Воспроизводит субъективное личное чувство что это
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два терми-на в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других до-полнительных символов.
Что касается ________, то стихотворение Я. П. Полонского состоит из двух частей, равных по количеству строк, с одинаковой схемой рифмовки. Эти части называются ________.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 8—12, 15, 16
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяния просил.
Но всё, что в день ни собирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам –
Таким же нищим, как и сам.
В наш век таков иной поэт.
Утратив веру юных лет,
Как нищий старец изнурён,
Духовной пищи просит он. –
И всё, что жизнь ему ни шлёт,
Он с благодарностью берёт –
И душу делит пополам
С такими ж нищими, как сам.
Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Я. П. Полонского.
Стихотворение Я. Полонского относится к лирике или к лирическому роду.
Ли́рика, лири́ческая поэ́зия — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора. По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях героя.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).
В первой строфе встречаем сравнение: бродил как тень.
В этой же строфе в первом предложении есть инверсия: «Знавал я нищего. »
Во второй строфе — метафора «душу делит пополам».
Как в стихотворении Я.П. Полонского отразились взгляды автора на сущность поэтического творчества?
Быть чутким барометром современности, послушным эхом общественных настроений — так мыслил себе Полонский высокое назначение поэта.
Картины социального зла, бедность и бесправие народа, судьба человека не могут оставить равнодушным настоящего поэта, потому что он призван служить людям. Поэт, подобно нищему старцу, готов поделиться самым сокровенным:
И душу делит пополам
С такими ж нищими, как сам.
В каких стихотворениях отечественных авторов звучит тема поэта и поэзии и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Я. П. Полонского?
Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии. К ней обращались А. С. Пушкин («Пророк», «Памятник»), М. Ю. Лермонтов («Поэт»), Н. А. Некрасов («Поэт и гражданин») и другие.
Быть чутким барометром современности, послушным эхом общественных настроений — так мыслил себе Полонский высокое назначение поэта.
Картины социального зла, бедность и бесправие народа, судьба человека не могут оставить равнодушным настоящего поэта, потому что он призван служить людям. Поэт, подобно нищему старцу, готов поделиться самым сокровенным:
И душу делит пополам
С такими ж нищими, как сам.
Н. А. Некрасов сравнивал свою Музу с крепостной крестьянкой, которой знаком «бич» хозяев жизни. Вот почему Некрасов основным назначением поэта считает борьбу за освобождение угнетённых.
А. С. Пушкин в стихотворении «Памятник» вторит в унисон Полонскому, что славу поэту сулит его служение народу, его стремление пробуждать «чувства добрые» и призывать «милость к падшим».
Источник
Воспроизводит субъективное личное чувство что это
В каком стихотворении русской или зарубежной поэзии звучит тема поэта и поэзии и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Д. Самойлова?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.
Дай выстрадать стихотворенье!
Дай вышагать его! Потом,
Как потрясённое растенье,
Я буду шелестеть листом.
Я только завтра буду мастер,
И только завтра я пойму,
Какое привалило счастье
Глупцу, шуту, бог весть кому, —
Большую повесть поколенья
Шептать, нащупывая звук,
Шептать, дрожа от изумленья
И слёзы слизывая с губ.
Д.С. Самойлов, 1968
Укажите род литературы, к которому относится стихотворение Д. С. Самойлова.
Лирика — один из трех родов литературы. Лирика, лирическая поэзия (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении. Номера укажите в порядке возрастания.
Неологизм — новое слово. Пример: вышагать.
Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов. Пример: «Как потрясённое растенье».
Инверсия — необычный порядок слов в предложении. Пример:
Какое привалило счастье
Глупцу, шуту, бог весть кому.
УТОЧНЕНИЕ! Слово ВЫШАГАТЬ некоторые пользователи сайта предлагают считать окказионализмом, что и есть собственно индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста. Согласитесь, «вышагать стихотворение» — весьма нестандартный контекст. Поэтому редакция РЕШУ ЕГЭ считает возможным считать слово «вышагать» неологизмом, несмотря на то, что в толковом словаре Ушакова это слово содержится.
«потрясенное растенье» — эпитет. Некорректное задание
Почему «потрясённое растение» — это эпитет? В контексте стихотворения подразумевается растение, которое потрясли (от слова «тряска»): кто-то потряс растение и оно зашелестело от тряски. Ни о каком эпитете здесь речи идти не может.
Нащупывая звук это эпитет же
Эпитет — это образное определение. Повторите определения.
В художественном тексте любое определение — эпитет, тем более образ » потрясенное растение» — здесь и прямой смысл, и переносный (взволнованно, переживающее). Задание некорректное!
Нет, не любое. А по поводу «потрясенного растения» прочтите комментарии — все уже разъяснено.
В чём, по мысли Д. С. Самойлова, заключается высокая миссия поэта?
Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Высокое предназначение поэта — будить людей, говорить правду. Д. Самойлов счастлив своим поэтическим даром:
Какое привалило счастье.
Большую повесть поколенья
Шептать, нащупывая звук.
В этих строках Самойлов говорит о своем предназначении — писать о своем поколении, как бы трудно это не было.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема творчества и в чём эти произведения созвучны стихотворению Д. С. Самойлова?
Тема поэтическоо творчества звучит в стихах Пастернака и Цветаевой, Высоцкого и Самойлова. Стихи рождаются, по мнению Д. Самойлова, из страданий и потрясений. Иносказательно о сложных, противоречивых путях рождения художественного произведения говорит поэт. Созвучно стихотворение Самойлова строкам из ахматовского:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.
Оба поэта наслаждаются своим нелегким предназначением, не мыслят себя без титанического труда «выстрадать стихотворение».
Поистине крылатыми стали строки из стихотворения Пастернака «Цель творчества самоотдача» и звучат они в унисон словам Самойлова и Ахматовой.
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении Д. Самойлова раскрывается _______ поэта и поэзии. Художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста имеет аллитерация – один из видов ______.
В стихотворении Д. Самойлова раскрывается тема поэта и поэзии. Художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста имеет аллитерация — один из видов звукописи.
Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии.
Быть чутким барометром современности, летописцем своего поколения — так мыслил себе Самойлов высокое назначение поэта. Стихи рождаются, по мнению поэта, из страданий и потрясений. Иносказательно о сложных, противоречивых путях рождения художественного произведения говорит поэт. Созвучно стихотворение Самойлова строкам из ахматовского:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.
Оба поэта: и Д. Самойлов, и А. Ахматова — наслаждаются своим нелегким предназначением, не мыслят себя без титанического труда «выстрадать стихотворение».
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Источник
Воспроизводит субъективное личное чувство что это
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. В чём, по мысли Д. С. Самойлова, заключается высокая миссия поэта?
10.2. Как используемый метафорический ряд помогает понять идею произведения?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.
Дай выстрадать стихотворенье!
Дай вышагать его! Потом,
Как потрясённое растенье,
Я буду шелестеть листом.
Я только завтра буду мастер,
И только завтра я пойму,
Какое привалило счастье
Глупцу, шуту, бог весть кому, —
Большую повесть поколенья
Шептать, нащупывая звук,
Шептать, дрожа от изумленья
И слёзы слизывая с губ.
Д.С. Самойлов, 1968
Укажите род литературы, к которому относится стихотворение Д. С. Самойлова.
Лирика — один из трех родов литературы. Лирика, лирическая поэзия (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении. Номера укажите в порядке возрастания.
Неологизм — новое слово. Пример: вышагать.
Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов. Пример: «Как потрясённое растенье».
Инверсия — необычный порядок слов в предложении. Пример:
Какое привалило счастье
Глупцу, шуту, бог весть кому.
УТОЧНЕНИЕ! Слово ВЫШАГАТЬ некоторые пользователи сайта предлагают считать окказионализмом, что и есть собственно индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста. Согласитесь, «вышагать стихотворение» — весьма нестандартный контекст. Поэтому редакция РЕШУ ЕГЭ считает возможным считать слово «вышагать» неологизмом, несмотря на то, что в толковом словаре Ушакова это слово содержится.
«потрясенное растенье» — эпитет. Некорректное задание
Почему «потрясённое растение» — это эпитет? В контексте стихотворения подразумевается растение, которое потрясли (от слова «тряска»): кто-то потряс растение и оно зашелестело от тряски. Ни о каком эпитете здесь речи идти не может.
Нащупывая звук это эпитет же
Эпитет — это образное определение. Повторите определения.
В художественном тексте любое определение — эпитет, тем более образ » потрясенное растение» — здесь и прямой смысл, и переносный (взволнованно, переживающее). Задание некорректное!
Нет, не любое. А по поводу «потрясенного растения» прочтите комментарии — все уже разъяснено.
В чём, по мысли Д. С. Самойлова, заключается высокая миссия поэта?
Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Высокое предназначение поэта — будить людей, говорить правду. Д. Самойлов счастлив своим поэтическим даром:
Какое привалило счастье.
Большую повесть поколенья
Шептать, нащупывая звук.
В этих строках Самойлов говорит о своем предназначении — писать о своем поколении, как бы трудно это не было.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема творчества и в чём эти произведения созвучны стихотворению Д. С. Самойлова?
Тема поэтическоо творчества звучит в стихах Пастернака и Цветаевой, Высоцкого и Самойлова. Стихи рождаются, по мнению Д. Самойлова, из страданий и потрясений. Иносказательно о сложных, противоречивых путях рождения художественного произведения говорит поэт. Созвучно стихотворение Самойлова строкам из ахматовского:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.
Оба поэта наслаждаются своим нелегким предназначением, не мыслят себя без титанического труда «выстрадать стихотворение».
Поистине крылатыми стали строки из стихотворения Пастернака «Цель творчества самоотдача» и звучат они в унисон словам Самойлова и Ахматовой.
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении Д. Самойлова раскрывается _______ поэта и поэзии. Художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста имеет аллитерация – один из видов ______.
В стихотворении Д. Самойлова раскрывается тема поэта и поэзии. Художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста имеет аллитерация — один из видов звукописи.
10.1. Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Высокое предназначение поэта — будить людей, говорить правду. Д. Самойлов счастлив своим поэтическим даром:
Какое привалило счастье.
Большую повесть поколенья
Шептать, нащупывая звук.
В этих строках Самойлов говорит о своем предназначении — писать о своем поколении, как бы трудно это не было.
10.2. Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков. В стихотворении Д. Самойлова широко используются метафоры: выстрадать, вышагать стихотворение, нащупывая звук, большая повесть поколенья. С помощью метафор поэт изображает эмоциональное напряжение, которое испытывает, когда создает стихотворение: «выстрадать», «нащупывая». С помощью метафоры же передаются масштаб поэтического творчества, его значение: «большая повесть поколенья». Таким образом, метафоры, используемые Д. Самойловым, работают на раскрытие идеи стихотворения: высокое предназначение поэта — будить людей, говорить правду, быть глашатаем своего поколения.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 , И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |