Восприятие как чувственная ступень познания

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Читайте также:  Когда чувствуешь энергетику других людей

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

Логика. Шпаргалка

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПОЗНАНИЕ. ЧУВСТВЕННАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ
  • 2 РАЦИОНАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ
  • 3 СПЕЦИФИКА ЛОГИКИ КАК НАУКИ
  • 4 ИСТИННОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
  • 5 ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ
  • 6 ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
  • 7 ЗАКОН НЕПРОТИВОРЕЧИЯ
  • 8 ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО
  • 9 ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Логика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 ПОЗНАНИЕ. ЧУВСТВЕННАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ

Познание — обусловленный законами общественного развития и непосредственно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности. Познание окружающего мира осуществляется посредством органов чувств. На них воздействуют предметы и явления, вызывая ощущения, которые воспринимаются мозгом.

Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений материального мира. Например, круглый (зрение), горячий (кожа), соленый (вкус), гремящий (слух), ароматный (обоняние). Ощущения составляют источник, начало всего нашего знания. В данном случае показателен такой факт: глаз обычного человека в состоянии различить три оттенка черного цвета, взгляд же профессионала (т. е. более знающего человека) способен выделить порядка 30 оттенков. На базе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов — восприятия.

Восприятие — это отражение некоторого предмета материального мира во всей его целостности. Восприятие во многом зависит от прошлого опыта. На основе восприятии возникают представления.

Представление — это воспроизведенный в памяти человека образ материального предмета, не воспринимаемого в данный момент времени, но воспринятого ранее в той или иной форме. Представление может быть как воспроизводящим (свой дом, своих родителей), так и творческим (образ литературного героя, образ инопланетянина). Творческие представления формируются на основе прочитанного или услышанного.

Читайте также:  Как себя чувствует будущий отец

Ощущение, восприятие, представление — основные формы чувственного познания. С их помощью мы познаем внешнюю сторону предмета, оставляя при этом непознанной его сущность, его взаимосвязи и закономерности его возникновения и развития. Чувственное познание представляет первую ступень процесса познания. Следует отметить, что такое деление на ступени не совсем верно, так как чувственному познанию предшествует исторический опыт. Ряд ученых вообще не считают восприятие, ощущение и представление этапами познания, так как они не дают полной картины предмета. Этот тип познания имеет ряд специфических особенностей:

1) непосредственность (неотделимость от познаваемого объекта, т. е. чувственное познание невозможно без наличия познаваемого объекта);

2) наглядность (органы чувств должны иметь возможность воспринимать свойства познаваемого объекта);

3) конкретность (каждый познаваемый объект имеет свои уникальные свойства);

4) субъективность (образ познаваемого объекта зависит от личности познающего);

5) пассивность (для формирования образа познаваемого субъекта не нужно производить сложных мыслительных процессов).

Источник

6.1. Общая характеристика познавательной сферы личности. Чувственная ступень познания: ощущение, восприятие

Процесс познания человеком окружающего мира тесно связан с его практической деятельностью и начинается с получения непосредственных впечатлений от предметов внешнего мира, получаемых с помощью органов чувств.

Первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия. Характерная особенность ощущений – их сиюминутность, непосредственность. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений. Но в реальной жизни трудно выделить ощущения в “чистом виде”. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления.

Ощущение входит в структуру более сложного психологического процесса – восприятия. Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Продуктом восприятия является образ воспринимаемого явления. Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, но не исчерпывающей.

Систематическая классификация ощущений, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном, разделяет группы ощущений на три основных типа:

1. Интероцептивные, объединяющие сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма (благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренним органам).

2. Проприоцептивные, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивающие регуляцию наших движений (эта группа включает ощущения равновесия или статическое ощущение, а также двигательное или кинестетическое ощущение).

3. Экстероцептивные, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведения; всю группу принято разделять на две подгруппы: контактные (вызывающиеся непосредственным воздействием объекта на органы чувств) и дистантные (отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств) [1].

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определённого физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или модальности.

Существуют ощущения, которые не связаны с какой-либо определённой модальностью (интермодальные ощущения). К ним относится вибрационная чувствительность (чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом). Особое практическое значение приобретает при поражениях зрения и слуха.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам относятся:

 качество (модальность ощущений – свойство, характеризующее основную информацию);

 интенсивность (количественная характеристика, зависящая от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора – если у вас насморк, то интенсивность запахов может быть искажена);

 длительность ощущения – его временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя и функциональным состоянием анализатора;

 пространственная локализация – характеристика, позволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя; дистантные ощущения содержат информацию о расположении источника раздражения в пространстве, а контактное ощущение соотносится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздействует раздражитель.

К основным закономерностям ощущений принято относить следующие:

1) существование порогов чувствительности (минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения – нижний порог абсолютной чувствительности; наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данной модальности – верхний порог абсолютной чувствительности); наряду с абсолютным выделяется порог различения – дифференциальный порог, который характеризует минимальное различение между двумя раздражителями или минимальное изменение свойств одного раздражителя, вызывающее изменение ощущения;

Читайте также:  Надписи для отличного настроения

2) сенсорная адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей;

3) взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора при раздражении других органов чувств (общая закономерность в том, что слабые раздражители в одной анализаторной системе способствуют повышению чувствительности другой системы, а сильные – снижают её (сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый повышает); сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора в результате взаимодействия нескольких анализаторов или длительных упражнений; синестезия – возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности [2].

Восприятие позволяет получить целостный образ предмета во всей совокупности его инвариантных свойств. Восприятие – психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие всегда встроено в структуру определённой деятельности или общения и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Процесс восприятия представляет собой систему так называемых перцептивных (воспринимающих) действий, направленных на выделение информативных признаков объекта и построение на этой основе его образа.

Восприятие характеризуется через специфические свойства, принципиально отличающие его от процессов ощущения. К таким свойствам принято относить следующие:

Целостность. Восприятие – это целостный образ предмета; всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые элементы этого целого в данный момент невозможно наблюдать (например, тыльная сторона вещи).

Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия.

Структурность. В акте восприятия мы фактически выделяем абстрагированную от непосредственных ощущений обобщённую структуру (слушая музыку, воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаём её тогда, когда воспроизводит один инструмент, человеческий голос или оркестр).

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими. Выделяемый и в силу этого более отчётливо отражаемый объект восприятия выступает в качестве “фигуры”, тогда как остальные образуют “фон”.

Активность. Восприятие всегда встроено в структуру определённой деятельности и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Без такой активности субъекта образ не формируется.

Предметность. Свойство образа быть отнесённым к воспринимаемому предмету называется предметность восприятия. Все впечатления и сведения, получаемые из внешнего мира, связываются с конкретными объектами (даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто предметно оформленное – лицо, собака, облако и т. д.).

Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Неадекватное восприятие называется иллюзорным (иллюзия движущегося поезда).

Категориальность (осмысленность) выражается в том, что восприятие носит обобщённый характер, каждый воспринимаемый предмет обозначается словом – понятием и относится к определённому классу. Это достигается с помощью мыслительной деятельности в процессе восприятия.

Апперцепция – зависимость восприятия от личности воспринимающего и его опыта.

Основная классификация видов восприятия построена в зависимости от того, какой из органов чувств является ведущим в формировании субъективного образа. В соответствии с этим выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Но выделенные виды не всегда встречаются в чистом виде. В каждом из образов наряду с основными встречаются и другие по модальности ощущения.

В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности (формы существования материи) выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удалённости.

Восприятие времениесть отражение объективной длительности явлений, процессов и событий. Чувство времени не врождённое, оно развивается в процессе накопления опыта.

Восприятие движенияпредставляет собой субъективное отражение физического перемещения объектов в пространстве.

В зависимости от способа актуализации, восприятие может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно и стихийно. Оно актуализируется либо некоторыми особенностями самих объектов (новизной, яркостью, необычностью, контрастностью), либо соответствием их потребностям и интересам субъекта. Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели – что-то воспринять, заметить. Оно формируется у человека в период младшего школьного возраста.

Источник

Оцените статью