Восприятие как вид чувственного познания

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Читайте также:  Как поднять человеку настроение по переписке другу

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

1. Психология чувственного познания

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Процесс познания окружающего мира состоит из двух сторон – субъекта познания и объекта познания. В самом узком смысле под субъектом познания понимают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.

Познание себя – одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами. Во-первых, человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т. е. человек должен чем-то (кем-то) стать; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача «познать себя» и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней — очередной шаг в его развитии.

Познание себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира. Позднее он уже начинает осознавать себя в качестве члена социальной микрогруппы, и здесь проявляется детский эгоцентризм: другие люди существуют, чтобы кормить ребенка, играть с ним, воспитывать его. В юношеском возрасте формируется «идеальное Я», сопоставление с которым заставляет людей меняться.

Усовершенствованием себя человек занимается для достижения своего «идеального Я», и зависит оно от самооценки человека. Если самооценка человека завышена, то он, как правило, считает, что уже достиг верхней точки саморазвития, и что необходимости в усовершенствовании себя нет. Если же самооценка человека занижена, то он может либо заняться самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Читайте также:  Чувство что желудок сжался

Осмысление собственной жизни направлено не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом. Ведь речь здесь идет о смысле не отдельных действий, поступков и даже деятельностей, а о смысле всей жизни. Факты показывают, что этот вопрос встает не перед каждой и личностью и не с равной силой. Редко он появляется в молодые годы. Обычно нужно окунуться в жизнь, пройти некоторые этапы жизненного пути, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни. Часто случается, что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности, т. е. неизбежной смерти. Поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности, которая помогает понять человеку, для чего он поступает именно так, а не иначе

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

  • ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;
  • восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;
  • представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих).

Чувственное познание играет большую роль в обеспечении всего процесса познания. Такая главенствующая роль обеспечивается рядом проявлений:

  • органы чувств являются единственным каналом, через который происходит непосредственная связь человека с внешним миром;
  • познание и мышление личности невозможно без органов чувств человека;
  • огромные трудности вызывает потеря даже одного из органов чувств человека, которая вызывает сложности в процессе познания;
  • минимальную первичную информацию из окружающего мира возможно получение путем функционирования органов чувств.

Таким образом, чувственное познание является исторически и логической формой познания. Чувственное познание предполагает познание объектов с функционированием органов чувств человека, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущения и восприятия являются первичными формами познавательного процесса. Именно на их основе, благодаря им осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. В связи с этим необходимо перейти к рассмотрению данных познавательных процессов как основы для чувственного познания.

2. Восприятие как основа чувственного познания

Восприятие является познавательным процессом личности. В самом общем виде восприятие – это отражение предметов, явлений, ситуаций, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств. Восприятие основывается на другом познавательном процессе личности – ощущении. Восприятие ни в коем случае не является суммированием отдельных ощущений, такое мнение является ошибочным. Восприятие как процесс протекает одновременно с другими психологическими процессами личности, такими, как речь, чувства, мышление, воля.

Большинство исследователей относят к свойствам восприятия следующие:

Предметность восприятия способность отражать окружающую реальность в виде отдельных предметов, а никак не в виде не связанных друг с другом ощущений. Как отмечают исследователи, предметность не является врожденным свойством восприятия. Ярчайшим примером данного свойства восприятия проявляется в выделении фигуры из фона. Т.е. Предмет – это все то, на чем сосредотачивается в настоящий момент восприятие, а фон – это все то, что образуют вокруг него другие предметы, также действующие на нас, но отступающие по сравнению с основным объектом восприятия [7].

Важно отметить, что предметность является свойством динамического характера, т.е. Все то, что в настоящий момент было фигурой, через некоторое время может превратиться в фон и наоборот, то, что было фоном, может стать предметом. Такова особенность нашего восприятия, так, легче выделяются знакомые и привычные для нас объекты, хуже выделяются отдельные части предмета. Целостность также является свойством восприятия. Любой воспринимаемый нами образ из окружающей среды целостен. Целостность образа предмета складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Структурность является следующим свойством восприятия. Структурность означает, что каждый образ относится к определенному классу объектов. Здесь имеет значение не только личный опыт человека, но и влияние языка, выступающего как общечеловеческий опыт.

Читайте также:  Депрессия учет у психиатра

Константность восприятия. Уже из самого названия мы понимаем, что это относительная независимость воспринимаемого образа от физических условий, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Данное свойство является важным и существенным в структуре восприятия, т.к. Без него при любом нашем движении, при изменении положения тела, в случае перемены освещения менялись бы все основные признаки, по которым мы можем узнавать предмет.

Осмысленность выступает следующим свойством восприятия, как познавательного процесса личности. Смысловым значением наделены все перцептивные образы человека, в связи с тем, что восприятие тесно связано с мышлением личности. Данная связь выражается в том, что воспринимая предмет, мы мысленно называем его, относим к определенной группе, таким образом, восприятие предмета не является просто набором раздражителей, а представляют собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Апперцепция, как свойство является зависимостью восприятия от общего содержания психической жизни человека. Психическая жизнь человека постоянно наполнения различного рода содержанием, его опытом, прошлой практикой, ежедневными впечатлениями, эмоциями, мотивами. Все это непосредственным образом влияет на апперцепцию восприятия [2]. Активность же восприятия заключается в том, что человек в любой момент времени может воспринимать только один предмет или группу предметов, все остальное остается за пределами нашего восприятия и сознания в целом. В отечественной и зарубежной литературе встречается несколько подходов к классификации восприятия. В данной работе мы рассмотрим основную классификацию, встречающуюся в большинстве научных работ.

По модальности восприятие делится на:

Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. В данном вопросе нам бы хотелось также рассмотреть процесс восприятия человека человеком. Как указывает Батаршев А.В., представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация в самом общем виде – это неосознанное уподобление себя другому человеку. Процесс идентификации личности с другим человеком, обязательно значимым для личности, является также процессом установления определенной эмоциональной связи с объектом. Следует отметить, что идентификация не является синонимом слова референтность, т.е. значимости. Следующее понятие, употребляемое при упоминании восприятия человека человеком, является рефлексия. Рефлексия это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. Е. Как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга [10,7].

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета. Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства. По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Таким образом, чувственное и рациональное познания находятся в неразрывной связи друг с другом. Весь процесс человеческого познания невозможно разделить на отдельные составляющие, в связи с тем, что рациональное познание основывается на том материале, который получен в ходе чувственного познания.

В целом под познанием понимают процесс деятельности человека, в основе которого лежит субъективное отражение объективной реальности в его сознании, а результатом выступает получение нового социального опыта. Чувственное познание является первой ступенью познавательной деятельности, здесь человек получает информацию на основе деятельности органов чувств, которое реализуется благодаря ощущению и восприятию.

Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представления. Так, каждая из представленных форм обладает собственным механизмом и функционалом действий. Важно, что чувственная картина мира, несомненно, важна, однако, как отмечают специалисты, она недостаточна для глубокого всестороннего познания мира — рациональное или логическое познание.

Источник

Оцените статью