Воспитание у детей чувств доброты

Воспитание чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста

Елена Мамедова
Воспитание чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гейгер Н. А., воспитатель

Султанова Е. В., воспитатель

МБДОУ детский сад №94 г. Иркутска

«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе — от солнца, а все лучшее в жизни – от человека»

Воспитание доброты у дошкольников является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Добра начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Что такое доброта и милосердие?

В первую очередь это, конечно, нравственные ценности, которыми должны обладать все люди, а обучать этому нужно с самого раннего детства.

В доброте и милосердии проявляется вся гармония чувств, поступков, мыслей; ведется активная борьба со злом и со всем дурным; помощь кому-либо из-за сострадания и т. д. Ведь маленькие дети, как губки, впитывают все хорошее и стремятся подражать взрослым. Особое внимание, конечно, нужно обратить на воспитание доброты и милосердия. Дети от природы добры, но если о них не заботиться, не воспитывать их, то зерно доброты не прорастет в них. Главная обязанность родителей и детского сада – это научить детей правильно мыслить и чувствовать, а также действовать по главным законам доброты в человеческих отношениях. Доброта – понятие емкое и разностороннее. Это – отзывчивость, чуткость, доброжелательность и главное человечность, по отношению к людям. Умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы», «обязан». Способность разделять невзгоды и радости других людей, не завидовать успехам и не быть злыми.

Не стоит забывать, что маленькие дети еще непосредственно воспринимают окружающий мир, у них отсутствуют нравственные критерии, они еще не умеют оценивать собственные поступки с точки зрения этики. И очень важно, чтобы в этот период жизни ребенок получал только положительный опыт доброты. Если ребенок видит жестокость, грубость, то он усваивает эти нормы поведения как правильные и в дальнейшем, это наносит очень сильный отпечаток на становление его как личности. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей.

Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.

Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь,основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость.

Воспитание доброты — одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие воспитания доброты.

Поэтому в своей работе с детьми мы поставили перед собой задачи:

сформировать у детей представление о доброте;

создать мотив быть добрым;

воспитывать положительное отношение к доброте;

формировать навыки и привычки быть добрым;

формировать поступки и поведение быть добрым;

Для формирования представлений о доброте мы проводим игры, читаем художественную литературу (стихи, сказки, организуем просмотр мультфильмов на дисках, разбираем жизненные ситуации.На данном этапе мы используем различные методы:

Игра: «В поисках добрых слов» (детям нужно вставить доброе слово, завершить рассказ).

1) Оля рисовала подарок маме. Брат побежал, рисунок упал на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…

2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось маленьким. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу сказала. Внучка была рада. Она…

3) Ваня строил гараж для машины.Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга?

Чтение и беседа по сказке: «Лиса и журавль».

«Как аукнется, так и откликнется», — такова идея этой сказки. Мы предлагали детям изменить конец сказки, исправить положение. Подумать и решить, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?Задавали вопросы детям: Как вы думаете, почему журавль не смог съесть кашу у лисы? Почему лиса не смогла съесть окрошку у журавля? Как бы вы поступили на месте этих героев? Предлагали обыграть сказку, изменить её конец.

Читайте также:  Как не накапливать стресс

Результатом нашей работы стало понимание ребенком значения слов «добрый», «доброта».

Далее мы старались сформировать у детей мотив «быть добрым».

Мы замечали каждое доброе дело, сделанное ребенком, отмечали его на панно «Наши добрые поступки».

Использовали творческие задания из серии «Науки доброты». Так детям предлагали принять участие в оказании помощи птицам зимой. Предварительно показывали, что птицам зимой нечего кушать, они голодают. Дети откликались и охотно участвовали в изготовлении кормушек для птиц.

В результате этого старались вызвать у детей положительное отношение к проявлению доброты. Подводили детей к мысли, что проявлять доброту может каждый человек. Беседовали о людях разных профессий, как человек в этой профессии проявляет доброту.

Так же рассматривали с детьми изображения Белоснежки, Серого волка, Красной Шапочки, Золушки, Карабаса-Барабаса и предлагали назвать только добрых сказочных персонажей, рассказать, почему они так решили.

Проводили работу в уголке природы, где дети ухаживали за растениями. Дети самостоятельно определяли объекты природы, за которыми надо ухаживать. Такое задание способствовало формированию не только доброго, но и бережного отношения к природе. Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Необходимо постоянно стимулировать желание ребенка быть добрым.

В группе было открыто «Бюро добрых дел», оформили стенд с фотографиями самых добрых детей. Каждый ребенок стремился, чтобы его фотография тоже была на этом стенде.Предложили детям выполнить рисунок на тему: «Я добрый». Организовали конкурс рисунков на тему «Добрые дела». В результате проделанной работы дети относятся терпимее, добрее друг к другу и к близким людям, стали понимать, что когда делаешь добро другим, оно всегда к тебе возвращается.

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача взрослых.

Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей 5-6 лет, предназначен для развития.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Владимова Елена Станиславовна Опыт работы на тему : «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» «Любовь к родному краю,.

Педагогический проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью:.

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе.

Консультация «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Следует отметить, что современное общество предъявляет к своим гражданам высокие требования. В настоящее время ему требуется человек с активной.

Развитие барического чувства тяжести в процессе предметно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста При знакомстве ребенка с предметами окружающего мира имеет очень большое значение наличие у него представлений о массе предметов. В дошкольном.

Сообщение из опыта работы «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд: титульный лист. Муниципальное.

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста План самообразования воспитателя Бушуевой Екатерины Евгеньевны на 2017-2018 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо относиться.

Источник

Консультация «Воспитание доброты у дошкольников»

Светлана Яхненко
Консультация «Воспитание доброты у дошкольников»

Воспитатель Яхненко Светлана Петровна

Тема самообразования : «Воспитание доброты у дошкольников»

Старшая группа №8

Сроки реализации 01.09.2019 – 31.05.2020 г

Цель: воспитание доброжелательных взаимоотношений, развитие творческих способностей.

-Воспитание гуманных чувств детей;

— формирование представлений о честности, справедливости, доброте,

-формирование у детей умения правильно оценивать поступки, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

-развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

— Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

-закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

— развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

— поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Актуальность:. В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития доброжелательного взаимоотношения на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания. Традиционно в качестве содержания работы по воспитанию доброжелательных взаимоотношений между детьми рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовнонравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю воспитание доброжелательного взаимоотношения детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение. Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Читайте также:  Как можно избавиться от всех чувств навсегда

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств). Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

«Мир не без добрых людей»

(цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). Чтение и обсуждение сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Доброта важнее всего»

(цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) ООД с фрагментами

сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»

«Волшебство добрых слов»

(цель: формировать культуру поведения,нравственные качества: отзывчивость, доброжелатель-ность; тренироваться

в умении дарить окружающим доброту слова и дела). Беседа, инсценировка

формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). ООД с участием сказочного персонажа

«Добрые поступки»,

«Желание помочь другим», «Азбука доброты». Папки-передвижки

«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?»

«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»). ООД с участием сказочного персонажа

«Добрый гном»

(цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок). Выставка детских рисунков

«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). Чтение и обсуждение сказки.

2 блок — работа с родителями

«Как воспитывать ребенка добрым Консультация

«Воспитывать доброту!

(цель: показать родителям

необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому). Выступление на родительском собрании

«Роль книги в нравственном воспитании детей» Консультация

«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»

Поговорим о нравственности Групповое родительское собрание.

Утренник, посвящённый мамам

Анкетирование для родителей

1. «Рисуем настроение»

Цель: Формировать у детей умение осознавать свои чувства, эмоциональное состояние. Побуждать проявлять положительные эмоции по отношению к другим детям.

2. «Украсим группу, детский сад красивыми цветами»

Цель: Воспитывать желание создавать радость для окружающих.

3. «Где живёт моя семья»

Цель: закрепить знания домашнего адреса. Формировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств.

4.Дидактическая игра: «Комплимент»

Цель: Способствовать формированию у детей положительного эмоционального опыта. Развивать умение замечать положительные качества других людей. Развивать речь.

1. Обсуждение и проигрывание ситуации «Старенькая бабушка»Цель: Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Побуждать к проявлению сочувствия, заботливого отношения к ним.

2. С/р игра «Наш дом-планета Земля»Цель: способствовать формированию разумного поведения и бережного отношения к природе.

3. Упражнение – дискуссия «Почему грустит котенок?»

Цель: Продолжать учить различат эмоциональные переживания на примере животных, развивать потребность в проявлении доброты, чуткости.

4. Игра малой подвижности «Хвастунишки»Цель: Формировать у детей с помощью игры моральные представления. Учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики.

1. Заучивание стихотворения О. Дриз «Добрые слова»

Цель: Формировать у детей представления о нормах поведения. Побуждать детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать любовь к окружающим людям.

2. Чтение В. Бианки «Мышонок Пик»

Цель: Вызвать интерес к произведению, достоверно отражающему специфику природных явлений. Формировать умение быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему живому.

3. Хороводная игра «Калинка»Цель: Развивать творческое воображение. Довести до понимания, что человек является частью природы и зависит от неё. Прививать любовь

к русскому фольклору.

4. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Моя мама устала»Цель: Развивать способности к эмоциональному сопереживанию, воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.

Читайте также:  Человек с эмоцией удивления

1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Снежная королева»Цель: Побуждать детей высказывать своё мнение о характере героев. На примере персонажей произведения, формировать представление о настоящей дружбе.

2. Беседа «Шаловливые игры»Цель: Побуждать детей находить выход из конфликтных ситуаций. Формировать понятие о моральных представлениях

3. Чтение С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель: Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние других людей.

4. Введение сказочного персонажа.Цель: Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

1.Решение ситуации: «Сладкая проблема»Цель: Побуждать находить позитивные решения проблемы, используя конструктивный метод взаимодействия.

2.Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на остров»Цель: Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе. Воспитывать заботливое отношение к другим людям.

3. Викторина «Этикет»Цель: формировать умение называть вежливые слова и отвечать в каких случаях они произносятся, правильно анализировать правильно чужие поступки, воспитывать чувство товарищества, взаимной поддержки.

4. Разучивание стихотворения А. Барто «Рукавички я забыла»Цель: Учить анализировать поступки, формировать правильную модель поведения

1. «Зачем нужен друг»— пословицы и поговорки о дружбе.Цель: Воспитывать и развивать взаимно доброжелательные отношения с ровесниками. Формировать понятие о дружбе, друзьях.

2. Чтение А. Барто «Вовка добрая душа»Цель: Учить детей анализировать поступки и делать выводы. Побуждать детей помогать другим людям.

3. Заучивание стихотворения «Мой папа»Цель: Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям.

4.Хороводная игра: «В хороводе были мы»Цель: Развивать умение выражать свои чувства, переживания жестом, движением. Развивать коммуникативные навыки.

1. Изготовление подарков для мам и бабушек.Цель: Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.

2. Заучивание стихотворения «Подснежники» Т.Белозеров Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, навыки разумного поведения в ней. Развивать речь.

3. Рассматривание картинки «Спор»Цель: Учить различать хорошие и плохие поступки друзей. Побуждать анализировать поведение. Упражнять в составлении рассказа по картинке.

4. Подвижная игра «Занавес»Цель: Побуждать задумывать сказочный образ. Использовать для передачи образа мимику, пластику. Воспитывать дружеские отношения в игре.

1. Беседа «Нарочно и нечаянно»

Цель: Развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие. Формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёров.

2. Словесная игра «Закончи фразу» — Я поступил хорошо, когда…Цель: Развивать умение анализировать свои поступки. Воспитывать понимание необходимости выполнения правил поведения.

3. Беседа «Привычки хорошие и плохие»Цель: Развивать способности к анализу и сравнению, способность к самооценке своих привычек, поступков.

4.Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в весенний лес»Цель: Развивать фантазию, воображение. Обобщить знания о растениях и животных. Формировать стремление оберегать природу, проявлять заботу о растениях и животных.

1.Беседа: «Легко ли быть справедливым?»Цель: Учить высказывать своё мнение о выполнении правил поведения, находить определения для оценки поведения реальных людей.

2. Чтение В. Катаева «Цветик-семицветик»Цель: Способствовать развитию нравственных чувств, высших душевных качеств, нравственно-ценностного миропонимания.

3. Тест «Цветик-семицветик»Цель: Выявить способности осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру. Побуждать к эмоциональному сопереживанию.

4. Беседа «Скоро в школу»Цель: Подготовить детей к переходу в новый коллектив, поупражнять в различных формах знакомства.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа — не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» «Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Источник

Оцените статью