Восприятие является процессом взаимодействия чувств (органов восприятия) с объектами окружающего мира. Всего существует 5 органов чувств:
Всю информацию, полученную во время восприятия, обрабатывает ум, который определяет по определенным категориям воспринимаемый объект. Именно через ум восприятие приобретает оценочный характер, а воспринимаемые объекты приобретают определенные свойства, главными свойствами являются: приятное и неприятное, что соответствует функция ума: принятия и отторжения. Если ум не задействован в процессе восприятия, то воспринимаемые объекты не будут обладать оценочными категориями, а будут обозначаться в соответствии с их качествами: мягкий, громкий, острый и так далее. Тогда как ум будет наделять их приятными или неприятными свойствами: раздражающий, расслабляющий, тоскливый и так далее.
Именно из восприятия человек получает информацию об окружающем мире и изменениях в нём, что позволяет действовать сообразно времени, месту и обстоятельствам. Правильно воспринятая информация порождает точное взаимодействие с окружающим миром, тогда как неправильно воспринятая информация напротив, мешает человеку взаимодействовать с миром. Например, слабое зрение не всегда позволяет человеку узнать знакомого или увидеть надпись. Это техническая сторона восприятия, однако есть куда более значимая вещь.
Желания возникают из процесса взаимодействия органов восприятия с объектами вожделения. Созерцание красивой девушки вызывает желание, ровно, как и дегустация вкусной пищи. Такое восприятие порождает определенные колебания ума, которые и называются желанием. Эти желания создают неудовлетворенность в сердце человека, вынуждая его следовать их прихотям. Неудовлетворенное желание приносит страдание, а удовлетворенное – новые желания более значимого порядка. Насладившись вкусной едой, возникнет желание вкусить ещё более вкусную еду. Такое вовлечение ума в восприятие создает определенные трудности, так как желания, в конечном итоге, всё равно приводят человека к страданию, так как удовлетворять их вечно просто невозможно.
Страхи возникают из восприятия объектов, которые потенциально способны принести человеку страдания или лишить возможности удовлетворить желания. Неспособность воспринимать что-то также порождает страх. Однако, страх, равно как и желание порождает ум, по этой причине страх является колебанием ума, который вынуждает человека избегать источника потенциальных страданий. Воспринимая агрессивного человека, ум воспринимает его через призму возможной опасности, а потому такие люди вызывают страх, хотя ум опасается именно нападения и причинения вреда, а не столько самой агрессия. Высота вызывает страх также из-за опасности, хотя ум опасается именно падения.
Ум воспринимает смыслы, которые способны принести радость или страдание. Через органы восприятия ум способен приобрести определенное умонастроение, если, например, услышит приятные или неприятные слова, или новости. Такое умонастроение определяется наполнением ума, и новая информация, приходящая извне, будет постоянно менять умонастроение, если ум сильно вовлечен в процесс восприятия.
Помимо этого, ум является источником ожиданий, которые выстраивают определенный сценарий событий. Если реальность не согласуется с этим сценарием, то человек испытывает гнев, разочарование или тоску, в зависимости от характера. Так или иначе, вовлеченный в восприятие ум становиться причиной эмоциональных проблем и отсутствия контроля над чувствами и эмоциями, что создает крайне трудный фон не только для взаимодействия с окружающими, но и для собственного ощущения в самом себе. Чувства вины, стыда, обиды приходят именно как последствие отсутствия контроля чувств и эмоций. Эти чувства нельзя назвать приятными или незначительными. Очень часто именно такие чувства мешают людям полноценно жить.
Сами по себе события и мир вокруг нас не представляет ни хорошего, ни плохого. Не разумно печалиться о том, что может произойти и о том, что уже произошло. Ум постоянно вовлекает человека в прошлое или будущее, порождая то желания, то страхи, тем самым превращая человека в зависимого от собственных чувств.
Будущее счастье сводит человека с ума и заставляет его строить воздушные замки, а будущее страдание приводит человека в печаль и уныние, порождает страхи и беспокойства. Счастье в прошлом порождает тоску и желание вернуться, а страдание в прошлом порождает неприятные воспоминания из-за пережитых впечатлений.
Впечатления порождаются именно из-за восприятия, в котором задействован ум. Чем острее человек воспринимает события, тем более яркие становятся впечатления. И плохие, и хорошие. Это объясняет почему жизнь многих людей похожа на эмоциональную горку – то вверх, то вниз. Причиной этому является чрезмерно активный ум, который является главным стимулом и побуждением к деятельности. Люди, чьим начальником является ум, а не разум, находятся под его влиянием, живут эмоциями и переживаниями, категориями приятного и неприятного, принятия и отторжения. Все это сковывает людей, так как достижение приятного требует совершение неприятных действий. Это, в свою очередь, вводит в уныние и является причиной выгорания, так как ожидания очень часто не соответствуют действительности.
Впечатления оставляют определенный отпечаток в сознании человека, который будет проявляется при повторном восприятии объекта, который вызывал это впечатление. Например, если человек отравиться каким-то продуктом, то его запах будет ещё долгое время вызывать отвращение, а если человек во время определенной деятельности будет испытывать положительные впечатления, то и спустя время он будет воспринимать такую деятельность приятной, даже не занимаясь ей. Последний случай очень часто бывает связан не с самой деятельностью, а с её восприятие в прошлом. Так, например, могли происходить какие-то иные события, на фоне которых определенная деятельность казалась человеку приятной. Или жизнь в целом давала ему в тот период белую полосу.
Впечатления формируют отношения к чему-либо или кому-либо, а также создают эмоциональный оттенок для воспоминаний, что крайне сильно влияет на восприятие определенного объекта. Неприятные воспоминания связанные с определенным объектом, пусть даже и не вызванные им, будут негативно отражаться на то, как человек воспринимает этот объект. С точки зрения осознанной жизни – это очень важно понимать, чтобы не попадать в ловушку восприятия.
С другой стороны, эти знания можно использовать для закрепления определенной деятельности, создавая ей положительный эмоциональный фон, что подкрепит как мотивацию и дисциплину, так и сам результат. Самым важным делом, которому человек посвящает жизнь, лучше заниматься в приятной обстановке, что поможет не только создать положительный фон, но и подкрепить желание заниматься этим в дальнейшем.
Также следует понимать и то, как впечатление способны оказывать влияние на других людей. Контроль чувств и эмоций не только позволит нам, а не уму решать, какие люди нам нравятся, а какие нет, но и контролировать свои поступки и слова, что даст возможность свободно оказывать положительное впечатление.
В контексте восприятия, очень важно понимать что именно в процессе восприятия рождаются как страхи и желания, так и умонастроения и состояние человека в целом. Это очень похоже на жидкость в сосуде. Если вливать в сосуд грязь – то и сам сосуд останется грязным, даже после того, как оттуда убрали жидкость. Если вливать в сосуд чистую воду, то и сам сосуд очиститься, даже после того, как воду вылили. Различные раздражители очень опасны для восприятия, так как не только не несут никакого смысла, но и загрязняют сознание человека. Такими раздражителями являются бессмысленные и неумеренные развлечения, пустые разговоры или споры, новости, которые часто передают по СМИ. Особенно новости негативно влияют на ум человека, так как плохие новости вызывают сильный стресс, но сам человек ничего не может сделать в ответ, он вынужден лишь наблюдать, что приводит к накоплению стресса и, как итог, эмоциональной подавленности, депрессии или хронического стресса.
В то же время, восприятие информации, которая позволяет измениться человеку в лучшую сторону позволяет более полноценно раскрыть жизнь, потенциал, таланты, а также очиститься от различного рода вредных привычек и отрицательных качеств, что в свою очередь приводит к увеличению счастья и уровня жизни. Как внешней, так и внутренней. Культивирование положительных качеств с помощью такого рода информации – путь к разумной жизни и эволюции сознания.
Случается и так, что люди перестают воспринимать жизнь вокруг себя, она им кажется пустой или безвкусной. Не испытывая никаких желаний, в то же время пребывая в скверном настроении апатии, уныния и скуки, человек страдает от притупленного восприятия, которое является следствием истощения способности ума воспринимать окружающий мир. С нейробиологической точки зрения, это означает что постоянное восприятие рецепторами определенных нейромедиаторы, притупило процесс восприятия, сделав сами рецепторы более грубыми. По этой причине, человек не может находиться постоянно только в счастье или только в страдании. Потому что восприятия счастья или страдания притупляется со временем. В таком состоянии мозг не обработав большой объем информации, который поступил в прошлом, не может обработать входящий поток данных, что порождает неспособность воспринимать мир правильно, скоординированною.
В случае притупленного восприятия, человеку может помочь простой отдых для чувств, который заключается в отдыхе от воспринимаемых объектов, которые нагружают мозг. Это все внешние воспринимаемые объекты. Таким образом, человеку стоит провести отдых, для которого достаточно абстрагироваться от всей информации какое-то время полежать в полудреме. За это время, освободившись от процесса получения информации, мозг обработает необходимую информацию и будет способен дальше воспринимать окружающий мир. Такой полудрем может длиться от 15 минут до 2 часов, в зависимости от степени загруженности.
Подобно телу человека, уму также необходимо напряжение, которое проявляется во время волевого труда, когда человек дисциплинирует себя. Такое напряжение создает способность ума действовать целенаправленно и быть в тонусе. Отсутствие таких волевых усилий делает ум аморфным, слабым и неспособным к любому волевому напряжению, что делает не только невозможным контроль чувств и эмоций, но и не позволяет человеку действовать свободно, так как ум постоянно будет стремиться к отказу от любого вида деятельности либо находя оправдания, либо из-за умонастроения.
С помощью органов восприятия мы внешне воспринимаем других людей, а умом воспринимаем их внутренне, более тонко, наделяя определенными качествами и критериями, которые могут отличаться от истины. Дело в том, что восприятия ума носит оценочный и предвзятый характер, ведь именно из ума рождается деление людей на частные и общие признаки, которое окрашено негативными аспектами. Если разум делит так людей для анализа, а не для особенного отношения, то ум так поступает именно для того, чтобы относиться к определенному человеку определенным образом. Однако, каждый человек – это человек, со своими достоинствами или недостатками. Уникальная личность. Не понимая этого, наш ум будет постоянно разделять людей на тех кто похож на нас, и тех кто не похож на нас. На тех, кто способен принести нам удовольствие и тем, кто не способен. Показатель зрелого человека – это равное отношение ко всем людям, вне зависимости способны ли они принести ему счастье или нет.
Восприятие умом других людей приводит к их «типированию». Наделению определенных качеств, чаще всего негативных. Однако сам процесс заострения внимания на недостатках чаще всего приводит к расфокусировке внимания на самих себя, что соответственно не позволяет нам выделять в себе эти качества и бороться с ними. Это главная причина почему не стоит искать недостатки в других, а стоит поискать в себе. Ведь выделяя недостатки других мы сами по себе не становимся лучше, ведь не можем этого изменить просто указывая на это или рассуждая. Но выделяя недостатки в себе, мы получаем широкий набор возможностей для улучшения своей индивидуальности и развития.
Следует воспринимать других людей без оценки, просто выделяя их качества для более правильного и точного взаимодействия, что позволит обходить острые углы и находить способы правильного контакта. Это позволит строить свободное общение, без эмоционального контекста, что избавляет от большого количества недоразумений.
Итак, восприятие – это процесс взаимодействия чувств с окружающим миром. Самым важным моментом в понимании восприятия являются то, как на него влияет ум. Ум дает оценочную характеристику всему, исходя из принятия чего-либо или отторжения. Восприятие с активным умом порождает множество желаний и страхов, а также чувств и эмоций. Впечатления также порождаются в ходе восприятия, формируя отношения человека к определенному объекту, идеи или человеку.
Из-за того, что восприятие порождает умонастроение очень важно соблюдать чистоту восприятия, отказываясь от того, что засоряет ум и способствует деградации сознания. В свою очередь, восприятие людей с эмоциональной точки зрения часто приводит к предвзятому отношению и недопониманию, что определенно мешает людям строить коммуникацию.
Восприятие очень тонкий процесс, поняв который возможно корректировать своё отношение к окружающим вещам, воспринимая вредное – неприятным, а полезное – приятным, что позволит встать на совершенно новый уровень развития личности, навыков и жизни в целом. Удачи.
Источник
Почему мы, обладая одними и те ми же чувствами восприятия окружающего мира, воспринимаем его по-разному?
Современная наука традиционно говорит о пяти видах восприятия окружающего мира: зрение; слух; осязание (тактильное); вкус; обоняние. Также замечено, что у каждого человека существует ведущий анализатор восприятия мира, которым может выступать один из вышеуказанных органов восприятия, участвующий в построении перцептивного образа (модальности восприятия).
Как правило, это следующая схема взаимодействия чувств при восприятии мира:
Тем не менее можно заметить, что восприятие мира, даже у людей с одинаковой модальностью восприятия, очень избирательно.
Психологи приводят в пример простой опыт, который может провести каждый из вас самостоятельно:
Дети отвечают прямо и однозначно: «Это яблоко», иногда добавляют: «. оно зелёное». Некоторые добавляют: «. наверное, оно кислое».
Взрослые же отвечают следующим образом, от простых ответов: «Это — яблоко», «Зеленое яблоко», «Яблоко на столе», «Стол с яблоком на нём», до более сложных и объёмных — «Это простейший натюрморт из двух предметов — деревянного столика и зеленого яблока», «Я вижу луч ослепительного солнечного света, падающий на зеленое яблоко из открытого настежь окна. Это замечательно и аллегорично: солнечный свет в виде луча; свет, превратившийся в яблоко; и свет, воплотившийся в дерево, из которого человек сделал стол», — до грубости: «За что вам, идиотам, деньги платят?».
Таким образом, физическое видение Мира для каждого человека хоть и одинаково, поскольку все видят одни и те же объекты и явления, но восприятие этих самых явлений и событий уникально и неповторимо для каждого человека в частности.
А ведь мы, пока, ничего не сказали о принципиальных психо-физических различиях в восприятии Мира, которые связаны с физиологией мужчин и женщин, юношей и девушек, детей и взрослых, аборигенов, народов Запада и Востока, здоровых людей и людей больных, зрячих и незрячих, нормальных зрячих и дальтоников, гигантов и лилипутов.
Более того, для людей, у которых органы чувств работают иначе или вообще не работают, мир представляется совершенно иным, не такими, каким его видят, скажем, обычные люди. Но, есть люди, у которых чувства сильнее развиты, их мир ещё ярче и красочнее.
Но это вовсе не значит, что влияние внешнего мира полностью субъективно: большинство явлений и предметов оказывают влияние и воспринимаются одинаково всеми.
Например, исследования показывают, что наша эмоциональная реакция на цвета не зависит от их восприятия. Так, синий цвет, как правило, имеет успокаивающий эффект на человека, что связано с короткой длиной волны света, попадающей на сетчатку, а более длинные волны — желтый, оранжевый и красный цвета — делать нас более внимательными.
Таким образом, мы приходим к выводу, что полученное физическое восприятие реальных объектов мира начинает осубъективляться в процессе пропускания их через логику каждого индивида, где он через призму своего мышления и уровня сознания, приходит к определённым выводам и получает определённое субъективное видение ситуации.
Подводя небольшой итог, можно сказать: несмотря на то, что мы все живём на одной планете, в одной стране и даже на одной улице того же самого города, каждый существует в мире своего собственного восприятия.
Проще говоря, весь воспринимаемый нами мир — это не более, чем своего рода голограмма, которая выстраивается в сознании человека на основе информации, полученной от органов восприятия и пережитых эмоций, базируясь на его:
Эмоциональная окраска одних и тех же событий может кардинально изменить их исход: чем радостнее и оптимистичнее отношение ко всему происходящему, тем позитивнее видится мир.
Но, что интересно, именно пребывание в таком состоянии вдохновляет мечтать, строить новые планы, идти вперёд и достигать новых вершин, а в сложных и напряжённых ситуациях — позволяет искать эффективный выход.
Тот, у кого есть желание, ищет возможности,
а тот у кого отсутствует желание — ищет оправдания.
Замечено, что сознание негативно настроенного человека даже не пытается найти выход из сложившейся ситуации, найти компромисс или решение, оно просто обвиняет всех и вся в сложившихся обстоятельствах. Вот так человек и останавливается в своём развитии и продвижении, он застревает и начинает буксовать на месте: я не виноват, это всё президент и правительство, начальник глупый. — вот все они виноваты, а сам я — белый и пушистый.
Каждый видит то, что хочет увидеть. И эту тенденцию я лично замечал не один раз, как за окружающими, так и за собой. Ввиду этого очень важен настрой человека, т.е. его осознанную или неосознанную установку человека по поводу грядущих событий.
Положительные суждения о себе и окружающем мире создают приятные ситуации.
Негативные мысли и эмоции — стрессовые ситуации.
Более того, негативно настроенное сознание закрывается от окружающего мира, начинает от него обороняться, поскольку всё окружающее так же приобретает окраски негативно настроенного сознания, погружается во тьму, совсем забывая, что любая деятельность и любой успех основан на сотрудничестве, взаимопомощи и поддержке.
«Не ищите причину, ищите средство.»
Генри Форд
Поэтому очень важно учесть тот нюанс, что мир, в котором живёт человек, создаётся им самим как через чувственное восприятие мира, так и, в большей степени, его уровнем развития сознания, которое проявляется в общем отношении (своей позиции) к окружающему миру. А раз так, то мы можем влиять на мир, изменяя своё настроение, или отношение, к нему.
«Когда ты думаешь, что можешь
и когда думаешь, что не можешь, — в обоих случаях ты прав.»
Генри Форд
Например, включая в проигрывателе музыкальные композиции «Enya» такие, как «Caribbean Blue», «Storms In Africa», «Boadicea», окружающая обстановка становится сказочно загадочной, появляется нежно окутывающий приятный дух чего-то таинственного и непознанного, что окрыляет чувством новизны и свободы.
А в каком мире живут любители pop музыки. Скорее всего это мир соплей, инстинктов и примитива, а не осознанности. Я вовсе не пытаюсь сравнить: что лучше, а что хуже. Просто каждый сам выбирает свой мир, в котором живёт или будет жить в ближайшем будущем.
Помните — выбирая мир, вы принимаете правила и рамки выбранного мира: нравится слушать о несчастливой любви — немного подожди, она уже в пути в твою жизнь, нравится слушать о жесткости, насилии и агрессии — погоди совсем немного, она уже поселилась в тебе и скоро принесёт щедрый урожай того, чего ты так ждал.
«С кем поведёшься от того и наберёшься»
«Что посеешь, то и пожнёшь» Народная мудрость
Поэтому внимательно присматривайтесь к той информации, в которую вы погружаетесь и воспринимаете — она формирует Вас и Ваше будущее. опубликовано econet.ru .
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник