- Особенности восприятия и понимания дошкольниками старшего возраста эмоционального состояния человека. консультация (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Восприятие дошкольниками эмоциональных состояний человека
- Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека
Особенности восприятия и понимания дошкольниками старшего возраста эмоционального состояния человека.
консультация (старшая группа) на тему
Одной из основ взаимопонимания и взаимопринятия людьми друг друга является их способность воспринимать, распознавать и понимать экспрессивные движения и поведение людей. В связи с этим весьма актуальна проблема формирования у ребенка эмоционально- перцептивных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vedushchuyu_rol_v_ponimanii_rebenkom_cheloveka.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущую роль в понимании ребенком человека, в дошкольном возрасте, как указывает М.И.Лисина, несут экспрессивно-мимические акты. Какой бы ни была форма общения ребенка с окружающими людьми, необходимым средством его остается экспрессия. В ходе развития форм общения, усложнения его содержания, в результате накопления ребенком опыта переживаний, формирования чувств его представления о человеке из глобальных, аморфных становятся более полными и четкими. В образе человека- объекте восприятия- выделяются ребенком какие-то постоянные свойства и признаки, помогающие ему понять переживаемые им отношения к окружающему. Весьма существенным является вопрос о том, какой из элементов экспрессии человека является наиболее информативным в опознании эмоций. Многие исследователи считают основными опорными элементами мимику и позу. Однако большинство ученых на основании проведенных исследований утверждают, что в процессе восприятия человека и его эмоционального состояния субъект ориентируется прежде всего на его лицо (А.А.Бодалев, Т.Б.Королькова, И.А.Сикорский, и др.). Эстетические особенности лица, его анатомическая структура, экспрессия определяют коммуникативные свойства лица как «инструмента» общения. В лице центром оказываются чаще всего глаза. Вопрос о том, что в человеке является для детей наиболее значимыми или сильно действующим сигналом, на который реагируют в первую очередь, изучался многими исследователями: Ч.Дарвином, К.Изардом, Е.К.Кавериной, М.И.Лисиной и др.
Ученые экспериментально доказали, что положительная эмоциональная реакция у ребенка проявляется прежде всего на лицо человека. Этот вывод подтверждается и особенностями первых изображений детьми человека. Это, как известно, «головоноги», где изображаются важные, действующие части тела и, в первую очередь, большая голова. А на ней глаза и рот. О том, что «человеческое лицо является мощным стимулом социального развития детей», указывал К.Изард в своем труде «Эмоции человека». Данные многих отечественных исследователей- М.П.Денисовой, М.Ю.Кистяковой, Н.Л.Фигурина, Н.М.Щелованова и др.- позволяют утверждать, что взор ребенка привлекает не просто лицо человека, а его выражение. Другие же экспрессивные особенности- поза. Походка, голос, речь- выделяются ребенком реже и выступают в качестве сигналов в более поздних возрастах.
Работ, направленных на изучение понимания дошкольниками экспрессии, не так много. Это исследования К.Гейтса, А.С.Золотняковой, Т.А.Репиной, Е.Ш.Решко. Названными авторами определена степень доступности пониманию дошкольников различных видов эмоций. Так, по данным К.Гейтса оказалось, что эмоцию радости узнают дети до 3 лет, печали- в 5 лет, гнева- в 7 лет, страха и ужаса- в 9-10 лет, удивления- в 11 лет, презрения- в 14 лет. В исследованиях Т.А.Репиной и А.С.Золотняковой получены результаты, свидетельствующие о более низких возрастных границах понимания эмоции печали, гнева, удивления. В ряде работ указаны некоторые весьма общие особенности в восприятии детьми человека и его состояний: фрагментарность, слитность, схематизм, ситуативность и др., по существу подтверждаются общие характеристики перцептивной деятельности дошкольников. Вряд ли их можно считать возрастными нормативами восприятия и понимания эмоций.
Особенности понимания экспрессии человека обычно изучаются при восприятии ребенком произведений искусства, картин, иллюстраций. Фотографий и других изображений человека, т.к. исследователями доказано, что восприятие детьми эмоционального состояния человека в процессе непосредственного общения с ним затруднено из-за мимолетности экспрессии. Изучение эмоций усложняется тем, что они чаще всего проявляются в комплексе и в сочетании с другими проявлениями личности. Обособленно они существуют в течение очень короткого времени. Поэтому многими исследователями также изучались эмоции, зафиксированные на специально подобранных фотографиях и художественных репродукциях. Кроме того. Исследованиями Т.Б.Корольковой установлено, что процесс восприятия детьми человека, отображенного в произведениях изобразительного искусства, не приобретает художественной специфики, т.к. дети не знакомы с особенностями «языка» искусства и не умеют «читать» художественное изображение человека. Формирование образа идет в направлении социально-психологической интерпретации личности изображенного человека.
В исследованиях ученых определены или же предполагаются некоторые условия понимания детьми эмоционального состояния изображенного человека. Подчеркивается роль опыта общения ребенка в эффективности понимания им эмоционального содержания картинки, значение опыта собственных переживаний, характер и степень развития чувств дошкольника в опознании экспрессии воспринимаемых людей. Степень владения речью, яркость и интенсивность выражения экспрессии, уровень психического развития ребенка и его индивидуальные особенности.
Проведенными ранее исследованиями доказано. что есть девять фундаментальных, основных эмоций. Выражение которых является универсально понимаемыми всеми людьми, независимо от развития культур, интеллекта, принадлежности к той или иной национальности. К таким эмоциям относятся: радость, грусть, гнев, страх, удивление, интерес, отвращение, презрение, стыд.
Источник
Восприятие дошкольниками эмоциональных состояний человека
Методики изучения особенностей
восприятия и понимания дошкольниками
эмоционального состояния изображенного человека
(А.М.Щетинина)
1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:
а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.)
2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи.
3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.
4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.
5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.
Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях.
Для решения поставленных задач были созданы или же частично модифицированы следующие методики исследования.
1. Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека
Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии.
Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющийся опыт и знания о данном состоянии.
2. Номинация эмоционального состояния
Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор («Скажи, какое настроение у человека?», «Какое выражение его лица?», «Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?» и т.п.).
Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоционального состояния (активного и пассивного).
3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека
Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспериментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответ-
ствовала бы переживанию изображенного человека («Что случилось с этим человеком?» Или: «Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?» и т.п.).
Цель: а) выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то есть не дает семантической оценки; б) определить умение дошкольников
раскрывать причину («подтекст») переживания изображенного человека, выявляя тем самым уровень его понимания.
4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации
Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором описывался какой-то конкретный случай.
Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточнение возможности и степени понимания экспрессии.
5. «Вербальная фиксация» признаков экспрессии с опорой на изображение
Данная методика представляет собой модификацию методики, использованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии.
Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребенком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась нами и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризованный образ-эталон выражения эмоционального состояния.
Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние («Как ты узнал(а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?», «На что он смотрел?», «Как догадался, что ему страшно?» и т.п.).
Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный тип эталона экспрессии.
6. «Оречевление» или «оживление» (по А.С.Золотниковой) воспринимаемого персонажа
Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица изображенного человека («Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сейчас заговорил?»).
«Оречевление» рассматривалось нами как способность ребенка вжиться в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как показатель глубины понимания эмоционального состояния.
Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании в процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.
Обработка результатов
Показатели понимания эмоционального состояния:
— умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией;
— умение детей правильно назвать состояние изображенного человек прилагательными («радостный», «грустный» и пр.) или его собственными заменителями («его кто-то обидел», «он чего-то забоялся» и пр.);
— умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации;
— умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека («оречевление»).
Эти показатели легли в основу определения уровней качества понимания детьми эмоционального состояния человека.
Уровни понимания.
I уровень — неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.
II уровень — ситуативно-конкретный: а) дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию; б) дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Ира К., 4 г., 5 мес. — (гнев): «Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закрыта… Наверно, сердится, что закрыли ее»).
III уровень — словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором или б) самостоятельно называют эмоциональное состояние; и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначение эмоционального состояния; в) выделяют экспрессию в целом или перечисляют ее элементы, описывают (например, Ира Б., 6 л., 2 мес. — (гнев):
«Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит пальцем по всей фигуре), руки сжаты, сложены и глаза злые»).
IV уровень — осмысливание в форме описания: а) дети самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека; б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают ситуацию, дают
ее описание (например, Оля Т., 6 л., 5 мес. — (гнев): «Я думаю, что это царица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то, что она правила страной со своим королем»).
V уровень — осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние;
б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуации; в) проявляют эмпатию, «оречевляют» персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоцио-
нальное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии (например, Владик Т. 6 л., 4 мес. — (гнев): «Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит, руки так (показы-
вает), лицо злое и глаза и рот (имитирует мимику). У-у-у! Может быть она сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину, хлеб, а мы не отдали. И вот она стоит такая злая и рычит: «У-у-у! Р-р-р!»).
В основу определения типов восприятия эмоций положены следующие параметры: выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции словом; степень дифференцированности экспрессий; степень обобщенности; степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.
Типы восприятия.
А — довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмоционального состояния какой-либо ситуации («Он, наверное, мультики смотрит» и т.п.).
Б — диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально («веселый… так нарисовано», «веселится он», «посмотрел и узнал, что грустит» и т.п.). По-видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы еще не дифференцированы.
В — диффузно-локальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев — глаза).
Г — аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.
Д — синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие («Злая она, потому что вся злая — и лицо, и стоит зло»). Элементы экспрессии дети не дифференцируют.
Е — аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их («она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот», «у малыша удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл немножко и брови высоко поднял»).
Источник