Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
статья на тему
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки. Они слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки. Они слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Эмоции — это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Нельзя произвольно, по заказу вызвать то или иное чувство. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через деятельность, в которой они и проявляются, и формируются.
Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения.
В формировании эмоционального благополучия воспитателем должны предусматриваться такие педагогические цели, как:
На первом этапе — адаптации ребенка к ДОУ .
· установление эмоционального контакта с ребенком; влечение его в происходящие вокруг события;
· создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
· создание эмоционально- теплой атмосферы в группе, формировать у детей положительное отношение, принятие ситуации пребывания в группе ДОУ.
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:
· создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
· вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах.
· развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
· формировать у ребенка позитивный образ своего «я»;
· закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослыми;
· учить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие,
· развивать у детей умения и навыки выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояния;
· содействовать оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям.
Кроме того к проводимым в группе занятиям необходимо ставить «эмоционально — окрашенные» задачи. Это очень важный аспект: пока задача эмоционального развития ребенка не будет выделена и осознана самим педагогом, она не будет полноценно реализоваться в групповом пространстве детского сада.
Организация работы воспитателя
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды , но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).
Эмоционально — развивающая среда включает в себя следующие компоненты
Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми . Значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие. Вторым , основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы это наличие специально-организованных зон, среди которых: «Уголок уединения», «Уголок настроения» и т. д. При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее. Третьим компонентом является стабильность окружающей среды , способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки. Четвертая , заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды- это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.
Работа выстроена мною так, что каждый из компонентов эмоционально-развивающей среды освещается с помощью целого ряда мероприятий.
В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.
Приведем несколько игр , способствующих оптимизации эмоционально-чувственной сферы ребенка:
1. Игры с детьми на накопление эмоций. Цель данной игры — создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.
2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель : вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.
3. Игры на преодоление негативных эмоций. Цель : снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.
4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель : снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.
5. Игры на развитие эмпатии у детей. Цель : развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.
Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. Это условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками.
Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы) [2] .
Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий ( водные закаливающие процедуры ), психотренингов, релаксационных пауз , снимающих напряжение и стресс. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.
В нашем ДОУ, коррекция недостатков эмоциональной сферы рассматривается в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Мы занимаемся вопросами оптимизации эмоционального развития в условиях дошкольного учреждения. Целью нашей работы является актуализация педагогических средств, обеспечивающих эмоциональное развитие дошкольника.
Так, при обустройстве воспитателем эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются и следующие обстоятельства: цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки — в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка — не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.
Для обогащения арсенала педагогов средствами, обеспечивающими эмоциональное развитие дошкольника созданы картотеки игр и упражнений на каждый возрастной период. Разрабатываются текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».
Как начинающий специалист, планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. Общаясь с детьми, я организую контакт с ними «на уровне глаз». Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными. Своим примером я показываю детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживаю и поощряю положительные поступки детей. Также организую различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности. При этом главное — не поучать , а постоянно и естественно приучать детей к правильным поступкам и действиям.
Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого — воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка. Основная задача воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003
Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000 (http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02d.shtml)
Основные педагогические условия эмоционального развития детей. Материалы сайта ( http://www.superinf.ru/ )
Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Н.В. Нищева – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
По материалам Зубковой Л.Н., Харитоновой Н.А. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей. // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова
Источник
Эмоциональный компонент отношения педагога в профессиональной деятельности, как фактор успешного саморазвития
Евгения Ермакова
Эмоциональный компонент отношения педагога в профессиональной деятельности, как фактор успешного саморазвития
(опыт использования невербального компактного диагностического приема, «Цветового теста отношений» А. М. Эткинда (ЦТО).
«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь»
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательной организации и знать свой предмет. На современном уровне требований общества для педагогической деятельности необходимо качественно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. А это невозможно без постоянной работы над собой, самосовершенствования и выработки профессионально значимых качеств.
Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив — все это образует исходную базу развития педагога-профессионала. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству (Клименко Л. Н.)
И здесь на помощь учителю приходит психолог, организующий взаимодействие и психологическую поддержку всех участников образовательного процесса, в том числе и педагогов. Именно психолог может содействовать поддержанию психологического благополучия педагогов, помочь в самораскрытии, в определении сильных и слабых сторон, скорректировать поведение. Весь этот спектр задач сводится к одному из важных направлений в деятельности психолога-психологическому сопровождению педагогического коллектива образовательной организации.
Сегодня психологическое сопровождение-это целая система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий для перехода от позиции «я не могу», к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями». Позиция –это отношение к чему либо. Личность, как таковая, выражает себя в отношении к объектам среды, людям и самому себе. Само отношение это активная, сознательная, интегральная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.
Данные понятия нашли отражение в концепции В. Н. Мясищева.
По мнению автора структура отношения включает в себя эмоциональную, оценочную (когнитивную) и поведенческую стороны.
Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.
Познавательный компонент способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию) объектов среды, людей и самого себя.
Поведенческий компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым для нее объектов среды, людей и самому себе.
Виды отношений, прежде всего, разделяются на положительные и отрицательные как с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок.
Автор считает, что первоначальным «пусковым» механизмом в развитии отношения служит аффективный компонент, как дающий материал для последующего осознания действительности и выстраивания поведения побуждающего к деятельности или бездействию. В связи с этим, актуальным становится поиск форм и методов изучения эмоциональной составляющей отношений в рамках психологического сопровождения педагогов. Вашему вниманию мы хотим предложить наш первый опыт использования невербального компактного диагностического приема, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека- это «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда (ЦТО). Чаще всего данную методику используют в работе с детьми, однако возможности ее применения гораздо шире.
Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим — и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности.
В основе ЦТО лежит набор цветов из теста М. Люшера. Этот набор достаточно компактный, и удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый, два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый).
Данную методику мы применили в работе с педагогическим коллективом с целью выявления психолого-педагогических условий, стимулирующих самореализацию и саморазвитие педагогов.
В диагностическом исследовании приняли участие 30 педагогов одной из образовательной организации города Новокузнецка. Процедура тестирования была достаточно проста и заключалась в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из СЛОВ-СТИМУЛОВ (ПОНЯТИЙ) подходящие цвета.
На слайде представлен набор из 15 слов-стимулов, которые мы посчитали наиболее показательными для достижения поставленной цели (инструкция к методике позволяет это делать самостоятельно).Сюда вошли понятия, изначально несущие в себе негативную (обида, конфликт, позитивную (мечта, победа (успех) и нейтральную (общение, настроение) смысловую направленность. Также, вошли стимульные понятия, относящиеся к исследуемой теме, и связанные с отношением в профессиональной деятельности (урок, ученик, школа, оценка, профессия, коллега, руководитель, самореализация, труд)
Интерпретация полученных результатов обычно проводится на основе качественного анализа цветоассоциативных ответов. Диагностически значимым является анализ ранга цвета и ранга стимульных понятий, а также анализа различных пересечений цветовых ассоциаций (в которых разные слова-стимулы соотносятся с одним и тем же цветом).
Т. о. определённое эмоциональное отношение к цвету (от самого приятного до самого неприятного) отражается и на эмоциональном отношении к исследуемым понятиям, ассоциируемых с этим цветом.
В интерпретации используются параметры валентности и нормативности, как показатели эмоционального принятия либо отвержения стимула, отношение к которому исследуется.
При этом валентность измеряет позицию ассоциируемого цвета в индивидуальной цветовой ранжировке, данной конкретным испытуемым; нормативность же оценивает соответствие позиции данного цвета ранжировке, условно рассматриваемой как «нормальная» (Красный (3, Желтый (4, Зеленый(2, Фиолетовый (5, Синий (1, Коричневый (6, Серый (0, Черный (7).
Важное диагностическое значение имеют случаи рассогласования между валентностью и нормативностью конкретной ассоциации. Это указывает на амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к данному понятию.
Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, симпатии в отношении педагога к тому или иному понятию, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемые понятия ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значимым является не только ранг цвета, с которым ассоциируется какое-либо слово, но и сам этот цвет.
Результаты нашего исследования показали, что, основываясь на мнении большинства испытуемых, с некоторыми понятиями можно достоверно связать определенный цвет.
Так, красный цвет- – школа, оценка, успех;
желтый- настроение, мечта;
зеленый — профессия, урок, общение.
Фиолетовый — труд, самореализация
Черный — обида, конфликт.
Бимодальными (зеленый +фиолетовый) оказались- ученик, коллега и руководитель.
На основании анализа данных методики «ЦТО» было выявлено, что такие понятия как самореализация, общение, коллеги, профессия-учитель, урок у большинства исследуемых педагогов находятся в зоне положительного эмоционального восприятия, туда входят также, изначально имеющие позитивную смысловую направленность понятия «мечта» и «успех».
Обращает на себя внимание, что такие негативные понятия как обида, конфликт находятся в зоне несформированного отношения или неосознаваемого отвержения у подавляющего большинства педагогов. (Это может говорить о неумении конструктивно конфликтовать, подавлении отрицательных эмоций).
Примечательно, что в зоне осознанного эмоционального отвержения у 8 педагогов находится понятие оценка, у 6 человек понятие успех, 4 респондентов негативно относятся к таким словам – стимулам как школа, профессия-учитель, труд. (Это может говорить о наличии признаков профессионального выгорания)
Исходя из выше сказанного, можно сделать предположение, что в целом для данного коллектива педагогов характерна позиция «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями». Наглядно прослеживается связь таких категорий как самореализация, успех, коллега, профессия с позитивно – эмоционально принимаемой направленностью. При этом обращает на себя внимание и тот факт что некоторая часть педагогов в процессе собственной профессиональной деятельности находится в позиции эмоционального отвержения как осознанного так и неосознанного.
Таким образом, выявление эмоционального компонента отношения педагога к различным сторонам своей профессиональной деятельности дает большой пласт для понимания вектора простраивания работы, направленной на стимулирование самореализации и саморазвития педагогов.
Для достижения этой цели использование такой проективной методики как «ЦТО» может оказаться эффективным и информативным средством диагностики. Малый объем временных затрат на проведение методики, и интерпретации полученных результатов, могут открывать в дальнейшем широкие возможности для применения этого метода при решении задач экспресс-диагностики, в том числе в условиях массового мониторинга с целью изучения эмоционального отношения к той или иной проблеме.
«Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов» Задачу заведующего и старшего воспитателя дошкольного учреждения состоит в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных.
Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога» «Публичные выступления – инструмент профессиональной деятельности педагога» Подготовил: старший воспитатель Миронова О. В. Цель консультации:.
Краткая информация о профессиональной деятельности педагога по эстрадному вокалу В 1994 году, после окончания педагогического училища №1 им. М. А. Горького, я поступила на работу в общеобразовательную школу №14 в качестве.
Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до В условиях модернизации отечественной системы образования, когда дошкольное образование законодательно закреплено в качестве уровня общего.
Применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Применение информационно – коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. С каждым годом современные.
Проектный метод — фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ Проектный метод – фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ. Вашему вниманию предлагается опыт работы по использованию.
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.
Воспитатель ДОУ как субъект профессиональной деятельности Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее.
Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.
Эссе «Творчество как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога» ЭССЕ на тему: «Творчество, как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога» Зачем педагогу творчество? Вопрос весьма.
Источник