусалимския .
Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его.
Пс.50:21 . Тогда благоволиши жертву правды.
Когда, говорит, ублажишь Сиона и созиждутся стены Иеpyсалимские, тогда и будут приносимы жертвы, жертвы не кровавые, но жертвы правды, т. е. хвалы.
Возношение и всесожегаемая ,
и под всесожжениями разумеет приношение правды и бескровной жертвы.
Тогда возложат на олтарь Твой тельцы ,
то есть, тельцы правды, так чтобы все было от правды, были и жертвы правды, и приношения правды, и всесожжения правды, и тельцы правды.
Последнее предложение толкования стихов 1–2 взято из Монфоконовского дополнения и оказывается в некотором противоречии с дальнейшим толкованием стиха 13 что толкование стиха 13 не принадлежит св. Афанасию.
Вам может быть интересно:
- Толкование на Псалтирь – Псалом 50 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Объяснение священной книги псалмов – Псалом 50 – протоиерей Григорий Разумовский
- Толковая Псалтирь – Псалом 50 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
- Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 50-го. – блаженный Феодорит Кирский
- Беседы на Псалмы – святитель Иоанн Златоуст
- Беседы на псалмы – святитель Василий Великий
- Толкование на Псалмы – Псалом 50 – епископ Палладий (Пьянков)
- Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником – святитель Феофан Затворник
- Из Бесед на Евангелие от Матфея – святитель Афанасий Великий
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник