Вот темпераментом понимают характеристики психической деятельности
Тест 24. Темперамент
1. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:
в) динамические;
2. В темпераменте личность проявляется со стороны ее:
б) динамических свойств;
в) личностно-смысловых аспектов;
г) неизменных свойств.
3. Критерием темперамента является:
а) раннее проявление в детстве;
в) изменчивость в течение длительного периода жизни человека;
г) зависимость от черт характера.
4. Основным блоком личности в рамках диспозиционного подхода является(ются):
а) темперамент;
5. К темпераменту не следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности», по мнению:
а) С.Л. Рубинштейна;
в) В.Н. Небылицына;
6. Темперамент не является компонентом личности, по мнению:
а) В.С. Мерлина;
7. Психологическое описание «портретов» различных темпераментов впервые дал:
б) Гален;
8. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается:
в) с Гиппократа;
9. У Гиппократа был подход к темпераменту:
а) физиологический;
10. Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:
б) конституциональным;
11. Одним из авторов конституциональной теории темперамента является:
б) Э. Кречмер;
12. Одним из подходов к пониманию факторов, обусловливающих тип темперамента, является подход:
б) конституциональный;
13. Происхождение названий четырех наиболее известных типов темперамента связано с теорией темперамента:
а) гуморальной;
14. Считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости:
а) до конца XVIII в.;
б) до середины XIX в.;
в) до конца XIX в.;
г) до середины XX в.
15. Слово «темперамент» И.П. Павлов заменил:
а) на генотип;
16. Э. Кречмер к темпераменту относил:
а) общительность и замкнутость, «жизненную установку»;
б) любовь к господству и наслаждение властью;
в) соотношение устойчивости эмоций и сопротивления воли;
г) индивидуальные особенности детерминирующих тенденций.
17. Н. Ах к темпераменту относил:
а) общительность и замкнутость, «жизненную установку»;
б) любовь к господству и наслаждение властью;
в) соотношение между собой и устойчивостью эмоций и сопротивлением воли;
г) индивидуальные особенности детерминирующих тенденций.
18. В структуре темперамента Э. Шелдон не выделил как его компонент:
г) мезоморфию.
19. Темперамент как любовь к господству и наслаждению рассматривал:
б) У. Шелдон;
20. Темперамент как аффективные предрасположения анализировал:
в) Э. Мейман;
21. Возникновение темперамента как интегрального психического явления обусловливает (ют):
б) факторы социальной среды;
в) конституциональные факторы;
22. Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил:
б) У. Шелдон;
23. К темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в импульсивности и «впечатлительности», согласно:
а) С.Л. Рубинштейну;
в) В.Д. Небылицыну;
г) Л.С. Выготскому.
24. Три таких ведущих компонента темперамента, как общая психическая активность, его моторика и эмоциональность, предложил выделить:
а) С.Л. Рубинштейн;
в) В.Д. Небылицын;
25. По Э. Кречмеру, замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость характерны для:
б) астеников;
26. По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют:
в) атлетов;
27. Физиологические основы темперамента изучал:
в) И.П. Павлов;
28. По И.П. Павлову, классификация типов нервной системы должна быть основана на учете параметров:
а) силы;
в) соотношения жидкостей в организме;
г) особенностей строения тела.
29. Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как:
а) сила;
30. Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:
б) уравновешенность;
31. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:
а) сензитивности;
г) пластичности и ригидности.
32. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
а) сангвиников;
33. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
в) холериков;
34. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных эмоций над положительными характеризуется:
г) меланхолик.
35. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
г) меланхолику.
36. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
б) сангвиника;
37. Изменчивость свойств темперамента по сравнению с изменчивостью физиологических процессов колеблется в диапазоне:
а) гораздо более широком;
б) гораздо менее широком;
в) незначительно более широком;
г) незначительно менее широком.
38. По И.П.Павлову, основанием для классификации типов нервной системы
являются параметры силы, уравновешенности и … нервных процессов.
а) работоспособности;
б) активности;
в) подвижности;
г) динамичности;
д) импульсивности.
39. Свойства темперамента зависят от …
а) характера;
б) поведения;
в) типа нервной системы;
г) воспитания.
40. Темперамент человека можно описать при помощи характеристик импульсивности и …
а) устойчивости;
б) впечатлительности;
в) ритмичности;
г) подвижности.
41. Холерический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.
42. Сангвинический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.
43. Меланхолический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.
44. Флегматический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.
45. Темперамент человека характеризуется…
а) изменчивостью;
б) постоянством в течение жизни;
в) изменчивостью в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
г) изменчивостью после сильных переживаний.
46. Самыми хорошими работниками являются …
а) холерики;
б) сангвиники;
в) меланхолики;
г) флегматики;
е) люди разных темпераментов, в зависимости от требований и условий работы.
47. Темперамент относятся к …
а) психическим процессам;
б) психическим состояниям;
в) психологическим свойствам;
г) психическим образованиям.
Источник
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Общая психология. Лекция 5 (часть3) (Конспект лекций по общей психологии)
второе высшее образование «психология» в формате MBA предмет: Общая психология Конспект лекций (2011) Читает: Пальм Галина Аркадьевна Лекция №5 (9-10) |
5.5. Индивидуально-психологические особенности
Индивидуальные отличия — психологические черты, которые отличают одного человека от другого. Индивидуальные отличия обозначают меру проявления в психической деятельности отдельного индивида общих психологических закономерностей. Индивидуальные отличия формируются на основе врожденных анатомо-физиологических особенностей человека и влияния окружающей социальной среды. Своеобразность личности определяется индивидуальными особенностями хода психических процессов, обусловленных основными особенностями нервной системы (нейродинамические отличия), особенностями темперамента (психодинамические отличия), характера, проявлениями общих и специальных способностей, психофизиологической и социальной активности и потребностей, мотивов, направленности, установок и отношением человека к себе, к другим людям, к обществу.
Индивидуально-психологические особенности имеют психологическую природу и индивидуально варьируют.
К ним принадлежат:
Темперамент,
Характер,
Способности
ТЕМПЕРАМЕНТ
ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – индивидуально-типологическая характеристика человека и высших животных, которая проявляется в силе, напряженности, скорости и уравновешенности протекания их психических процессов
Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности, которые проявляются в общей активности; моторной сфере; свойствах эмоциональности.
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, спокойным, пассивным, инициативным, активным и т.д.
Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частичные выражения общей активности. К ним относят: темп, скорость, ритм и общее количество движений.
Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду уязвимость, чувствительность, импульсивность и т.д.
От темперамента, таким образом, зависит:
1) скорость возникновения психических процессов и их стойкость (скорость восприятия, скорость понимания, длительность сосредоточенности внимания)
2) психический темп и ритм
3) интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли)
4) направленность психической деятельности на определенные объекты (интроверсия / экстраверсия)
Первое учение о темперамента принадлежит Гиппократу (V в. до н.э.), который связывал проявления темперамента с преобладанием определенной жидкости в организме:
кровь (лат. — сангвис) — вырабатывается сердцем;
жёлчь (лат. — холе) — печень;
черная жёлчь (лат. — мелайне холе) — селезенка;
слизь или лимфа (греч. — флегма) — мозг.
От названия этих жидкостей происходят названия четырех основных темпераментов.
Научное обоснование учение о темпераменте получило в теории И.П.Павлова касательно особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности.
Основные положения концепции И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности
1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей человека и животных следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.
2. Эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.
3. Таких основных свойств три:
сила — работоспособность нервной клетки и нервной системы в целом;
уравновешенность — баланс процессов возбуждения и торможения;
подвижность — скорость смены одного процесса другим.
Они общие и постоянные для данного животного.
4. Сочетание этих основных свойств образует 4 типа ВНД.
5. Эти основные типы ВНД соответствуют основным классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераменте.
Типы ВНД и темперамент
О темпераменте человека (для практических целей) можно судить по нескольким основным для него особенностям:
1. Сенситивность, или чувствительность — показатель того, какая минимальная сила раздражителя вызывает психическую реакцию.
2. Реактивность — с какой силой человек реагирует на те или иные влияния.
3. Активность — с какой энергией человек сам влияет на окружающий мир, его настойчивость, сосредоточенность и т.д.
4. Соотношение реактивности и активности — то, от чего в основном зависит деятельность: от случайных причин или от намеченных целей, стремлений, т.е. от сознательно определенной линии поведения.
5. Темп (скорость) психических реакций.
6. Пластичность — ригидность : насколько легко и быстро приспосабливается к внешним влияниям.
7. Экстраверсия — интроверсия.
8. Эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность.
ХАРАКТЕР
Характер (греч. — печать, чеканка) — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.
Характер зависит от системы общественных отношений и социальных групп, к которым относится человек. В характере можно выделить типовое (выражает общее, присущее определенному сообществу, например, национальному) и индивидуальное.
Характер наиболее тесно связан с направленностью личности, но два человека с похожей направленностью могут выявить расхождения в способах достижения целей. За этими расхождениями прячутся особенности характера. В характере заложена типовая для человека программа поведения в типичных обстоятельствах. Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет себя вести в тех или иных обстоятельствах.
Характер тесно связан с особенностями общего типа ВНД — отсюда тесная связь темперамента и характера. Тип темперамента — одно из наиболее важных психологических условий возникновения индивидуально-своеобразных черт характера.
От отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера, а также индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.
Самое важное, что определяет формирование характера — то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе. Эти отношения создают 4 симптомокомплекса:
1. Черты характера, которые выражают отношение человека к деятельности, работе, делу (трудолюбие — лень, инициативнсоть — консерватизм, ответственность — безответственность и т.д.)
2. Черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям , коллективу, обществу (общительность — замкнутость, коллективизм — индивидуализм, тактичность — бестактность).
3. Черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе (самокритичность — некритичность, скромность — высокомерие).
4. Черты характера, которые выражают отношение человека к вещам (аккуратность, экономия, щедрость).
Характеры отличаются не только по отдельным чертам, но, главным образом, за определенностью, целостностью, развитием волевых качеств.
Физиологическая основа характера
1. Динамический стереотип — система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.
2. Свойства общего типа ВНД.
Классификации характеров
По определенности
— с ярко выраженной одной или несколькими чертами, которая доминирует над всеми другими;
— “неопределенный” характер — ни одна черта особенно не выделяется.
По цельности
— цельный характер: единство мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков;
— противоречивый (содержит несовместимые друг с другом черты): противоречие между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями.
По степени развития волевых качеств
— сильные (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость);
— слабые (нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д.).
Акцентуации характера
Акцентуации характера (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психическим влияниям наряду с нормальной и даже повышенной устойчивостью к другим
Акцентуации являются предельным показателем нормального развития характера, но при неблагоприятных условиях могут привести к развитию психопатии, т.е. патологических характеров. Различить акценуированный и патологический характеры можно, используя критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова
1) характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени , т.е. мало изменяется в течение жизни;
2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду;
3) социальная дезадаптация : постоянное возникновение жизненных трудностей, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и то, и другое.
В случае акцентуации не может быть ни одной из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере не присутствуют все признаки сразу.
Типы акцентуаций
К.Леонгард
1. Гипертимный.
2. “Застревающий”.
3.Аффективно-экзальтированный.
4. Эмотивный.
5. Педантичный.
6. Тревожно-боязливый.
7. Циклотимный.
8. Демонстративный.
9. Возбудимый.
10. Дистимичный.
Клаассификация акцентуации характера подростков А.Е.Личко
1. Гипертимный — подвижные, любят общение, склонны к шалостям, любят неспокойные компании одногодок, непоседы, недостаточно дисциплинированные. Настроение приподнятое. Конфликтуют с взрослыми и родителями.
2. Циклоидный — повышенная возбудимость, склонность к апатии. Любят пребывать дома одни. Тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение меняется от приподнятого до подавленного. На замечания реагируют раздраженно.
3. Лабильный — настроение часто меняется. Способны впадать в тоску и хмурое состояние без каких-либо серьезных неприятностях и помех.
4. Астено-невротический — повышенное недоверие и обидчивость, утомляемость, возбудимость. Усталость часто проявляется при сложной умственной работе.
5. Сензитивный — повышенная чувствительность ко всему. Не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Стеснительные, робкие. Послушные, проявляют большую привязанность к родителям.
6. Психастенический — характеризуются быстрым интеллектуальным развитием, склонностью к суждениям, к самоанализу и оценке поведения людей. Самоуверенность у них соединяется с нерешимостью.
7. Шизоидный — существенная черта — замкнутость. Демонстрируют внешнее равнодушие к окружающим людям, плохо понимают их состояние.
8. Эпилептоидный — часто плачут. Любят мучать животных, дразнить младших, издеваться над немощными. В детских компаниях ведут себя как диктаторы. Типичные черты — жестокость, властность, самолюбие.
9. Истероидный — главная черта — эгоцентризм, требуют постоянного внимания к своей особе. Выражена склонность к театральности, хвастовству. Часто выступают в роли заводил.
10. Неустойчивый — повышенная склонность к развлечениям, безделью и праздничности. Отсутствие любых серьезных, в том числе профессиональных интересов. Совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный — покоряются любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, основное жизненное кредо — быть как все.
СПОСОБНОСТИ
Способности — возможности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения
Способности- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения
Виды способностей
общие — такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, выявляются во всех видах человеческой деятельности (познавательные, мнемические, умственные, память, внимание и пр.);
специальные — система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности, соответствуют узкому кругу требований конкретной деятельности (музыкальные, педагогические, математические и пр.).
Успешное выполнение определенной деятельности предусматривает своеобразное объединение общих и специальных способностей.
От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не относятся.
Природную основу способностей составляют задатки.
Задатки — морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Это:
- строение и функционирование отдельных участков коры головного мозга
- врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов
- типологические особенности нервной системы
- функциональная асимметрия головного мозга
- анатомическое строение опорно-двигательной системы
Наиболее значимой является структура нервной системы, прежде всего, головного мозга и органов чувств. Задатки — органическая основа способностей и других психических особенностей — темперамента, характера и т.д. Но задатки сами по себе не определяют способности, формирование которых зависит от условий жизни и деятельности человека. Задатки человека разнообразны и могут развиваться в разных направлениях. На основании одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.
Уровни развития способностей
Одаренность – высокий уровень задатков , склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокго уровня интеллектуального развития индивида. Существует общая и специальная одаренность. Поскольку одаренность выявляется в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, перцептивную, интеллектуальную одаренность.
Талант – высшая способность человека к определенному виду деятельности, которая дает возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять ее.
Гениальность – личностная характеристика человека, наивысшая степень ее одаренности, таланта. Гениальность человека проявляется в его творческой деятельности, результаты которой имеют социально-групповое и общечеловеческое значение
Источник