- Воспитание ответственности за свое здоровье, у младших школьников Из опыта работы статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Воспитание ответственности за свое здоровье, у младших школьников Из опыта работы
статья по теме
Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять в них положительные и отрицательные стороны, самостоятельно добывать знания из различных источников, применяя их позже на практике, оценивать свои действия, видеть собственные ошибки, понимать их причины и находить способы как их исправить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание ответственности за свое здоровье, у младших школьников
Из опыта работы
Хоршева Елена Петровна, воспитатель 2 класса
МОУ» Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа — интернат №2 VIII вида»
Киселёвского городского округа,
Актуальность здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива подтверждается многочисленными исследованиями здоровья детей и возможностями его сохранения.
Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать решать её необходимо как можно раньше.
Таким периодом в жизни ребёнка является младший школьный возраст. Возраст, в котором происходит становление человека… период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития (В. А. Сухомлинский). Именно в младшем школьном возрасте (7-11лет) целесообразно начать работу, направленную на воспитание ценностного отношения у детей к своему здоровью.
Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять в них положительные и отрицательные стороны, самостоятельно добывать знания из различных источников, применяя их позже на практике, оценивать свои действия, видеть собственные ошибки, понимать их причины и находить способы как их исправить.
В реализации поставленной цели применяю различные методы. Одним из основных является беседы, которые я называю «Урок Здоровья», с участием не только детей, но и родителей.
Первый урок «Как я понимаю, что такое здоровье», признан, выявить знание и понимание учащимися понятия здоровья, его составляющих, умение оценивать собственное здоровье, понимание важности здоровья для полноценной жизни человека.
В ходе беседы дети совместно обсуждают, что такое здоровье и оценивают значимость здоровья для собственного развития, дальнейшей жизнедеятельности.
В результате формулируется определение здоровья (для этого используются не только высказывания детей, но также толковый словарь С. И. Ожегова), дети знакомятся с компонентами здоровья и пытаются оценить своё здоровье, В результате, закладываются предпосылки для понимания младшими школьниками ответственности за своё здоровье, необходимости выполнения определённых правил, с целью не только сохранения, но и укрепления, совершенствования собственного здоровья.
Следующая беседа – урок-практикум. На этом уроке здоровья дети совместно (под руководством воспитателя) вырабатывают общие (необходимые для всех) правила, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Все правила можно объединить в группы:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- активная двигательная деятельность;
- закаливание;
- правильное питание;
- одевание по погоде (соблюдение температурного режима).
В ходе обсуждения дети приходят к выводу о формировании собственного здоровья
Для реализации поставленной цели мною проводятся мероприятия, которые я разделила на 5 разделов:
- Чистота – залог здоровья . Работа организуется по нескольким направлениям:
- личная гигиена;
- гигиена жилища;
- гигиена одежды;
- гигиена питания
Совершенствуя санитарно-гигиенические умения и навыки детей, провожу с детьми беседы, практические занятия, осуществляю контроль за сформированностью культурно-гигиенических умений и навыков. Стимулирую действия похвалой, поддержкой, которые вызывают у детей положительные эмоции и желание выполнить работу ещё лучше, ещё качественнее. Направление работы воспитывает в них дисциплинированность, аккуратность, выдержку, терпение
2. Мы играем, отдыхаем – своё здоровье укрепляем.
На прогулках детям предлагаю поиграть в какую-либо подвижную игру (желательно незнакомую детям). Дети, не зная правил данной игры, просят познакомить их с ними
В результате, благодаря такой работе ребята не только узнают много новых подвижных игр, в которые могут играть каждый день, но, находясь в роли ведущего, они учатся чётко объяснять те или иные команды, а, находясь в роли игрока, учатся эти команды правильно выполнять. Такая деятельность способствует не только расширению кругозора, но и воспитывает ответственность, любознательность, познавательный интерес , а также положительные эмоции, которые испытывают дети, исполняя и роль ведущего.
3. Закаляйся, если хочешь быть здоров!
Данный раздел предполагает знакомство младших школьников с правилами и способами закаливания, развитием у них навыков закаливания. Сюда включена работа по выполнению детьми утренней гимнастики.
На одном из уроков здоровья я спрашиваю детей о том, как они понимают, что такое закаливание, нужно ли закалять организм человека, нужно ли это детям. Также спрашиваю ребят том, кто из них закаляет свой организм, каким образом? Занимаются ли закаливанием организма их родители? Существуют ли правила закаливания и знакомы ли они детям?
В ходе беседы подвожу детей к выводу о том, что и закаляться необходимо по определённым правилам, а также, что зарядка способствует тому, чтобы организм рос крепким, сильным, выносливым.
4. Кто правильно питается, здоровым развивается.
Правила здорового образа жизни, воспитания здорового человека – это правильное питание, поэтому я выделяю данную тему в специальный раздел, «Разговор о правильном питании», где дети учатся, почему нужно питаться в определённое время, почему нужно есть мясо, рыбу, творог, избегать различных «перекусов», «сухомяток», в результате чего станет меньше жалоб на боль в желудке, отсюда, хорошее настроение на протяжении всего дня.
Направление работы включает не только вопросы физического, но духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Поэтому следующий пункт…
5. Пусть и сердце и душа будут добрыми.
Работа предполагает воспитание нравственных качеств личности детей, их духовного здоровья. Она проводится по следующим направлениям:
- воспитание добрых отношений внутри класса (создание детского коллектива);
- воспитание доброго, уважительного отношения к членам своей семьи: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям, сёстрам;
- воспитание уважительного отношения к людям, работающим в школе;
- воспитание ответственности за своё поведение, умение анализировать и оценивать свои поступки.
- воспитание любви к своему краю, гордости за его людей;
- воспитание чуткости, отзывчивости.
Формированию, а затем сплочению детского коллектива, развитию добрых, товарищеских отношений среди детей способствуют подготовка к различным конкурсам, праздникам, ролевые игры, в которых дети учатся анализировать и оценивать поступки героев и вместе с тем свои поступки. Большое значение на данном этапе работы играют «откровенные разговоры» , в которых дети рассказывают о себе своим одноклассникам, поначалу это может быть знакомство детей друг с другом, где они расскажут о своей семье, своих увлечениях, интересах. Позже, став взрослее, ребята могут делиться с одноклассниками своими проблемами и получить дружеский совет. Главное для «откровенного разговора» – обстановка доверия, доброжелательное отношения к другим.
С первого дня ребёнка в школе его окружает множество взрослых. Конечно, педагог становится для него самым важным, самым главным человеком, но ведь рядом с детьми много тех людей, которые делают его пребывание в школе комфортным, уютным, безопасным: это и административные работники, работник медицинского кабинета, и школьный библиотекарь, и работники столовой , уборщицы. Сразу необходимо показать детям важность их труда, маленькие школьники должны понять, что без этих людей их жизнь в школе была бы намного труднее, каждого из сотрудников, называя их по имени-отчеству.
Со всеми взрослыми, которых ребята встречают в школе, они здороваются, а, уходя домой, прощаются.
Кроме того, каждый человек должен знать историю того края, где он родился, рос, где живёт. Без знания своих исторических корней нет Человека. Историю нашего края не надо учить, она сама учит, сама воспитывает теми событиями, которые свершились на нашей кузбасской земле, судьбами тех людей, которые эту историю создавали.
Результатом такой работы является, не только воспитание нравственных качеств личности учеников: доброта, отзывчивость, чуткость, сердечность, сочувствие, сопереживание, сострадание, но и умение работать в команде, воспитание чувство ответственности, самостоятельности, умение планировать свою деятельность. Участвуя в праздниках, торжественных мероприятиях, совершая экскурсии, знакомясь с интересными людьми, дети испытывают глубокие эмоциональные переживания, т.о. формируется их духовно-нравственное здоровье.
Работа по каждому разделу предполагается на всем периоде обучения. Процесс познания строится таким образом, что на каждом новом этапе, в каждом следующем классе дети не только узнают новое по каждому разделу, но и возвращаются к уже известному им. Имеющиеся у младших школьников знания по тому или иному разделу позволяют им открыть новые, неизвестные ранее стороны изучаемого объекта. Такое направление работы позволяет не просто дать ученикам определённые знания, сформировать умения в преобразовании, обогащении собственного здоровья, но и способствует более глубокому пониманию их детьми. Многообразие видов и форм деятельности, богатство содержания способствуют развитию интереса у младших школьников,
Получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста. Научить ребенка осознавать эту радость – дело не трудное. Он просто должен овладеть рефлексией (осознанием) эмоций, то есть понять, элементарное. Что чистая кожа рук по ощущению куда приятнее, чем грязные пальцы.
Список использованной литературы:
В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Рад. Шк». \ 1985.-557 с.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
консультация
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, нравственного инициативного и компетентного гражданина России.
Одним из базовых нравственных качеств является чувство долга, ответственности. Оно определяет и другие важные нравственные проявления, такие как настойчивость, сознательность, активность.
Чувство долга, чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации ВОЗ для населения в связи c распространением нового коронавируса (2019-nCoV): мифы и ложные представления | 18.59 КБ |
virus.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, нравственного инициативного и компетентного гражданина России.
Одним из базовых нравственных качеств является чувство долга, ответственности. Оно определяет и другие важные нравственные проявления, такие как настойчивость, сознательность, активность.
Чувство долга, чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи. Люди различны, поэтому различается и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать.
Формирование ответственности – сложный, долгий процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.
Свою задачу как учителя физической культуры вижу в том, чтобы формировать у обучающихся чувство ответственности за свое здоровье.
Что же значит «нести ответственность за свое здоровье»? Ответ на этот вопрос вытекает из основных задач, которые ставлю перед собой как учитель физической культуры :
• сформировать у обучающихся представление :
— о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
— о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
— о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной
— о негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;
• сформировать у обучающихся:
— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
— потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровье необходимо учитывать психологические и психофизические характеристики возраста.
Надо помнить, что в младшем подростковом возрасте примером для подражания для детей становятся уже не взрослые, а их сверстники. Известно, что у подростков принят стиль «Все, как один». Все поступки ребенка в этом возрасте выражают мотивации этого стиля поведения. Если подросток в этом возрасте попадает в компанию курящих, как правило, он будет курить, с пьющими – пить, или употреблять наркотики. Изменить стиль поведения, воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни возможно, только показав наглядный пример другой группы детей. Например, это ребята, активно участвующие не только в жизни класса и школы, но и выступающие на районных, региональных, всероссийских соревнованиях. Большинство из них награждены призовыми кубками, грамотами, дипломами. На протяжении многих лет ребята активно участвуют в соревнованиях между сельскими поселениями и занимают призовые места как личного, так и командного значения. Хорошие результаты обучающиеся показывают в лыжных гонках, волейболе, настольном теннисе, футболе, шахматах.
Поведение ребят 15-17 лет еще определяется микросоциумом (например, друзей), но они уже более самостоятельны в выборе решений. Дети данной возрастной группы четко понимают, что здоровому человеку легче получить более элитное образование и сделать карьеру. Известно, что наиболее престижные фирмы в качестве стандарта успеха в работе или при приеме на работу отдают предпочтение людям, ведущим здоровый образ жизни и обладающим крепким здоровьем.
Большое место в жизни молодых людей отводится взаимоотношениям в системе «ты и я». Чтобы быть любимым, нужно быть здоровым – так можно характеризовать здоровьесберегающее поведение подростков.
Все спортивно-оздоровительные мероприятия и соревнования, а также уроки физической культуры построены на формировании ответственности за свою жизнь и здоровье у подростков, чувства долга и пропаганды здорового образа жизни.
Педагогам и родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы переориентировать ребенка на дружбу с позитивно настроенными детьми, ставить акцент на детей этого же возраста (сверстников) и более старших детей.
Рассмотрим, как связано формирование чувства долга и ответственности за свое здоровье у подростков и занятия физической культурой.
Несомненно, существенная роль в воспитании чувства долга и ответственности принадлежит оценке текущей успеваемости и повседневное отношение учащихся к занятиям. Учащиеся должны признать важность и значимость физической культуры как общеобразовательного предмета
В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Кроме этого, нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией.
Учащиеся должны осознавать тот факт, что здоровье – самая большая ценность . Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде требует от самих детей строгого соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Детский травматизм нередко приводит к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.
При выполнении акробатических упражнений ребенок, не соблюдающий элементарные правила группировки или страховки, может получить боль в области шеи или поясницы . На уроках лыжной подготовки при неправильной постановке стопы обучающийся может получить вывих голенностопного сустава.
В общей структуре детского травматизма травмы, полученные в школе, составляют довольно высокий удельный вес (не менее 15-20%). Анализ их показывает, что в большинстве случаев обучающиеся травмируются в результате:
— нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности;
— на уроках физкультуры;
— вследствие нарушения инструктажа техники безопасности в спортзалах или на спортивных площадках;
— в результате бесконтрольности со стороны учителей, родителей;
— в случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы.
Важно знать и всегда помнить, что у подростков 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому. У ребят вырабатывается характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. Однако уже в этом возрасте подростки порой переоценивают свои возможности. Им кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, все познали. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям. Важно воспитывать у ребят не просто формальное отношение к соблюдению инструктажа техники безопасности, а вдумчивое, осознанное, ответственное отношение к нему как к средству предотвращения травматизма, как к способу сохранить свою жизнь и своё здоровье.
4. Очень важно, как подростки выполняют различные поручения учителя физкультуры: подготовка к уроку спортивного инвентаря, уборка инвентаря после урока, оказание помощи в проведении урока, подготовка спортивного вечера, судейство внутришкольных соревнований и т.д. Ответственное отношение к своим обязанностям позволяет чётко организовать учебный процесс, сделать его безопасным, комфортным для обучающихся.
5. Учащиеся нашей школы принимают активное участие не только в соревнованиях за честь класса, в эстафетах и спортивных играх на уроках физической культуры, но и в спортивных соревнованиях более высокого уровня. Каждый раз ребята оповещаются о результатах, каждый раз подчеркивается вклад в общий успех отличившихся учащихся. Это способствует осознанию школьниками чувства ответственности перед школьным коллективом, перед сверстниками, пробуждает у других учащихся желание отстаивать честь, как своего класса, так и школьного коллектива. Отдельно обсуждаются и негативные явления, имевшие место в соревнованиях (неявка без уважительной причины, опоздание, равнодушие к происходящему), чтобы на этих примерах показать, как безответственность отдельных школьников подводит весь коллектив. Наша школа имеет достаточный опыт работы в области формирования чувства ответственности за свое здоровье и долга у подростков:
● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;
● сотрудничество с заведующей сельской амбулаторией, работа социального педагога с подростками;
● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах.
Какие формы работы целесообразно использовать для формирования мотивации здоровьесбережения, формирования чувства ответственности и долга у этой возрастной группы?
— круглые столы (с приглашением успешных людей в различных областях деятельности);
— диспуты, например, на тему «Как выглядит успешный человек?»;
— классные часы общения «Здоровье – путь к успеху»;
— спортивные праздники (День Здоровья, «Зарница»)
Составляющие ответственности обучающихся за здоровье.
● активного участия в этом процессе самих обучающихся;
● создания здоровьесберегающей среды;
● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
● планомерной работы с родителями;
● тесного взаимодействия с социально-культурной сферой села, города.
В этом наша школа видит приоритетное направление.
Источник