- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доклад из опыта работы методическая разработка (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Особенности эстетического восприятия и эстетических суждений у детей среднего дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доклад из опыта работы
методическая разработка (старшая группа) на тему
«Корень – источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности» В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Доклад из опыта работы)
Воспитатель – Степанова С.А.
«Корень – источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности» В.А.Сухомлинский
В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства. Способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о многообразии окружающего мира.
Это тот период, когда изодеятельность является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем воображение и способности.
Интерес к изодеятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Психологи считают, что рисунок ребенка – это изображение того, что он знает о нем. Ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует.
Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Упор нужно делать на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, пальчиковых гимнастик). Многочисленные исследования специалистов подтверждают, что уровень развития у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.
Средствами изобразительного искусства и изодеятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности. Изодеятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации.
Широкое включение в пед.процесс, в жизнь детей разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, оформление помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия.
Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Цель обучения изодеятельности – развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и т.д.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка.
В средней группе эмоции детей становятся более устойчивыми. Рисование помогает ребенку снимать напряжение. Происходит так называемое «графическое отреагирование», особенно важное для тех детей, которые не могут выразить свои чувства, конфликты и осознать из-за бедности своего словаря.
В старшей группе у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. В рисовании – с помощью цвета, линии, формы и других выразительных средств.
У старших дошкольников формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все! Юный художник воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому рисунки получаются очень разными. Дети сравнивают свои работы, обсуждают их.
Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа, что побуждает их помочь. Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно узнать, хотят ли дети помочь сказочному герою. На занятии по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку – лесовичку собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить). Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние. Воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы. Важным моментом в структуре занятия является применение пальчиковой гимнастики, релаксации, физ.минутки.
Эмоциональный настрой предполагает использование музыкальных произведений. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк. На занятиях дети часто «путешествуют». Путешествия могут быть сказочными, воображаемыми. Используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный голос воспитателя помогает представить картину природы.
Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью. Они способствуют развитию чувств у детей. Позиции, жесты детей основаны на их эмоциональном опыте, воплощают их переживания.
Результатами работы должны стать:
— активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
— умение находить новые способы для художественного изображения;
— умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Источник
Особенности эстетического восприятия и эстетических суждений у детей среднего дошкольного возраста
Лидия Бебко
Особенности эстетического восприятия и эстетических суждений у детей среднего дошкольного возраста
Восприятие и понимание прекрасного начинается в детстве. «Все прекрасное, что существует в окружающем мире и создано человеком для других людей, должно коснуться сердца ребенка и облагородить его», — утверждал В. Сухомлинский.
Первые шаги в безграничном, сложном и загадочном ми-ре ребенок делает в дошкольном возрасте. По словам Януша Корчака, она стремится создать в нем свой мир детства, добра и красоты, своеобразный микрокосм реального мира. Взрослый помогает ей найти, почувствовать и понять красоту поэзии, музыки, живописи, а через искусство глубже осознать все,что ее окружает: природу, предметы, труд человека и его духовное достояние. Красота неразрывна с добротой, она облагораживает жизнь, вдохновляет человека на добрые дела. Введение ребенка в мир красоты и гармонии является важной задачей эстетического воспитания.
Эстетическое (греч. aisthetikos — чувственный) воспитание — последовательное формирование у детей эстетического отношения к жизни, развитие восприятия и понимания прекрасного в искусстве, природе, взаимоотношениях людей, художественных потребностей и способности к художественному творчеству.
Красота неразрывно связана с душой человека, его трудом, поведением, речью, внешностью. Творческая душа человечества, в том числе и украинского народа, создала настоящие шедевры воспитания у ребенка чувство прекрасного от маминой колыбельной песни в сложных видов искусства, которыми может овладеть человек в течение жизни, если их основа заложена в дошкольном детстве.
Философской основой теории эстетического воспитания является эстетика, которая своим предметом имеет исследование чувственной культуры человека.
Эстетика — наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, сущность и формы отражения действительности и преобразования жизни по законам красоты.
Составляющими этой науки является исследование сущности эстетического как проявления ценностного отношения человека к действительности (специфика, природа, творческий потенциал эстетического, а также оснований и результатов художественной деятельности человека (своеобразие, природа художественного таланта, самобытности искусства).
В своих поисках и открытиях человек опирается на такие понятия, как прекрасное — совершенное по форме и содержанию; безобразное — антипод прекрасного (уродливое, низменное, отвратительное) совершенное — совершенное, изящное, полное положительных качеств; гармония & mdash ; совершенное сочетание всех элементов; мера — соотношение количественных и качественных признаков предмета; ценность — значимость, которой люди придают вещам и явлениям и которая является основой отношения к ним. Все эти феномены тесно связаны с нравственностью, поскольку прекрасным, совершенным, гармоничным является то, что характеризует красоту человека, его труд и результаты этой работы, взаимоотношения других людей. Именно в этих своих проявлениях прекрасное представляет ценность для человека.
Предметная сфера эстетики как науки (природа эстетического, художественного таланта, художественного творчества личности) определяет цели, задачи, содержание эстетического воспитания личности, критерии оценки ее эстетического развития.
Будучи направленным на формирование личности, способной адекватно воспринимать прекрасное и безобразное, наделенного чувством меры в создании художественных ценностей, эстетическое воспитание предполагает развитие чувственной сферы личности, с которой тесно связан ее нравственный мир. Квинтэссенцией (сущностью) его является эстетическое развитие человека.
Эстетическое развитие личности — процесс становления и совершенствования эстетического сознания и эстетической деятельности личности.
Эстетическое развитие имеет целью формирование эстетической культуры личности — своеобразного сплава личностных качеств, обуславливающих критерии его оценки прекрасного и безобразного, проявление чувства меры в собственном творчестве. Эстетическоекультуру личности образуют следующие компоненты:
1. Эстетическое сознание — совокупность взглядов, знаний, суждений, оценок, идей, идеалов, ее основой является эстетическое восприятие — процесс отражения сущности предметов и явлений эстетической действительности, соотношение воспринятого с исповедуемыми личностью критериям.
Эстетическое восприятие в процессе осмысления явлений и предметов действительности трансформируется в эстетические взгляды — мнения, суждения, представления о прекрасном и безобразном, которые являются основой отношения к явлениям бытия вообще и явлений искусства в частности. Опираясь на эстетические взгляды, личность определяет для себя эстетический идеал — социальное обусловлен образец совершенства, который является ориентиром в оценке эстетических явлений и собственной художественно-творческой деятельности.
2. Эстетические потребности — внутренняя необходимость в постижении определенных эстетических ценностей и развития определенных умений. Имея в своей основе эстетические чувства — вызванные взаимодействием с эстетическими ценностями (творениями природы и человеческого таланта) эмоции человека, эстетические потребности воплощаются в эстетических вкусах — способности личности к индивидуальному отбора из совокупности эстетических явлений и предметов тех, которые наиболее соответствуют ее взглядам и идеалам, порождают положительные ощущения в процессе восприятия.
Все эти качества не даются человеку от рождения, а является результатом внешних воспитательных воздействий, самовоспитания, художественно-творческой практики.
3. Эстетическая деятельность (практика) — непрерывный процесс формирования и реализации определенных творческих умений, навыков, способностей, гармонизации себя и мира.
Учитывая это эстетическое воспитание можно рассматривать как системную деятельность, направленную на развитие чувственной сферы личности, ее умений воспринимать, оценивать явления эстетической действительности по законам красоты, обогащать в процессе их восприятия свой внутренний мир, овладевать законами творчества и творить. Важной составляющей этого процесса является эстетическое образование — процесс усвоения художественных знаний, умений и навыков.
Все эти качества личности необходимо развивать уже в раннем детстве, сосредотачиваясь на определенных направлениях, подбирая средства, формы и методы, учитывая возрастные особенности детей, прежде всего на особенности их эстетического восприятия.
Эстетическое восприятие является специфической деятельностью, при которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию объектов окружающего мира с эстетических позиций. На его основе формируется художественное восприятие — познание действительности средствами различных видов искусства. Благодаря художественному восприятию ребенок познает себя, свои взаимоотношения с окружающим миром в «воображаемом поле» художественных образов путем эмоциональной идентификации.
Динамика становления эстетического восприятия дошкольников зависит от их способности к эмоционально-эстетического переживания, которая имеет специфические особенности в раннем, младшем, старшем дошкольном возрасте.
В среднем дошкольном возрасте дети заинтересовываются настроением произведений искусства, замечают связь между содержанием произведения и его выразительными средствами, начинают избирательно относиться к жанрам искусства и конкретных произведений, сравнивать их. Многие из них проявляют художественные интересы, стремление к творчеству, испытывают радость от создания простых рисунков.
Основным путем эстетического развития ребенка является самостоятельная художественная творчество, в котором она открывает новое для себя, а для тех, кто его окружает, — новое о себе. Творчество проявляться в создании собственного продукта (рисунка). Важным направлением эстетического воспитания детей дошкольного возраста является художественное воспитание — воспитание личности средствами искусства,задачами которого являются:
— систематическое развитие эстетического восприятия, чувств и представлений детей,
— приобщения детей к деятельности в сфере искусства, воспитание стремления вносить элементы прекрасного в быт, природу, свою деятельность,
— развитие художественно-творческих способностей в различных видах деятельности.
Эстетическое воспитание тесно связано с воспитанием чувств. Все виды искусства, красота природы способствуют развитию эстетически насыщенного восприятия, которое вызывает волнение, радость, восторг, интерес, стремление создать прекрасное.
Художественные способности проявляются у детей дошкольного возраста индивидуально в разное время и в различных формах. Поэтому ошибочно делить их на способных и неспособных к художественному творчеству. Безусловно, природные задатки детей играют в художественном воспитании значительную роль, однако без систематического обучения развитие их замедляется.
Эстетическое воспитание способствует возможности художественного развития каждого ребенка. Оно формирует самостоятельную художественную деятельность, возникает по инициативе детей, отвечает их интересам и потребностям и требует особого отношения взрослого, косвенного педагогического руководства для сохранения интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Итак, эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствует развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к миру.
Особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях произведений детской литературы Проблема воспитания нравственных качеств, у старшего дошкольного возраста, приобретает особую актуальность в современном обществе. Политические.
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к праздничной культуре русского народа как основа эстетического восприятия «Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как.
Консультация «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Консультация «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста» Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.
Особенности и проблемы речевого развития детей среднего дошкольного возраста Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.
Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста. Изобразительное творчество — это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Пространством.
Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом интенсивного и нравственного здоровья. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное.
Сенсорное Солнце для релаксации и эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста группы «Непоседы» Сенсорное Солнце для релаксации и эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста группы №5 «Непоседы». Значение сенсорного.
Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста У каждого ребенка отмечается свой путь и темп развития. Но, несмотря на это, есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей. Это.
Источник