Воспитание у учащихся чувств патриотизма

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание учащихся начальной школы»
статья

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

Скачать:

Вложение Размер
obobshchenie_opytom_patrioticheskoe_vospitanie.docx 124.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с.Смородинка

Перелюбского муниципального района

Обобщение опыта по теме:

учащихся начальной школы»

Учитель начальных классов

Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. Только развитый и сплочённый коллектив может оказать значительное воспитывающее воздействие на детей. Только в творческой деятельности ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.

Актуальность проблемы патриотического воспитания

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» — гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления и 2012 год объявлен годом истории, данная проблема становится особенно актуальной.

Мой многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как воспитание человека – патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :

1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

4.Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.

6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;

7. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

В современном понимании патриотизм — это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Содержание понятия патриотизма включает в себя:

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом.

Привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, знакомятся с памятным и местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей. Ведь они — один из главных «винтиков» в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем у учителя. Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились.

Или возьмём учебник по окружающему миру «Мир вокруг нас», автор Плешаков А. А.Изучая тему «Полезные ископаемые» мы гордимся, что наша страна, село богаты полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В учебнике для 2 – го класса мы изучаем темы «Достопримечательности города Москвы и Санкт — Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства. Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём теперь учебник по литературному чтению, авторы Климанова, Горецкий. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек.

Возьмем рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» (урок внеклассного чтения). Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал.

Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.

Для работы с детьми в школе использую различные формы работы :

  • классные часы;
  • деловые игры;
  • встречи с ветеранами войны и труда;
  • беседы, диспуты, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • соревнования;
  • экскурсии, походы;
  • трудовые дела;
  • сочинения и диспуты
  • уроки мужества, гражданственности.

Дети ежегодно принимают участие в выставках рисунков и поделок:

День Победы (макеты, рисунки); День защитника Отечества;

Работа в классе по патриотическому воспитанию ведётся по направлениям:

• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии в Музей боевой славы, в Парк Победы. После таких экскурсий дети не остаются равнодушными. Десятки вопросов – самых неожиданных и разнообразных, рождаются в умах и душах детей.

• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций, пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традиции

В преддверии 75- летия Победы дети готовились к конкурсу чтецов, учили стихи на тему « По дорогам войны», делали открытки и рисунки на военную тему, проведена беседа « Это надо не мёртвым, это надо живым…» Были проведены тематические классные часы. Класс принимает участие в митингах, посвященных Дню Победы. Учащиеся возлагают к подножию памятника цветы.

В преддверии празднования Защитника Отечества ребята класса собрали информацию о своих родственниках: братьев, отцов, дедов. Каждый рассказал о прохождении их службы.

В рамках празднования Дня космонавтики прошли единый классный час «Звёздный поход»

• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Источник

ТЕМА: « Воспитание патриотического сознания школьников»
статья (9 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
patriotichekskoe.docx 32.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Воспитание патриотического сознаниия школьников »

  1. Цели, задачи проекта
  2. Принципы патриотического воспитания
  3. Условия реолизации проекта.
  4. Содержание проекта.
  5. Ожидаемые результаты.
  6. Заключение.
  7. Литературы.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Проводя анкеты – опросники среди наших одноклассников, можем с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны. Поэтому в нашей школе патриотическое воспитание учащихся — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Цель патриотического воспитания :

— осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в в практической деятельности;

-воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий , процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности к выполнению конституционного долга;

— активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.

-чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

-заботу об интересах Родины;

-осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

-проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

-гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего и других народов, к их обычаям и традициям;

-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины;

-гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Важнейшей составной частью патриотического воспитания является и формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения следует помнить, что, то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического и в нвшей школе – лежит, прежде всего, воспитание чувства, а источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за свою Мать, близких, семью, за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей, за совместный успех и достижения других членов коллектива класса, школы, города, республики, страны.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Основные направления патриотического воспитания в нашей школе

— Изучение традиций семьи и разных народов ;

— Встречи с ветеранами войн;

— Изучение родного края и волонтёрская работа;

— Сбор материала для школьного музея.

Условия реализации проекта

1 Всегда организуем праздники, посвящённые памятным датам с активным участием детей в них.

2 Проводим линейки,посвящённые Дню Победы

3 Проводим интегрированные занятия с использованием компьютерных технологий

4 Ежегодно проводим праздники, посвящённые Дню Победы

5 В ходе декады патриотической работы и вахты Памяти

6 Наводим порядок и чистоту

7 Убираем территориии памятников и мемориалов

8 Возлогаем цветы

9 Ежегодно организуем поездки на мемориал Памяти павшим в боях за Родину

10 Возлагаем цветы

11 Ежегодно накануне 9 Мая вместе с учащимися старших классов поздравляем ветеранов и участников трудового фронта ВОВ.

А также оказаем помощь нуждающимся ветеранам на дому.

12 Ветеран ВОВ Никалай Антонович Яблонцев — наш гость на праздничном мероприятии, посвящённом Дню Победы

Ребята очень любят такие встречи, они задают много вопросов и с интересом слушают рассказы ветерана о ВОВ. Фото на память.

13 Мы часто совершаем поездки , по местам боевой славы в Майкопском районе. В посёлке Каменомостском наши дети принимали участие в совместном мероприятии с ребятами –волонтёрами патриотических движений местных школ. Посещаем часто краеведческий музей.

14 Посетили памятное место «Рубежное», где было остановлено наступление фашистских войск на Кавказе в посёлке Гузерипль, Майкопского района

15 Побывали на месте гибели казаков в 1920 г. у окраины станицы Даховской.

16 На разных внеклассных мероприятиях дети знакомятся с патриотическими датами истории, подвигами молодых защитников Родины. Недавно отметили День Героев России.

17 В школе проводятся творческие конкурсы сочинений, рисунков, поделок, сочинений, посвящённым определённым памятным датам истории школы, республики и страны.

18 Школьный библиотекарь Пилипенко Л.Н. совместно с педагогами проводит комплекс мероприятий: тематические беседы, библиотечные часы и презентации.

О событиях ВОВ: «Курская битва», «Под Сталинградом», « Хлеб наш насущный» (о блокаде в Ленинграда)

19 Дети знакомятся с событиями Российской военной истории : «Бородинская битва» в год Бородино.

День Героя Отечества; «Георгиевская лента», «Слава богатырская», презентация : «Художники о войне»

20 Наши дети очень любят спортвные соревнования ко дню Защитника Отечества , Дни здоровья и разные встречи, посвящённые памяти известных в России и республике спортсменов,в/служащих и работников правоохранительных органов.

21 Дети изучают государственную символику, информация о которой внесена в содержание контрольных работ по разговорной речи.

22 Разработана и изучается символика школы. Проведены классные часы — «История нашей школы», торжественная линейка с выносом знамени и исполнением гимна , посвящённые юбилею школы.

23 Большую роль в формитовании коллективизма и гражданского долга играет школьное самоуправление.

24 Мы поддерживаем связь с родителями по изучению детьми семейных традиций и усилению воспитательного воздействия семьи на формирование патриотических чувств.

Проблемы патриотического воспитания, пути и способы повышения его качества

1.Недостаточное знание детьми истории и культуры своей страны и малой Родины.

2.Проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» ,насаждением культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации и искажённым формированием у детей стереотипов

3.Недостаточная работа школьного самоуправления в области формирования гражданского долга, патриотизма и национального единства;

4.Слабо развита система игровых занятий и ролевых игр по изучению народных традиций;

5.Мало проводится в школе мероприятий с участием родителей и детей (Напр:Мама, папа, я – спортивная семья)

Пути и способы повышения качества патриотического воспитания

1). Изучать историиюи культуру Отечества, родного края,республики и формировать на этой основе у учащихся чувство патриотизма;

2) .Разнообразными формами и методами приобщать школьников к патриотическому наследию России, знакомить с подвигами героев-сверстников;

3).Продумывать разные виды работы с детьми на нейтрализацию межнациональных проявлений и навязываемых нам с запада стереотипов чуждой нам культуры;

4). Обеспечивать совместно с родителями повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки школьников;

5). Формировать у детей здоровый образ жизни, приобщать их к культурному наследию России;

6). Приобщать детей к труду, воспитывать в них желание совершать добрые поступки для коллектива или для тех, кто в них нуждается.

7).Формировать чёткую гражданскую позицию и самостоятельность посредством участия детей в работе школьного самоуправления;

6). Привлекать учащихся групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие,снижать совершение ими нарушений внутришкольного порядка

8). Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании школьников.

• повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою

• повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего

гражданского и патриотического долга;

• умение и желание сочетать общественные и личные интересы;

• повышение реального вклада подрастающего поколения в дело

процветания родного края и Отечества.

Мы считаем, что сегодня жизненно важно возрождать в Российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке гражданские, активные и социально значимые качества.

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
  4. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.

Источник

Читайте также:  Как появляется чувство ревности
Оцените статью