Воспитание патриотических чувству детей детского сада

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Галина Голикова
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. А. Н. Толстой

Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную сферу ребенка. В настоящее время большое значение уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. Дети дошкольного возраста восприимчивые, любознательные, отзывчивые их легко можно чем-то заинтересовать. Поэтому у детей данного возраста есть хорошие предпосылки для планомерного и последовательного нравственного воспитания.

Патриотизм – понимается широко: и как любовь к родине, преданность к своему отечеству, народу, и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства, как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы родины.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. С первых шагов формировать черты характера, которые помогут ему стать достойным человеком в гражданском обществе. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог? Нельзя забывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране он выражает проявлением восхищения и восторга. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. Именно поэтому, педагогу необходимо стараться вызвать на занятии эти эмоции.

Формирование патриотических чувств применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, в процессе формирования его потребности к участию во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки,и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Патриотическое воспитание дошкольников определяется элементарнее. Важно сформировать у детей положительное отношение к Родине, помочь детям осознать себя неотъемлемой частью родной страны.

Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества начинается с детства.

Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа.

Период дошкольного детства по своим психологическим способностям наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремления повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств.

Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека. Характерными чертами русских являются собранность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценности других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы — самобытная нация.

Чтобы в наше время воспитать патриота своей Родины, нужно с детского сада прививать детям — любовь к родному языку, к историческому и культурному наследию народа, к Отчизне. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках родины. В связи с этим в группе подобрана картотека книг о героях нашего края, героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает, стремление к подражанию. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, приобщаются к родной культуре и уважению к окружающим.

Особенностью развития представлений детей о родине в дошкольном возрасте является и то, что дети могут осознавать факт существования тех или иных предметов и явлений, но никак к ним не относиться, то есть быть к ним безразличными. Ребенок не всегда в состоянии самостоятельно увидеть в окружающем нравственное начало, т. к. многие предметы сами по себе по отношению к эмоциональной жизни ребенка нейтральны, если не поставлены в определенную связь с его жизнедеятельностью, если к ним, то есть к этим объектам, не проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение взрослых. Значимым является вывод исследователей о том, что вся система воспитания должна быть направлена на использование этих знаний для формирования положительных оценок чувств и отношений.

Читайте также:  Стресс полезен для мужчин

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, — это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что — то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», — говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад,сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 88» Выступление на педсовете на тему: «Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств.

Роль книги в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» «Роль книги в формировании патриотических.

«Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать работу педагогов детского сада по созданию благоприятной среды, способствующей воспитанию в детях основ патриотизма.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о ВОВ Практико-значимый проект Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Консультация для родителей «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста» «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Воспитатель: Сизганова О. В. В системе дошкольного образования.

Консультация для родителей «Средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста». Нравственно — патриотические.

Консультация «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» К. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек,.

Презентация «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального воспитания» Видео 1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги. Позвольте представить Вашему вниманию мою работу, тема которой: «Формирование гражданско-патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего.

Источник

Воспитание патриотических чувств у дошкольников (из опыта работы)

Крутцова Светлана
Воспитание патриотических чувств у дошкольников (из опыта работы)

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому, к своему ближайшему окружению. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.

Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с народным фольклором, с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.

Читайте также:  Чувство выросшего зуба боли нет

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. А это так важно.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию.Это:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, стране;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-знакомство детей с символами государства (герб,флаг,гимн);

чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.

На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

Первый этап работы с младшими дошкольниками — это приобщение их к устному народному творчеству.

С раннего возраста дети откликаются на потешки, попевки, народные песенки. Мы постоянно используем их в своей работе, обращая внимание детей на то, что русский народ отображает в них свою жизнь.

Например, говорим добрую потешку «Водичка- водичка» и сразу же воспитываем аккуратность, опрятность, приучаем к чистоте. Читая потешку «Пошёл котик на торжок», воспитываем у детей желание делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.

Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.

Вторым этапом работы с дошкольниками являются сказки. Рассказывая сказку «Курочка Ряба», в доступной форме стараемся донести детям то, что учим сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а рассказывая сказку «Теремок», воспитываем у детей дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.

Игра — ведущая деятельность детей, среди множества игр, которые мы предлагаем, конечно, и русские народные игры. Эти игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства: любовь русского народа удальству, веселью, знакомство с лучшими национальными традициями. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.

Огромно достояние нашей народной культуры, необъятны границы интереса к творчеству народа России, неисчерпаемы кладовые земли русской и нет предела гордости за людей, которые дарят нам, своему народу, прекрасные произведения народных умельцев, создавая их своими руками.

Ещё одним ярким и интересным средством народной культуры, является народно-прикладное искусство. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работынародных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели. Опираясь на то, что у ребёнка младшего дошкольного возраста наглядно-образное мышление и желание потрогать увиденное яркое и красивое преобладает над другими процессами. Для оформления группы мы выбираем яркие эмоциональные игрушки, сделанные по мотивам народных промыслов, знакомим детей с первыми источниками народно-прикладного искусства.

Но что касается народного творчества, связано оно и с русским народным костюмом. Поём ли песни, водим хоровод, проводим ознакомление детей с народными промыслами, играем ли в народные игры,мы всегда используем русский народный костюм: сарафаны, рубахи, головные уборы. Переодевание в русский костюм уже вносит свою частицу в образ, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Тем самым расширяем представление детей о народной одежде, развиваем интерес к культуре нашей Родины.

Немаловажную роль играют в воспитании нравственно-патриотических качеств и такие формы малого устного фольклора, как пословицы, поговорки, загадки. Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней.

Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа «Поговорка-цветочек, пословица- ягодка». В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей, учат правилам поведения, моральным нормам. Великий А. С.Пушкин говорил о поговорках: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираем те, которые близки по смыслу и пониманию детей. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к народному фольклору, желание продолжать знакомство с ним.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей.

Читайте также:  Что чувствуешь когда наводят порчу

В нашем детском саду проводятся:

— народные, православные и фольклорные праздники – Рождество Христово, Пасха, Масленица, Троица;

— государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День Космонавтики,

— международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

— бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу,

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Регулярно проводятся экскурсии в музеи, в библиотеку, к школе, по улицам села. Важно привлечь внимание детей к объектам села, которые расположены на ближайших улицах.

Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы с детьми старшей и подготовительной подгрупп ходим к памятнику «Погибшим солдатам», чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности воинам, погибшим за свою Родину.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о современных событиях. Недавняя олимпиада Сочи — 2014 войдет в историю – дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну.

В детском саду создан уголок космоса, патриотический уголок «Наш дом — Россия, где представлены альбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портреты главных лиц нашей страны, Нижегородской области, Тонкинского района.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, памятки, мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитанияс помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в праздниках, играх, проектах, конкурсах). Предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду: хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Родители принимают активное участие в творческих конкурсах рисунков и поделок: «Лучшая елочная игрушка», «Креативная ёлка», «Дары осени», «Весенние фантазии», «В мире сказок» и др. Родители проявляют активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», проведение фотовыставок «Семьи счастливые моменты», «Бабушка любимая моя», «Поможем птичкам: воробьям, синичкам» и т. д.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родине, родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников — это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Тема: «Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Источник

Оцените статью