Воспитание патриотических чувств у детей рекомендуется начинать с какого возраста

Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников

Землянская Марина
Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников

На каждом этапе развития патриотизм и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В раннем возрасте возникновение любви к Родине происходит через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего нас мира. Образование начинается с рождения, и здесь самое главное — не пропустить время, найти достойные методы, создать благоприятные условия для образования, а именно индивидуальности. В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые могут связать ребенка со своим народом, своей страной и в значительной степени определить образ жизни. Корни этого влияния находятся в языке его народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от повседневной жизни, обычаях, работе людей, среди которых живет ребенок [2].

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в условиях современной России. На данный момент материальные ценности становятся все более доминирующими над духовными. Дети исказили представления о гражданстве, патриотизме, благотворительности. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников всегда считалось важной задачей педагогики, и это в первую очередь связано с особенностями возрастного периода, когда возникает процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка и его отношение к окружающему миру.

Чувство патриотизма настолько многогранно по своему содержанию, что оно не может быть определено в нескольких словах. Чувство любви к Родине — одно из сильнейших чувств, без которого человек несовершенен, не чувствует его корней. И будет ли у человека привязанность к родной земле или он уйдет от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал личную ответственность за свою родину и ее будущее [2].

Дошкольный возраст является самым важным периодом в формировании личности, когда закладываются предпосылки для гражданских качеств, развиваются детские представления о личности, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — это каждодневное открытие мира и, следовательно, необходимо делать так, чтобы оно стало, в первую очередь, знанием о человеке и Отечестве, их красоте и величии». Следуя принципу от мала до велика, основным этапом в формировании детской любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем городе, принятие принятых в нем норм поведения, взаимоотношений и введение в Мир его культуры. Любовь к Родине начинается с любви к ее маленькой родине — месту, где родился человек.

Изучение вопроса о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста входит в проблемную область современной дошкольной психологии и педагогики. Патриотические чувства в классификации чувств рассматриваются как составная часть эмоциональной сферы личности и действуют как высшие духовные ценности человека. Патриотические чувства — это устойчивое позитивное отношение человека к месту его рождения, к истории и культуре его родины, к принятию его успехов и неудач, активному и позитивному участию в сохранении и умножении лучшего, которое было накоплено предыдущими поколения [1].

Исследования таких авторов как Божович Л. И., Мухиной В. С., Фельдштейн Д. И. и других в области дошкольной психологии и педагогики показывают, что в дошкольном возрасте формируются основы личности, начинается процесс формирования социокультурного опыта. Развитие патриотических чувств определяется психологическими особенностями дошкольного возраста: большой познавательной деятельностью, впечатлительностью, эмоциональной открытостью, доверчивостью.

Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников — практическая, предметно-чувственная деятельность, осуществляемая дошкольником самостоятельно в процессе общения, взаимодействия с другими людьми через лично значимое содержание. Формирование патриотических чувств должно быть ориентировано на когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Когнитивная составляющая — это представление детей дошкольного возраста о окружающей природе, людях, видах деятельности, присущих ее людям; этнические истории поведения формируются исходя из знаний об истории и культуре их страны и Малой Родины [5].

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач обучения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию.Процесс этот проходит три ступени:

— зарождается патриот в своей семье с формирования родственных чувств к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сёстрам;

воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с того места, где ребёнок родился, растёт, где находятся могилы его предков, его история;

— любовь и уважение к своему Отечеству, стране, народу.

Уровень знаний детей о патриотизме во многом зависит от того, какой контент (доступность и количество материала для восприятия и понимания) выбирается педагогом, какие методы используются, как организуется предметно-развивающая среда в группе [4].

Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является зародить в душе ребенка любовь к родной природе, семье, к истории и культуре страны, созданные трудом родственников и друзей, теми, кого называют соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста является одной из задач нравственного воспитания, в том числе воспитания любви к близким людям, детского сада, родной деревни и родины. Патриотические чувства зарождаются в процессе жизни человека, который находится в контексте конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к жизни своего народа.

Читайте также:  Почему человек чувствует что любит

С принятием федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым принципом является принцип интеграции, который подразумевает взаимодействие образовательных областей, что требует переориентации педагогов на образовательную модель организации учебного процесса для совместной деятельности взрослых и детей. Все действия основаны на возрастных формах воспитательной работы с дошкольными детьми — экспериментирование, моделирование, наблюдение, введение проблемных ситуаций, дидактическое значение в том, что оно помогает связать обучение с жизнью [3].

Таким образом, дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии личности человека. На этом этапе закладываются основные качества будущего гражданина, формируются первые идеи детей об окружающем мире, обществе и культуре. Воспитание патриотизма в подрастающем поколении – актуальная задача современности. Именно нравственное и патриотическое воспитание представляет собой важнейшую часть общественного сознания, и это является основой жизнеспособности каждого общества и государства, преемственности поколений. Осознавая всю важность вопроса патриотизма на современном этапе, можно говорить о том, что формирование личности дошкольника не может происходить без воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям [1].

1. Белявцева Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине [Текст] //Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб. : СатисЪ, 2014. — С. 53-55.

2. Зиньковская О. М., Шопоняк Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 479-480.

3. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст] – М. : Просвещение, 2014. – 112 с.

4. Рыбаков, А. В. Патриотическое воспитание школьников на основе культурных традиций народов полиэтнического региона [Текст] /А. В. Рыбаков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. – № 1–2. – С. 153–156.

5. Черемных, С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте [Текст] / С. В. Черемных // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 639-641.

Конспект НОД для формирования у детей чувства патриотизма «Блокада Ленинграда» НОД «Блокада Ленинграда» Цель: Расширять представления детей о героическом подвиге жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;.

Занятие по воспитанию в детях чувства патриотизма «Богатырская наша сила» Цель: воспитывать в детях чувство патриотизма; сохранить память о героизме нашего народа в следующих поколениях; довести до сознания своих.

Формирование чувства патриотизма у дошкольников через воспитание любви к родному краю Аннотация: В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка первые чувства патриотизма» На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого.

Консультация для родителей «Первые чувства патриотизма» Патриотическое воспитание. Консультация для родителей. «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». «ПЕРВЫЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА» (консультация для родителей).

Занятие для дошкольников «Краеведение-основа воспитания патриотизма» Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников Человек без родины – это песчинка, отданная на произвол случайностям времени и пространства. Исторически сложилось так, что любовь к.

Проект «Воспитание чувства патриотизма через семейные традиции» Проект «Воспитание чувства патриотизма через семейные традиции.» Тип проекта: Познавательно- творческий Продолжительность проекта:.

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.

Групповое родительское собрание в форме диспута «Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников» Воспитатель Клименко М. А. «Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников» форма проведения: собрание-диспут Цели: • Повышать.

Источник

Консультация для воспитателей «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Бединская Наталья Александровна
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Читайте также:  Почему у меня все время плохое настроение

. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного росийского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Ведь известно, что именно дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к родным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Также для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатленийпрежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно –все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

По мнению доктора педагогических наук Светланы Акимовны Козловой, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах,в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,наиболее доступные ему: природа и мир животных, жизнь дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Какие же задачи включает в себя нравственно — патриотическое воспитание в среднем возрасте?

1. Углубление представлений детей о семье, её истории. Формирование понимания, что семья – это все, кто живёт в одной квартире: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

2. Развивитие чувства общности ребёнка в коллективе. Совершенствование умений ориентироваться в помещении детского сада.

3. Воспитание любови к родному краю, к достопримечательностям города. Формирование представлений о государственных праздниках, о Российской армии, воинах, которые охраняют нашу Родину.

4. Знакомство с символами Российского государства флаг, герб.

Формы работы, используемые в воспитании чувств патриотизма средней группах.

Беседы: беседы с детьми о доме, родителях, любимых занятиях, семейных традициях, праздниках, семейном отдыхе; беседы о дружбе; беседы о родном городе; беседы о труде взрослых в родном городе, о городском транспорте;

Наблюдения: за природой ближайшего окружения и воспитаниедоброго отношения к ней: забота о птицах, труд на участке и в группе, беседы о сезонных приметах.

Дидактические игры: «Что растёт на грядке», «Сложи картинку», «Когда это бывает», «Кто где живёт?», «Светофор», «На чём едем, летим, плывём», «Узнай наш флаг», «Узнай профессию», «Кому что нужно для работы?», «Найди знакомые места» (с использованием открыток с видами города).

Читайте также:  Буду нежность буду радостью

Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Огуречик», «Ловишка», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Птички летают», «У медведя во бору».

Хороводные игры: «Карусели», «Пузырь», «Колпачки»

Рассматривание иллюстраций: Семейные альбомы; альбомы, открытки и иллюстрации с видом города; транспорт; Российский флаг, герб; осенний, зимний, весенний, летние пейзажи.

Детские праздники и утренники: Осенний листопад, новогодний утренник, масленица, встреча весны, день защитников Отечества, весёлые спартакиады, 8 марта, День Победы, День Матери и т. д. На тематические мероприятия приглашать людей военных профессий, ветеранов.

В средней группе, со второй половины года включаем прогулки по ближайшим улицам.

Большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания играет взаимодействие с родителями.

Предлагаем «домашние задания»родителям: посетить вместе с ребёнком достопримечательности города. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке.

Данная работа по воспитанию патриотических чувств у детей продолжается и в ходе кружковой работы. В группе альбом «Мой родной город», где дети знакомятся с достопримечательностями г. Топки растениями и животными, встречающимися именно в нашем крае. Учатся любить природу, оберегать и защищать ее. В данном направлении работа только начата, но ребята проявили неподдельный интерес к темам, рассматриваемым на занятиях. Наперебой рассказывают о тех животных, которые они встречали, когда бывали на природе вместе с родителями. У всего этого есть еще один положительный момент. Помимо познавательного развития у детей обогащается эмоциональный опыт. А, как известно, эмоциональная память самая крепкая память у детей. В, последствии, став взрослым, они будут помнить тот эмоциональный опыт, который получили от общения с родителями, с природой, социумом. А эта положительная эмоциональная память и будет являться фундаментом патриотизма. То есть любви и уважения к родителям, к малой родине, стране.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому не только педагогам, но и родителям стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка среднего возраста чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Тема: «Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Источник

Оцените статью