Воспроизводимость результатов познания ярко выраженная эмоциональная окрашенность
Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Особенности научного познания: стремится к максимальной объективности, стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений, использует особый научный язык, использует особые методы.
A) логическая обоснованность — научное.
Б) доказательность — научное.
B) опора на верования — мифологическое.
Г) проверяемость — научное.
Д) эмоциональная окрашенность — мифологическое.
Источник
Воспроизводимость результатов познания ярко выраженная эмоциональная окрашенность
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание как вид деятельности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие познание.
2. Субъект и объект познания.
3. Проблема познаваемости мира:
4. Уровни познания:
5. Виды познания:
6. Особенности научного познания:
а) системность и обоснованность;
в) наличие специальных методов познания;
г) использование специального языка науки и др.
7. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
8. Многообразие форм ненаучного знания:
а) жизненный опыт и здравый смысл;
г) искусство и др.
9. Особенности социального познания.
10. Результаты познания:
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 3−6, 8 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Опора на практический опыт и здравый смысл свойственны для познания
Опора на практический опыт и здравый смысл свойственна обыденному познанию.
Научное познание направлено на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе и обществе. Для научного познания характерна опора на специальные методы исследования, законы логики, процедуры проверки.
Эстетическое познание связано с художественным освоением мира, проявляется в искусстве. Его главная особенность — образность, что позволяет обобщить свойства разных объектов, показать их.
Религиозное познание строится на вере в сверхъестественное. Мир, человек рассматривается как проявление божественного замысла.
Правильный ответ указан под номером 3.
Приведите содержащиеся в тексте четыре авторских определения понятия «наука».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Кто-то из крупных физиков, отвечая на вопрос, что такое наука, определил её как возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт.
Этот смешной ответ в целом весьма точен, так как содержит важное для понимания науки слово «любознательность». Конечно, современная наука — это сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования и т. д., и т. п. Однако в основе её лежит естественное, присущее уже дикарю, стремление человека узнать нечто такое, что нужно или хочется знать людям, получить полезную информацию о мире, в котором мы живём. Иными словами, наука есть познание человеком мира в его многообразных проявлениях (включая сюда самого человека как частицу окружающей и охватывающей нас реальности). Однако это определение не является достаточным, поскольку познание — чрезвычайно сложная форма отношения человека к миру, которая не сводится к науке.
Дело в том, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Соответственно не каждый человек, стремящийся обрести эти знания, может считаться учёным. Существует несколько необходимых условий, при которых познавательное отношение к миру обретает форму собственно научного познания.
Начнем с банальностей. Всем ясно, что наука выступает как специализированная деятельность по производству знаний. Поэтому получение научных знаний требует применения особых навыков и умений.
Поэтому никому не придёт в голову считать учёными учеников средней школы или студентов, которые вступают в познавательное отношение к действительности, усваивая готовую информацию из уст педагога, а не вырабатывая её самостоятельно. Более того, сам педагог не может считаться учёным, если занят лишь трансляцией чужих открытий.
И всё же, характеризуя науку как специализированное познание действительности, мы делаем лишь первый шаг к пониманию этого явления.
Знание становится научным лишь тогда, когда объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы, т. е. существенные, необходимые, регулярно воспроизводимые связи между отдельными явлениями окружающего и охватывающего нас мира.
Наука стремится раскрыть все свойства мира, «правила его поведения», которые в отличие от правил этикета или дорожного движения даны нам принудительно, навязаны нашему сознанию. Сознание, решившее «покапризничать» в сферах фундаментальной науки, может лишь исказить подлинную картину вещей — и в этом случае наука станет бесполезной людям. Соответственно способом существования науки является поиск истин — таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. «Диктатура фактов», несовместимость истины и заблуждения — такова главная идея науки.
Источник
Познание и истина
Установите соответствие между элементами структуры познания и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Познание”.
Структура процесса познания:
1. Субъект познания — это носитель познавательной активности, тот, кто осуществляет познание (познающий человек, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и волей).
2. Объект познания — то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (познаваемый предмет, процесс, явление).
3. Условия познания — это средства, которые используются в процессе познания (приборы, информация и т.д.)
4. Результат познания — новое знание
Установите соответствие между уровнями познания и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Познание”.
Познание — деятельность человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания.
Уровни (стороны) познания:
1. Чувственное познание — осуществляется с помощью органов чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения.
Особенности чувственного познания:
— непосредственность
— наглядность
— воспроизведение внешних свойств объекта
2. Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — познание, основанное на абстрактном мышлении
Особенности рационального познания:
— опора на результаты чувственного познания
— абстрактность и обобщенность
— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений
Установите соответствие между формами познания и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Познание”.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета (явления), возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — целостный чувственный образ предмета (явления), непосредственно воздействующего на органы чувств.
Представление — чувственно-наглядный обобщенный образ предмета (явления), сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета (явления).
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете (явлении), связь понятий.
Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения
Установите соответствие между формами и уровнями познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Познание”.
Познание — деятельность человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания.
Выделяют два уровня познания: чувственный и рациональный.
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
Установите соответствие между признаками и соответствующими видами познания: к каждой позиции, данной соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Познание”.
Познание — деятельность человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания.
Виды познания:
1. Обыденное (житейское) — основывается на наблюдении и здравом смысле, не требует специальных инструментов, является основой повседневного поведения людей
2. Религиозное — основано на вере
3. Научное — основанное на теоретических и логических рассуждениях, стремится к объективности, осуществляется с помощью специальных познавательных инструментов
4. Мифологическое познание — (от греч. mythos — предание, рассказ) — познание, осуществляемое в процессе повествования, архаические (древние) повествования о богах, героях, творении мира
5. Художественное познание — познание с помощью образов, средствами искусства, нет стремления к объективности.
Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Истина”.
Истина — знание, соответствующее предмету познания.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности.
Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения:
1. соответствие законам логики
2. соответствие ранее открытым законам науки
3. практика
Источник
Воспроизводимость результатов познания ярко выраженная эмоциональная окрашенность
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).
Умозаключение, формы познания, ощущение, понятие, представление.
Формы чувственного познания :
1) Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный).
2) Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый).
3) Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).
Формы рационального познания:
1) Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул — мебель; классификация).
2) Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо (муха — насекомое).
3) Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (у мухи есть крылья, значит, она летает).
Ответ: формы познания.
Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) познание мира с помощью слова, цвета и звука
Б) значимость художественного вымысла
В) получение объективной картины мира
Г) изучение закономерностей развития природы и общества
Д) стремление к истинному знанию
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Основные признаки научного познания:
1) Системность. Научные знания представляют собой не сумму разрозненных сведений. Взаимосвязь и единство существует не только внутри науки, но и между науками.
2) Возможность логического доказательства, точность и однозначность. Это достигается использованием специального языка, в котором используются специальные понятия, символы и правила их употребления.
3) Рациональность, наука — это детище человеческого разума. И в научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию. Ничего логического, необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру.
4) Воспроизводимость и проверяемость. Если созданы условия, в которых получен какой-либо результат, то необходимо обязательно убедиться в его истинности. Если он подтверждается в естественных условиях, то принять это доказательство, если нет — опровергнуть.
5) Объективность, общезначимость и безличность. В научных знаниях должна выражаться объективная истина. От всех симпатий, антипатий, предубеждений и веры мы должны отказаться.
А) познание мира с помощью слова, цвета и звука — искусство.
Б) значимость художественного вымысла — искусство.
В) получение объективной картины мира — наука.
Г) изучение закономерностей развития природы и общества — наука.
Д) стремление к истинному знанию — наука.
Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.
1) ощущение цвета, вкуса, запаха; 2) абстрактность; 3) наглядность; 4) обобщённость; 5) предметность; 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
Найдите два признака, относящихся к рациональному познанию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Абстрактность и обобщенность не относится, это результат рационального познания.
как понимать слово предметность?
Это способность конкретного объекта выступать в качестве предмета, на который направлено чувственное восприятие.
Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности эмпирического уровня научного познания, допустим:
1) направленность на объект познания (или преобладание чувственного познания). Например, учёный непосредственно или опосредованно (через систему приборов и специальных устройств) вступает в контакт с изучаемым объектом, производя над ним ряд операций: собирает факты, обобщает, описывает данные, полученные в ходе наблюдения или эксперимента, т.е. классифицирует и систематизирует знания, полученные с помощью чувственно-практического опыта;
2) исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, поэтому открываемые на этом уровне эмпирические законы не объясняют природы и механизма связей, существующих между явлениями. Например, исследуя особенности электрического тока, Г. Ом вывел закон, который устанавливает зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.
Могут быть названы другие особенности, приведены другие примеры
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания.
2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных.
3) Относительная истина — это ограниченно верное знание.
4) Только абсолютной истине свойственна объективность.
5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.
1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания — да, верно.
2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных — нет, неверно, практика.
3) Относительная истина — это ограниченно верное знание — да, верно.
4) Только абсолютной истине свойственна объективность — нет, неверно, относительной тоже.
5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания — да, верно.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
. | Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания |
Теоретический | Направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов |
Эмпирический уровень научного познания — непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания.
«Практический» не подходит?
Установите соответствие между методами научного познания и их уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Уровни научного познания: эмпирический (в основе описание предметов и явлений, наблюдение и эксперимент) и теоретический (в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать).
А) идеализация — теоретический.
Б) эксперимент — эмпирический.
В) наблюдение — эмпирический.
Г) формализация — теоретический.
Д) описание — эмпирический.
Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК | ВИД ПОЗНАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Житейское познание базируется на здравом смысле и обыденном сознании; осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий.
Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Его непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.
Художественное строится на образе, а не на понятии
Назовите три любые вида познания, укажите одну из особенностей каждого вида и проиллюстрируйте виды примерами. (Сначала назовите вид, затем особенность, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример
должен быть сформулирован развёрнуто.)
В правильном ответе должны быть названы виды, приведены особенности и соответствующие примеры, допустим:
1) житейское познание базируется на повседневном опыте, носит эмпирический характер (например, 3-летний мальчик Петя, несмотря на предупреждение мамы, потрогал крапиву, обжегся и понял, что это растение опасно, может причинить боль и другие неприятные ощущения);
2) научное познание, одной из особенностей которого является доказательность (например, в процессе подготовки кандидатской диссертации аспирант исторического факультета с опорой на большую массу изученных источников раскрыл сущность института баскачества в период монгольской зависимости);
3) художественное познание опирается, в первую очередь, на образ и его субъективное видение автором (например, осмыслению феномена времени посвящена картина Дали «Постоянство памяти», на которой изображено множество символов, в частности, «мягкие часы», стекающие с различных поверхностей).
Могут быть названы и проиллюстрированы другие виды, приведены другие примеры.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Источник