Ответственность – это социальный навык, с которым не рождается ни один человек. Она помогает ребенку заложить фундамент для того, чтобы быть успешным во взрослой жизни.
Чтобы накачать мышцы, нужно долго и упорно тренироваться. С социальными навыками также. Например, вспомните как раз за разом вы объясняли своему малышу в песочнице, что нельзя обижать других детей, брать без разрешения их игрушки. Сначала ваши нравоучения пролетали мимо ушей, потом ребенок прислушивался, но забывал к следующему походу на прогулку правила поведения на детской площадке. Но однажды настал день, когда он сам предложил на обмен свою игрушку и начал спокойно играть с другим малышом. Именно так и происходит с подобными навыками. Долгое и упорное повторение, а также живой пример в лице главных людей в жизни ребенка – его родителей. Ведь чаще всего дети просто копируют наше поведение и реакции в той или иной ситуации.
Со временем менялись представления о детском труде и ответственности, которую родители возлагали на своих детей. Например, раньше было нормой отправить ребенка дошкольного возраста пасти коз на весь день без присмотра взрослых.
В крестьянских семьях детей с ранних лет приучали к ответственности и тяжелому труду. В семь лет мальчики ухаживали за скотиной, умели ездить верхом, помогали в поле, умели мастерить (сплести лапти, корзину), помогали отцам по хозяйству.
Девочки 6 лет умели прясть, помогать на огороде и дома мамам, были ответственны за младших сестер и братьев, а также ухаживали за домашними птицами и скотиной.
Сейчас такое трудно представить, особенно когда многие родители не могут добиться от детей поддержания порядка в своей комнате, самостоятельного выполнения уроков, а прогулки без присмотра родителей начинаются чуть ли не в старшей школе. Всю ответственность за современных детей родители взвалили на себя, но при этом постоянно жалуются, что дети не хотят быть самостоятельными. Но стоит помнить, что воспитание поддерживалось в прошлом телесными наказаниями и строгим отношением к детям. Сейчас такие методы признаны неэффективными и крайне опасными для детской психики.
Как привить ребенку чувство ответственности? Для начала можно определить, что ребенок может делать самостоятельно, без вашей помощи. В первую очередь, перестаньте делать с детьми уроки, а особенно перестаньте делать их за них. Это тема отдельной статьи, но пока вы не перестанете снимать эту обязанность со своего ребенка, вы не сможете пробудить в нем чувство ответственности. С уроками можно только помочь, если ребенок не понял конкретное задание или проверить, как выучено стихотворение.
Также можно доверить ребенку самостоятельно собрать школьный рюкзак, сумку на кружок. Для этого можно составить список или нарисовать рисунок с необходимыми вещами и прикрепить его на видном месте.
Не бойтесь доверять детям домашние дела. Постирать или хотя бы отсортировать белье для стирки (нажать на кнопку включения, а потом выгрузить постиранную одежду и повесить ее на сушку может даже пятилетний ребенок). Чтобы детям было легче поддерживать порядок в своих вещах, заведите для каждого типа игрушек разные контейнеры и наклейте на них соответствующие картинки – куклы, машинки, рисование и другие виды творчества, мягкие игрушки и т.д.
+ Привлечение к домашним делам, которые ребенку по силам. Если всегда делать все за ребенка, он быстро привыкнет к такому подходу и переучить его будет уже трудно. Просите помощи даже у малышей – повесить белье с мамой, вытереть посуду, выгрузить покупки из сумки.
+ Привлекайте ребенка к решению семейных вопросов – выбор летнего отдыха, в какой цвет покрасить стены в его или даже вашей комнате, на какие дополнительные занятия пойти, чтобы это помогло подготовиться к выбранной профессии. Часто взрослые, мнения которых в детстве не спрашивали родители, сталкиваясь с каким-то вопросом, не могут сделать выбор и паникуют.
+ Если ребенку действительно трудно – помогите ему. Например, первая работа на каникулах. Попробуйте найти сферу, в которой может проявить себя человек без опыта. Поищите вместе вакансии, сходите на первое собеседование, к которому также можно помочь подготовиться. Такую же стратегию можно проявить при выборе будущей профессии. Не давите на ребенка своими нереализованными мечтами, а помогите ему сделать выбор там, где у него проявляются способности.
+ Не делайте за ребенка то, что он уже сам может сделать. Двухлетний малыш уже может сам сложить свои игрушки в большой мешок, трехлетний – рассортировать по маркированным контейнерам, школьник может выполнить домашнее задание, вскипятить электрический чайник и разогреть готовый обед, десятилетний ребенок может без вашей помощи сходить в ближайший магазин за хлебом и принести сдачу, помыть посуду и сварить макароны на ужин.
+ Иногда ставьте его в ситуацию, когда он не сможет избежать ответственности. Например, вы задерживаетесь с работы и нужно покормить кота, иначе он останется голодным и недовольным!
+ Рассказать, что ответственность – прерогатива взрослых людей. Но чем больше у них ответственности, тем больше у них становится прав – самостоятельные прогулки, личный телефон, выбор одежды в магазине и т.д.
Иногда родители слишком усердствуют в своем стремлении привить ребенку ответственность. Не стоит насильно заставлять делать те вещи, которые доставляют ребенку дискомфорт. Если ему не нравится выносить мусор или вытирать пыль, попробуйте вместе с ним найти такое дело по дому, которое придется по душе – регулярно поливать цветы, кормить кота, выгуливать собаку и т.д.
Чувство ответственности навязать трудно. Поэтому нужно понимать, что вы можете заставить ребенка поддерживать чистоту и порядок дома, но делать это он будет не по своему желанию, а из страха перед вами. Настойчивое принуждение ребенка может плохо сказаться на формировании его характера. Чувство ответственности взращивается изнутри, а подпитывается на тех ценностях, которые ребенок увидел дома на примере своих близких.
Ответ на это очень простой, но для родителей с гиперопекой покажется очень трудным.
+ Прекратите брать на себя ответственность за дела вашего ребенка.
+ Позвольте ему столкнуться с результатами его безответственного поведения.
Например, если ребенок привык не делать уроки до вашего прихода с работы. Скажите ему, что теперь он сам ответственен за выполнение домашних заданий. И действительно больше не вмешивайтесь в это. Первые несколько раз задание может быть не выполнено, стихотворение не выучено, в дневнике может появиться двойка. А может и не одна. Вместо того, чтобы возобновить помощь с уроками, расскажите, какие перспективы ждут ребенка, который не будет выполнять свои домашние задания. Уроки будут копиться, как снежный ком, двойки перетекут в плохую оценку за четверть, а может и год. Перспектива в будущем поступить в вуз или колледж, получить профессию будет стремиться к нулю.
Воспитание ответственности приходит через самостоятельность. У нас есть курс, который помогает ребятам раскрыть свои способности, проявить себя ответственными и самостоятельными личностями. Это курс соревновательной робототехники LEGO EV3 Team Polycent. Попасть на этот курс можно после того, как ребята получили базовые знания на предыдущих курсам LEGO EV3 в нашем или другом образовательном центре, а, возможно, самостоятельно в домашних условиях со своим собственным роботом EV3. Решение о готовности ученика посещать курс принимает преподаватель на основе собеседования.
Спортивная группа по робототехнике предназначена для увлеченных и опытных робототехников, которые готовы соревноваться знаниями и умениями со сверстниками из России. Ребята учатся принимать ответственность за модели роботов, которых они конструируют и программируют самостоятельно.
Результатом обучения являются выступления ребят на различных районных, городских и Всероссийских соревнованиях (Робофест, WRO, КРОК, Кубок МФТИ и т.д.). Наши ребята регулярно участвуют в них и занимают призовые места.
Примечание: Чтобы научить ребенка работь с ПК, развить логику, запишите его на компьютерные курсы для детей в нашем центре. Преподаем основы Arduino для начинающих. Это среда разработки, с помощью которой можно создавать уникальные гаджеты.
Источник
На протяжении многих лет смысл слова «ответственность» существенно изменился. Для того чтобы увидеть проявления чувства ответственности в широком смысле, достаточно пойти прогуляться по улицам, получить ин-формацию из интернета или с телеэкрана телевизора.
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание чувства ответственности | 19.76 КБ |
Воспитание чувства ответственности у ребёнка.
На протяжении многих лет смысл слова «ответственность» существенно изменился. Для того чтобы увидеть проявления чувства ответственности в широком смысле, достаточно пойти прогуляться по улицам, получить ин-формацию из интернета или с телеэкрана телевизора.
Несколько лет назад был принят Закон Краснодарского края № 1539-КЗ от 21 июля 2008года « О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Спустя год после принятия этого важного, на мой взгляд, документа меня попросили выступить перед аудиторией : «Какие мы должны предпринять шаги, чтобы сократить разрыв между нашими целями и положением дел на данный момент? С чего начать?»
«…Необходимо быть ответственным, прежде всего родителям за своих детей, приучать своих детей нести ответственность за свои слова и поступки…»
С чего начать воспитание ответственности? Во многих семьях полагают, что решение проблемы – установить постоянные обязанности для детей. Но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.
Таким образом, чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома и вне семьи. Мы должны помочь ему понять ценность человеческой жизни и необходимость заботиться о других. Ребёнок не будет в будущем проявлять заботу о людях, если он сам в детстве не испытал её.
Очень важно, чтобы он ощущал себя нужным человеком, равноценным со всеми остальными членами семьи, имеющим право голоса, активно участвующим в кругу своей семьи.
Проблема ответственности детей за своё поведение поднимает, в свою очередь, такой вопрос: существует ли какой-нибудь определённый тип поведения с детьми, который помог бы пробуждению у них чувства ответственности?
Формирование личности, умеющей отвечать за свои поступки, выражается не в том, долго ли ребёнок убирает в комнате, складывает ли свои вещи и т.д., а в том, приучен ли он заботиться о себе и о других людях. Поначалу ребёнок будет допускать ошибки: пролил на пол, вовремя не убрал, потратил свои сбережения на ерунду и т.п. Ведь неудачи – неотъемлемая часть детства, заложенная в самой природе взросления.
Ответственность рождается не в условиях злобного подчинения, а тогда, когда ребёнок чувствует, что его любят, уважают, что он нужен окружающим его людям. Требования к ребёнку должны быть соизмеримы. Если мы будем требовать от детей больше того, что они могут, они сделают вывод – взрослые сильнее. Если мы будем занижать наши требования, то лишим детей возможности почувствовать, что они могут тоже внести свой вклад в общее дело. Лучший способ установить равновесие на семейном совете.
А вот такие утверждения только вредят:
Отрицание. «На самом деле ты не хотел так сказать, ведь ты любишь свою сестричку».
Непризнание. «Разве ты такой? Да нет, это просто в тебе зверь какой-то сидит?»
Подавление. «Скажешь ещё раз так…, смотри, накажу! Хорошие мальчики и девочки так не говорят».
Приукрашивание. «Разве ты и вправду ненавидишь сестру? Наверное, она просто тебе надоела. Нужно уметь сдерживать свои чувства, эмоции».
Взрослые забывают, что чувства, эмоции, как поток реки, нельзя остановить. Их нужно принять, отнестись с уважением и направить в другое русло.
Верный шаг – заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют. Задача взрослых – прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.
Взрослые должны руководствоваться следующим: «Я хочу понять своего ребёнка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить своё понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение».
Нельзя делать ребёнку такие замечания, которые вызывают у него ненависть, агрессию, досаду. Напротив, лучше вот такие утверждения: «У тебя был трудный день», «Тебе нелегко пришлось», «Видимо, ты с кем-то поссорился».
Лишь завоевав доверие ребёнка, можно подготовить почву для перемен в характере ребёнка.
Прислушиваться к ребёнку. Если родителей не интересуют мысли, чувства детей, дети будут испытывать разочарование, досаду: «Меня не любят», «Я глупый». Иная позиция взрослых пробуждает в ребёнке чувство уверенности в себе. Следовательно, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.
Не дать созреть «гроздьям гнева». Взрослые должны сознательно исключить такие выражения и замечания, которые вызывают у ребёнка чувство неприятия, ненависти.
Оскорбления. «Ты – позор для своей школы и семьи».
Ругательства. «Хлюпик, дурак, идиот».
Угрозы. «Пока не будешь хорошо себя вести, не подходи и не проси купить тебе…».
Обвинения. «Ты первый всегда начинаешь ссориться».
Демонстрация власти. «Лучше помолчи и послушай, что старшие скажут».
Просим «без личностей». Взрослые, выражая свои чувства и мысли, должны щадить личность ребёнка, его достоинства, воздерживаться от язвительных замечаний. В таком случае, в душе ребёнка начинают складываться другие основы поведения. Атмосфера искреннего сочувствия сближает ребёнка и взрослого. Ребёнок замечает искренность, внимание, тактичность и подражает взрослым. Не сразу, постепенно усилия родителей будут
вознаграждены. Они добьются пробуждения чувства ответственности у ребёнка, которое крепнет на основе жизненного опыта самого ребёнка и становится важной чертой его характера.
Чувство ответственности не является врождённым, его нельзя приобрести автоматически. Это многолетняя ежедневная практика.
С самого раннего возраста можно воспитывать чувство ответственности у ребёнка, предоставив ему право голоса, а в делах право выбора. Когда малышу исполняется шесть или семь лет, он уже достаточно вырос, может высказать своё мнение, осознаёт необходимость сотрудничества. Многие дети жалуются: «Мои родители ведут себя так, как будто я всё ещё маленький». Взрослые должны понять, что дети растут, с каждым годом у них расширяются умения и навыки, которые позволяют им выполнять более сложную работу. «Откуда вы знаете, что я этого не могу, если вы не даёте мне попробовать?» — вопрос звучит справедливо. Ощущение , что ребёнок внёс реальный вклад в общее дело, гораздо важнее, чем те погрешности, которые , естественно будут.
Обучаясь в школе, дети с самого первого года обучения должны усвоить, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит на них. «Ты сам отвечаешь за выполнение домашних заданий. Они также важны для тебя, как для нас – наша работа». Главное значение домашних заданий – они дают ребёнку опыт самостоятельной работы. Естественно задания должны соответствовать способностям ребёнка, чтобы он смог заниматься сам или с минимальной помощью.
Итак, наша цель – дать ребёнку понять, что он как личность должен обособиться от своих родителей, осознаёт свою индивидуальность, сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи.
Если мы хотим, чтобы наши дети были ответственными гражданами , мы должны проявлять с ними неподдельную заботу о близких людях, поощрять их участие в общественной жизни, помогать им осознавать, что их усилия, старания для достижения благородной цели, тоже что-то значат. Ведь отчаяние и отсутствие надежды заставляют человека вести себя безответственно и беспечно.
Источник