Воспитание у детей чувства гражданственности

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы патриотического воспитания, воспитания духовности.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_nachal_patriotizma_i_chuvstva_grazhdanstvennosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 24.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…»

Самая большая опасность, подстерегающая наше сегодняшнее общество – не кризис экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.

Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Решение проблемы воспитания патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, является трудной задачей, это связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Сегодня растёт новое поколение, которое, в отличие от взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понимание патриотизма, и понятия о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию.

Патриотизм – это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа. Это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Гражданско-патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает следующие задачи по патриотическому воспитанию дошкольников:

формирование нравственно-духовных особенностей личности;

формирование чувства гордости за свою нацию;

формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Работа с дошкольниками нашего детского сада по формированию начал патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста организуется в соответствии с нормативными документами:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из основных принципов является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации (подчёркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».)

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» (ставит перед обществом цель: «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию»).

Задача наших педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Организация всей нашей работы по воспитанию и формированию патриотизма и чувства гражданственности у ребенка-дошкольника строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой – создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

С целью воспитания чувства патриотизма педагоги используют следующие формы и методы работы с дошкольниками:

1. Обустройство патриотических уголков в детском саду и группах (Познавательная зона: глобус, физическая карта России, политическая карта России, флаг и герб России, герб и флаг Чувашии, герб и флаг города Новочебоксарска, гимн России, портрет президента и главы Чувашской Республики);

2. Организация экскурсий по достопримечательностям родного города, посещение музеев, выставок;

3. Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы) «Парад Победы», «Зарничка», «Акатуй», «День Флага», «Чувашия Любимая», «Фестиваль народов России», и др.;

4. Проведение тематических занятий (НОД) – рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

5. Детские проекты «Герб моей семьи», «Дерево нашей группы», «Традиции моей семьи»;

6. Выставки детских работ;

7. Театрализованные представления;

8. Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах;

9. Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура, музыка).

10. Обогащение и стимулирование детского творчества;

11. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;

12. Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от педагогов дошкольной организации и родителей. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, к малой Родине, к своему Отечеству.

С целью формирование у детей представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа ежегодно в нашем детском саду проходят мероприятия, посвященные Дню Победы.

Проводится работа, в ходе которой изучаются художественная литература, периодические издания и пособия; выявляются знания в данной области, которыми обладают наши воспитанники. Проходят экскурсии к памятникам.

Важно подвести детей к пониманию, что русский народ победили в Великой Отечественной войне потому, что любит свою Родину. Отчизна чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье других людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В детском саду организуются выставки рисунков и поделок на военные темы: «С чего начинается Родина», «Мирное небо», «Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям». В творчестве детей отражаются все знания, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

Оформляются стенды о Великой Отечественной войне, в которых собраны фотографии бабушек и дедушек наших воспитанников, исторические фотографии, связанные с военными годами. Проводятся познавательные беседы: «О Великой Отечественной войне», «День Победы», «Женщины и дети на войне», «Сталинградская блокада», рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Могила Неизвестного солдата», создаются презентации на тему «Великая Отечественная Война».

Незабываемо и ярко проходит сам Парад в честь Дня Победы. Чеканя шаг по площади детского сада проходят юные воспитанники в форме пограничников, моряков, разведчиков, пехотинцев. Парадным строем идут юные представители военно-воздушных войск: летчики и десантники. В торжественном параде принимает участие и бессмертный полк: воспитанники детского сада маршируют с портретами своих прадедов и прабабушек. В небо запускаются красные воздушные шары в память обо всех погибших.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В учебно-методическом материале представлена система работы по формированию чувства толлерантности у детей дошкольного возраста. Материал адресован музыкальным руководителям и воспитателям.

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста.

Презентация опыта работы.

Данная статья направлена на усиление внимания педагогов к выбору народной игрушки при взаимодействии с детьми дошкольного возраста. Народная игрушка лучше всего поможет ребенку ощутить причасность к к.

Источник

Воспитание чувства гражданственности у дошкольников
консультация на тему

. Помочь ребенку стать настоящим гражданином и патриотом Родины – долг родителей и педагогов. Результат работы будет лучше и эффективнее, если есть преемственность семьи и детского сада и воспитание личным примером взрослых.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_chuvstva_grazhdanstvennosti_u_doshkolnikov.docx 12.6 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чувства гражданственности у дошкольников

Жизнь, не освященная чувством долга,

не имела бы, в сущности, никакой цены.

Детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие сегодня дети в отличие от нас, взрослых, воспринимают окружающий мир, действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятия о Родине, патриотизме, о чувстве гражданства, что каждый человек является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше закладывается с детства.

Гражданин – это сплав знания, ума и совести. Утрата хотя бы одного из этих слагаемых делает гражданский образ мыслей и поступков, в сущности, не возможным. Детям необходимо овладевать правом, заявлять свою позицию, свой взгляд уже с дошкольного возраста. Научиться этому может лишь тот, в ком воспитанно чувство самоуважения, кто высоко ценит собственное достоинство и чтит его в другом человеке.

Усвоение нравственных ценностей — очень важный момент в воспитании ребят. Помочь ребенку стать настоящим гражданином и патриотом Родины – долг родителей и педагогов. Результат работы будет лучше и эффективнее, если есть преемственность семьи и детского сада и воспитание личным примером взрослых. Один из важных факторов, формирующих мировоззрение, сознание детей, определяющих ее жизненную позицию история нашей Отчизны. Воспитательный эффект несут факты истории, активно влияют не только на ум, но и на чувства детей и это помогает детям проникнуться ответственностью за свой выбор. Призыв дня быть гражданином содержит в себе не только призыв к социальной активности, но включает неукоснительное требование быть на уровне задач, стоящие перед гражданином своей страны, быть политически грамотным человеком. Активно участвовать в жизни коллектива, иметь активную жизненную позицию с дошкольного возраста поможет в будущем быть политически грамотным.

До гражданского самосознания, определяющую всю его жизнь Конституция России гарантирует людям всю полноту социально — политических и личных прав и свобод, но вместе с тем она требует от них строгого соблюдения своих обязанностей. В работе используем программу «Растим юного гражданина» составители И.И.Гончарова, А.В. Крайсветняя, О.Н.Шадрина. И стараемся донести до сознания детей, учитывая их возрастные особенности, что гражданские обязанности — это единство мысли, слова и дела, это сплав уважения к прошлому и долга по отношению к настоящему и будущему, это «благородное чувство личной ответственности за все происходящее и будущее на нашей земле». Это приводит к положительному результату — повышению интереса подрастающего поколения к основам правовой и избирательной культуре.

Штундер Марина Петровна воспитатель

МДОУ — детский сад №27 «Сказка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста.

Работа с родителями и детьми о воспитании детей, привитии им вежливости и доброжелательности.

Работа с родителями и детьми в воспитании детей в детском саду.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно .

Ритмическое чувство, или, как его называют «ритмический слух», является важнейшей составной частью музыкальной одарённости, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, воспроизведен.

Предполагается, что процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:доминантой его содержания является нравственный компонент;оно строится с у.

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, родной улице, Родине.

Источник

Читайте также:  Дух душа разум душа чувства
Оцените статью