Воспитывать у учащихся чувство патриотизма

Как воспитать патриотизм у ребенка

Что такое пат­ри­о­тизм? Это и родина для кон­крет­ного чело­века, и чув­ство пре­дан­но­сти, вер­но­сти сво­ему Оте­че­ству, любовь к нему, жела­ние слу­жить его инте­ре­сам и защи­щать от врага.

Любовь к родине не вхо­дит в ком­плект зна­ний, обя­за­тель­ных для «успеш­ного дошколь­ника». Но это не зна­чит, что роди­те­лям не надо вос­пи­ты­вать у малыша ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к своей стране. Оно может стать осно­вой для целе­устрем­лен­но­сти, уве­рен­но­сти в себе и эру­ди­ции. Глав­ное – заин­те­ре­со­вать ребенка.

Елена Крав­цова
пси­хо­лог, Москва

Для чего чело­веку пат­ри­о­ти­че­ские чув­ства? Зачем нужно вос­пи­ты­вать пат­ри­о­тизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое про­ис­хож­де­ние как от роди­те­лей, так и от сво­его народа. Посте­пенно узна­вая исто­рию страны, осо­бенно ее слав­ные стра­ницы, он будет гор­диться ею, как гор­дится ребе­нок силь­ными умными роди­те­лями, чув­ствуя себя защи­щен­ным бла­го­даря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо про­ве­сти «реви­зию» своих чувств к родине, под­нять из глу­бины души соб­ствен­ные теп­лые чув­ства: гор­дость за дости­же­ния сооте­че­ствен­ни­ков, инте­рес к исто­рии род­ного города и всей страны. Поду­мать, что есть заме­ча­тель­ного и по-насто­я­щему вели­кого, на что отзы­ва­ется сердце.

Это не зна­чит, что надо надеть «розо­вые очки» и не заме­чать недо­стат­ков, кото­рые есть в любом госу­дар­стве. Однако малень­кому ребенку знать о них пока не обя­за­тельно. У него должна фор­ми­ро­ваться пози­тив­ная кар­тина окру­жа­ю­щего его мира, без излиш­них стра­хов и неопре­де­лен­но­сти. Правда, не стоит заво­дить серьез­ный раз­го­вор на пустом месте, про­сто так. «Кра­си­вые» слова о пат­ри­о­тизме без при­вязки к какому-то собы­тию для ребенка ничего не зна­чат и быстро вывет­рятся из его головы. Поэтому лучше вос­поль­зо­ваться достой­ным поводом.

Как воспитать патриотизм

Напри­мер, в мае широко празд­ну­ется День Победы. Его про­сто невоз­можно не заме­тить. Парад и тор­же­ствен­ный салют не оста­вят рав­но­душ­ным ни одного ребенка. Малышу нужно пояс­нить, что это за тор­же­ство. Но с уче­том воз­раста. Самым малень­ким доста­точно ска­зать при­мерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храб­рые сол­даты про­гнали захват­чи­ков. Это было очень трудно, поэтому каж­дый год мы вспо­ми­наем их подвиг, так мы выра­жаем им свое ува­же­ние». С детьми постарше можно пого­во­рить подроб­нее: рас­ска­зать о воен­ной тех­нике, о тру­же­ни­ках тыла, о сме­лых пио­не­рах-героях, пойти в кра­е­вой музей бое­вой славы. Заост­рить вни­ма­ние на памят­ни­ках. Напри­мер: «Смотри, вот памят­ная доска, на кото­рой много фами­лий напи­сано. Ты можешь себе пред­ста­вить, что совсем неда­леко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фами­лии напи­саны на доске, сра­жа­лись здесь за наш район. Им было страшно, но они защи­щали свои дома, своих род­ных и даже чужих людей». Нелишне доба­вить, что вете­раны (те, кто вое­вал) сей­час уже очень ста­рень­кие. Их можно пора­до­вать (напри­мер, пода­рить букет тюль­па­нов или гвоз­дик; напи­сать поздрав­ле­ние в открытке, сде­лан­ной сво­ими руками).

В Рос­сии и в Европе есть мно­же­ство леген­дар­ных памят­ни­ков, посвя­щен­ных героям вто­рой миро­вой войны. Эти мону­менты можно пока­зать ребенку в Интер­нете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Вол­го­граде, «Алеша» в Пло­в­диве, «Воин-осво­бо­ди­тель» в Бер­лине и др. Визу­аль­ное впе­чат­ле­ние важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют бога­тое вооб­ра­же­ние и боль­шое жела­ние что-то узнать. Самое глав­ное для взрос­лых – не «засу­шить» детей фак­тами. Все, что можно исполь­зо­вать для вос­пи­та­ния пат­ри­о­ти­че­ских чувств, должно быть инте­рес­ным, ярким, эмоциональным.

  • Исто­рия семьи. Самое пер­вое, что могут сде­лать роди­тели для про­буж­де­ния пат­ри­о­тизма – это позна­ко­мить ребенка с исто­рией соб­ствен­ной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем рабо­тали, чем увле­ка­лись, чего достигли и о чем меч­тали. Фото­гра­фии или вещи, остав­ши­еся с тех вре­мен, ста­нут пре­крас­ным допол­не­нием к рас­сказу. Ощу­ще­ние, что ты име­ешь отно­ше­ние к боль­шой семье, где до тебя были заслу­жи­ва­ю­щие ува­же­ния люди, напол­нит душу ребенка гор­до­стью. Не менее ценны семей­ные тра­ди­ции, пере­хо­дя­щие из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Напри­мер, соби­раться всем вме­сте на День Победы или печь торт к боль­шим празд­ни­кам. Когда малыш под­рас­тет, ему будет инте­ресно соста­вить вме­сте с роди­те­лями гене­а­ло­ги­че­ское древо своей семьи (хотя бы до пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек). Судьбы наших пред­ков – это наша при­част­ность к судьбе страны.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм: города и улицы. С ран­него воз­раста можно начи­нать вос­пи­ты­вать инте­рес к род­ной земле. Малышу будет любо­пытно узнать, с чем свя­зано назва­ние улицы, на кото­рой он живет, почему и как полу­чили свои имена его город или посе­лок. И дело взрос­лого – рас­ска­зать об этом доступ­ным язы­ком. Не менее важно пове­дать ребенку о зна­ме­ни­тых зем­ля­ках и их заслу­гах, схо­дить вме­сте к памят­ни­кам, уста­нов­лен­ным в их честь. А можно про­сто пока­зать порт­рет мест­ного героя и рас­ска­зать о нем. Малышу при­ятно будет ощу­щать, что он имеет отно­ше­ние к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Зна­ком­ство с фольк­ло­ром и народ­ными про­мыс­лами. Кра­си­вые книжки с рус­скими народ­ными сказ­ками, хоро­шие мульт­фильмы, сим­па­тич­ные тра­ди­ци­он­ные игрушки – все это увле­чет ребенка и помо­жет ува­жать свою страну. Какие книги, фильмы или мульт­фильмы будут у детей – решать роди­те­лям. Но есть такие, кото­рые по-насто­я­щему нужны детям. Напри­мер, сбор­ник мульт­филь­мов «Гора само­цве­тов», создан­ный по моти­вам ска­зок раз­ных народ­но­стей, насе­ля­ю­щих Рос­сию. Перед каж­дой серией – неболь­шая заставка, где гово­рится об исто­рии и зна­че­нии города или реги­она, из фольк­лора кото­рого взята сказка. Сде­лано это так увле­ка­тельно и кра­сиво, что захва­ты­вает вни­ма­ние и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш рас­тет, и все темы, о кото­рых гово­ри­лось раньше – родо­слов­ная, исто­рия род­ного края и народ­ное твор­че­ство – для него обре­тают глу­бину. К ним добав­ля­ются новые, инте­рес­ные и понят­ные в этом возрасте.

  • Зани­ма­тель­ные рас­сказы о досто­при­ме­ча­тель­но­стях. Храм, ста­рин­ный дом, мост, озеро или река не запом­нятся ребенку или сольются в его созна­нии с дру­гими, если не под­кре­пить впе­чат­ле­ние зани­ма­тель­ным рас­ска­зом. Это может быть пре­да­ние или дет­ское вос­по­ми­на­ние кого-то из роди­те­лей, научно уста­нов­лен­ный или спор­ный исто­ри­че­ский факт, глав­ное – он дол­жен быть инте­рес­ным. Напри­мер, таким: В Пскове есть ста­рин­ное зда­ние со стран­ным назва­нием: «Поган­кины палаты». Одна из легенд гла­сит, что когда-то жил-был чело­век в ста­рень­кой избушке. Он делал бочки на про­дажу, то есть был бон­да­рем. Но бочки мало поку­пали, и бон­дарь был очень бед­ным. Одна­жды сидел он в своей малень­кой избушке, рабо­тал. Вдруг мимо него про­бе­жала крыса. Бон­дарь рас­сер­дился, схва­тил пер­вое, что под руку попало, и швыр­нул в крысу. Подо­шел посмот­реть: попал или нет? И уви­дел клад – кучу золо­тых монет. Раз­бо­га­тев, бон­дарь пер­вым делом построил пыш­ные палаты. Их про­звали «Поган­ки­ными», потому что деньги, полу­чен­ные таким зага­доч­ным путем, счи­та­лись нехорошими.
  • Путе­ше­ствия. Необя­за­тельно ехать далеко, можно выбраться на один день в сосед­ний город. Но взрос­лые должны зара­нее гото­виться к поездке, нахо­дить объ­екты, кото­рые могут быть инте­ресны ребенку. И состав­лять марш­рут. В Вели­ком Нов­го­роде есть пеше­ход­ный мост через реку Вол­хов, а рядом с мостом стоит скульп­тура «Устав­шая туристка» – девушка, кото­рая ски­нула туфельки и при­села отдох­нуть. Есть пове­рье: если поло­жишь монетку в туфельку, то обя­за­тельно вер­нешься в Вели­кий Нов­го­род. Если пройти по набе­реж­ной дальше, уви­дишь сидя­щего на ска­мейке улы­ба­ю­ще­гося мед­ведя. Легенда гла­сит: он при­шел в город из дре­му­чего леса, хотел позна­ко­миться с нов­го­род­цами и остался ими очень дово­лен. Воз­вра­щаться обратно в лес мед­ведю не захо­те­лось, он решил остаться и радует теперь жите­лей города и его гостей. Можно при­сесть рядом и «побол­тать» с косолапым.
  • Кос­ми­че­ская одис­сея. Дети любят рас­сказы о кос­мосе, и нашей стране в этом отно­ше­нии есть чем гор­диться. Можно рас­ска­зать ребенку о пер­вых кос­ми­че­ских кораб­лях и кос­мо­нав­тах или пона­блю­дать вме­сте с ним за звез­дами и мига­ю­щими в ноч­ном небе спут­ни­ками, схо­дить в Музей кос­мо­нав­тики или Пла­не­та­рий на соот­вет­ству­ю­щую воз­расту про­грамму или посмот­реть позна­ва­тель­ный фильм дома.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей: тема­ти­че­ские игры. Малыши лучше усва­и­вают зна­ния в игро­вой форме. Можно под­го­то­вить сле­ду­ю­щие заня­тия с кар­точ­ками-кар­тин­ками: «Зна­ком­ство с гер­бом род­ного города», «Путе­ше­ствие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – сто­лица нашей родины».
Читайте также:  Пейзаж настроения это изо 6 класс

Конечно, от взрос­лых потре­бу­ются неко­то­рые уси­лия, чтобы вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей, зато потом малыш будет пора­жать всех своей эру­ди­цией. Ребенку важно поло­жи­тельно отно­ситься к своей стране, гор­диться ее геро­ями, пони­мать, что они сде­лали хоро­шего. Так у него будут нрав­ствен­ные ори­ен­тиры, кото­рые помо­гут опре­де­лить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдох­нов­ляет, а также дает дошколь­нику состо­я­ние внут­рен­него покоя и определенности.

Источник

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию школьников «Растим патриотов своей страны»

Светлана Карпушкина
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию школьников «Растим патриотов своей страны»

Проект рассчитан на 3 года (2018-2021гг.)

Информационная карта проекта

1. Название проекта — «Растим патриотов своей страны»

2. Цель проекта — Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

3. Задачи проекта: Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях:

• Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.

• Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

• Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.

• Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

• Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.

• Изучать героическое прошлое нашей страны, области, города.

• Подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.

4 Направления деятельности:

историко-краеведческое, духовно- нравственное, гражданско-патриотическое, героико-патриотическое, правовое, здоровьесберегающее.

5 Руководители проекта: педагог-организатор Карпушкина С. С. , педагог-организатор ОБЖ Строкин В. М.

6. Участники проекта: Обучающиеся и педагоги МБОУ СОШ № 2, Совет старшеклассников МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка, Совет отцов, Совет бабушек МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка, родители учащихся, жители микрорайона школы, социальные партнеры.

7. Полное наименование организации — заявителя Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Кузнецка (МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецк)

8. Юридический и фактический адрес: 332530 Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Калинина, 300

9. Сроки проекта: 2018-2021 гг. (3 года. С 1 сентября 2018г. по 1 сентября 2020г.)

10. Кадры проекта: Участники учебно – воспитательного процесса школы

1. Актуальность проекта.

«…даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В. В. Путин.

Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.

В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «. грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».

Патриотическое воспитание — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.

Актуальность проекта бесспорна: в 2020 году будет отмечаться 75 лет со Дня Великой Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Очень мало осталось Ветеранов ВОВ. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым.

А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.

Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».

В преддверии празднования 75-летия Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа.

Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.

Мы, как авторы и руководители проекта «Растим патриотов нашей страны», уверены, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско — патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.

Проект «Растим патриотов нашей страны» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

(с изменениями на 20 ноября 2018 года) и «Программа патриотического воспитания обучающихся МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка на 2016-2020 годы».

Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка.

Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом,

культурном, нравственном и физическом отношениях:

• Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.

• Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

• Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.

• Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

• Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.

• Изучать героическое прошлое нашей страны, области, города.

• Подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.

3. Участники проекта

Читайте также:  Не чувствую вкус еды при насморке что делать

• Обучающиеся, Совет старшеклассников МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка,

• родители учащихся, Совет отцов, Совет бабушек МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка,

• жители микрорайона школы,

4. Сроки и этапы реализации проекта

Срок реализации – 3 года (с 1 сентября 2018г. по 1 сентября 2021г.)

1 этап 2018 – 2019 учебный год – подготовительный (1 год):

• Проработка организационных основ реализации проекта;

• Создание и совершенствование нормативно-правовой базы проекта;

• Разработка руководителями проекта, классными руководителями и учителями-предметниками планов, конспектов тематических мероприятий, необходимых при реализации проекта;

• Проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в муниципальных мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

• Публичный отчет о реализации проекта.

Оформление страницы в сети интернет (на сайте ОУ).

• Планирование работы на следующий период.

2 этап 2019 –2020, 2020- 2021 учебный год – реализация проекта (2 года):

• реализация основных мероприятий, анализ эффективности работы по проекту.

• Осуществление ежегодного мониторинга по реализации проекта, коррекции затруднений в реализации проекта.

• Публичный отчет о реализации проекта.

Оформление страницы в сети интернет (на сайте ОУ).

3 этап май-август 2021 года — контрольно-обобщающий:

• Анализ реализации проекта. Оценка результативности проекта.

• Обобщение опыта и определение дальнейшего развития.

5. Ожидаемые результаты проекта.

Реализация проекта будет способствовать:

• повышению ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;

• совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

• использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.

Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации проекта ожидается:

— обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

— вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

— повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;

— приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;

-вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;

— в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;

— в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

— в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

— в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:

• Организация и проведение цикла тематических мероприятий/акций гражданско-патриотической направленности.

• Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию школьников.

• Пополнение информации по проекту «Бессмертный полк» (сбор и оформление информации о родственниках обучающихся и жителей микрорайона – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла).

• Пополнение «Книги памяти МБОУ СОШ № 2».

• Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.

• Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

• Повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.

• Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

• Увеличение членов школьного отряда «Юнармия» (в составе городского отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения).

Конечным результатом реализации проекта должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

• ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО!

• ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.

• ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.

• СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.

6. Механизм реализации проекта.

6.1. Основные принципы:

Принцип деятельностного подхода: воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей. Чем богаче школьная деятельность, тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс его социализации.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив: развитие социальной направленности личности ребенка. Опосредованность педагогического воздействия: воспитательные намерения и действия педагогов должны проводиться незаметно для детей.

Принцип сотрудничества: дети и педагоги – вместе.

Принцип гуманизации личностных отношений: только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, педагогическое авансирование, демонстрация уважения и значительности личности ребенка создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.

Принцип культуросообразности: образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип адаптивности: каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе.

Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося, а его успехи способствуют формированию позитивной Я – концепции.

6.2. Основные направления проекта.

— гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;

— историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;

— героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;

— духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.

— правовое — формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.

— здоровьесберегающее — формирование и развитие потребности в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми.

6.3. Формы работы, используемые при реализации проекта:

• Занятия в «Школе безопасности МБОУ СОШ № 2»;

• Внеклассные мероприятия, смотры-конкурсы, выставки;

• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и

круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины, «Часы общения», Выставки-вопросы;

• Коллективные творческие дела;

• «Вахты памяти», Фестиваль военно-патриотической песни;

• Встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;

• Совместные мероприятия с учреждениями дополнительного образования, спорта и культуры, городским отделением отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»;

• Презентации, виртуальные экскурсии, видео-уроки, видеоконференции;

• Проекты, рефераты, доклады по изучению истории и культуры родного края;

• Акции в школе и микрорайоне;

• Участие в городских, областных тематических мероприятиях/акциях.

6.4. Информационные ресурсы.

Информационная база школы и педагогов, медиатека руководителей проекта и учащихся, специальная литература и сайт образовательного учреждения, позволят всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.

6.5. Технические ресурсы.

Техническое обеспечение школы позволяет использовать в работе над школьным проектом следующее оборудование:

• Фотоаппарат, видеокамеру, радиомикрофоны.

• Музыкальный центр, компьютеры, ноутбуки и нетбуки (при необходимости специальное оборудование для работы целого класса — 20 нетбуков в комплекте)

Так же имеются специально оборудованные конференцзал, кабинеты ОБЖ и истории, где есть возможность сохранять и обрабатывать необходимые материалы, проводить заседания, работать над проектом.

6.6. Методическое обеспечение проекта.

Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:

• Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

• Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.

• Активное использование метода коллективно-творческого дела.

метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).

7. Мероприятия по реализации

(на основе школьного плана работы на 2019-20, 2020-21 уч. г.)

8. Научная новизна проекта.

Научная новизна проекта состоит в том, что:

— будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей.

Читайте также:  Личный дневник человека с депрессией

9. Теоретическая и практическая значимость проекта.

Теоретическая значимостьрезультатовпроектазаключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания военно-патриотических и героико-патриотических проектов в данной сфере в классах, в школе;

Разработанная и апробированная на практике модель патриотического воспитания учащихся в системе внеурочной работы школырасширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;

Сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;

Нормативно-правовая база, разработанная в процессе реализации проекта – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.

Практическая значимость проекта.

Предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.

• Мероприятия/акции, поисковая работа позволят ученикам, родителям, педагогам и жителям микрорайона школы подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы и принять участия в тематических мероприятиях, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 11941-1945гг.

10. Оценка эффективности проекта

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

1. Сформированность гражданских навыков:

— умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

— знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

— умение принимать и защищать свои решения;

— готовность к участию в общественных делах;

— готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

— патриотизм и любовь к Родине;

— права и свободы человека и гражданина;

— знание символики Российской Федерации;

— уважение чести и достоинства других граждан;

1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3. Участие в поисково- исследовательской работе;

4. Участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

5. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию;

6. Участие в школьных, городских и региональных конкурсах гражданско-патриотических направленностей

7. 100% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх и соревнованиях.

8. Привлечение родителей и жителей микрорайона к выполнению проекта.

11. Экономичность проекта.

Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе школы. Участники проекта могут использовать для работы над проектом специально оборудованные школьные помещения — конференцзал, кабинет ОБЖ, кабинет истории, где имеются все условия для работы. Могут пользоваться школьной библиотекой, компьютерным классом, школьным WI-FI.

Все это позволит участникам проекта успешно выполнить все намеченное для реализации проекта.

12. Риски и ограничения реализации проекта

Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.

1. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.

2. Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-12, М. 2000 г.

3. Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.

4. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.

5. Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.

6. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43

7. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.

8. Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны: [опыт работы по историко-патриотическому воспитанию] // Воспитание школьников. – 2010. — № 5. – С. 3 — 9.

* Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. — № 3. – С. 3 – 10.; № 4. – С. 3 — 7.

* Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота:// Воспитание школьников. – 2011. — № 1. – С. 23 – 26.

* Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: // Воспитание школьников. – 2013. — № 6. – С. 65.

* Адаменко Н. Подвиг народа (Историко-литературная панорама для учащихся 8-9 классов): [Методические рекомендации] // Воспитание школьников. – 2009. — № 4. – С. 27.

* Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 6. — С. 21 – 24.

* Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 6. — С. 21 – 24.

1. Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). — Режим доступа http://www.1september.ru/ .

http://www.megakm.ru/Weaponry/ Статьи о вооружении, рассказы о великих сражениях

http://www.warheroes.ru/ Сведения о Героях Советского Союза и Великой Отечественной Войны: фотографии, биографии, воспоминания друзей и родственников.

http://militera.lib.ru/ Подборка литературы о военной истории и истории войн.

http://www.museum.ru/museum/1812/Library/ Научно-историческая литература. Архивные документы. Библиография.

http://www.geraldika.org/ Историко-геральдический альманах МАРС.

Информационно-творческий проект по патриотическому воспитанию «Я-гражданин своей страны» в подготовительной группе Информационно-творческий проект в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Я-гражданин своей страны» Вид проекта: По направленности:.

Из опыта работы по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно.

Проект по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию «Маленький гражданин своей страны» для старших дошкольников муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Русская сказка» Проект по гражданско-патриотическому.

Музей боевой славы как инновационная форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию МБДОУ ДС №210 Ульяновск. Цель: Использование музея в образовательной и воспитательной деятельности, по формированию нравственной,.

Образовательный маршрут совместной деятельности дошкольников, родителей и ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек.

Оформление стенда по гражданско-патриотическому воспитанию «85-летие со дня рождения Ю. А. Гагарина» Детство Юрий Гагарин родился 9 марта 1934г. в городе Гжатске Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были.

Проект по военно-патриотическому воспитанию школьников «Растим патриотов своей страны» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Кузнецка (МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецк) Школьный.

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Отчизна моя» в старшей группе Описание материала: предлагаю вашему вниманию проект на тему «Отчизна моя» (гражданско-патриотическое воспитание) в старшей группе. 1. Аннотация.

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы этой памяти верны» Аннотация проекта Тема проекта: «Воспитание, гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников на основе ознакомления с героическим.

Проект «Растим патриотов» в подготовительной группе «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Источник

Оцените статью