Войдите радость господа своего

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 25:21

Свт. Иоанн Златоуст

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

См. Толкование на Мф. 25:14

Прп. Макарий Великий

Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего

Малое – это обетования, которые дано получить в веке сем верующим в Него, многое – дары вечного и нетленного века.

Собрание рукописей типа III. Поучение 13.

Прп. Исихий Иерусалимский

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

Христос по Писанию умер за грехи наши и рабам, добре работающим Ему, дарует свободу, ибо говорит: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:21) . Но верным раб бывает не тот, который опирается на голом знании (долга рабского), а тот, который показывает верность послушанием Христу, давшему заповеди.

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Прп. Иустин (Попович)

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

Ответ достоин Бога: Хорошо, добрый и верный раб! ибо ты понял, что земная жизнь человеческая — это служение Богу и Божиему, богослужение; раб верный, ибо ты понял, что жизнь человеческая на земле — один непрерывный подвиг верности Богу через евангельские таинства и святые добродетели. В малом ты был верен: в малом земном мире, где малой мерой можно охватить Бога и Божие, и в малой мере жить Богом и Божиим. Над многим тебя поставлю: за моими земными дарами и талантами стоят бесконечные и безмерные совершенства и Моей Истины, и Моей Правды, и Моей Милости, и Моей Мудрости: все это навсегда будет твоим, и никогда «не отнимется» от тебя (Лк. 10:42); это то, что «никогда не престает» (1 Кор. 13:8), и в чем человеческое существо остается навсегда, остается живым. А все эти совершенства — это радость над радостью, бесконечная, бессмертная радость: войти в радость господина своего. Эта та вечная радость, которую «никто не отнимет» у последователей Христовых ни этого, ни иного мира (Ин. 16:22).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 21-23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

К тому и другому рабу, как я уже сказал, т. е. и к тому, который из пяти талантов сделал десять талантов, и к тому, который из двух сделал другие два таланта, обращено одно и то же хвалебное слово. При этом необходимо заметить, что то, что мы имеем в настоящей жизни, хотя и кажется великим и многочисленным, однако в сравнении с будущим мало и немногочисленно. «Войди, — говорит, — в радость Господина твоего» и получи то, чего око не видело и ухо не слышало и что не входило в сердце человека (1 Кор. 2:9). Но что большее может быть дано верному рабу, если не быть с Господом и видеть радость Господа Своего?

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

См. Толкование на Мф. 25:20

Ориген

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

См. Толкование на Мф. 25:20

Евфимий Зигабен

Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего

Читайте также:  Что если парень говорит что у него пропали чувства

Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю

Удостою тебя многих милостей. Сделаю участником многих благ.

…вниди в радость господа твоего

Именем радости обозначил всякое блаженство.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Архим. Софроний (Сахаров)

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

См. Толкование на Лк. 16:10

Лопухин А.П.

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

(Лк. 19:17). Под “многим” можно иметь ввиду все имущество, весь дом (ср. Евр. 3:6). Выражения “добрый” и “верный” различаются; первое указывает на абсолютную доброту, доброту саму по себе, на внутренние достоинства раба, независимо от данного ему поручения; второе — на отношение его к господину и к его имуществу. Оба выражения различают как genus (αγαθός) и speties (πιστός) — род и вид. Под “радостью” нельзя разуметь каких-либо торжеств или пиров, устроенных господином по случаю его возвращения; но просто радость самого возвращения, или же по поводу того, что, при свидании с первым и вторым рабами, все было, собственно, найдено благополучным, а убыток, причиненный ленивым рабом, с избытком покрывался прибылью, полученною другими рабами. Ср. Быт. 1:31; 2:2; Ис. 53:11; Евр. 4:3-11; 12:2; Откр. 3:21.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

Источник

Толкование на От Матфея 25:21

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 25:21 / Мф 25:21

Макарий Великий (

Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего

Малое — это обетования, которые дано получить в веке сем верующим в Него, многое — дары вечного и нетленного века.

Источник: Собрание рукописей типа III. Поучение 13.

Исихий Иерусалимский (вт.п.IV—

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

Христос по Писанию умер за грехи наши и рабам, добре работающим Ему, дарует свободу, ибо говорит: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:21) . Но верным раб бывает не тот, который опирается на голом знании (долга рабского), а тот, который показывает верность послушанием Христу, давшему заповеди.

Источник: Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Иустин (Попович) (1894−1978)

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

Ответ достоин Бога: Хорошо, добрый и верный раб! ибо ты понял, что земная жизнь человеческая — это служение Богу и Божиему, богослужение; раб верный, ибо ты понял, что жизнь человеческая на земле — один непрерывный подвиг верности Богу через евангельские таинства и святые добродетели. В малом ты был верен: в малом земном мире, где малой мерой можно охватить Бога и Божие, и в малой мере жить Богом и Божиим. Над многим тебя поставлю: за моими земными дарами и талантами стоят бесконечные и безмерные совершенства и Моей Истины, и Моей Правды, и Моей Милости, и Моей Мудрости: все это навсегда будет твоим, и никогда «не отнимется» от тебя (Лк. 10:42); это то, что «никогда не престает» (1 Кор. 13:8), и в чем человеческое существо остается навсегда, остается живым. А все эти совершенства — это радость над радостью, бесконечная, бессмертная радость: войти в радость господина своего. Эта та вечная радость, которую «никто не отнимет» у последователей Христовых ни этого, ни иного мира (Ин. 16:22).

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Иероним Стридонский (

Ст. 21−23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

К тому и другому рабу, как я уже сказал, т. е. и к тому, который из пяти талантов сделал десять талантов, и к тому, который из двух сделал другие два таланта, обращено одно и то же хвалебное слово. При этом необходимо заметить, что то, что мы имеем в настоящей жизни, хотя и кажется великим и многочисленным, однако в сравнении с будущим мало и немногочисленно. «Войди, — говорит, — в радость Господина твоего» и получи то, чего око не видело и ухо не слышало и что не входило в сердце человека (1 Кор. 2:9). Но что большее может быть дано верному рабу, если не быть с Господом и видеть радость Господа Своего?

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (

Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего

Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю

Удостою тебя многих милостей. Сделаю участником многих благ.

…вниди в радость господа твоего

Именем радости обозначил всякое блаженство.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

(Лк. 19:17). Под “многим” можно иметь ввиду все имущество, весь дом (ср. Евр. 3:6). Выражения “добрый” и “верный” различаются; первое указывает на абсолютную доброту, доброту саму по себе, на внутренние достоинства раба, независимо от данного ему поручения; второе — на отношение его к господину и к его имуществу. Оба выражения различают как genus (αγαθός) и speties (πιστός) — род и вид. Под “радостью” нельзя разуметь каких-либо торжеств или пиров, устроенных господином по случаю его возвращения; но просто радость самого возвращения, или же по поводу того, что, при свидании с первым и вторым рабами, все было, собственно, найдено благополучным, а убыток, причиненный ленивым рабом, с избытком покрывался прибылью, полученною другими рабами. Ср. Быт. 1:31; 2:2; Ис. 53:11; Евр. 4:3−11; 12:2; Откр. 3:21.

Источник

Войдите радость господа своего

«Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшись своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сойдя во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.»

Итак, эта проповедь святителя Иоанна Златоуста носит название «Огласительное слово». То есть оно было некогда произнесено перед оглашенными – некрещёными людьми, которые собирались принять Святое Крещение. «Оглашение», если перевести на современный русский язык, означает «наставление». На этапе такого наставления люди, желавшие стать членами Церкви, изучали основы веры, вникали в Священное Писание под руководством опытных наставников, посещали православные богослужения (за исключением тех моментов, в которых могли участвовать только верные, то есть уже крещёные люди).

Немаловажным этапом подготовки к Крещению был пост. И время Великого Поста для этого подходило как нельзя лучше: по его окончании оглашенные смогут воссоединиться с Христовой Церковью в самый главный Её Праздник. Оглашенных, как правило, было много, и Крещение этих людей носило массовый характер. О тех временах нам напоминает песнопение, которое поется перед чтением Священного Писания на Божественной Литургии: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…», то есть «Все вы – во Христа крестились, все вы – во Христа облеклись!».

В наши дни ситуация несколько изменилась. Массовые крещения в России стали редкостью (за исключением мест, где активно процветает миссионерская деятельность), и, как правило, на всю пасхальную службу целиком остаются именно верные, желающие приступить к Чаше для Причастия.

Вообще, самая главная мысль, на которую стоит обратить внимание в этом «Слове» – о Причащении Христовых Тайн. Она, на первый взгляд, не видна – не лежит на поверхности, но спрятана за аллегориями.

Целый ряд образов для своей речи святитель Иоанн берёт из евангельской притчи о хозяине дома, который решил нанять в свой виноградник людей, стоящих на площади, ожидающих, чтобы им предложили работу. Такие «рынки труда» существуют в Палестине и по сей день – с раннего утра люди, не имеющие постоянного заработка, собираются для того, чтобы быть нанятыми на какую-либо неквалифицированную работу, чтобы заработать себе на жизнь, хотя бы на этот день… Хозяин из притчи, несколько раз выходя на площадь в течение дня, нанимает к себе группы людей, которые договариваются с ним о работе в винограднике до вечера. Однако, когда наступает час расплаты, все получают одинаковое вознаграждание – будь то трудившийся весь день или потрудившийся всего лишь один час перед заходом солнца.

Используя образы из этой притчи, с одной стороны, святитель Иоанн обращается к оглашенным. Крестились люди разных возрастов и кто-то приходил к вере на закате жизни, а кто-то принимал Крещение в самом расцвете сил, но все они принимали дар благодати во всей полноте. Святой Иоанн как бы говорит: «К Богу прийти никогда не поздно! и никогда не рано!». С другой стороны он обращается к верным, одни из которых весь Великий Пост пребывали в воздержании, а другие, может быть, и не постились вовсе, потрудившись только в подготовке к самой Пасхальной службе. И им он говорит: «Приходите и причащайтесь все – трудившиеся весь пост или всего лишь один час. ».

«Насладись торжеством», «прими динарий», «почтите этот день», «возвеселитесь ныне» – все эти слава как бы говорят всего лишь об общем настроении, на которое следует себя настроить в день Светлой Пасхи.

И это действительно так. Но только отчасти.

«Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!» – вот ключевые слова проповеди. Святитель говорит о некоей готовой Трапезе, о Тельце и пире веры, потому на первый, очень поверхностный взгляд, может показаться, что речь идёт о каком-то обыденном застолье.

Да, действительно, неотъемлемой частью Пасхальных торжеств является общая трапеза, на которой все ограничения, предписанные постом, полностью снимаются. Но это уже будет происходить после богослужения, как логическое его продолжение… И неужели святитель Иоанн, один из столпов Православной Церкви, который своей жизнью поплатился за свою стойкость в праведной жизни и проповеди благочестия, предстоя перед народом посреди богослужения стал бы настраивать людей на обыкновенное, хотя и торжественное, застолье?

В том-то и дело, что под названными выше образами он имеет в виду именно Святое Причастие – Тело и Кровь Спасителя.

Все, говорит он, постившиеся и не постившиеся, будь то воздержанные или беспечные – все сегодня причащайтесь в эту Святую ночь.

Пусть никто не уходит без святого Причащения – Господь сегодня даёт Себя всем нам, ради кого пришёл Он в наш мир: богатым и бедным, стойким и малодушным, здоровым и больным, щедрым и жадным, добрым и злым… Лишь бы мы сами искренне желали пребывания Самого Бога в нас и нас в Нём.

Примечательно, что VI Вселенский Собор, состоявшийся ещё в VII веке, предписывает всем православным христианам в течение Светлой Седмицы «наслаждаться Святыми Тайнами». И это при том, что в течение этих 7 дней полностью отменяется пост. То есть к Причащению на Светлой Седмице христиане могут и должны приступать, готовясь только молитвенно, не постясь и, следовательно, не исключая ни мяса, ни каких бы то ни было иных блюд из пасхальной трапезы. Единственное, на что обращает внимание правило Вселенского Собора – в Светлые дни всё же следует отстраняться от суетных увеселений (будь то стадионы или иные будоражащие кровь зрелища).

Священник Даниил Маслов, газета «Логосъ»

Источник

Оцените статью