Восприятие это форма чувственного познания психическое свойство присущее только человеку
16. Знания есть результат:
а) божественного откровения;
б) производственной деятельности;
в) познавательной деятельности;
г) воздействия природы.
17. К формам чувственного познания относится:
в) ощущение;
18. Ощущение – это:
а) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющиеся в сознании после окончания непосредственного воздействия на органы чувств;
б) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
в) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа;
г) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений.
19. Восприятие – это:
а) форма рационального познания;
б) психическое свойство, присущее только человеку;
в) форма чувственного познания;
г) способ объяснения мира.
20. Представление – это:
а) форма чувственного познания;
б) метод научного познания;
в) способ объяснения мира;
г) форма рационального познания.
21. Рациональное – это познание:
а) с помощью наблюдения;
б) прямого контакта;
в) с помощью мышления;
г) на уровне инстинкта.
22. Отражение общих и существенных признаков называется:
в) понятием;
23. Логическая связь понятий выражается:
а) в представлении;
в) в суждении;
г) в умозаключении.
24. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:
а) обобщенное суждение о предмете;
б) конкретный образ предмета;
в) объяснение причин изменения предмета;
г) понятие о предмете.
25. И чувственное, и рациональное познание:
а) формирует знания и представления о предмете;
б) использует логические умозаключения;
в) начинается с ощущения;
г) дает наглядный образ предмета.
26. Рациональное познание, в отличие от чувственного:
а) присуще только образованным людям;
б) формирует понятия о предмете;
в) является критерием истины;
г) приводит к полезным результатам.
27. Интуитивное познание это:
а) нечто не связанное с разумом;
б) божественное озарение;
в) непосредственное постижение истины;
г) вообще реально не существует в процессе познания.
28. Возможность получения истинного знания отрицается:
в) агностиками;
29. Истинным является знание:
а) которое очевидно и его нельзя представить себе иначе;
б) достаточное для успешного ведения человеком своих дел;
в) соответствующее содержанию объекта познания и проверенное на практике;
г) основанное на доверии к уму и познаниям великих ученых.
Духовная сфера жизни общества
3.1. Духовная сфера и ее структура
Духовная сфера формирует отношения между индивидами, группами индивидов в процессе освоения ими духовной деятельности людей.
Духовная сфера включает в себя:
– нравственные, религиозные, эстетические, идеологические ценности и идеалы, научные идеи и знания – духовный мир человека;
– обычаи, нормы, образцы поведения, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях;
– деятельность самостоятельных социальных институтов: власти, семьи, церкви, науки, образования.
Особое значение в развитии духовной сферы имеет творческий процесс. Творчество является уникальной особенностью человеческого сознания. Оно помогает человеку создавать мир культуры. Этот мир так же необходим ему, как и природный.
Духовный (или внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации), это сфера, в которой он проявляет свои творческие и интеллектуальные способности. Они выражаются:
– в определенных видах деятельности (создание произведений искусства, разработка новых научных открытий, формулировка оригинальных мировоззренческих позиций и т. д.);
Источник
Контрольная работа: Чувственное познание: ощущение и восприятие
Тема: Чувственное познание: ощущение и восприятие
Тип: Контрольная работа | Размер: 16.43K | Скачано: 96 | Добавлен 29.03.14 в 10:21 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
1. Что такое ощущение?. 4
2.Сущность виды и свойства восприятия. 8
Список литературы.. 14
Введение
Чувственное познание является первым доступным человеку, и именно оно формирует объемное представление о мире нас окружающем. В настоящей работе будет рассмотрен вопрос о ощущении и восприятии, первичных этапах человеческого познания.
Актуальность данного вопроса невозможно переоценить, поскольку все что мы знаем о том, что нас окружает приходит к нам именно через ощущение и дальнейшее восприятие. Важным моментом здесь является то, что осознанный нами окружающий мир не всегда соответствует миру реальному, что вызвано ошибками восприятия и ощущения. С целью разобрать в методике формирования образа предмета и мира в целом следует обратится к основным понятиям и свойствам рассматриваемых здесь предметов.
Целью работы является рассмотрение сущности понятий ощущение и восприятие, для ее раскрытия поставлены следующие задачи: установление классификации понятий, выявление их свойств, установление закономерностей их проявления, рассмотрение основных принципов действия.
Одним из заданий работы является тест, направленный на закрепление знаний полученных в процессе работы на контрольной, а также проверка на сколько хорошо был усвоен материал.
1. Что такое ощущение?
В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания.
Познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое, постоянно обновляющееся знание о мире. Познание имеет две главные ступени – чувственное познание и рациональное познание.
Чувственное — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение (лат. sensus — восприятие) — это психический познавательный (сенсорный) процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, т.е. на уровне отдельных свойств предметов и явлений.
Отражение не дает индивиду целостной картины отражаемого мира, оно является субъективным знанием об объективном мире, основанном на информации, полученной от различных раздражителей внешнего мира. [1. стр. 7-9.]
Как правило, выделяют следующие виды ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус тактильные ощущения, боль, температурные ощущения, вибрационные ощущения, кинестетические ощущения, чувствительность внутренних органов, вестибулярная чувствительность.
В основе классификации ощущений могут лежать разные основания:
По контакту с раздражителями ощущения бывают:
- дистантные — слуховые, зрительные и обонятельные;
- контактные — кинестетические, тактильные, вкусовые, органические.
По расположению рецептора:
- интероцептивные (органические), т.е. сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма;
- проприорецептивные (кинестетические) — кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилия;
- экстерорецептивные — зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, т.е. находящиеся на поверхности тела.
По уровню осознания ощущения подразделяют на:
- осознаваемые (к ним обычно относят все вышеперечисленные ощущения)
- неосознаваемые (субсенсорные) к ним относятся инфразвуковые излучения во время магнитных бурь, ощущение равновесия, положение тела и пр. [4]
В основе возникновения ощущений лежит работа сенсорной системы человека, состоящей из совокупности анализаторов (каналов по которым человек получает сведенья о мире)
Началу ощущения дает процесс раздражение, возникающий при воздействии внешних или внутренних факторов на рецепторы (специфические нейроны, осуществляющие прием и кодировку сигналов). Рецепторы кодируют полученную информацию и передают ее к мозгу, в котором при получение сигнала начинается процесс переживания ощущения. Результатом переживания является возбуждение, передающееся на периферию организма.
Ощущение не ограничивается простым отражением действительности в мозгу человека. Обязательным элементом ощущения является ответная реакция организма. Эта реакция может иметь форму движения или внутреннего процесса. [1. стр. 12-14]
При всем множестве различий, ощущения имеют ряд общих свойств, к которым можно отнести:
- Интенсивность ощущения характеризует субъективный чувственный опыт человека. На нее влияет сила раздражителя и состоянии рецептора.
- Длительность ощущения— промежуток времени, на котором сохраняется ощущение от раздражения, при его завершении.
- Латентный период ощущения – промежуток времени от начала раздражения, до формирования ощущения.
- Последействие ощущения — отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до исчезновения ощущения.
- Пространственная локализация раздражителя — свойство ощущения обеспечивать способность человеку определять пространственное положение действующего на рецепторы раздражителя.
Важными свойствами ощущения являются количественные характеристики ощущений, т.е. способность измерить соотношение параметров раздражителя и вызываемых им ощущений. Ключевыми характеристиками здесь выступает порог и чувствительность.
Порог подразделяют на:
- Нижний абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
- Верхний абсолютный порог ощущений — это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение.
- Относительный порог ощущений — это величина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения.
Чувствительность, т.е. способность организма ощущать, различать и реагировать на раздражители. Различают абсолютную и относительную (разностную) чувствительность. [1. стр. 18-22]
Ощущение, являясь лишь первым этапом чувственного восприятия, формирует совокупность разрозненных образов предмета, следующим, более сложным этапом чувственного познания выступает процесс восприятия.
2.Сущность виды и свойства восприятия.
Восприятие, являясь вторым этапом чувственного познания, также как и ощущения основано на работе анализаторов, но при этом процессу восприятия присуща сложная аналитико-синтетическая деятельность головного мозга.
Если ощущение может представлять сумму разрозненных отражений или впечатлений, то восприятие создает целостную картину мира, но картину не рациональную, а чувственную. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Благодаря включению в него отдельных ощущений, а затем сведению их воедино, восприятие приобретает качество субъективного образа объективного мира.
Таким образом, восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность создания образа предмета.
Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:
- стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
- деятелъностная, утверждающая, что при построении образа предмета человек использует свой опыт, пытаясь предвидеть отдельные свойства предмета.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий: поиск объекта, выделение наиболее характерных его признаков, опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной группе вещей или явлений. Эти действия, как правило, сопровождаются активным участием памяти и мышления человека. [1. стр. 58-60]
К свойствам восприятия психологи относят:
- предметность — свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира;
- структурность — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру;
- осмысленность — восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета;
- целостность — восприятие есть всегда целостный образ;
- константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету, величине и т.д.;
- избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.[2. стр. 109-110]
На процесс формирования восприятия влияют множество факторов, в связи с чем существует классификация видов восприятия. восприятие классифицируют: по ведущему анализатору, по форме существования материи, по степени использования волевых усилий, по индивидуальным различиям в отражении объектов.
по ведущему анализатору – данный тип восприятия основан на том, что каждый человек имеет ведущий способ восприятия, который развит сильнее остальных. По этому критерию выделяют: визуалистов, аудиалистов или кинестетиков.
по использованию волевых усилий – восприятие может иметь вид произвольного и непроизвольного. При произвольном, человеком устанавливается определенная цель, непроизвольное восприятие обусловлено внешними обстоятельствами.
по индивидуальным различиям — основано на индивидуальных особенностях человека, а также ситуацией в которой происходит восприятие и потребностно-целевыми требованиями к воспринимаемой информации.
по форме существования материи – в данной классификации ключевыми понятиями является пространство, время, и движение.
Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.
Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:
— врожденная способность человека избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию и длину;
— законы выделения фигуры на фоне описанные гештальт-психологами;
— жизненный опыт человека, получаемы за счет движения рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и его тела в пространстве.
Восприятие величины зависит от параметров изображения на сетчатке глаза, также участвуют мышцы глаза и рук и др. частей тела. Движение мышц глаза влияет и на восприятие глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствует аккомодация (изменение кривизны хрусталика при настройке глаз на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей) и конвергенция (сближение или расхождение осей глаз, происходящее при восприятии приближающихся или удаляющихся объектов) глаз.
При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.
Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.
восприятие времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» — определенной последовательностью и продолжительностью биологических процессов происходящих в организме человека.
Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.
3. Задание
Установите соответствие психических процессов и их характеристик:
Источник