Восприятие это форма чувственного познания психическое свойство присущее только человеку

Восприятие это форма чувственного познания психическое свойство присущее только человеку

16. Знания есть результат:

а) божественного откровения;

б) производственной деятельности;

в) познавательной деятельности;

г) воздействия природы.

17. К формам чувственного познания относится:

в) ощущение;

18. Ощущениеэто:

а) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющиеся в сознании после окончания непосредственного воздействия на органы чувств;

б) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

в) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа;

г) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений.

19. Восприятиеэто:

а) форма рационального познания;

б) психическое свойство, присущее только человеку;

в) форма чувственного познания;

г) способ объяснения мира.

20. Представлениеэто:

а) форма чувственного познания;

б) метод научного познания;

в) способ объяснения мира;

г) форма рационального познания.

21. Рациональноеэто познание:

а) с помощью наблюдения;

б) прямого контакта;

в) с помощью мышления;

г) на уровне инстинкта.

22. Отражение общих и существенных признаков называется:

в) понятием;

23. Логическая связь понятий выражается:

а) в представлении;

в) в суждении;

г) в умозаключении.

24. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

а) обобщенное суждение о предмете;

б) конкретный образ предмета;

в) объяснение причин изменения предмета;

г) понятие о предмете.

25. И чувственное, и рациональное познание:

а) формирует знания и представления о предмете;

б) использует логические умозаключения;

в) начинается с ощущения;

г) дает наглядный образ предмета.

26. Рациональное познание, в отличие от чувственного:

а) присуще только образованным людям;

б) формирует понятия о предмете;

в) является критерием истины;

г) приводит к полезным результатам.

27. Интуитивное познание это:

а) нечто не связанное с разумом;

б) божественное озарение;

в) непосредственное постижение истины;

г) вообще реально не существует в процессе познания.

28. Возможность получения истинного знания отрицается:

в) агностиками;

29. Истинным является знание:

а) которое очевидно и его нельзя представить себе иначе;

б) достаточное для успешного ведения человеком своих дел;

в) соответствующее содержанию объекта познания и проверенное на практике;

г) основанное на доверии к уму и познаниям великих ученых.

Духовная сфера жизни общества

3.1. Духовная сфера и ее структура

Духовная сфера формирует отношения между индивидами, группами индивидов в процессе освоения ими духовной деятельности людей.

Духовная сфера включает в себя:

нравственные, религиозные, эстетические, идеологические ценности и идеалы, научные идеи и знаниядуховный мир человека;

обычаи, нормы, образцы поведения, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях;

деятельность самостоятельных социальных институтов: власти, семьи, церкви, науки, образования.

Особое значение в развитии духовной сферы имеет творческий процесс. Творчество является уникальной особенностью человеческого сознания. Оно помогает человеку создавать мир культуры. Этот мир так же необходим ему, как и природный.

Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации), это сфера, в которой он проявляет свои творческие и интеллектуальные способности. Они выражаются:

Читайте также:  Тип темперамента определяет свойств нервных процессов

в определенных видах деятельности (создание произведений искусства, разработка новых научных открытий, формулировка оригинальных мировоззренческих позиций и т. д.);

Источник

Контрольная работа: Чувственное познание: ощущение и восприятие

Тема: Чувственное познание: ощущение и восприятие

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.43K | Скачано: 96 | Добавлен 29.03.14 в 10:21 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Содержание

1. Что такое ощущение?. 4

2.Сущность виды и свойства восприятия. 8

Список литературы.. 14

Введение

Чувственное познание является первым доступным человеку, и именно оно формирует объемное представление о мире нас окружающем. В настоящей работе будет рассмотрен вопрос о ощущении и восприятии, первичных этапах человеческого познания.

Актуальность данного вопроса невозможно переоценить, поскольку все что мы знаем о том, что нас окружает приходит к нам именно через ощущение и дальнейшее восприятие. Важным моментом здесь является то, что осознанный нами окружающий мир не всегда соответствует миру реальному, что вызвано ошибками восприятия и ощущения. С целью разобрать в методике формирования образа предмета и мира в целом следует обратится к основным понятиям и свойствам рассматриваемых здесь предметов.

Целью работы является рассмотрение сущности понятий ощущение и восприятие, для ее раскрытия поставлены следующие задачи: установление классификации понятий, выявление их свойств, установление закономерностей их проявления, рассмотрение основных принципов действия.

Одним из заданий работы является тест, направленный на закрепление знаний полученных в процессе работы на контрольной, а также проверка на сколько хорошо был усвоен материал.

1. Что такое ощущение?

В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания.

Познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое, постоянно обновляющееся знание о мире. Познание имеет две главные ступени – чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение (лат. sensus — восприятие) — это психический познавательный (сенсорный) процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, т.е. на уровне отдельных свойств предметов и явлений.

Отражение не дает индивиду целостной картины отражаемого мира, оно является субъективным знанием об объективном мире, основанном на информации, полученной от различных раздражителей внешнего мира. [1. стр. 7-9.]

Как правило, выделяют следующие виды ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус тактильные ощущения, боль, температурные ощущения, вибрационные ощущения, кинестетические ощущения, чувствительность внутренних органов, вестибулярная чувствительность.

В основе классификации ощущений могут лежать разные основания:

По контакту с раздражителями ощущения бывают:

  • дистантные — слуховые, зрительные и обонятельные;
  • контактные — кинестетические, тактильные, вкусовые, органические.

По расположению рецептора:

  • интероцептивные (органические), т.е. сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма;
  • проприорецептивные (кинестетические) — кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилия;
  • экстерорецептивные — зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, т.е. находящиеся на поверхности тела.
Читайте также:  Результаты психологического тестирования типов темперамента

По уровню осознания ощущения подразделяют на:

  • осознаваемые (к ним обычно относят все вышеперечисленные ощущения)
  • неосознаваемые (субсенсорные) к ним относятся инфразвуковые излучения во время магнитных бурь, ощущение равновесия, положение тела и пр. [4]

В основе возникновения ощущений лежит работа сенсорной системы человека, состоящей из совокупности анализаторов (каналов по которым человек получает сведенья о мире)

Началу ощущения дает процесс раздражение, возникающий при воздействии внешних или внутренних факторов на рецепторы (специфические нейроны, осуществляющие прием и кодировку сигналов). Рецепторы кодируют полученную информацию и передают ее к мозгу, в котором при получение сигнала начинается процесс переживания ощущения. Результатом переживания является возбуждение, передающееся на периферию организма.

Ощущение не ограничивается простым отражением действительности в мозгу человека. Обязательным элементом ощущения является ответная реакция организма. Эта реакция может иметь форму движения или внутреннего процесса. [1. стр. 12-14]

При всем множестве различий, ощущения имеют ряд общих свойств, к которым можно отнести:

  • Интенсивность ощущения характеризует субъективный чувственный опыт человека. На нее влияет сила раздражителя и состоянии рецептора.
  • Длительность ощущения— промежуток времени, на котором сохраняется ощущение от раздражения, при его завершении.
  • Латентный период ощущения – промежуток времени от начала раздражения, до формирования ощущения.
  • Последействие ощущения — отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до исчезновения ощущения.
  • Пространственная локализация раздражителя — свойство ощущения обеспечивать способность человеку определять пространственное положение действующего на рецепторы раздражителя.

Важными свойствами ощущения являются количественные характеристики ощущений, т.е. способность измерить соотношение параметров раздражителя и вызываемых им ощущений. Ключевыми характеристиками здесь выступает порог и чувствительность.

Порог подразделяют на:

  • Нижний абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
  • Верхний абсолютный порог ощущений — это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение.
  • Относительный порог ощущений — это величина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения.

Чувствительность, т.е. способность организма ощущать, различать и реагировать на раздражители. Различают абсолютную и относительную (разностную) чувствительность. [1. стр. 18-22]

Ощущение, являясь лишь первым этапом чувственного восприятия, формирует совокупность разрозненных образов предмета, следующим, более сложным этапом чувственного познания выступает процесс восприятия.

2.Сущность виды и свойства восприятия.

Восприятие, являясь вторым этапом чувственного познания, также как и ощущения основано на работе анализаторов, но при этом процессу восприятия присуща сложная аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.

Если ощущение может представлять сумму разрозненных отражений или впечатлений, то восприятие создает целостную картину мира, но картину не рациональную, а чувственную. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Благодаря включению в него отдельных ощущений, а затем сведению их воедино, восприятие приобретает качество субъективного образа объективного мира.

Таким образом, восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность создания образа предмета.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
  • деятелъностная, утверждающая, что при построении образа предмета человек использует свой опыт, пытаясь предвидеть отдельные свойства предмета.
Читайте также:  Как парни чувствуют что у них встал

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий: поиск объекта, выделение наиболее характерных его признаков, опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной группе вещей или явлений. Эти действия, как правило, сопровождаются активным участием памяти и мышления человека. [1. стр. 58-60]

К свойствам восприятия психологи относят:

  • предметность — свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира;
  • структурность — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру;
  • осмысленность — восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета;
  • целостность — восприятие есть всегда целостный образ;
  • константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету, величине и т.д.;
  • избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.[2. стр. 109-110]

На процесс формирования восприятия влияют множество факторов, в связи с чем существует классификация видов восприятия. восприятие классифицируют: по ведущему анализатору, по форме существования материи, по степени использования волевых усилий, по индивидуальным различиям в отражении объектов.

по ведущему анализатору – данный тип восприятия основан на том, что каждый человек имеет ведущий способ восприятия, который развит сильнее остальных. По этому критерию выделяют: визуалистов, аудиалистов или кинестетиков.

по использованию волевых усилий – восприятие может иметь вид произвольного и непроизвольного. При произвольном, человеком устанавливается определенная цель, непроизвольное восприятие обусловлено внешними обстоятельствами.

по индивидуальным различиям — основано на индивидуальных особенностях человека, а также ситуацией в которой происходит восприятие и потребностно-целевыми требованиями к воспринимаемой информации.

по форме существования материи – в данной классификации ключевыми понятиями является пространство, время, и движение.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.

Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:

— врожденная способность человека избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию и длину;

— законы выделения фигуры на фоне описанные гештальт-психологами;

— жизненный опыт человека, получаемы за счет движения рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и его тела в пространстве.

Восприятие величины зависит от параметров изображения на сетчатке глаза, также участвуют мышцы глаза и рук и др. частей тела. Движение мышц глаза влияет и на восприятие глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствует аккомодация (изменение кривизны хрусталика при настройке глаз на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей) и конвергенция (сближение или расхождение осей глаз, происходящее при восприятии приближающихся или удаляющихся объектов) глаз.

При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.

Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.

восприятие времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» — определенной последовательностью и продолжительностью биологических процессов происходящих в организме человека.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.

3. Задание

Установите соответствие психических процессов и их характеристик:

Источник

Оцените статью