Восприятие эмоций другого человека

Содержание
  1. Стратегии восприятия эмоций другого человека
  2. 11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
  3. Зачем нужен эмоциональный интеллект
  4. Как понять, что эмоциональный интеллект хромает
  5. Упражнения для распознавания эмоций
  6. «Зеркало»
  7. «Найти и запомнить»
  8. «Раздражители»
  9. Упражнения для эмоциональной устойчивости
  10. «Назойливая муха»
  11. «Дышать правильно»
  12. Просто читайте книги
  13. Упражнения для тренировки эмоций
  14. «Аверс и реверс»
  15. «Разобрать по косточкам»
  16. Упражнения на развитие эмпатии
  17. «Эмоции исторических персонажей»
  18. «Эмпатия и злость»
  19. «Дневник эмоций»
  20. Как развивать эмоциональный интеллект?
  21. Что такое эмоциональный интеллект?
  22. Модели эмоционального интеллекта
  23. Как распознать проблемы с эмоциональным интеллектом?
  24. Люди с высоким эмоциональным интеллектом
  25. Упражнения для развития
  26. Идентификация эмоций
  27. «Чем я могу помочь?»
  28. Фильмы без звука
  29. Контроль гнева

Стратегии восприятия эмоций другого человека

Проблема восприятия эмоций остается на сегодня одной из актуальных при изучении проблем когнитивной психологии, психологии эмоций и психологии социальной перцепции. Изучение данной проблемы активно ведется в последние несколько лет на кафедре психологии Пермского государственного университета в контексте нового направления — психологии познания в области психологии (Левченко Е.В., 1995; Бергфельд А.Ю., 2001). Понимание феномена восприятия эмоций отличается от известных в литературе подходов.

Так, большинство ученых склонны рассматривать восприятие эмоций как из распознавание, прежде всего, по экспрессивным проявлениям (Лабунская В.А., 1986; Барабанщиков В.А., Малкова Т.Н., 1981 и др.), либо как осознание органических проявлений эмоций (периферическая теория эмоций Джемса-Ланге). В контексте данного направления восприятие эмоций понимается как их осознание, осмысление (Рубинштейн С.Л., 2000) через опору на определенные источники информации о переживаемых эмоциях, как собственных, так и другого человека. Следовательно, мы исходим из того, что человек, целостно воспринимая и осознавая эмоцию, регистрирует ее экспрессивные проявления, вместе с тем опирается на физиологические изменения, связанные с эмоциональными переживаниями, соотносит эмоцию с ситуацией ее возникновения, на основе чего категоризует ее.

При этом человек может воспринимать эмоции другого с позиции внешнего наблюдателя (осознавая внешние проявления эмоций, ситуацию их возникновения, осознавая эмоцию как отношение к внешним объектам и явлениям) или внутреннего наблюдателя (осознавая динамичность, изменчивость, длительность протекания эмоций, амбивалентность эмоций, интенсивность эмоционального переживания, типичность эмоций, повторяемость их в опыте переживаний, причины эмоций, способ восприятия). Использование одного или нескольких из перечисленных источников информации об эмоции определяет выбранную субъектом стратегию восприятия эмоций.

Основной целью нашей работы выступило изучение проблемы выбора субъектом стратегии восприятия эмоций другого, а также связи данного выбора с эмпатийностью личности.

В качестве методов нашего исследования выступили свободный самоотчет об эмоциях другого человека в ситуации общения или взаимодействия с людьми, методика диагностики эмпатических способностей В.В.Бойко, а также специально разработанный вопросник на выявление стратегии восприятия эмоций в другом. При обработке данных использовались метод контент-анализа, корреляционный и кластерный анализы. Исследование проведено в 2003 г. на студентах (40 человек) Пермского государственного университета 3-го курса различных факультетов. Средний возраст испытуемых — 19 лет. В результате проведенного исследования были получены следующие данные:

1. При восприятии эмоций другого человека субъект обращается к различным источникам информации о них, которые в определенном соотношении представлены в его сознании. Опираясь на экспрессивные проявления эмоций другого человека при их восприятии либо ситуационные характеристики, субъект реализует стратегии восприятия эмоций с позиции внешнего наблюдателя. Ориентируясь на собственный опыт переживаний, делая заключение об эмоциях другого на основе осознания причин эмоций и их различных характеристик (интенсивности, амбивалентности и др.), человек склонен в большей мере использовать стратегии восприятия эмоций с позиции внутреннего наблюдателя.

2. На основе наличия статистически значимых корреляционных связей (при р(0,05) между показателем эмпатии, а также отдельных ее характеристик с параметрами стратегий восприятия эмоций с позиции внутреннего наблюдателя можно утверждать, что чем выше эмпатийность субъекта, тем в большей мере он склонен воспринимать эмоции другого человека с позиции внутреннего наблюдателя, и наоборот.

3. Поле восприятия эмоций другого человека не ограничивается осознанием собственно эмоциональных явлений, а распространяется на другие психические явления, такие, как психические (помимо эмоциональных) состояния человека, познавательные процессы, не относящиеся к эмоциональной сфере свойства личности.

Читайте также:  Сколько человеку надо спать чтобы чувствовать себя хорошо

4. Преобладание фрустрационных эмоций (гнев, разочарование) при описании и категоризации позволяет сделать предположение о том, что данный класс эмоциональных явлений в большей мере доступен осознанию и вербализации.

В перспективе исследования предполагается изучение восприятия эмоций другого человека в связи с когнитивным стилем, а также влияния культурных особенностей на восприятие эмоций.

Источник

11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции

Об эмоциональном интеллекте в области образования говорят последние 30 лет. Эксперты школы предпринимательства и soft skills Startup Junior рассказывают, как определить свой уровень эмоционального интеллекта и прокачать его.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.

Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.

Как понять, что эмоциональный интеллект хромает

Зачастую люди не знают о своих эмоциональных способностях или склонны переоценивать собственный эмоциональный интеллект. Разберёмся, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом.

Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.

Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.

Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает продуктивными.

Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.

Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.

Вот признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта:

  • поддаётесь стрессу,
  • не можете распознать свои эмоции,
  • легко обижаетесь,
  • долго переживаете из-за ошибок,
  • подавляете негативные эмоции,
  • склонны обвинять других людей,
  • испытываете трудности с установлением личных границ,
  • агрессивны в общении с людьми,
  • чувствуете себя непонятым.

Упражнения для распознавания эмоций

«Зеркало»

  1. Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
  2. Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
  3. Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.
  4. Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
  5. Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.

Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.

«Найти и запомнить»

  1. В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.
  2. На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.
  3. По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.

«Раздражители»

Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.

Упражнения для эмоциональной устойчивости

Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.

Читайте также:  Ощущение человека при депрессии

«Назойливая муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.

«Дышать правильно»

Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз. Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние.

Просто читайте книги

Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины.

Упражнения для тренировки эмоций

«Аверс и реверс»

Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.

«Разобрать по косточкам»

Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:

  • Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
  • Почему я испытываю злость?
  • Когда я уже испытывал злость?
  • Как часто я злюсь?
  • Чем злость мне помогает?
  • Чем и где злость мешает?

Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.

Упражнения на развитие эмпатии

«Эмоции исторических персонажей»

Вспомните пять исторических персонажей. Затем представьте эмоции, которые человек испытывал во время разных событий своей жизни. Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади, и чувствовал печаль оттого, что у него не было семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными, и беспомощность, потому что ничего не мог с этим поделать.

«Эмпатия и злость»

Упражнение поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Вспомните ситуацию, когда вы очень злились на кого-то, а затем создайте эмпатическое утверждение. Например:

Раздражённый человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня».

«Дневник эмоций»

Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня, степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7 из 10, причины — тройка по математике. На следующем этапе важно понять, как эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете «пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове». Опишите, какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или напряжение.

Источник

Как развивать эмоциональный интеллект?

Что такое эмоциональный интеллект?

В последние несколько лет понятие «эмоциональный интеллект» набрало огромную популярность, на самом же деле его упоминал в своих работах еще Чарльз Дарвин в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных». Именно эмоциональный интеллект позволил нам

  • научиться взаимодействовать;
  • трудиться в команде;
  • научил взаимовыручке.

Первые активные разговоры об эмоциональном интеллекте начались в 1920 году. Профессор Эдвард Торндайк начал рассуждать о «социальном интеллекте», который он описывал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми». Американский психиатр Дэвид Векслер называл социальный интеллект «совокупной способностью индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром».

В 1964 году «социальный интеллект» стали называть «эмоциональным». Впервые это сделал Майкл Белдок, следом за ним в своей работе это слово употребил Ханскарл Лёйнер.

  • Петр Соловей (Петер Саловей),
  • Джон Майер,
  • Говард Гарднер,
  • Константин Васили Петридис.
Читайте также:  Как чувствовать свой дух

Именно эмоциональный интеллект часто страдает у людей с расстройством аутического спектра (РАС). При этом интеллектуальные способности в целом могут быть не снижены, а даже наоборот. Людям с РАС тяжело понимать эмоции других людей и выражать собственные.

Модели эмоционального интеллекта

Эталонной моделью эмоционального интеллекта сейчас признают модель Майера-Саловея-Карузо. Хотя, и она сталкивалась с критикой в виду новизны понятия и отсутствия большой базы исследований.

Майер, Саловей и Карузо выделили четыре составляющих эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции других людей благодаря их тембру голоса, мимике, позе, внешнему виду, а также идентифицировать свои собственные эмоции — «что я сейчас испытываю? Гнев? Боль? Радость?».
  2. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека применять эмоции в свою пользу, использовать эмоции для развития своей креативности.
  3. Понимание эмоций — способность понимать сложные противоречивые чувства, улавливать причинно-следственную связь между событием, мыслями и эмоцией.
  4. Управление эмоциями — способность выбирать стратегию поведения в зависимости от эмоций, умение их сдерживать, действовать сообразно ситуации, а не поддаваться эмоциям целиком.

Существуют и другие модели эмоционального интеллекта:

  • Смешанная модель Дэниэла Гоулмана;
  • Модель Рувена Бар-Она.

Как распознать проблемы с эмоциональным интеллектом?

Человек, который испытывает проблемы с эмоциональным интеллектом может отмечать, что:

  • ему сложно понять, что чувствуют другие люди;
  • он часто в конфликте с коллегами и членами семьи;
  • его беспокоит раздражительность;
  • он излишне стеснителен, не может строить отношения с людьми;
  • не способен контролировать гнев.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:

  • может выстраивать доброжелательные отношения с окружающими;
  • понимает, какую эмоцию испытывает и умеет их контролировать;
  • знает, как избежать конфликта и старается это делать там, где возможно;
  • умеет конвертировать эмоции в процесс достижения желаемого результата.

От рождения мы уже обладаем каким-то уровнем эмоционального интеллекта, большое влияние также оказывают окружение и среда. Но эмоциональный интеллект — это всего лишь навык, который можно и нужно развивать.

Упражнения для развития

Есть несколько упражнений, которые помогут это сделать.

«Лишних» эмоций у человека нет. Иногда нам нужны и гнев, и грусть. Эволюционно эмоции играют для человека хорошую роль даже те, которые мы считаем «плохими». Это страх научил нас избегать опасности. Но его патологические формы могут отравлять человеку жизнь. Именно поэтому так важно научиться распознавать эмоции и уметь их контролировать.

Идентификация эмоций

  1. Идентифицировать ее. Что вы сейчас испытываете? Гнев или грусть? Какое у вас выражение лица? Попробуйте описать свои чувства и физическое состояние.
  2. После чего наступила эта эмоция? О чем вы думали в этот момент?
  3. Как можно использовать эту эмоцию во благо? Может, гнев станет стимулом к преодолению трудностей или возможностью в корне изменить свою жизнь? Как вы будете использовать этот ресурс?

«Чем я могу помочь?»

Попробуйте улучшить навыки эмпатии и в спорных ситуациях уточняйте у людей (если это позволяет ваша степень знакомства и родства): «ты сейчас расстроен? Я могу помочь?», «ты сердишься на меня?». Прямой вопрос поможет улучшить навыки понимания эмоций других людей, если они готовы отвечать открыто. Это в любом случае станет ценным опытом.

Фильмы без звука

Включите людей художественный фильм и попробуйте смотреть его без звука и субтитров, определяя по мимике героев, что происходит на экране, о чем они могут вести свой диалог. Пересмотрите те же сцены со звуком, чтобы запомнить, какой была мимика влюбленных, расстроенных, раздраженных людей.

Контроль гнева

Особенно важно научиться отслеживать и контролировать свой гнев. В этом случае стоит обратиться за профессиональной помощью, особенно, если от проявлений вашего гнева страдают другие люди. Первый шаг это проговаривать свои эмоции вслух «я сейчас рассержен, мне очень плохо, я чувствую напряжение, мне некомфортно». Эмоции надо направлять, а не подавлять. И направлять в мирное русло.

Если проблемы с эмоциональным интеллектом действительно серьезны и снижают качество жизни человека, стоит обратиться за помощью к психологу.

Читайте также:

Источник

Оцените статью