Псалтирь 50 псалом
Псалтирь
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии
Пс. 50 Этот псалом рисует глубины греха и силу покаяния, доступные человеку. Он — самый впечатляющий из покаянных псалмов (см. вводные замечания к Пс. 6). По форме Пс. 50 следует отнести к разряду индивидуальных плачей, однако в двух заключительных стихах речь идет уже не о грешной душе псалмопевца, но обо всем народе Божием. Псалом учит подлинному чистосердечному покаянию. Для такого покаяния необходимо предстать пред Богом, имея «дух сокрушенным» и «сердце смиренным» (ст. 19).
50:3 по великой милости Твоей. Давид согрешил перед Богом, грубо пренебрегнув узами Его завета, когда взял жену Урии Вирсавию, а самого Урию обрек на смерть, хотя тот свято соблюдал верность царю (2 Цар. 11,11). Но и согрешив, Давид уповает на то, что Бог останется верным узам заветной милосердной любви, связывающим Его с избранным народом.
по множеству щедрот Твоих. Бог долготерпелив и милосерден и поэтому прощает и оставляет в живых даже тех грешников, которые заслуживают немедленной смерти.
изгладь беззакония мои. Древнееврейское слово, переданное здесь как «изгладь», в других местах Писания, как правило, имеет значение «начисто вытереть тарелку». Только в 4 Цар. 14,27 оно употреблено в значении «искоренить», т.е. практически том же, что и в данном стихе.
50:4 омой меня от беззакония моего. Древнееврейское слово, переданное в переводе словом «омой», обычно имеет значение «выстирать». Псалмопевец, таким образом, уподобляет свою грешную душу перепачканной одежде, нуждающейся в стирке.
50:6 Тебе единому согрешил. Ввиду того, что мы знаем из заглавия об обстоятельствах создания данного псалма, эти слова могут показаться несколько неожиданными. Как известно, конкретными грехами, оплакиваемыми здесь псалмопевцем, были прелюбодеяние с Вирсавией и, фактически, убийство ее мужа Урии. Почему же тогда Давид говорит, что согрешил он только против Бога? Дело в том, что любой умышленный грех — это восстание против Господа, а в сравнении с этим тягчайшим грехом бледнеет любое беззаконие.
Ты праведен в приговоре. и чист в суде. Давид убежден в абсолютной справедливости Господа. Апостол Павел цитирует эти слова в Рим. 3,4.
50:7 я в беззаконии зачат. Давид знает, что, в силу грехопадения человека, он греховен с самого рождения. Его мысль находится в полном соответствии с учением Библии о том, что дети рождаются уже отягощенными грехом, а не становятся грешниками лишь с возрастом. Тем самым, дети не менее взрослых нуждаются в подаваемом Господом спасении (см. статью «Первородный грех и всеобщая греховность»).
50:9 Окропи меня иссопом. Эти слова отсылают читателя к Лев. 14,6,7, где говорится об исцелении больного проказой, таким образом грех уподобляется проказе.
и буду чист. Давид выражает уверенность в том, что, хотя грехи его тяжки, Бог отпустит их и простит его.
50:12 Сердце чистое сотвори во мне. Употребление того же глагола, что и в рассказе о сотворении мира (Быт., гл. 1), свидетельствует об осознании псалмопевцем того, что исправиться он может, только если на то будет воля Божия, а отнюдь не по одному собственному желанию. См. статью «Покаяние».
50:13 Духа Твоего Святаго не отними от меня. Как и другие положения христианского вероучения, идея ипостасности Святого Духа присутствует в ВЗ лишь в виде намека, слабого еще прозрения. В данном стихе Давид показывает, что духовное здоровье человека зависит от того, сопутствует ли ему Дух Божий. При этом он опасается, что Святой Дух может оставить его Своим присутствием, поскольку Дух — свят, а сам он — грешен. См. статью «Утешитель: служение Святого Духа».
50:14 Возврати мне радость спасения Твоего. Давид в свое время пережил период духовной депрессии, которая и привела его к нравственному падению. Дабы впредь избежать этого, он молит Господа даровать ему радость.
50:15 Научу беззаконных путям Твоим. Псалмопевец обещает Господу посвятить остаток своей жизни наставлению на путь истины других грешников, если его грех будет прощен.
50:16 Избавь меня от кровей. Давид молит Господа о прощении ему греха кровопролития.
язык мой восхвалит правду Твою. Правда Божия — в Его справедливости.
50:18 жертвы Ты не желаешь. Различные библейские авторы (напр., Пс. 39,7.8; Мих. 6,6-8) нередко чистосердечную преданность Господу ставят выше соблюдения ритуальных предписаний. Однако, как это явствует из двух заключительных стихов псалма, Давид отнюдь не осуждает практику жертвоприношений — он лишь высказывает истину, суть которой в том, что Богу гораздо желаннее жертвоприношение души человека, а не закланных на алтаре животных.
50:20-21 Прощение согрешившего и покаявшегося царя обернется благословением Сиона.
Источник
Изъяснение псалма 50-го.
Пс.50:1 . Начальнику хора. Псалом Давида.
Пс.50:2 . Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
«В конец. Псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану Пророку, внегда вниде к Вирсавии жене Уриеве» . Надписание псалма ясно показывает нам его содержание, и самыя речения в псалме достаточно открывают глубину его смысла. Надлежит же знать, что псалом заключает в себе и предвещание будущаго; почему и надписывается: «в конец» , – чем дается знать, что пророчество будет иметь исполнение. Но никто да не затрудняет себя вопросом: ужели великий Давид во время покаяния сподоблен был пророчественной благодати? Сие можно дознать и из других псалмов, в которых приносит он исповедание. Ибо и в шестом псалме предвозвестил будущий суд, и говорит: «несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?» ( Пс.6:6 ). И в псалме тридцать первом ублажает без труда приявших оставление грехов, что дарует обыкновенно единая благодать крещения. И в предлежащем псалме точными словами дает нам видеть, что не лишен был благодати Духа; ибо говорит: «Духа Твого благаго не отъими от Мене » . Не о том просит Давид, чтобы подана ему была благодать Духа, но молит, чтобы не была у него отъята оная. Посему, просвещаемый лучем благодати и провидя пророческими очами, что и народ, над которым он царствует, впадет в беззакония, и в наказание за оныя будет порабощен и преселен в Вавилон, написал он настоящий псалом, и собственныя врачуя им язвы, и уготовляя в нем приличное врачество, как народу своему, так и всякому из нас, кто только уязвлен, и имеет нужду во врачевании.
Пс.50:3 . Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
«Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» . И божественному Давиду, и плененному народу, и всякому из нас, если только болезнует кто, приличны предложенныя речения, потому что великия язвы имеют нужду в соразмерных врачествах, и кто впал в тяжкий недуг, тот требует большаго о нем попечения; кто много прегрешил, для того нужно великое человеколюбие. Посему-то великий Давид умоляет явить ему великую милость, весь источник щедрот излить на греховный струп, потому что иначе и не могли быть изглажены следы греха. Справедливо же прегрешение называет беззаконием, потому что в нем заключается сугубое преступление закона.
Пс.50:4 . Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.
«Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя» . Ты даровал уже мне оставление грехов чрез Пророка Нафана, говорит Давид, и как бы некими прижиганиям и сечениям, подверг меня всякаго рода бедствиям, но прияв в себя великое зловоние греха, еще требую чистительных врачеств. Посему снова омой меня, Владыка, чтобы стереть всю греховную скверну.
Пс.50:5 . Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
«Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» . И по оставлении Тобою греха моего, не предаю его забвению, но непрестанно вижу образы худых моих дел, и те беззакония, на которыя я отважился, и ночью мечтаются во сне, и днем представляются в мысли. Так поступать согрешающим повелевает и сам Бог чрез Пророка Исаию, ибо говорит: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну неправд твоих, Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» ( Ис. 43:25–26 ). Согласно с сим и сам блаженный Давид написал в тридцать первом псалме: «рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего» ( Пс. 31:5 ).
Пс.50:6 . Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
«Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих» . Многих и великих даров насладившись от Тебя, говорит Пророк, воздал я за них противным, отважившись сделать воспрещенное законом. Не то разумеет он, что не сделал обиды Урии (потому что причинил обиду и ему и жене его), но что величайшее беззаконие учинено им против самаго Бога, который избрал его, из пастыря овец соделал царем, явил победителем врагов и преизобильно наделил благами всякаго рода. Хорошо присовокуплено им: «лукавое пред Тобою сотворих» . О сем упоминает и история; ибо сказано: соделанное оказалось злым пред Господем ( 2Цар. 11, 27 ). Представляя же, что говорит сие народ в пленении, должно понимать так: «Тебе единому согреших» , то есть, неблагодарным оказался я за дары Твои, преступил данные мне законы, насладившись благами всякаго рода, не был за то признателен; не сделав же никакой обиды Вавилонянам, великия терплю от них обиды.
«Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти» , то есть, сам я для себя стал виновником зол, а Твоя правда просиявает во всем. Ибо, если так разсудить, предложить на среду, что Тобою для меня сделано и сравнить с этим то, на что я отважился, то явишься Ты и правдивым и человеколюбивым, а я окажусь и беззаконным и неблагодарным. Поэтому речение: «яко» не означает здесь причины: не для того согрешил сам Давид, или потом и народ, да оправдится Бог, а напротив того, и по учинении ими греха, открывается Божия правда, потому что Бог всячески промышляет и о Давиде, и о народе его, и о всех человеках.
Пс.50:7 . Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
«Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» . Издревле и с самаго начала, говорит Пророк, грех возобладал естеством нашим, потому что преступление заповеди предшествовало Евину зачатию. По преступлении, по произнесении Божия приговора, лишившись уже рая, «Адам позна Еву жену свою, и заченши роди Каина» ( Быт.4:1 ). Поэтому Пророк хочет сказать, что грех, возобладав над нашими прародителями, в роде нашем проложил себе некий путь и стезю. Сие говорит и блаженный Павел: «единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, в немже вси согрешиша» ( Рим. 5, 12 ). Сие и Бог всяческих изрек досточудному Ною: «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности во все дни» ( Быт. 8, 21 ). Все же это научает нас, что сила греха не есть сила естественная (а если бы действительно так было, то мы были бы свободны от наказания); но что естество, смущаемое страстями, склонно к падению. Посему не брак обвиняет Пророк, как предполагали некоторые, и беззаконием называет не брачное общение, как неразумно полагали иные, в таком именно смысле понимая слова: «в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» . Напротив того, выставляет он на вид то беззаконие, на которое древле отважились прародители человеков, и говорит, что оно соделалось источником сих пороков, то есть, если бы они не согрешили, то не подпали бы и смерти в наказание за грех; а не быв смертными, не подлежали бы тлению; с нетлением же, без сомнения, было бы соединено безстрастие, а пока водворялось бы безстрастие, не имел бы места и грех. Но поелику прародители согрешили, то преданы они тлению, а сделавшись тленными, таковых родили и детей; и их, как тленных, сопровождают вожделения и страх, удовольствия и скорби, гнев и зависть. Со всем этим и с тем, что от сего раждается, борется разсудок, и победив, прославляется и украшается победными венцами, а уступив над собою победу, подвергается стыду и наказанию. Вместо: «роди» Симмах выразился: «носила во чреве».
Пс.50:8 . Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].
«Се бо, истину возлюбил еси» . Судишь же Ты так, говорит Пророк, и одних наказываешь, а других увенчиваешь, потому что любишь истину. Но любя истину и ведая немощь естества, окажи снисхождение просящим врачеств.
«Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Не почитаю себя достойным какого-либо извинения, после стольких даров соделавшись неблагодарным, Не только утвердил Ты меня на царском престоле, но сподобил и пророчественной благодати, открыл мне, что будет по прошествии долгаго времени, безвестное для других соделал известным для меня, так что и другим возвестил я вочеловечение, спасительное страдание и воскресение единороднаго Сына Твоего, спасение вселенной, щедрое оставление грехов, велелепные и божественные дары святаго крещения. Всему этому предварительно наученный всесвятым Духом Твоим, умоляю о том, чтобы и мне причастным быть той благодати, о которой вопию и предвозвещаю другим.
Пс.50:9 . Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
«Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся» . Ибо единой дар крещения может произвести сие очищение. Дать же очищение сие Господь всяческих обещал чрез Пророка Исаию. Сказав: «измыйтеся, чисти будете, отъимите лукавства от сердец ваших» , чрез несколько слов изрек Он: «аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю» ( Ис.1:16, 18 ). И сам великий Давид в шестьдесят седьмом псалме предвещает это, ибо говорит: «внегда разнствит Небесный цари, оснежатся в Селмоне» ( Пс. 67:15 ). Посему это же говорит и здесь, а именно: имею нужду в той благодати, которая будет дана всем человекам, потому что она одна может вполне соделать меня чистым и дать мне белизну снега. А что иссоп ни мало не дает отпущения грехов, не трудно дознать сие из Моисеевых писаний, ибо человекоубийцу и похитителя чуждаго ложа не окроплениями очищал закон, но подвергал смертному наказанию. Посему иссоп служит указанием на что-либо другое. Ибо в Египте иссопом воскропив овчую кровь на праги, избегли руки Погубляющаго; и это было образом спасительных страданий. И здесь указуются кровь, спасительное древо и спасение, подаваемое приступающим с верою.
Пс.50:10 . Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
«Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя» , то есть, сего веселия исполни слух мой, обетовав совершенное очищение, чтобы радость объяла у меня все телесные члены, и кости, смиренныя ныне злостраданием, снова процвели и восприяли свою крепость.
Пс.50:11 . Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
«Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти» . Воззри, говорит Пророк, не на совершенныя мною беззакония, но на меня, оплакивающаго оныя.
Пс.50:12 . Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» . поелику постигла меня греховная старость, то обнови меня человеколюбием Твоим. Сие чрез Пророка Иезекииля обещал Владыка и пленникам в Вавилоне, ибо говорит: «дам им сердце ново, и дух нов» ( Иез. 36:26 ), разумеет же не всесвятаго Духа, но возбуждение разумной силы, то есть: обучив вас продолжительным сим вразумлением, и показав вам, какие плоды приносит грех, сделаю, что изберете добродетель. Сего и здесь испрашивал блаженный Давид, то есть, просил обновить поврежденное сердце его и укрепить разумную силу, чтобы идти ему путем Божественным.
Пс.50:13 . Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
«Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от Мене » . Из слов сих ясно дознаем, что Давид не был лишен благодати всесвятаго Духа, ибо не просит о том, чтобы восприять Духа, как лишенному, но умоляет не лишать его Духа и не удалять от него Божественнаго о нем попечения. Ибо лицем назвал здесь промыслительность.
Пс.50:14 . Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
«Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди мя» . Умоляет о том чтобы и впредь иметь ему то, чего не утратил, то есть, благодать Духа; а что утратил, о том просит, чтобы снова восприять сие; утрачено же было радование о Боге. Всяким веселием наслаждался я, говорит Пророк, когда имел великое дерзновение пред Тобою, Владыка, а теперь, лишившись онаго, утратил и благодушие. Лишило же меня дерзновения рабство сластолюбию. Посему умоляю, чтобы ум мой восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними.
Пс.50:15 . Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
«Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» . Снова пользуясь Твоим человеколюбием, буду я образцом покаяния для любящих жизнь беззаконную; буду же и провозвестником Твоей благости, людей злочестивых и беззаконных убежду прибегнуть к Тебе с молением.
Пс.50:16 . Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
«Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего» . Давид непрестанно содержит в памяти убиение Урии. Сие дал видеть и в самом начале псалма: «грех мой предо мною есть выну» .
«Возрадуется язык мой правде Твоей». Симмах перевел сие так: «возглаголет язык мой милость Твою». Не буду молчать, получив оставление грехов, но не престану песнословить Тебя, поведая милости Твои.
Пс.50:17 . Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.
«Господи, устне мои отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою» . Грех обыкновенно связывает язык, заграждает уста, гнетет и принуждает молчать. Посему Пророк умоляет, чтобы ему, получив оставление грехов, возыметь прежнее дерзновение, и подвигнуть язык к песнопению.
Пс.50:18 . Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
«Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши» . Согласно и сие с сказанным в предыдущем псалме. Там слышали мы, глаголет Бог всяческих: «не прииму от дому Твоего тельцев, ниже от стад Твоих козлов» ( Пс. 49:9 ). И божественный Давид, вняв сему Божию слову, справедливо сказал: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши» . Ты изрек, говорит Пророк, что не угодны Тебе жертвы безсловесных, посему принесу Тебе жертву угодную.
Пс.50:19 . Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» . Угодная и приятная Тебе, Богу нашему, жертва, говорит Пророк, – смиренный образ мыслей. Посему много смирив сердце, и как бы сокрушив, и до крайности истончив оное, принесу Тебе угодную жертву. Сими же словами выразились и блаженные отроки в пещи, ибо сказали: «сердцем сокрушенным и духом смиренным да прияты будем пред Тобою, яко во всесожжениях овнов и юнцев тучных» ( Дан. 3:39–40 ). Ибо мужественные оные отроки отсюда дознав, какая жертва угодна Богу, принесли в дар Владыке смирение в образе мыслей и сокрушение сердца.
Пс.50:20 . Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима.
Пс.50:21 . Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
«Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» .
«Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы» . Из сих речений видим, что псалом исполнен пророчества. Ибо слова сии приличны тем, которые принуждены были жить в Вавилоне, желали освобождения от рабства и оплакивали запустение города. Они умоляют, чтобы город сподобился помилования и возвратил себе прежнее благополучие, когда исправлены будут его ограды и возобновится в нем Богослужение по закону. Ибо теперь, говорят они, живя в чужой стране, не можем приносить установленныя Тебе жертвы: потому что закон повелевает приносить жертвы в оном одном городе. Но если дано будет нам возвратиться и снова воздвигнуть храм, то будем тогда приносить Тебе жертвы, установленныя законом. Весьма приличны им и сии слова: «Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» . Ибо их это изречение: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» ( Пс. 136:4 ). Но конец псалма сего заключает в себе и другое пророчество. поелику выше говорил Пророк о дарах всесвятаго Духа, а потом, простираясь далее, показал, что Бог всяческих не благоугождается жертвами по закону, то умоляет, чтобы явлен был новый Сион, соградился на земле Иерусалим небесный, и как можно скорее установилось новое жительство, приносящее Богу не безсловесныя жертвы, но «возношение и жертву правды» , всесожжения разумныя и живыя, о которых говорит блаженный Павел: «молю вас, братия, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше» ( Рим. 12:1 ). Ибо божественный Давид, как дознавший «безвестная и тайная премудрости» Божией, говорит сие, зная, что в новом завете будет совершенное оставление грехов, а потому и сам желая достигнуть скорейшаго и совершеннаго освобождения от грехов, вожделевая мгновеннаго и решительнаго очищения.
Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. — М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. — 2004. — 535 с. ISBN 5-94625-081-7
Вам может быть интересно:
- Толкование на Псалтирь – Псалом 50 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толкование на Псалмы – Псалом 50 – епископ Палладий (Пьянков)
- Толковая Псалтирь – Псалом 50 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
- Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 50 – архиепископ Ириней (Клементьевский)
- Толкование на книгу Левит – блаженный Феодорит Кирский
- Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
- Толкование на пророка Исаию – Книга пятая – святитель Кирилл Александрийский
- Толкования на Книги Ветхого и Нового Завета – святой Беда Достопочтенный
- На книгу Второзаконие – преподобный Ефрем Сирин
- Толкование на паремии из книги Исход – епископ Виссарион (Нечаев)
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник