Развитие коллективизма у дошкольников посредством трудовой деятельности.
ЕЛЕНА ЗАМОЖНЯЯ
Развитие коллективизма у дошкольников посредством трудовой деятельности.
Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребенка. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие в минуты огорчения.А для этого каждому ребенку нужно самому быть отзывчивым: помогать товарищам при затруднениях, уметь проявлять сочувствие огорченному, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей, школьной, а затем взрослой жизни. Но они не придут ребенку сами собой. Их надо воспитывать.
Мы педагоги хотим, чтобы наши воспитанники росли добрыми и справедливыми, умели дружно играть, заниматься различными видами совместной деятельности.
К сожалению, в детском коллективе — в группе детского сада, во дворе, в семье — нередко возникают напряженные ситуации, на первый взгляд кажущиеся нам, взрослым мелочами,не требующими внимания: пусть дети сами разберутся.
Умение детей в коллективе самостоятельно найти правильную форму поведения, соответствующую нормам культурных, доброжелательных взаимоотношений, является безусловным показателем их воспитанности. Но такой результат не приходит сам собой; далеко не все дети способны в критические моменты проявлять сочувствие к сверстнику, желание помочь, уступить, отказавшись от своих намерений, особенно если они увлечены собственными занятиями. Не каждый ребенок владеет умениями трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда.
Руководя коллективным трудом детей,воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности.В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения.
Поэтому, считаю проблему формирования детского коллектива актуальной, одной из важнейших и значимых задач для обучения и воспитания старших дошкольников.
Невнимание взрослого к этой стороне взаимоотношений детей способствует формированию негативного стиля поведения — безразличия к «страдающему» ровеснику, эгоистических проявлений и, как последствие, отсутствие чувства коллективизма. Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, согласовывать свои желания с желаниями других детей. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждать товарищей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, используют в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.
Дошкольнику трудно самому вникнуть во внутренний мир сверстника, понять причины его отрицательного эмоционального состояния. А. В. Запорожец подчеркивал, что нередко дети поступают вразрез с существующими правилами морали не потом, что они их не знают, а потому что у них оказываются недостаточно сформированными такие гуманные чувства и отношения, как сочувствие, сопереживание, сострадание, отзывчивость. А ведь они необходимы ребенку при вступлении в любой коллектив, чтобы занять в нем благополучное положение.
Вашему вниманию представляю игры на развитие и осознание дошкольниками чувства коллективизма.
Цель: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.
Игровые правила: рассказать можно только о том, что есть в здании, на участке детского сада.
Игровые действия: отгадывание. зарисовки по сюжетам рассказов, рисунок — отгадка.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все,что они видели в детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.
Игрок рассказывает о любой комнате, не называя ее, а дети по описанию ее отгадывают. Отгадавший рассказывает про другую комнату.
Цель: закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание помогать друг другу.
Игровые правила: обирать предметы в команде по сигналу.
Игровые действия: соревнование — кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.
Ход игры: на столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат школьные принадлежности. По сигналу дети начинают собирать в портфель школьные принадлежности. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно все собрала в портфель. В игре закрепляется название и назначение всех предметов.
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к сверстнику.
Игровые правила: говорить по очереди ребенку комплимент.
Игровые действия: дети сидят на стульчиках полукругом, а в центре сидит ребенок. Дети по очереди говорят комплименты полными предложениями. Потом участник меняется.
Цель: уточнять и расширять знания детей о видах спорта; зимних и летних; воспитывать желание заниматься физкультурой. Формировать навыки коллективной игры: умение договариваться, радоваться успехам товарищей.
Игровые правила: поиск предметов и картинок с изображением разных видов спорта начинать только по сигналу водящего.
Игровые действия: поиск предметов и картинок по сигналу.
Ход игры: воспитатель беседует коротко с детьми о видах спорта, уточняет понятие «зимний» и «летний» виды спорта.
— Мы сейчас разделимся на две команды, выберем считалкой командиров.
На столах лежат картинки с изображением летнего и зимнего видов спорта. Дети делятся на команды «зима» и «лето» так, чтобы играющих было поровну.
— у нас в группе лежат разные предметы, которые используются в спорте, и картинки о спорте. Ваша задача — найти их и положить на свой стол. Если вы вместе, дружно возьметесь за дело, у вас все получится.
В конце игры дети проверяют правильность отбора предметов. У кого больше предметов и картинок, тот и победитель.
Усложнение игры возможно за счет сокращения времени для поиска.
Цель: учить понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном подборе слов, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Игровые правила: предложение закончит тот, на кого укажет стрелка.
Игровые действия: вращение стрелки.
Ход игры: воспитатель вспоминает с детьми пословицы о дружбе,а теперь предлагает закончить предложения о дружбе в группе детского сада: » Мы — дружная. «, » Вместе нам. «, » Без дружбы. «. отвечает тот, на кого укажет стрелка.
Воспитатель заранее должен подготовить ряд предложений. В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.
Цель: формировать навыки коллективной игры: умение договариваться, распределять роли, радоваться успехам товарищей.
Закрепить знания детей о профессии — артист.
Игровые правила: договориться детям между собой о взятой на себя роли, помочь товарищу подготовить костюм и атрибуты для выступления.
Игровые действия: выступления ребенка по замыслу.
Ход игры: воспитатель вместе с детьми, которые не участвуют в концерте,помогает создать условия для его подготовки: сделать маски, микрофоны, костюмы; распределить роли, выбрать ведущего концерта, костюмера и т. д. по окончании «концерта» поблагодарить всех детей, обратить внимание на то, что они действовали дружно. По желанию детей, в следующий раз пригласить на «концерт» малышей.
Игра в жизни ребенка АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребёнка. Малыши быстро растут,.
Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.
Источник
Воспитание у дошкольников чувства коллективизма
Бабаева Наталия Владимировна .
Воспитание у дошкольников чувства коллективизма
Воспитание у дошкольников чувства коллективизма
Современная педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности. В коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение общих целей. Здесь ярче раскрываются и успешнее развиваются индивидуальные способности, интересы; взаимное влияние разных индивидуальностей обогащает всех членов коллектива. Только в коллективе человек чувствует себя по-настоящему свободным и нужным, окруженным заботой, вниманием; это укрепляет в нем веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства. Коллектив — условие формирования общественной направленности личности.
Теплоту во взаимоотношения вносит традиция празднования в детском саду дней рождения детей.
Воспитатель использует любую возможность повседневной жизни, бытовой деятельности для упражнения детей в проявлении уважения и внимания друг к другу. Во время умывания и одевания на прогулку требование быстроты мотивируется тем, что нельзя задерживать других детей; во время одевания и раздевания воспитатель приучает детей обращаться к своим товарищам за помощью и охотно оказывать ее.
Взаимоотношения детей 5—6 лет становятся значительно сложнее. Педагог добивается большей самостоятельности детей в организации совместной деятельности, формирует у них организаторские способности, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива.Достижению этой цели способствует учебная деятельность детей на занятиях: они приучаются спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, т. е. ке делать за него то, что он должен и может сделать сам; отвечая на занятиях, ребенок должен думать о том, чтобы всем его было видно и слышно. Привлекая детей к анализу и оценке работ товарищей, воспитатель учит их быть взыскательными и. объективными.
Педагог использует различные жизненные ситуации для воспитанияу детей активного проявления доброжелательного отношения к сверстникам: помочь, утешить плачущего, порадоваться обновке товарища, приветливо; здороваться и т. д. В некоторых случаях дети старшей и особенно подготовительной к школе группы привлекаются к обсуждению отрицательных поступков сверстников.
Воспитаниюу детей нежного и заботливого отношения к малышам способствуют систематически выполняемые поручения: убрать участок младшей группы, построить горку из снега, сделать игрушки, помочь во время одевания на прогулку и т. п. Дети старшего возраста с удовольствием выполняют роль гостеприимных хозяев, принимая у„ себя в группе. и на участке малышей, показывая им кукольный театр, организуя веселые игры с их участием.
Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения («Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.). Стихи и песни о детском саде, о дружных ребятах, некоторые картины («Новенькая», «Вот так покатался!» и др.) также способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы.
В связи с чтением произведений и рассматриванием картин, основной идеей которых является товарищество, дружба, возникает благоприятная возможность для бесед с» детьми на этические темы.
Основанием для таких бесед могут служить и поступки детей данной группы.
Яркие впечатления детства связаны с праздничными утренниками в детском саду, с вечерами веселых развлечений. Детей сплачивает нетерпеливое ожидание праздников, совместная подготовка к ним.
Праздники в детском саду Используются и для воспитания у детей общительности, гостеприимства. Активное участие работников детского сада в проведении праздников доставляет детям большую радость и создает у них ощущение того, что детский сад — это единая, дружная семья взрослых и детей.
Доброжелательные товарищеские отношения между детьми перерастают в дружеские отношения, которые носят более интимный, избирательный характер, охватывают более ограниченный круг детей— 2—4 человека.
Иногда поводом для сближения детей являются внешние об-стоятельства (живут в одном доме, сидят за одним столом и т. п.).Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам.
Воспитатель, замечая появление ростков дружбы, поддерживает ее, если влияние этой дружбы на детей благотворно. Подружившихся детей можно назначить вместе дежурить, ставить их в пару на прогулке, посадить за один стол. Иногда друзья ведут себя недружелюбно по отношению к другим детям; педагог реагирует на это и соответственно воздействует на друзей.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективные отношения выражены тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Эта идея ведет свое начало с древнейших времен (Квинтилиана) и не утратила своего значения до наших дней.
Развитие личности и коллектива – взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников» Велика наша Родина, необъятны ее просторы! А начинается она для каждого из нас с родного края. Мы живем в маленьком, но очень уютном.
Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.
Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.
Патриотическое воспитание дошкольников 9 мая — Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник — день.
Патриотическое воспитание дошкольников. .
Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.
Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.
Источник