Воспитание у детей чувства товарищества, доброты и отзывчивости
статья (подготовительная группа) по теме
Воспитание у детей чувства товарищества, доброты и отзывчивости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_svety_2_-_kopiya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей
доброты и отзывчивости
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др.), имеющей моральную ценную значимость.
Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости, в способности к самоконтролю, в ответственности за свои поступки.
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В период старшего дошкольного возраста у детей формируется ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, т.е. те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Большое значение имеет воспитание у детей трудолюбия, аккуратности, умение замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе.
В настоящее время сопряжено не только с трудностями политической и экономической жизни, но и с трудностями в воспитание наших детей. Часто, если не в большинстве случаев, родители, по причине своей занятости, перекладывают непосредственную заботу о своем ребенке на учителей и воспитателей, общаясь со своим ребенком только вечером и в выходные дни Поскольку ребенок проводит большую часть времени в детском саду – мы воспитатели, должны сохранить то, что заложено природой в каждом ребенке – доброту. На основании мы стараемся привить детям положительные качества, формировать чувство ответственности за свое поведение, доброжелательность, общительность, чуткость и вежливость, Вежливость – она украшает человека и должна основываться на искренности, уважении к окружающим. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он знает «красивые» слова, но важно, чтобы при этом и чувства ребенка были также «красивыми».
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности. Воспитание чувство связано с развитием у детей положительного (эмоционального) отношения к окружающему – это основа доброжелательности, чуткости.
Сочувствовать – значит понимать чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, более активно проявляет свои интересы, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе, не оставаться равнодушным к чему-либо.
Рождения сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов: «Тебе больно?», «Почему ты такой грустный?» Благородные, хотя и незначительные поступки детей необходимо оценивать, и только положительно. Одобрение взрослого помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторить их. У ребенка появляется стремление быть добрым, внимательным, заботливым, и стать еще лучше, и поэтому, добрые, ласковые интонации в речи взрослого вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение. Сердитый голос, сердитое лицо – настораживают, вызывают беспокойство. Поэтому и нам, взрослым, необходимо работать над собой.
Учить детей сочувствовать следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только сравнении хорошего, доброго с плохим, злым у ребенка формируются нравственные чувства. Чтобы воспитать у детей доброту, заботливость, желание совершить положительный поступок, вызвать стыд, раскаяние, когда он поступил плохо, важно найти такие формы и приемы, которые как бы ставили ребенка на место другого (пострадавшего), заставили бы его переживать то, что переживает другой.
Работа началась с создания особого психологического климата, т. е. создание в группе спокойной, доброжелательной, тихой обстановки. Мы персонал группы, следим за своей речью, эмоциями, голосом. Голос стараемся не повышать, а пользуемся его интонацией, а также выразительностью речи. С первых дней дети нашей группы приучаются к порядку, ответственности, спокойному разговору, уважительному отношению к взрослым.
Также мы используем все свои возможности, чтобы создать в нашей группе красоту, уют, доступность игр, комфортность. В группе есть разнообразные игровые зоны для мальчиков, и для девочек, и для совместных игр и занятий. Оформлен уголок добрых дел. Книжный уголок дополнен литературой по данной теме. Подобран игровой и иллюстративный материал.
Большое внимание уделяется культуре поведения детей, их внешнему виду, аккуратности, подтянутости. Прививается детям умение увидеть неполадки во внешнем виде у себя и у другого ребенка и тактично помочь ему.
Культура общения детей между собой и взрослыми предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребенка необходимо учить замечать состояние других людей, своих сверстников. Руководствоваться чувством уважения к окружающим. В связи с этим оформлен уголок настроения. С помощью его можно определять эмоциональное состояние ребенка, которому необходима эмоциональная поддержка, выделять причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в ДОУ. Для объединения детей, имеющих разные навыки в определенной деятельности по интересам используется «Доска желаний».
Работу по «Воспитанию у детей чувства товарищества, доброты и отзывчивости» проводится по трем основным направлениям:
А.Отношения детей друг с другом в группе или с сверстниками вне детского сада,
Б. Отношения детей с взрослыми: в детском саду с персоналом, вне детского сада-с родителями и посторонними взрослыми людьми,
В. Отношения детей к окружающей природе, животному миру.
Для осуществления поставленной цели и задач, разработано перспективное планирование на год.
В начале работы, провела с детьми обследование сформированности нравственного начала у детей старшего возраста. Каторое показало следующее: 9 из 13 детей могли назвать только два вежливых слова « здравствуйте», « до свидания»; четыре ребенка не назвали ни одного.
Эмоциональное состояние людей по картинкам, детям было очень сложно определить. 5 из 13 детей затруднились ответить совсем, восемь детей давали односложные ответы «хороший» или «плохой».
Умение объяснить смысл предложенной пословицы, не смог ни один ребенок. В совместных играх дети вели себя не собранно, часто нарушая правила игр. В общении с взрослыми дети не использовали вежливых слов.
Это еще раз показало, что работа с детьми по данной теме очень важна и не обходима.
В своей работе использую фронтальный, индивидуальный и подгрупповой методы общения с детьми, а также следующие формы :
На протяжении всего занятия делается акцент на нравственной стороне вопроса или темы, слежу за ответами детей и их правильной реакцией на ответы других детей, чтобы избежать иронии и усмешек по отношению друг к другу.
2. ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ.
Этические беседы основываются на чтении литературных произведений или стихов, с последующим их обсуждения (см. прилож.)
Положительные персонажи и герои сказок вызывают у детей симпатии, желание подражать им. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются и лишаются того, к чему стремились. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло, и к чему может привести зависть.
3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД.
Любая коллективная работа, коллективный труд обязывает ребенка к повышенной ответственности за свой участок работы, стимулирует к большому вниманию по отношению к соседу, помощи товарищу: при регулярном наведении порядка в группе ребенок выполняет не только порученную ему работу, но и помогает своему товарищу, проявляя при этом максимум усердия и старания.
4. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН И ИЛЛЮСТРАЦИЙ.
Рассматривание иллюстративного и наглядного материала вызывает у детей эмоциональное переживание: они по внешнему виду учатся определять внутреннее состояние человека, чтобы в дальнейшем быть тактичным и корректным в общении. При рассматривании одинаковых по форме, виду, но противоположных по нравственному содержанию дети на наглядном примере могут сделать правильный вывод – «Что такое хорошо и что такое — плохо».
Настольно — печатные игры. Это – игры, развивающие словарный запас детей: игры по карточкам — «Когда мы так говорим?», «Как еще можно сказать?», «Составь предложение» Используем ребусы, кроссворды, игру «Хорошо — плохо»
Подвижные игры: «Вежливые прятки», «Вежливые жмурки».
Игры с мячом: «Назови ласково», «Чем я помогу маме» и т. д.
Речевые игры (см. картотеку)
Сюжетно — ролевые: «Парикмахерская», «Семья», «Дочки — матери».
По пятницам мы проводим с детьми итоги по нашим «Добрым делам». Подсчитываем количество фишек собранных в коробочки за «добрые дела и хорошие поступки» каждого ребенка и объявляем победителя недели. Победитель получает приз! Также провожу мини — беседы и этюды, на которых привожу примеры различных неожиданных и порой затруднительных для детей ситуаций, и внушаю , что нужно быть собранным, смелым, чтобы уметь оказать посильную помощь словом или действием, чтобы не оказаться безразличным и равнодушным в не обычной ситуации.
7. РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ.
Через режимные моменты детей можно приучить к культуре поведения, вежливости, заботе друг о друге и о взрослых.
После тихого часа перед полдником у нас есть «минутка внимания» себе и своему товарищу. Дети тщательно приводят в порядок свой внешний вид и помогают это сделать и товарищу. Перед едой ребята напоминают друг другу в стихах, как нужно сидеть за столом и желают друг другу приятного аппетита.
При сборе на прогулку дети проявляют заботу и уважение к труду логопеда и к своим товарищам, которые в данный момент находятся на занятии – дети в раздевалке одеваются очень тихо и помогают друг другу.
В своей работе использую следующие методы:
Метод контроля — в течении всего дня следим за поведением наших детей, за их работой, играми, требуем четкой реакции на замечание, рекомендации.
Метод подсказки – в трудной ситуации подсказываем детям, как правильно поступить, или не заметно подводим ребенка к самостоятельному правильному выводу.
Метод сравнения – только при сравнении положительного и отрицательного, хорошего и плохого в любой ситуации, можно правильно воспитывать чувства ребенка.
Метод убеждения – этот метод используется в тех случаях, когда у ребенка уже сформировалось правильное представление, или тогда, когда ребенок сомневается в правильности своего мнения.
Косвенный метод – это создание благоприятных условий в группе, доброжелательного отношения персонала, работа над культурой поведения, общения, над словарным запасом детей и их речью, и эмоциональным состоянием.
Оценка – это оценка поступка ребенка, оценка результатов его деятельности, работы, внимания к окружающим.
Обязательное условие в работе с детьми – это всегда положительная превосходящая оценка со стороны взрослого. Это является не только условием, но и средством, побуждающим их к реальным проявлениям доброты. При этом, такая оценка сопутствует появлению у ребенка чувства гордости за приписываемое ему взрослым часто еще не сформированное качество (доброжелательность), что во многом определяет успешное усвоение этической информации и формирование опыта реальных проявлений доброжелательности, приобретающих положительную эмоциональную окраску. Положительная, превосходящая оценка взрослым ребенка, проявляющего негативное отношение к сверстнику, не вызывает у него чувство протеста и желание уличить взрослого во лжи, а способствует преодолению внутреннего конфликта и в результате этого — появлению чувства собственного достоинства. Подсказанный ребенку конкретный способ проявления доброжелательности принимается им легко и добровольно. Учитываются индивидуальные, эмоциональные качества ребенка – чтобы не обидеть его, не унизить, не поставить его в неловкое положение на виду у всех. Для воспитателей – работа над собой, над своими эмоциями, голосом, речью. Умение быстро и правильно оценить конкретную ситуацию.
Большую помощь в работе оказывают родители. От них мы узнаем индивидуальные особенности ребенка. Узнаем о его поведении вне детского сада. Со своей стороны – мы информируем родителей о своих наблюдениях за детьми в группе, т.к. ребенок ведет себя по-разному в разной обстановке: родители его знают дома одним, а в группе ребенок может проявлять качества характера, неизвестные его близким.
С родителями было проведено тестирование, индивидуальные беседы, сделана папка — передвижка.
В результате проведения этой работы в нашей группе сложилась очень спокойная доброжелательная обстановка, которая проявляется в отношениях персонала группы между собой, в отношениях взрослых с детьми, в отношениях детей между собой. Дети стали более спокойными, более внимательными друг к другу, взрослым. Словарный запас детей «богатился: такими словами и фразами как «Разрешите, пожалуйста», «Вы не могли бы мне помочь?», «Всего доброго», и т.д.
У детей появилась потребность быть аккуратными, внимательными друг к другу и проявлять эти качества не только на словах, но и на деле в детском саду, дома, на прогулке, в гостях.
Работа по данной теме является не только очень нужной, но и очень интересной, и требует от взрослого человека большого терпения, потому, что воспитывая детей, человек воспитывает и себя самого.
В дальнейшем продолжать эту работу буду с большим интересом, буду собирать и накапливать материал, различную информацию, изучать современные формы и методы работы в этом направлении и использовать их в дальнейшей своей работе.
Источник
Классный час по нравственному воспитанию «Доброта, взаимопомощь»
Елена Чиж
Классный час по нравственному воспитанию «Доброта, взаимопомощь»
Задачи: 1. Раскрыть значение доброты и отзывчивости в жизни людей.
2. Воспитывать доброту, чувство товарищества, взаимопомощи.
3. Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: текст «Сказка о принце» Оскара Уайльда.
Словарная работа: артель.
Ход занятия:
1. Введение в тему. Раскрытие понятий «доброта», «взаимопомощь».
Воспитатель:
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о доброте и взаимопомощи. Слово добро вы отлично знаете и сами часто произносите «добрый день», «доброе утро», «добрый человек». Что же означает это слово?
(Воспитанники объясняют, как они понимают это слово.
— Доброта — это когда человек делает хорошие, добрые дела.
— Доброта – это когда люди помогают друг другу.
— Доброта – это когда люди улыбаются и любят друг друга.
— Доброта – это когда люди помогают родителям, пожилым людям, малышам.
— У доброго человека много друзей.
— Доброта – это когда люди говорят друг другу хорошие слова.
Воспитатель: — Добрыми могут быть чувства: любовь, сочувствие, милосердие, сострадание, благодарность, симпатия. Добрыми могут быть дела.
— А какие вы знаете добрые слова? (ответы детей).
Воспитатель: — Да, добрые слова – это цветы человеческой души.
Добрые слова, чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
— А как бы вы объяснили, что такое взаимопомощь? (ответы детей).Вопросы: — Вы идете с одноклассницей из школы, у нее порвалась школьная сумка. Ваши действия? – Первоклассник в школьной раздевалке не может найти свою одежду. Ваши действия? – Одноклассник не может решить задачу. Звонит вам. Ваши действия? – Пожилая женщина не может перейти через дорогу. Ваши действия? — Знакомый просит вас помочь ему угнать стоящий около дома велосипед. Ваши действия?Делаем вывод: Проявляйте сочувствие и внимание к людям, делайте добрые дела, выручайте в трудную минуту, будьте отзывчивыми, милосердными. Но помогать нужно разумно, чтобы не навредить другим.
2. Чтение «Сказка о принце» Оскара Уайльда (см. приложение №1).
Вопросы детям: — Почему принц плакал, ведь его называли счастливым? — Почему принц не видел скорби и нищеты своей столицы? — Почему принц решил помогать людям? — Почему ласточка не смогла отказать принцу?
— Чем рисковала ласточка, согласившись помочь людям?
— Отчего ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
3. Упражнение «Наши добрые дела».
— А вы когда-нибудь делали добрые дела? Какие? — Оказывали ли вы кому – нибудь помощь в трудную минуту? Какую?
— Какие добрые дела совершали ваши друзья, родные, знакомые?
(ответы детей). – Кого из наших общих знакомых вы назвали бы добрым? Почему? – Считаете ли вы себя добрым человеком? Почему?— Каких людей больше на свете: добрых или злых? Обоснуйте свое мнение. – Как вы считаете, в чем польза добрых дел?
4. Прослушивание песни «Дорогою добра» (см. приложение № 3).
Вопросы: — О чем поется в песне? – К чему призывает автор песни? – Что вы почувствовали, слушая песню? – Какие песни о добре вам знакомы?
5. Литературная страничка. Проверка домашнего задания.
— Доброта и взаимопомощь – это самые ценные качества русского народа. Сколько пословиц, поговорок, добрых слов есть у русского народа. На прошлом занятии вам было дано задание подготовить пословицы и поговорки о доброте, взаимопомощи.
— Доброе слово и кошке приятно.
— Доброе братство сильнее богатства.
— Не хвались серебром, а хвались добром.
— Кто добро творит, того бог благодарит.
– Одной рукой узла не завяжешь.
— С миру по нитке – голому рубаха.
– Согласного стада и волк не берет.
— Артелью хорошо и недруга бить.
Воспитатель предлагает выбрать любую пословицу или поговорку из предложенных (см. приложение № 2) и объяснить смысл.
6. Игра – тренинг «Волшебный цветок добра».
(релаксация, музыка «Мечты у моря», или любая другая, имеющаяся в наличии).
— Ребята, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.
Представьте себе, что на ладонях у вас лежит цветок добра,он согревает вас своим теплом: ваши руки, ваше тело. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно переместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, у вас доброе, хорошее настроение.
7. Актуализация знаний.
— Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте что – нибудь хорошее (дети выполняют).
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой теплые чувства и хорошее настроение, они всегда будут с вами…
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда. Рвануться на выручку нужно, В любую минуту, всегда. И если когда – то кому – то, Поможет твоя доброта, Ты счастлив, что день, Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!
Давайте поговорим о доброте… http://lilitochka.0pk.ru/viewtopic.php?id=1248&p=8ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ. 17 февраля — День спонтанного проявления доброты «Милосердие».
Дидактическая игра «Праздники» Цель: Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие добра, человечности, единении.
Источник