- Когнитивная реабилитация
- Цель когнитивной реабилитации
- Тренинги, входящие в состав когнитивной реабилитации
- Тренинг когнитивных функций
- Тренинг социально-когнитивных навыков и ролевого поведения
- Восстановление когнитивных способностей после депрессии
- Восстановление когнитивных способностей после депрессии
- Когнитивная реабилитация
- Цель когнитивной реабилитации
- Тренинги, входящие в состав когнитивной реабилитации
- Тренинг когнитивных функций
- Тренинг социально-когнитивных навыков и ролевого поведения
- Когнитивные расстройства: как вовремя распознать и помочь близкому человеку?
Когнитивная реабилитация
Когнитивная реабилитация — ряд методов, применение которых показано при реабилитации пациентов, которые, в силу ряда болезней (шизофрении, депрессии, различных типах деменции, в том числе и при болезни Альцгеймера, и прочих психических и неврологических расстройств) имеют нарушения познавательных (когнитивных) функций.
Когнитивные функции — очень сложные функции головного мозга, которые обеспечивают рациональное познание мира и процесс целенаправленного взаимодействия с ним. Они отвечают за восприятие, обработку и анализ поступающей информации, ее усвоение и хранение, планирование собственных действий.
Все эти возможности могут быть нарушены по причине болезни, а качественное лечение предполагает, в том числе, и восстановление данных функций. Поскольку, в силу нарушения функций памяти, мышления, внимания, восприятия, речи страдает социальная составляющая жизни пациента, правильнее будет говорить о когнитивно-социальной реабилитации.
Цель когнитивной реабилитации
Целью реабилитации является восстановление познавательных функций и повседневных навыков для повышения качества жизнедеятельности человека.
Задачи когнитивной реабилитации:
- нормализация психического состояния;
- восстановление бытовых возможностей больного, то есть способности к самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;
- посильное восстановление утраченных профессиональных навыков путем использования и развития сохранных функциональных возможностей;
- гармонизация внутрисемейных и социальных межличностных отношений, предупреждение усугубления когнитивного дефицита и развития вторичных патологических процессов.
Тренинги, входящие в состав когнитивной реабилитации
Специалистами нашей клиники разработаны и успешно реализуются программы когнитивной и социально-когнитивной реабилитации пациентов, предполагающие и восстановление когнитивных функций, и тренировку социальных навыков.
Тренинги проводятся как в индивидуальной, так и в групповой формах, продолжительность каждого из них составляет около 60 мин.
Тренинг когнитивных функций
Содержит в себе систематическую тренировку таких процессов, как:
- произвольное внимание;
- визуальное, слуховое и кинестетическое восприятие;
- зрительная и слухоречевая память;
- произвольность и волевые компоненты;
- различные виды продуктивного мышления.
Тренировка осуществляется путем дозированного (во избежание утомления) предъявления различных заданий, служащих активизации и восстановлению отдельных компонентов психической деятельности и нужных для выполнения более сложных функций произвольного поведения. Постепенно задания усложняются, и по мере восстановления утраченных способностей, их объем увеличивается. Пациенту обязательно дается положительная обратная связь и оценка, что служит так же и восстановлению самооценки, нередко так же страдающей при нарушении когнитивных способностей.
Тренинг социально-когнитивных навыков и ролевого поведения
В своей основе предполагает групповые занятия, целью которых является улучшение социального функционирования пациентов за счет оптимизации и восстановления социально приемлемого, адекватного поведения. На данных занятиях осуществляется:
- тренировка навыков общения и способности к сотрудничеству,
- развитие адекватности социального восприятия (чувств, эмоций, основ вербальной и невербальной коммуникации),
- тренировка социальных навыков,
- обучение навыкам решения проблем.
Групповые и индивидуальные занятия имеют четкую структуру, задания к упражнениями формулируются доступно и просто, материал предъявляется дозировано, с соблюдением принципа «от простого — к сложному», на каждом занятии происходит повторение ранее изученного материала с целью проверки степени его усвоения.
Занятия в группах проводятся одновременно двумя специалистами (врачом и психологом или двумя психологами), что делает возможным сопровождение работы каждого из участников, отслеживание их эмоционального и физического состояния.
В нашей клинике реабилитация когнитивных и социальных навыков — неотъемлемый компонент комплексного лечения, позволяющий пациентам в полной мере восстанавливать жизненную активность и способность полноценно функционировать в обществе.
Источник
Восстановление когнитивных способностей после депрессии
Модератор: RomanKul
Восстановление когнитивных способностей после депрессии
Сообщение dadapilot » 18 фев 2018, 11:07
Здравствуйте. Мой вопрос касается нарушения когнитивных функций при депрессии и возможности их восстановления с помощью АД. Может быть здесь есть люди, которые явно почувствовали на себе такой эффект от лечения депрессии АД-ми? Или вообще каким-либо образом, смогшие восстановить когнитивные способности.
Дело в том, что я прибываю в замкнутом круге и так уже невозможно жить, мой смысл жизни полностью потерян. Я математик и в этом вся моя жизнь, но несколько лет назад со мной случилась депрессия (я лечилась АД селектра 8 месяцев и лежала в отделении неврозов месяц) и я почти полностью потеряла способность ясно мыслить, решать задачи, в общем нормально вести свою деятельность, дай бог квадратное уравнение решить, что говорить о науке. Хотя ранее все было прекрасно, я очень хорошо соображала и у меня все получалось замечательно. А сейчас я ни в науке, ни даже в простом общении не могу проявить себя, в голове постоянно пустота и будто вата.
Чтобы было понятно, мне не помогает никакая тренировка ума, я полностью исключила прокрастинацию из своей жизни, я занята постоянно, читаю книги, пытаюсь обдумывать задачи стоящий передо мной, я очень стараюсь и применяю большие усилия воли для этого, но все тщетно. Я могу мыслить крайне медленно и только в спокойных условиях, когда от меня в режиме «сейчас» нет никаких ожиданий. Я сразу же все забываю, чтобы сконцентрироваться на конкретной задаче нужно применить какие-то невероятные усилия воли, что страшно меня изнашивает морально. На учебе (пытаюсь дальше учиться на магистра математики) невозможно просто находиться, все это давит на меня (сравнение меня и моих способностей в прошлом и сейчас), я просто как амеба, в голове ничего, полная дезориентация и не понимание того, что происходит, это еще от того, что на учебе от тебя ожидают быстрых реакций и умений, смекалки. В этих условиях наступает жуткая тревога, неуверенность, стыд, полная пустота в голове.
Я пытаюсь вести ЗОЖ, занимаюсь спортом я очень пытаюсь идти против этого течения, бороться, но с каждым днем все равно становится хуже, я уже не могу даже свободно связывать предложения, не могу выразить смысл того, что думаю, чтобы меня поняли, речь вообще никакая.
И чем я тупее, тем мне хуже морально, чем хуже морально, тем я тупее. Я уже не хочу жить, во мне так много амбиций, которые я никак уже не могу воплотить, я не знаю где искать спасения.
Я не чувствую угнетающей тоски, всепоглощающего мрака, как это было раньше, когда пришлось лечь в больницу, меня там вернули к жизни можно сказать. Сейчас я чувствую только глубокое разочарование в себе и от этого грусть, что все так происходит, безысходность, временами, но еще верю, что может, что-то изменится, то есть, моя грусть довольно обоснована, ничего не получается в жизни, что хочу, но пытаюсь откуда-то еще черпать силы и мыслить «позитивно». Пытаюсь вывозить на прошлых успехах и вере в то, что где-то в этой амебе еще прячется мое «я» и когда-нибудь проснется. Когда рассказываю свою ситуацию психотерапевтам, они говорят, что у меня депрессия: полная неуверенность в себе, страх, стыд, чувство вины, с самого начала ориентировка на провал.
Выписали снова селектру, и что вот, теперь всегда на ней сидеть? и где гарантии вообще, что она поможет мне восстановить мозг и вообще мою личность, я боюсь подсаживаться на таблетки и даже если чувствовать эффект, то только во время применения. Вот и пишу, что, может есть история, что кому-то действительно помогло такое лечение и человек вернул себе себя. Или это уже патология и можно считать себя непригодным, смириться и довольствоваться остатками себя и пытаться не растерять хотя бы это.
Источник
Когнитивная реабилитация
Когнитивная реабилитация — ряд методов, применение которых показано при реабилитации пациентов, которые, в силу ряда болезней (шизофрении, депрессии, различных типах деменции, в том числе и при болезни Альцгеймера, и прочих психических и неврологических расстройств) имеют нарушения познавательных (когнитивных) функций.
Когнитивные функции — очень сложные функции головного мозга, которые обеспечивают рациональное познание мира и процесс целенаправленного взаимодействия с ним. Они отвечают за восприятие, обработку и анализ поступающей информации, ее усвоение и хранение, планирование собственных действий.
Все эти возможности могут быть нарушены по причине болезни, а качественное лечение предполагает, в том числе, и восстановление данных функций. Поскольку, в силу нарушения функций памяти, мышления, внимания, восприятия, речи страдает социальная составляющая жизни пациента, правильнее будет говорить о когнитивно-социальной реабилитации.
Цель когнитивной реабилитации
Целью реабилитации является восстановление познавательных функций и повседневных навыков для повышения качества жизнедеятельности человека.
Задачи когнитивной реабилитации:
- нормализация психического состояния;
- восстановление бытовых возможностей больного, то есть способности к самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;
- посильное восстановление утраченных профессиональных навыков путем использования и развития сохранных функциональных возможностей;
- гармонизация внутрисемейных и социальных межличностных отношений, предупреждение усугубления когнитивного дефицита и развития вторичных патологических процессов.
Тренинги, входящие в состав когнитивной реабилитации
Специалистами нашей клиники разработаны и успешно реализуются программы когнитивной и социально-когнитивной реабилитации пациентов, предполагающие и восстановление когнитивных функций, и тренировку социальных навыков.
Тренинги проводятся как в индивидуальной, так и в групповой формах, продолжительность каждого из них составляет около 60 мин.
Тренинг когнитивных функций
Содержит в себе систематическую тренировку таких процессов, как:
- произвольное внимание;
- визуальное, слуховое и кинестетическое восприятие;
- зрительная и слухоречевая память;
- произвольность и волевые компоненты;
- различные виды продуктивного мышления.
Тренировка осуществляется путем дозированного (во избежание утомления) предъявления различных заданий, служащих активизации и восстановлению отдельных компонентов психической деятельности и нужных для выполнения более сложных функций произвольного поведения. Постепенно задания усложняются, и по мере восстановления утраченных способностей, их объем увеличивается. Пациенту обязательно дается положительная обратная связь и оценка, что служит так же и восстановлению самооценки, нередко так же страдающей при нарушении когнитивных способностей.
Тренинг социально-когнитивных навыков и ролевого поведения
В своей основе предполагает групповые занятия, целью которых является улучшение социального функционирования пациентов за счет оптимизации и восстановления социально приемлемого, адекватного поведения. На данных занятиях осуществляется:
- тренировка навыков общения и способности к сотрудничеству,
- развитие адекватности социального восприятия (чувств, эмоций, основ вербальной и невербальной коммуникации),
- тренировка социальных навыков,
- обучение навыкам решения проблем.
Групповые и индивидуальные занятия имеют четкую структуру, задания к упражнениями формулируются доступно и просто, материал предъявляется дозировано, с соблюдением принципа «от простого — к сложному», на каждом занятии происходит повторение ранее изученного материала с целью проверки степени его усвоения.
Занятия в группах проводятся одновременно двумя специалистами (врачом и психологом или двумя психологами), что делает возможным сопровождение работы каждого из участников, отслеживание их эмоционального и физического состояния.
В нашей клинике реабилитация когнитивных и социальных навыков — неотъемлемый компонент комплексного лечения, позволяющий пациентам в полной мере восстанавливать жизненную активность и способность полноценно функционировать в обществе.
Источник
Когнитивные расстройства: как вовремя распознать и помочь близкому человеку?
ВОЗ признает деменцию одним из приоритетных направлений общественного здравоохранения. Прогнозы, которые дают эксперты, настораживают. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2030-му году в мире общее число людей с деменцией составит около 82 млн, а к 2050-му году их может стать уже около 152 млн.
Деменция «помолодела», и сегодня она проявляется не только у очень пожилых людей, а в 9% встречается у людей в возрасте моложе 65 лет. С этим заболеванием связано немало заблуждений. Не все знают, что причиной когнитивных расстройств могут быть не только наследственность, но и ведение неправильного образа жизни, вредные привычки, лишний вес. Раньше считалось, что снижение когнитивных функций с возрастом – процесс нормальный: человек стареет, и поэтому становится забывчивым, раздражительным, растерянным. Но сегодня специалисты пришли к другому мнению: процессы старения мозга, которые являются необратимыми, можно затормозить и помочь близкому человеку дольше прожить в ясном уме.
Подробно о причинах и механизмах появления когнитивных расстройств рассказала врач-психиатр Ставропольской краевой психиатрической больницы №1, кандидат психологических наук Анастасия Василенко.
– Что такое когнитивные расстройства?
– Когниция – это познание. Когнитивный означает все, что относится к познавательным процессам – восприятие, мышление, память, внимание, способность строить планы и оценить последствия своих действий. Проще говоря, это то, что относится к уму и интеллекту.
– Люди какого возраста находятся в группе риска?
– Если говорить о возрастной динамике, то понятно, что мы всегда разные. Каждый год мы отличаемся от того, кем были прежде. Есть, так называемое, здоровое старение, а есть расстройства и болезни. При здоровом старении у человека нет грубых нарушения памяти, и он не делает каких-то нелепостей. Когда эти нарушения появляются, мы говорим о том, что начинает развиваться старческое слабоумие или какой-то другой вид слабоумия. К сожалению, такие когнитивные нарушения бывают не только в старческом возрасте. Вообще сейчас расстройства интеллектуального спектра могут начинаться уже после 40 лет.
– Деменция или слабоумие: что это такое и почему оно начинает прогрессировать?
– Слабоумие – утрата возможности правильно думать, запоминать и вспоминать. Когда у человека начинаются расстройства интеллектуального спектра, первое, что становится заметным – нарушения памяти. Он становится забывчивым. Иногда такие нарушения возникают очень рано. Я встречала в своей практике развитие деменции и в 36 лет, и в 27. Если вы замечаете, что с памятью возникают проблемы, стоит обратиться к врачу.
– Почему мозг начинает работать по-другому?
– Существует две основных формы слабоумия. Первая обусловлена генетическими предпосылками. Это болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и некоторые другие. И есть слабоумие, которое развивается без такой генетической предрасположенности, а в результате того, что мозг страдает по другим причинам. Никогда это не бывает «вдруг», никогда это не начинается внезапно. Развитию деменции может способствовать образ жизни, наличие заболеваний и негативные факторы среды, в которой живет человек. Здесь уместно использовать такое понятие, как гигиена мозга. В 17-20 лет, если нет каких-либо заболеваний, мозг находится в прекрасном состоянии. И если молодой человек не пьет алкоголь, не курит, не употребляет наркотики, занимается спортом, не имеет лишнего веса, следит за здоровьем, его мозг будет долгое время оставаться в хорошей форме. И велика вероятность дожить до 70, 80, 90 лет с ясным умом.
Анастасия Василенко рассказал, что причиной развития слабоумия до 30-40 лет может быть хронический алкоголизм, запущенные эндокринологические заболевания, гипертония, курение, малоподвижный образ жизни, лишний вес, черепно-мозговые травмы. По этим причинам нарушается кровоснабжение мозга, и он постепенно начинает умирать. Если не приступить к лечению, слабоумие будет развиваться катастрофически быстро.
Врач-психиатр также напомнила, что на фоне перенесенной тяжелой инфекции или какого-то другого заболевания, может появиться временное расстройство памяти и утрата внимания. Но это происходит из-за того, что организм ослаблен. Стоит вылечиться, выспаться, отдохнуть, и интеллектуальные способности восстановятся.
– Появление каких симптомов должно насторожить и заставить пойти к врачу?
– Даже от сидячего образа жизни мозг страдает. Первыми симптомами, на которые нужно обращать внимание, являются головные боли, головокружения, тошнота. При их появлении необходимо обращаться к неврологам. В этом случае еще нет нарушений памяти, внимания, когнитивных функций, но человек чувствует тяжесть в голове, быстро устает, плохо соображает в конце рабочего дня, активно реагирует на изменения погоды. Это говорит о недостаточном кровоснабжении мозга.
К нарушению питания нервной ткани могут также привести анорексия, неграмотное вегетарианство, сахарный диабет, любые эндокринологические заболевания. Важно! Если вы будете здоровым физически, если будете вести активный образ жизни и вовремя обращаться к врачу, а не просто бездумно принимать таблетки, то у вас и мозг будет здоровым. Но это не касается болезни Альцгеймера и Паркинсона.
– Как заметить первые симптомы болезни Альцгеймера?
– Очень быстро нарастают расстройства памяти, расстройства интеллекта, которые при болезни Альцгеймера выражены ярче, чем при старческом слабоумии. Человек вдруг становится растерянным, не может понять, что происходит, потому что плохо запоминает текущие события. Буквально, если он отвернется от вас и повернется снова, то будет думать, что увидел вас впервые. У таких пациентов всегда удивленный, растерянный вид. Также наблюдаются нарушения речи и привычного порядка действий. Пациенты путают слова и не могут, например, выполнить простой тест: разобрать и собрать шариковую ручку.
Как отметила Анастасия Олеговна, до определенного момента человек может понять сам, что у него развивается деменция. Он жалуется на расстройство кратковременной памяти и забывает то, что было день или час назад. Будет ли вовремя назначено лечение, как будет протекать расстройство – все это зависит от окружения пациента. Именно близкие должны вовремя забить тревогу и не игнорировать симптомы.
– Деменция может быть с психотическими нарушениями: с бредом, галлюцинациями, агрессией, яркими поведенческими нарушениями и без них. Понятно, если человек вдруг высказывает бредовые идеи (например, «вы хотите меня убить и забрать квартиру») и ведет себя агрессивно, то родственники обращаются к психиатру. Но когда таких ярких нарушений нет, а память и интеллект угасают постепенно, к сожалению, за помощью обращаются очень поздно. И зачастую родственники говорят, что все было нормально “буквально до вчерашнего дня”. Но когда начинаешь задавать вопросы, выясняется, что пять лет назад у пациентки была забывчивость, а два года назад она потерялась на улице, а последний год боится выходить из дома, потому что не уверена, что найдет дорогу назад. Тогда становится понятным, что симптомы появились давно. Пациенты с деменцией часто помнят до мелочей события далекого прошлого, а текущие не закрепляются в памяти. Многие говорят: да у моей бабушки такая память, ни у кого в семье такой нет, она “Евгения Онегина” читает наизусть. А на самом деле это грозный симптом того, что текущие события из памяти уже стираются.
– Вылечить эти расстройства нельзя, но возможно ли как-то продлить ясность ума?
– И родственники, и врачи, и сами пациенты понимают, что процесс необратим. И это иногда заставляет их отказываться от лечения, что неправильно. Чем больше внимания будет уделено болезни, чем лучше будут выполняться назначения врача, тем дольше пациент останется самостоятельным в простых бытовых ситуациях.
Медикаменты существуют, их действие эффективно, но они не дают обратного развития, потому что умершая нервная ткань не восстанавливается. Лекарства помогают нейронам начать работать активнее: они меньше устают, и у человека дольше сохраняется высокий уровень функционирования. Медикаментозное лечение необходимо, но его одного недостаточно. Нужны поддерживающие социальные мероприятия. Человек, страдающий деменцией, должен хорошо ориентироваться там, где они живет. Для этого в его комнате необходимо поддерживать порядок (у каждой вещи – свое место), разместить на стенах часы и календарь. Важно держать таблетки в таблетнице и контролировать, как пациент их принимает. И главное – тренировать навыки, которые нужны постоянно: ходить в магазин за хлебом, самостоятельно одеваться, чистить зубы. Важно не стараться делать то, что человек еще может делать сам.
– Чтобы мозг дольше продолжал функционировать, нужно тренировать те функции, которые вы хотите сохранить. Мозг делает хорошо то, что он делает каждый день. Для того, чтобы он оставался «свежим», нужно постоянно учиться. Танцевать, учить иностранные языки, разучивать стихи, читать книги. Постоянно обучение держит мозг в тонусе!
Полную версию интервью в эфире телеканала Своё ТВ можно посмотреть по ссылке
Смотрите и читайте нас в соцсетях
Источник