- Как воспитать патриотизм у ребенка
- Как воспитать патриотизм
- Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)
- Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)
- Проект по гражданско-патриотическому воспитанию школьников «Растим патриотов своей страны»
- Проект рассчитан на 3 года (2018-2021гг.)
- (на основе школьного плана работы на 2019-20, 2020-21 уч. г.)
Как воспитать патриотизм у ребенка
Что такое патриотизм? Это и родина для конкретного человека, и чувство преданности, верности своему Отечеству, любовь к нему, желание служить его интересам и защищать от врага.
Любовь к родине не входит в комплект знаний, обязательных для «успешного дошкольника». Но это не значит, что родителям не надо воспитывать у малыша уважительное отношение к своей стране. Оно может стать основой для целеустремленности, уверенности в себе и эрудиции. Главное – заинтересовать ребенка.
Елена Кравцова
психолог, Москва
Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.
Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.
Как воспитать патриотизм
Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).
В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.
Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)
Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.
- История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
- Как воспитать патриотизм: города и улицы. С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
- Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мультфильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.
Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)
Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.
- Занимательные рассказы о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими.
- Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
- Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
- Как воспитать патриотизм у детей: тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».
Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей, зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.
Источник
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию школьников «Растим патриотов своей страны»
Светлана Карпушкина
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию школьников «Растим патриотов своей страны»
Проект рассчитан на 3 года (2018-2021гг.)
Информационная карта проекта
1. Название проекта — «Растим патриотов своей страны»
2. Цель проекта — Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
3. Задачи проекта: Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях:
• Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.
• Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
• Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
• Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
• Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
• Изучать героическое прошлое нашей страны, области, города.
• Подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.
4 Направления деятельности:
историко-краеведческое, духовно- нравственное, гражданско-патриотическое, героико-патриотическое, правовое, здоровьесберегающее.
5 Руководители проекта: педагог-организатор Карпушкина С. С. , педагог-организатор ОБЖ Строкин В. М.
6. Участники проекта: Обучающиеся и педагоги МБОУ СОШ № 2, Совет старшеклассников МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка, Совет отцов, Совет бабушек МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка, родители учащихся, жители микрорайона школы, социальные партнеры.
7. Полное наименование организации — заявителя Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Кузнецка (МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецк)
8. Юридический и фактический адрес: 332530 Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Калинина, 300
9. Сроки проекта: 2018-2021 гг. (3 года. С 1 сентября 2018г. по 1 сентября 2020г.)
10. Кадры проекта: Участники учебно – воспитательного процесса школы
1. Актуальность проекта.
«…даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В. В. Путин.
Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «. грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Патриотическое воспитание — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.
Актуальность проекта бесспорна: в 2020 году будет отмечаться 75 лет со Дня Великой Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Очень мало осталось Ветеранов ВОВ. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым.
А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
В преддверии празднования 75-летия Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа.
Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.
Мы, как авторы и руководители проекта «Растим патриотов нашей страны», уверены, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско — патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Проект «Растим патриотов нашей страны» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
(с изменениями на 20 ноября 2018 года) и «Программа патриотического воспитания обучающихся МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка на 2016-2020 годы».
Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка.
Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
2. Цель и задачи проекта.
Цель проекта: Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом,
культурном, нравственном и физическом отношениях:
• Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т. д.
• Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
• Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
• Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
• Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
• Изучать героическое прошлое нашей страны, области, города.
• Подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.
3. Участники проекта
• Обучающиеся, Совет старшеклассников МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка,
• родители учащихся, Совет отцов, Совет бабушек МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка,
• жители микрорайона школы,
4. Сроки и этапы реализации проекта
Срок реализации – 3 года (с 1 сентября 2018г. по 1 сентября 2021г.)
1 этап 2018 – 2019 учебный год – подготовительный (1 год):
• Проработка организационных основ реализации проекта;
• Создание и совершенствование нормативно-правовой базы проекта;
• Разработка руководителями проекта, классными руководителями и учителями-предметниками планов, конспектов тематических мероприятий, необходимых при реализации проекта;
• Проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в муниципальных мероприятиях гражданско-патриотической направленности.
• Публичный отчет о реализации проекта.
Оформление страницы в сети интернет (на сайте ОУ).
• Планирование работы на следующий период.
2 этап 2019 –2020, 2020- 2021 учебный год – реализация проекта (2 года):
• реализация основных мероприятий, анализ эффективности работы по проекту.
• Осуществление ежегодного мониторинга по реализации проекта, коррекции затруднений в реализации проекта.
• Публичный отчет о реализации проекта.
Оформление страницы в сети интернет (на сайте ОУ).
3 этап май-август 2021 года — контрольно-обобщающий:
• Анализ реализации проекта. Оценка результативности проекта.
• Обобщение опыта и определение дальнейшего развития.
5. Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:
• повышению ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;
• совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
• использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается:
— обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
— вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
— повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
— приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
-вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
— в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
— в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
— в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
— в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
• Организация и проведение цикла тематических мероприятий/акций гражданско-патриотической направленности.
• Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию школьников.
• Пополнение информации по проекту «Бессмертный полк» (сбор и оформление информации о родственниках обучающихся и жителей микрорайона – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла).
• Пополнение «Книги памяти МБОУ СОШ № 2».
• Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
• Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
• Повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.
• Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
• Увеличение членов школьного отряда «Юнармия» (в составе городского отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения).
Конечным результатом реализации проекта должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
• ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО!
• ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
• ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
• СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
6. Механизм реализации проекта.
6.1. Основные принципы:
Принцип деятельностного подхода: воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей. Чем богаче школьная деятельность, тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс его социализации.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив: развитие социальной направленности личности ребенка. Опосредованность педагогического воздействия: воспитательные намерения и действия педагогов должны проводиться незаметно для детей.
Принцип сотрудничества: дети и педагоги – вместе.
Принцип гуманизации личностных отношений: только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, педагогическое авансирование, демонстрация уважения и значительности личности ребенка создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.
Принцип культуросообразности: образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принцип адаптивности: каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе.
Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося, а его успехи способствуют формированию позитивной Я – концепции.
6.2. Основные направления проекта.
— гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
— историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
— героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
— духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
— правовое — формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.
— здоровьесберегающее — формирование и развитие потребности в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми.
6.3. Формы работы, используемые при реализации проекта:
• Занятия в «Школе безопасности МБОУ СОШ № 2»;
• Внеклассные мероприятия, смотры-конкурсы, выставки;
• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины, «Часы общения», Выставки-вопросы;
• Коллективные творческие дела;
• «Вахты памяти», Фестиваль военно-патриотической песни;
• Встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
• Совместные мероприятия с учреждениями дополнительного образования, спорта и культуры, городским отделением отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»;
• Презентации, виртуальные экскурсии, видео-уроки, видеоконференции;
• Проекты, рефераты, доклады по изучению истории и культуры родного края;
• Акции в школе и микрорайоне;
• Участие в городских, областных тематических мероприятиях/акциях.
6.4. Информационные ресурсы.
Информационная база школы и педагогов, медиатека руководителей проекта и учащихся, специальная литература и сайт образовательного учреждения, позволят всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.
6.5. Технические ресурсы.
Техническое обеспечение школы позволяет использовать в работе над школьным проектом следующее оборудование:
• Фотоаппарат, видеокамеру, радиомикрофоны.
• Музыкальный центр, компьютеры, ноутбуки и нетбуки (при необходимости специальное оборудование для работы целого класса — 20 нетбуков в комплекте)
Так же имеются специально оборудованные конференцзал, кабинеты ОБЖ и истории, где есть возможность сохранять и обрабатывать необходимые материалы, проводить заседания, работать над проектом.
6.6. Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
• Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
• Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
• Активное использование метода коллективно-творческого дела.
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).
7. Мероприятия по реализации
(на основе школьного плана работы на 2019-20, 2020-21 уч. г.)
8. Научная новизна проекта.
Научная новизна проекта состоит в том, что:
— будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей.
9. Теоретическая и практическая значимость проекта.
Теоретическая значимостьрезультатовпроектазаключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания военно-патриотических и героико-патриотических проектов в данной сфере в классах, в школе;
Разработанная и апробированная на практике модель патриотического воспитания учащихся в системе внеурочной работы школырасширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;
Сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
Нормативно-правовая база, разработанная в процессе реализации проекта – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Практическая значимость проекта.
Предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
• Мероприятия/акции, поисковая работа позволят ученикам, родителям, педагогам и жителям микрорайона школы подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы и принять участия в тематических мероприятиях, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 11941-1945гг.
10. Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
1. Сформированность гражданских навыков:
— умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
— знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
— умение принимать и защищать свои решения;
— готовность к участию в общественных делах;
— готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
— патриотизм и любовь к Родине;
— права и свободы человека и гражданина;
— знание символики Российской Федерации;
— уважение чести и достоинства других граждан;
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Участие в поисково- исследовательской работе;
4. Участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
5. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию;
6. Участие в школьных, городских и региональных конкурсах гражданско-патриотических направленностей
7. 100% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх и соревнованиях.
8. Привлечение родителей и жителей микрорайона к выполнению проекта.
11. Экономичность проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на базе школы. Участники проекта могут использовать для работы над проектом специально оборудованные школьные помещения — конференцзал, кабинет ОБЖ, кабинет истории, где имеются все условия для работы. Могут пользоваться школьной библиотекой, компьютерным классом, школьным WI-FI.
Все это позволит участникам проекта успешно выполнить все намеченное для реализации проекта.
12. Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.
1. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
2. Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-12, М. 2000 г.
3. Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
4. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
5. Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.
6. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43
7. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
8. Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны: [опыт работы по историко-патриотическому воспитанию] // Воспитание школьников. – 2010. — № 5. – С. 3 — 9.
* Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. — № 3. – С. 3 – 10.; № 4. – С. 3 — 7.
* Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота:// Воспитание школьников. – 2011. — № 1. – С. 23 – 26.
* Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: // Воспитание школьников. – 2013. — № 6. – С. 65.
* Адаменко Н. Подвиг народа (Историко-литературная панорама для учащихся 8-9 классов): [Методические рекомендации] // Воспитание школьников. – 2009. — № 4. – С. 27.
* Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 6. — С. 21 – 24.
* Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 6. — С. 21 – 24.
1. Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). — Режим доступа http://www.1september.ru/ .
http://www.megakm.ru/Weaponry/ Статьи о вооружении, рассказы о великих сражениях
http://www.warheroes.ru/ Сведения о Героях Советского Союза и Великой Отечественной Войны: фотографии, биографии, воспоминания друзей и родственников.
http://militera.lib.ru/ Подборка литературы о военной истории и истории войн.
http://www.museum.ru/museum/1812/Library/ Научно-историческая литература. Архивные документы. Библиография.
http://www.geraldika.org/ Историко-геральдический альманах МАРС.
Информационно-творческий проект по патриотическому воспитанию «Я-гражданин своей страны» в подготовительной группе Информационно-творческий проект в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Я-гражданин своей страны» Вид проекта: По направленности:.
Из опыта работы по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно.
Проект по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию «Маленький гражданин своей страны» для старших дошкольников муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Русская сказка» Проект по гражданско-патриотическому.
Музей боевой славы как инновационная форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию МБДОУ ДС №210 Ульяновск. Цель: Использование музея в образовательной и воспитательной деятельности, по формированию нравственной,.
Образовательный маршрут совместной деятельности дошкольников, родителей и ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек.
Оформление стенда по гражданско-патриотическому воспитанию «85-летие со дня рождения Ю. А. Гагарина» Детство Юрий Гагарин родился 9 марта 1934г. в городе Гжатске Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были.
Проект по военно-патриотическому воспитанию школьников «Растим патриотов своей страны» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Кузнецка (МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецк) Школьный.
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Отчизна моя» в старшей группе Описание материала: предлагаю вашему вниманию проект на тему «Отчизна моя» (гражданско-патриотическое воспитание) в старшей группе. 1. Аннотация.
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы этой памяти верны» Аннотация проекта Тема проекта: «Воспитание, гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников на основе ознакомления с героическим.
Проект «Растим патриотов» в подготовительной группе «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Источник