Восприятие эмоционального тона сюжетных картин при обследовании эмоций

3. Опросник Спилбергера

Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным является методикой, позволяющей дифференцирование измерять тревожность и как личностное свойство (личностная тревожность), и как состояние (ситуативная тревожность). Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (приложение 1а) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (приложение 16).

4. Шкала сниженного настроения в. Зунга

Шкала сниженного настроения основана на опроснике В. Зунга и адаптирована Т. Н. Балашовой (приложение 2). Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения, субдепрессии (Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А. А. Крылова. ЛГУ, 1990).

5. Цветовой тест Люшера

Проективная методика исследования личности М. Люшера (1948) основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из 8 стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов. Синий, зеленый, красный и желтый считаются основными цветами, а фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой) — дополнительными. Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности человека.

6. Опросник на эмоциональность

Опросник тестирует эмоциональность как черту личности, т. е. устойчивую склонность и способность индивида к переживанию четырех базальных эмоций — печали, гнева, страха и радости (А. Е. Ольшанникова, Л. А. Рабинович, 1974). Он направлен на выявление эмоциональных переживаний, которые наиболее часты и типичны для исследуемого, а их появление не обязательно связано с чрезвычайными по степени эмоциогенности событиями, стимулами и ситуациями. Опросник включает в себя 36 вопросов. Предусматривается четыре варианта ответа на каждый вопрос: «безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно, нет» (приложение 3).

7. Восприятие эмоционального тона сюжетных картин

8. Восприятие эмоционального тона рассказов

9. Данные проективных тестов: Роршаха, таг и др.

СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1. Характеристика личности больного.

2. Дополнения к анамнезу (динамика отдельных психологических симптомов).

3. Данные экспериментально-психологического исследования:

а) характеристика внимания,

б) состояние гностических процессов,

в) состояние праксиса (пальцевого, праксиса позы, пространственного, динамического, орального),

г) характеристика речевых процессов (письма, чтения),

д) характеристика счета,

е) характеристика памяти,

ж) характеристика интеллектуальной деятельности,

з) характеристика эмоционально-личностной сферы.

4. Оценка полученных данных. Характеристика синдрома.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Методические приемы обучения детей определять эмоциональное состояние персонажей в сюжетных картинах

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Методические приемы обучения детей с нарушением зрения определять эмоциональное состояние персонажей в сюжетных картинах

Исмонова Ольга Сергеевна, учитель-дефектолог

ГБДОУ д/с №95 Калининского р-на, С-Пб

Содержание:

Введение. Актуальность проблемы.

Глава 1. Эмоции и их внешнее проявление

1.1 Функции эмоций. Составляющие эмоциональной характеристики ребенка.

1.2 Эмоции и их внешнее проявление в условиях зрительной депревации.

Читайте также:  Как вызвать эмоции у девушек по смс

Глава 2. Использование сюжетных картин в работе с детьми с нарушением зрения

2.1Этапы обучения восприятия сюжетных картин.

2.2 Схема обучения воспринимать и осмысливать действия и движения персонажей сюжетных картин

2.3 Схема обучения соединять движения с конкретными предметами в сюжетной картине

Глава 3. Педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Глава 4. Диагностика эмоционального развития

4.1 Изучение эмоционально сферы

4.2 Диагностические задания

Введение

Вопрос о восприятии и осмыслении сюжетно-художественных картин имеет актуальное значение для общей и специальной психологии и педагогики.

Картина, как одно из наглядных дидактических средств, может быть широко использована в процессе обучения.

Художественная картина, насыщенная эмоциональным содержанием, может служить одним из наиболее эффективных средств развития эстетического восприятия, этических чувств детей.

Восприятие сюжетной картины – сложный психический процесс, неразрывно связанный с ее осмыслением и переживанием. Основным критерием степени полноценного восприятия и осмысления сюжетных картин является развитие понимания внутренних смысловых отношений между объектами картины.

Осмысление сюжетной картины происходит при условии узнавания изображенных на ней объектов и понимания внутренних отношений между ними.

Эмоциональное содержание сюжетной картины выступает в форме выразительных движений (мимики и пантомимики) как персонажей картин, так и их внутренних отношений между собой.

Таким образом, эмоционально-образное общение требует развития эмоций, чувственного восприятия, восприятия выразительных движений.

Глава 1. Эмоции и их внешнее проявление

Функции эмоций. Составляющие эмоциональной характеристики ребенка

Эмоции являются «центральным звеном» (Л.С.Выготский) психической жизни человека и, прежде всего, ребенка.

1) выполняют регулирующую и охранную функцию;

2) способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

3) побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;

4) помогают приспособиться к ситуации;

5) сопровождают общение и все виды деятельности;

6) являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

1. Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности.

2. Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей.

3. Широта диапазона понимания переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка.

4. Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Эмоции и их внешнее проявление в условиях зрительной депревации

Эмоции и чувства как специфическое отражение внешнего мира, проявляющееся в субъективном отражении человека к действительности, зависит от того на сколько полно, точно, всесторонне отражается окружающий мир и что именно является объектом отражения. Нарушение зрения , ограничивая отражательные способности человека, вызывает определенные сдвиги в эмоциональной сфере, некоторые изменения в эмоциональном отношении к отдельным (трудно познаваемым) сторонам действительности, не изменяя в целом сущности эмоций.

Выразительные движения при глубоких нарушениях зрения ослаблены, причем степень редуцированности мимики и пантомимики зависит от времени появления и степени расстройства зрения. Редуцированность этих движений достигает такой степени, что даже безусловно рефлекторные пантомимические выразительные движения, сопровождающие состояния горя, радости, гнева проявляются у них в весьма ослабленном виде.

Глава 2. Использование сюжетных картин в работе с детьми с нарушением зрения

Этапы обучения восприятия сюжетных картин

Использование сюжетной картины в процессе обучения дошкольников с нарушением зрения является одним из эффективных средств решения проблемы доразвития психической деятельности дошкольников в условиях специального детского сада.

Правильное осмысление картины зависит, прежде всего, от адекватного восприятия слабовидящими и дошкольниками с амблиопией и косоглазием действий человека и его эмоциональных состояний. Ограниченный сюжетный опыт восприятия дошкольников с нарушением зрения не дает возможности адекватно отражать эмоциональные состояния персонажей, изображенных на картине. Для преодоления этих недостатков необходимо специально организованное обучение. Дети с нарушениями зрения в условиях специального обучения вполне овладевают умениями правильно воспринимать и осмысливать эмоциональные состояния, позы и жесты персонажей картин.

Читайте также:  Диагностика учебного стресса щербатых

Как показывает опыт, подгрупповые занятия по развитию восприятия сюжетных картин рационально включать в работу, начиная со средней возрастной группы.

Обучение проводится в 4 этапа:

1. На первом этапе дошкольники слушают стихотворения, тексты рассказов, музыкальные отрывки, которые вызывают у них определенные эмоции. Затем им предлагается посмотреть друг на друга, на свое изображение в зеркале и отметить у себя и у других детей те изменения в лице, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Каждое эмоциональное состояние обозначается словом и характеризуется набором изменений в лице по сравнению с лицом спокойным.

2. На втором этапе детям предъявляется для восприятия несколько карточек с изображением различных эмоциональных состояний человека, каждое из которых акцентировано изобразительными средствами. Дети должны научиться с помощью положения и формы рта, глаз, бровей определять различные эмоциональные состояния. Эти карточки можно использовать как сигнальные при определении настроения, которое вызывается различными текстами или музыкальными отрывками.

3. Следующий этап работы связан с распознаванием конкретных эмоциональных состояний людей, изображенных на отдельно подобранных карточках. Дошкольники называют настроение, объясняют, почему они так думают, и по заданию тифлопедагога придумывают возможные причины конкретного настроения персонажа.

4. Последний этап обучения предполагает распознавание эмоциональных состояний персонажей, непосредственно включенных в смысловые ситуации. На картинке изображены персонажи с конкретными эмоциями и причины, их вызвавшие. Дети составляют рассказы по картинам, обосновывая свои решения ситуаций.

Таким образом, специально организованное обучение совершенствует процесс восприятия дошкольниками эмоций и жестов, изображенных на картине, способствует коррекции восприятия и процессу доразвития перцептивных функций.

Примерная схема обучения воспринимать и осмысливать действия и движения персонажей сюжетных картин

1. Восприятие и воспроизведение разнообразных движений по подражанию с обязательным проговариванием.

2. Выполнение и называние движений по заданию тифлопедагога.

3. Имитация разнообразных движений на игрушках и специально изготовленных моделях.

4. Узнавание и называние графически изображенных движений.

Примерная схема обучения соединять движения с конкретными предметами в сюжетной картине

1. Восприятие и называние действий с предметами, производимых тифлопедагогом.

2. Выполнение конкретных действий с предметами по заданию тифлопедагога.

3. Имитация действий с предметами на игрушках и моделях.

4. Подбор конкретного предмета из нескольких к заданному движению.

5. Поиск движения и позы к действию с заданным предметом.

6. Узнавание разнообразных действий человека и животных, графически изображенных на карточках, «прочитывание» элементарных ситуаций.

Глава 3. Педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Педагогическую работу по развитию эмоций у дошкольников с нарушением зрения тифлопедагогу важно строить с учетом следующих положений.

1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение) и их регуляции. Так в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, слухового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.

Читайте также:  Уже ощущается новогоднее настроение

2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).

3. Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же, особо хотелось подчеркнуть значение игры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать другие формы поведения. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, по мимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, жестикуляционной выразительности – иными словами языка эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к 4-м годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мироощущение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся и на персонажей художественных произведений. Ребенок может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся сильнее: ребенок вживается в сказку, идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду. Чувства превращают его в активного участника событий.

Глава 4. Диагностика эмоционального развития

Изучение эмоционально сферы

Диагностика эмоциональной сферы ребенка позволяет выстроить целенаправленную, системную работу, определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться.

Диагностика эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

· Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности

· Адекватная дифференциация эмоциональных состояний других

· Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка

· Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Предложенные задания позволяют исследовать эмоциональное состояние детей 4 – 6 лет. Диагностическая методика включает в себя 4 задания. Для обработки данных в каждом задании используются таблицы. Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначается значком + в соответствующей графе таблицы.

Задание 1

Цель:Изучение знаний и особенностей детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции, умения дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам, определять причины того или иного настроения.

Пособие «Альбом настроений»

Определи настроение персонажа и его причины. Покажи это настроение. Изобрази схематично настроение героя в кружке маркером.

Материал:радость – Буратино, грусть – Чебурашка, злость – Пират, удивление – Иван Царевич.

Источник

Оцените статью