Чувственная память
Теперь, когда мы раскрыли силу и мощь пяти чувств, и прежде, чем мы перейдем к собственно чувственной памяти, я коротко объясню, почему ваши пять чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) являются собирателями информации.
Мозг – это командный центр и хранилище, а чувства – снабженцы, поставщики. Каждый рецептор каждого органа чувств устроен таким образом, что воспринимает определенный стимул, преобразовывает в электрический сигнал (язык, на котором «разговаривает» нервная система) и передает в головной мозг, где этот сигнал распознается и обрабатывается.
Орган зрения преобразует свет, который собирается на сетчатке. Запах и вкус воспринимаются химическими рецепторами олфакторной (обонятельной) системы и группами вкусовых рецепторов (вкусовыми сосочками), расположенными на языке. Восприятие звука основано на вибрации барабанной перепонки. А различные ощущения (сомато-сенсорная система) воспринимаются терморецепторами (температура), ноцирецепторами (боль) и механорецепторами (давление и растяжение).
Чувства так сильно связаны с памятью потому, что световые, звуковые, химические, температурные и двигательные сигналы записываются рецепторами органов чувств.
Используйте сильное чувство как надежный ключ для отмыкания воспоминаний. Слабое чувство необходимо развивать, тренировать.
Когда мы воспринимаем сенсорное раздражение, то, естественно, возвращаемся к ощущениям, записанным ранее. Например, перед вами лежит свежеочищенное манго. Его запах представляет собой химическое вещество, которое воспринимается обонятельной системой и сравнивается с уже записанным запахом. То есть сравнивается с запахом другого манго, которое вы когда-то нюхали.
Таким образом, вы возвращаетесь в памяти к одному или нескольким манго, которые встречали в прошлом. То же самое происходит, когда вы слышите песню, которая что-то значит для вас или связана с определенным событием вашего прошлого.
Благодаря этой удивительной системе, простой запах может перенести вас в дни экзотического отпуска, в родительский дом, на осенний шашлык, к детской влюбленности, на рыбалку с дедушкой, в начало захватывающего романа, в палатку летнего лагеря, на затхлый чердак или в подвал с кедровыми полками. И это при помощи только одного из пяти чувств!
Электронные устройства записывают только два типа сенсорной информации – то, что мы видим, и то, что слышим. Когда вы воспроизводите запись, то можете оживить свои переживания. Представьте, как было бы здорово записывать аромат, фактуру и вкус вместе со звуком и изображением. Вот уж было бы достижение бытовой электроники! Очевидно, что вы не можете записать поминутно всю свою жизнь, но если полностью использовать свои чувства, то это можно сделать.
Назначение чувственной памяти – инициировать этот процесс при помощи объекта, изображения, звука, запаха, аромата или текстуры предмета. Объекты запускают чувства и вызывают определенный эмоциональный ответ.
Например, когда я работала над ролью Бобби для пьесы «Познание плоти», то трогательное мамино письмо помогло мне настроиться на нужный эмоциональный лад. Даже сейчас, когда я думаю об этом, слезы наворачиваются на мои глаза.
Мама редко писала письма, а это письмо такое внимательное и сердечное. Мне становится грустно, даже когда я просто вижу ее почерк, и боль потери просто обрушивается на меня. Это как раз то, что нужно для Бобби, потому что она – угнетенная, потерянная душа.
Действие пьесы происходит в начале шестидесятых, то есть именно во времена моей матери. Когда я о ней думаю, то непроизвольно переношусь в те годы. Очевидно, что и вы можете использовать свои чувства, чтобы вспомнить о лучших моментах жизни. Вы сейчас как раз изучаете способ получения воспоминаний при помощи определенных чувственных стимулов.
Упражнение № 7
ЧУВСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ
Изучение чувственных воспоминаний – сильный психологический прием. Задания на тренировку чувственной памяти всегда были моими любимыми на уроках актерского мастерства. Механизм действия чувственной памяти таков, что он дает вам правильный настрой для переживания определенных чувств или эмоций.
Это упражнение я предлагаю вам для того, чтобы пробудить воспоминания и использовать их в своей нынешней жизни. Любое сильное впечатление пробуждает память.
? Выберите объект, который побудит вас вспомнить что-то давно забытое. Смысл в том, чтобы «провести время» с этим объектом чувственной памяти, думая о нем, рассматривая, слушая, нюхая, прикасаясь или пробуя.
? Затем внимательно прислушайтесь к себе: что происходит с вашими эмоциями и психологическим состоянием.
Если вас окружает множество объектов и вы не можете выбрать какой-то один, не волнуйтесь. Не важно, что вы выберете сначала; другие придут сами.
Чувственная память охватывает каждый день совершенно незаметно для вас. Предмет, который вы используете для этого упражнения, не одноразовый. Он помогает вам осознать, что все в жизни пронизано воспоминаниями и эти воспоминания можно оживить в любой момент. Они помогут вам прийти в нужное настроение.
Вы можете представить себе воспоминания как что-то вещественное, вроде Википедии. Это вовсе не случайные картинки, которые всплывают в памяти под влиянием окружающей обстановки.
Чем больше вы тренируете чувственную память, тем лучше развивается ваша способность сравнивать различные ситуации и быстро разбираться в том, какое влияние они могут оказать на вас и вашу жизнь.
Я говорю о памяти органов чувств на своих семинарах и онлайновых занятиях, и не только для того, чтобы помочь людям обуздать аппетит и другие вредные привычки, вроде курения и пьянства. Чувственная память помогает людям вспомнить другие примеры деструктивного поведения.
Чувственная память поможет вам понять свои вредные привычки и их последствия; она научит, как преодолеть их.
При помощи упражнений вы можете снова испытать неприятные чувства, которые сопровождали ваши дурные поступки – неприятие окружающих, переедание, пьянство, курение или большие дозы кофеина. Чувственная память поможет вам понять свои вредные привычки и их последствия; она научит, как преодолеть их. Разные воздействия влияют на вашу психику, словно маленькие магниты; они всегда останутся частью вас. Эти воздействия – важные ингредиенты, которые делают вас самим собой. Так позвольте им работать на вас, а не против вас. Воспользуйтесь ими и осмыслите их.
Цель этих упражнений – понять источник ваших эмоций и научиться справляться с ними, не теряя контроля над собой. Когда вы открываете дорогу своим воспоминаниям и начинаете познавать свое прошлое, слой за слоем, вы приобретаете способность лучше судить о людях и об обстоятельствах.
Вам следует научиться распознавать человеческие побуждения и понимать мотивацию других людей, а не только свою собственную. Если, к примеру, вы можете определить, когда отношения с близким человеком подходят к точке кипения, и остановиться прежде, чем разразится скандал, вы сохраните себя от множества проблем.
Вы можете отступить и спросить себя: что случится, если я сейчас уступлю? Как я могу научиться лучше взаимодействовать с людьми, как научиться разговаривать так, чтобы мое мнение было услышано, но без ущерба для других?
Чувственная память стимулирует не только разум. Когда вы работаете с чувствами, все ваше существо получает призыв к действию.
Можно вести себя так: бурно переживать, чрезмерно реагировать и терять над собой контроль – и все это закончится тем, что конфликт только усилится. (Кому бы понравилось наблюдать подобные концерты?) Если вы найдете лучший способ высказать свою точку зрения, чтобы ваша «аудитория» (муж/жена/дети/начальник) могла услышать вас, то жизнь станет намного более продуктивной.
Если вы вспомните о преимуществе самообладания и выдержки, которые не раз выручали вас в прошлом, то научитесь столь необходимой дисциплине. Иначе во всех поступках вами будут руководить чувства, а если все будут поступать таким образом, то мир полетит в тартарары. (А большинство мужей и вовсе умрут! Звучит мелодия «Cell Block Tango»[16] из мюзикла «Чикаго»!)
Конечно, непросто оставаться эмоциональным и вместе с тем сохранять контроль над собой. С другой стороны, умению управлять своими воспоминаниями и реакциями нужно учиться. Поэтому каждодневно ищите подходящие возможности для тренировки чувственной памяти, используйте различные ситуации повседневной жизни.
Когда я говорю «тренировка чувственной памяти», я имею в виду, что вы обращаете внимание на то, что чувствуете, и на то, какой отклик эти чувства находят в вашей памяти. Я занимаюсь этим постоянно, и если вы последуете моему примеру, то сделаете большой шаг в развитии своей памяти.
Старайтесь использовать любую ассоциацию, чтобы «раскопать» воспоминания. И когда вам откроется возможность пересмотреть тот или иной опыт, не упустите этот шанс. Я говорю о том, что память – это здорово, и мне нравится помнить так много. И чем больше вы радуетесь, вспоминая свое прошлое, тем больше событий из этого прошлого вы будете помнить. Я поддерживаю вас в стремлении смело использовать чувственную память.
Упражнение № 8
ЧУВСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ В ДЕЙСТВИИ
Подумайте, чему или кому вы противостоите, что или кто в вашей жизни является препятствием.
? Каким образом вы могли бы исправить ситуацию? Успокоиться? Устроить скандал? Полюбить?
? Теперь подумайте, какой объект чувственной памяти мог бы настроить вас на нужный лад?
? Выберите предмет, который пробудит сильные воспоминания, чтобы ваша реакция была наилучшей. Например, прежде чем обращаться к воспоминаниям, вы можете посмотреть на снежный ком и вспомнить детство, чтобы успокоиться и сконцентрироваться. Или подержите в руках старый футбольный трофей, прежде чем перейти к новым спортивным упражнениям. Или так: прежде чем заводить с бывшим (бывшей) разговор о детях, посмотрите на фотографию из «счастливых времен». Можно даже послушать подходящую мелодию из фильма «Рокки», в конце концов! Старайтесь сделать все возможное, чтобы настроиться должным образом и получить удовлетворение от своих воспоминаний!
На одном из занятий своего курса по развитию памяти я всегда прошу слушателей принести что-то (фотографию, предмет одежды, музыкальную запись и т. д.), связанное с важнейшим моментом их жизни. Однажды женщина принесла флакон духов и вместе с ним – целую историю.
Это была история ее развода, который случился тремя годами ранее. Развод был столь ужасен для этой женщины, что она чуть не умерла. Этими духами она пользовалась, пока жила с мужем, и прекратила их использовать за день до разрыва. Она не просто не могла нюхать эти духи; она не могла даже смотреть на флакон или его изображение. Она была буквально раздавлена тем, что происходило в ее жизни, и не знала, как выбраться из глубины отчаяния. Она располнела и с момента разрыва ни разу не была на свидании.
Курс по улучшению памяти подвернулся ей как нельзя кстати, и теперь она без страха вспоминает прошлые события. Женщина пришла к пониманию, что нельзя прятать подобные воспоминания. Это приводит к неправильному взгляду на события, неверной оценке их причины.
В результате она наладила отношения со своим бывшим партнером, осмыслила и приняла свой развод, почувствовала уверенность в себе и снова начала жить полной жизнью. Она не только снова стала встречаться с мужчинами, но и пользоваться теми духами. Все эти перемены произошли после того, как она принесла на занятия маленький флакончик духов. Женщина смогла увидеть, что на самом деле представляли собой те отношения. Духи помогли ей пережить ситуацию и двигаться дальше.
Чувственная память стимулирует не только разум. Когда вы работаете с чувствами, все ваше существо получает призыв к действию.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Память и воображение
Память и воображение Способность человека воспринимать и запоминать образы эволюционно намного старше и более развита, чем способность понимать и запоминать речь. Просто потому, что для нашего предка крадущийся тигр был опаснее ругающегося сородича. Это значит, что
Обстановка и память
Обстановка и память Воспоминания привязаны к обстановке, в которой происходило запоминание. Намного легче вспомнить события школьного детства, находясь в классе, где проучился несколько лет, чем сидя в офисе. Обстановка, ощущения, звуки и запахи послужат ассоциациями,
Распорядок дня и память
Распорядок дня и память При планировании дня учитывайте индивидуальный ритм организма. Некоторые психологи утверждают, что естественный суточный ритм всех людей примерно одинаков: утром, после сна, активность высока, к вечеру она снижается. Однако систематическое
Стресс и память
Стресс и память Стресс – постоянный спутник разведчика. Вопреки распространенному представлению, сам по себе он не плох. В нужные моменты организм мобилизует силы: обостряются чувства, мозг ясно мыслит, тело готово действовать. Стресс повышает умственные и физические
Возраст и память
Возраст и память Увы, память ухудшается с возрастом. Можно замедлить этот процесс за счет правильного питания, физической нагрузки и оптимального соотношения труда и отдыха, однако остановить его невозможно. Это верно, если речь идет о «чистой» памяти – памяти как
Память на запахи
Память на запахи Для всех живых существ запах несет жизненно важную информацию: предупреждает об опасности, указывает на близость пищи или особей противоположного пола. Для некоторых биологических видов запах является средством коммуникации. По мере эволюции обоняние
Проспективная память
Проспективная память Психологи называют проспективной памятью способность помнить намерения и планы. В отличие от памяти ретроспективной, когда человек вспоминает реально произошедшие в прошлом события, проспективная память имеет дело с будущим – тем, что он только
Память (плохая)
Память (плохая) Многие люди переживают из-за своей неспособности запомнить ту или иную вещь, и только у некоторых это переживание перерастает в комплекс. Надо заметить, что у страдающих склерозом этого комплекса в принципе быть не может, ведь в их случае это болезнь;
Источник
Эмоциональная память
Казалось бы, что они совсем
забыты, но вдруг какой-то намек
мысль, знакомый образ,
снова вас охватывают переживания,
иногда такие же сильные, как
первый раз, иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие
или в несколько измененном виде.
Человеческая память устроена таким образом, что прочитав однажды книгу, через 5 лет можно не вспомнить ее название, но даже спустя 50 лет отчетливо помнить, как в детстве упал с черешни в деревне у бабушки и при этом порвал шорты. Это связано с различными типами памяти. За воспоминания, которые сопряжены с переживанием определенных эмоций, как позитивных, так и негативных, отвечает эмоциональная память. Благодаря ей, у нас при фразе «вспомни 90-е» возникает в голове картинка с тетрисом, тамагочи и напитком «Yupi». Или, почувствовав в хлебном отделе супермаркета запах свежей выпечки, мы возвращаемся мыслями в прошлое, когда каждый день ходили в школу мимо небольшого магазина, продающего хлебобулочные изделия.
Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актерской игре при достижении убедительности и чувства правды.
Определение
Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связанно с событиями, произошедшими в прошлом.
В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.
Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение. Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память.
Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память». К. С. Станиславский, ссылаясь на устарелость этого понятия, в «Работе актера над собой» употребляет понятие «эмоциональная память».
Эмоциональная память в актерском искусстве
Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актеров, которые, играя, переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.
К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,– у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».
Он учил вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли вновь, основываясь на прошлом опыте. По его мнению, это качество должны культивировать в себе не только актеры, но и режиссеры. Первым эмоциональная память нужна, чтобы уметь в предлагаемых сценических обстоятельствах передавать чувства аналогичные пережитым ранее. Вторым – чтобы определить уровень натуральности постановки.
Эмоциональная память, как и обычная, не идеальна. Со временем все лишнее: обстановка, незначительные детали, сопровождающие впечатления – стираются из памяти, и остается лишь эмоция. Бывает и по-другому – пережитое чувство настолько сильно и приводит к такому потрясению или сильному впечатлению, что сам момент, атмосфера, событие, помнятся очень хорошо, а вот эмоциональный фон через избыток и смешение переживаний помнится плохо. Поэтому актеру важно научиться по своему желанию вызывать эмоции, не относящиеся к тем или иным событиям в его жизни, другими словами – в чистом виде.
Для людей этой профессии сильная и хорошо развитая эмоциональная память очень важна. Им нужно постоянно пополнять ее материалом жизненных восприятий, добытых из различных источников. При этом К. С. Станиславский уверен, что нужно не только испытать ту или иную эмоцию, но и понять ее смысл, не только изучать эту «жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех её проявлениях; когда, где и как только возможно». Но как этого достичь?
В театральных институтах упражнения на воспоминание часто строятся на заданиях-этюдах, в которых нужно детально вспомнить дни сильных эмоций. Это может быть, к примеру, выпускной вечер или первое свидание. После выполнения упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило мотивом действий студента при передаче чувств: пережитый ранее опыт, рассказы других, просмотренный на эту тему фильм.
Чтобы развивать свою эмоциональную память, советуют также вести дневник. В него нужно записывать, в первую очередь, те события, которые находят в вас эмоциональный отклик. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, как будто вы снова их переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется раз в месяц.
Сегодня обретает популярность такой приём как библиотерапия. Это новая перспективная технология коррекции эмоционального состояния, где средством достижения нужного чувственного настроения выступает правильно подобранная книга. «Идентифицируя себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями, мы сопереживаем и тем самым достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать свои эмоции, понять их причины…», – пишут Е. Хлевная и Л. Южанинова, авторы книги «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект».
Много других упражнений, полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.
Отзывы и комментарии
Своим опытом и мыслями на тему статьи можно поделиться, оставив комментарий ниже.
Источник