Воспитание патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность

Жукова Наталья
Патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность

Патриотизм – это когда вы считаете,

что эта страна лучше всех остальных оттого,

что вы здесь родились.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации[2]подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у младших школьников. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка. Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания, как показывает опыт многолетней деятельности, является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.

Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это любовь и большая привязанность к своей семье, к родным и близким людям, любовь к своей малой Родине, гордость за свой народ, а также желание знать больше о своем крае, о Родине, о ее природе, людях, о культуре и традициях, о героическом прошлом военных лет.

В процессе патриотического воспитания важен также и поиск ребенком собственной причастности к историческим событиям, ставшим значимыми и поворотными в истории своей страны. Ощущение чего-то великого, того, что совершили когда-то прадедушки и прабабушки, защищая свою Родину в момент, который мы называем Великой Отечественной, а весь мир – Второй Мировой войной. Особенно остро чувствуется необходимость работы в этом направлении с детьми младшего школьного возраста. Ведь детство — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда происходит формирование базовых характеристик взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающей действительностью. Очевидна фундаментальная роль патриотического воспитания будущего гражданина.

Задачей педагога становится выработка последовательности и пропорциональности преподносимой ребенку информации. Он как бы сам для себя должен открывать ощущение причастности ко всему, что его окружает. Младшие школьники отличаются большой пытливостью, интересом ко всему героическому, особенно привлекают героические подвиги людей в годы Великой Отечественной войны, подвиги их сверстников. Младший школьник эмоционален, и сухие сведения его мало интересуют и трогают. Поэтому наша задача разнообразить формы и методы занятий по патриотическому воспитанию.

Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. На занятиях, музейных экскурсиях, беседах проводим поисковую работу в библиотеках, организуем встречи с интересными людьми нашего города, проводим выставки, конкурсы, участвуем в патриотических акциях, организуем просмотр видеофильмов о войне. При подготовке к празднованию освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков была проведена большая работа с детьми. Дети рассказывали об истории возникновения города, о людях, которые прославили наш город (В. Я. Ерошенко, И. И. Хмелев, Н. В. Ватутин, М. Г. Эрденко и др., провели викторину «Герои Великой Отечественной войны». Учащиеся находили материал и рассказывали о 17 героях, защищавших Старый Оскол, о советских летчиках, о военных писателях, о партизанах, разведчиках, маршалах военных лет.

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой, нами признана организация проектной деятельности. Данная деятельность позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладевать навыками работы с различными источниками информации. Ценно и то, что проектная деятельность позволяет объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую, исследовательскую деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых. Над проектами мы работаем длительное время. Темы проектов самые разные, возникают в процессе работы. Например, при изучении темы «Моя родословная» детям было дано задание – просмотреть семейные альбомы, найти фотографии военных лет и попросить старших рассказать о них. Выяснилось, что у многих в семьях родные и близкие родственники воевали на фронте.Были подготовлены и другие проекты: «Мой край – родная Белгородчина», «Старый Оскол – город воинской славы» и др.

Школьникивыполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки прикладного творчества.

Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий. Спортивно-патриотическоенаправление включает в себя: участие в городских, районных и областных соревнованиях, проведение школьных соревнований в течение года.

Поэтому в своем классе мы проводим ежегодные спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья». Это стало одной из традиций нашего класса. У Монтескье, по этому поводу,есть очень верные слова: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов» (Цит.по: Мазыкина Н. В., Монахов 2004). Работа с семьей занимает одно из основных мест в системе патриотического воспитания в школе.

Читайте также:  Релаксация для педагогов доу для снятия стресса

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

Патриотическое воспитание детей через региональный компонент «Патриотическое воспитание детей через региональный компонент» «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас.

Презентация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Актуальность: В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое.

Мастер — класс «Формирование читательской грамотности у младших школьников через технологию продуктивного чтения» 1. Актуальность темы. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной.

Методические разработки для младших школьников «Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников» Аннотация Методическое пособие содержит описание методик и игр, целью которых является формирование и закрепление у подрастающего поколения.

Нравственно-патриотическое воспитание через художественное творчество Нравственно-патриотическое воспитание через художественное творчество Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное… Побереги святые.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине — самое великое.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через уголок краеведения в ДОУ Конюхова Юлия Вячеславовна Воспитатель МДОУ ЦРР д/с № 142 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через уголок краеведения в.

Патриотическое воспитание младших дошкольников. Создание уголка в группе «С чего начинается Родина» Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце.

Воспитание коммуникативной компетенции младших школьников «Воспитание коммуникативной компетенции младших школьников» «Воспитание не только должно развивать разум человека и давать ему известный.

Экологическое воспитание младших школьников Мастер класс на тему: «Экологическое воспитание младших школьников» Главный вопрос жизни – «Ни что я могу получать, а что я могу отдать».

Источник

Научная статья «Воспитание чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности»

Андреева Оксана Андреевна

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье рассматривается проблема воспитания чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности. Автор раскрывает эффективные формы работы, в процессе которых формируются знания и умения педагогов в областиЁ воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: педагог, младший школьник, воспитание, патриотизм, внеурочная деятельность.

Основополагающим принципом существования любого государства является уважение к своей истории. Без патриотического воспитания невозможно решать системные, кардинальные вопросы, стоящие перед страной [10, с. 84].

От того, как подрастающее поколение будет относиться к своей Родине и своему Отечеству, будет зависеть благополучие и процветание российского государства. Поэтому решение задачи воспитания приобрело государственное значение. Таким образом, Правительство Российской Федерации разработало ряд документов, раскрывающие цели, задачи и направления формирования патриотизма у учащихся.

Прежде всего, это «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025». В документе говорится о том, что «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющая российские традиционные духовные ценности, обладающая актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [25, с. 67]

Программа «Патриотического воспитания граждан Российской федерации на 2016-2020 годы», имеет своей целью совершенствовать системы патриотического воспитания, формировать у граждан Российской федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».

Федеральный государственный стандарт второго поколения представляет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране, и солидарности с её народом. Патриотизм имеет множество разнообразных трактовок, но самое известное определение патриотизма – это любовь к своей Родине.

Чтобы разобраться, что означает понятие патриотизм, мы обратились к педагогическому словарю. В словаре он истолковывается как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о её интересах, готовности к её защите от врагов. Патриотизм предполагает гордость за культурные достижения своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификации себя с другими членами нации, стремление защищать интересы Родины и его народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны [11, с. 608].

В истории этот вопрос неоднократно поднимался такими учёными, как Ю.К. Бабанским, В.Я. Стоюниным, В.А. Сухомлинским, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинским, и современными педагогами исследователями Н.А. Белоусовым, В.В. Буткевичем, А.Д. Живейко, В.И. Лутовинов, М.А. Терентием и т.д. Которые утверждали, что воспитывать патриотизм как процесс формирования патриотического сознания необходимо уже с младшего школьного возраста.

Рассмотрим, кто и как из учёных трактовал понятие «патриотизм». В соответствии с идеями К.Д. Ушинского, ребёнок должен воспитываться в духе патриотизма и сильной любви к Родине. И он тесно связывает это с нравственным воспитанием [29, с. 668]. Педагог указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к Родине, доказав это подвигами в борьбе с врагами. Однако это чувство, по мнению К.Д. Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда Родине угрожает опасность. Он предлагает воспитание, основанное в духе народности, которое должно приучить проявлять патриотизм всегда, повседневно, при исполнение гражданами своего общественного долга. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости и сочетаться с уважением к другим народам, воспитать у детей чувство долга перед Родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных. Под народностью К.Д. Ушинский понимал своеобразие своего народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

В «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко о патриотическом воспитании высказывался следующим образом: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни мог выполнить свой долг перед коллективом, а значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой деятельностью» [19, с. 320]. Основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко считал общественный труд, педагог считал общественный труд, он писал: «Воспитание патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества страны».

Ю.К. Бабанский считает, что огромную роль в воспитании патриотизма играет знание русского языка, литературы и культуры, а также знание государственной символики. Он говорит о важности военно-патриотического воспитания детей, под которым он понимает активное вовлечение школьников в изучение героических подвигов русских людей, а также в походы по местам воинской славы и т.д. Таким образом, данные мероприятия по патриотическому воспитанию развивают наглядное представление у детей об определённых примерах героизма и мужества» [2, с. 420].

Читайте также:  Такое чувство как будто что то ползает по телу

Педагог В.В. Буткевич дала следующее определение: «Патриотическое воспитание – это формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление национальных чувств и культуры межнационального общения»[6, с. 207].

Н.А. Белоусов понимает под патриотическим воспитанием «воспитание патриота, формирование у человека духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимание и ответственности за судьбу Родины» [3, с. 57].

А.Д. Живейко говорит о том, что «патриотическое воспитание это формирование патриотических взглядов и убеждений, чувств и норм поведения» [14, с. 20].

Исходя из данных определений, можно сказать, что многие исследователи давали схожие определения процессу патриотического воспитания. За основу можно взять определение В.В. Буткевич, так как данное определение полностью отражает все компоненты патриотического воспитания.

Рассмотрим патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Раскроем содержание данного понятия.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это процесс, направленный на приобретение знаний личностью знаний о Родине, формирование таких чувств как: долг, толерантность, любовь к родным и близким людям, своему городу, природе, уважение и знание истории народа и произведений народного творчества. Это определение выделила педагог Н.Н. Булгакова [ 5, с. 26-33 ] .

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО, это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах отличающихся от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Она реализовывается в таких формах как кружки, студии, сетевые сообщества, клубы, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, экскурсии, соревнования, диспуты и т.д. [16, с. 55-56].

Основным предназначением внеурочной системы является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных, образовательных потребностей. Все мероприятия, которые включены в план воспитательной работы, направлены на массовое участие детей, на всестороннее развитие личности ребёнка. Сценарий традиционных мероприятий, составляется таким образом, чтобы в них принимали участие как можно больше учащихся, учителей и родителей. Благодаря этому каждый учащийся за период учебного года может принимать участие в нескольких мероприятиях.

Также А.С Макаренко отмечал тесную связь во взаимодействии школы и семьи, отмечая, что данное взаимодействие является необходимым компонентом воспитания патриотизма у младших школьников [19, с. 54].

Внеурочная деятельность включена в вариативную часть базисного учебного плана школы, и на неё отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. Согласно ФГОС объём внеурочной деятельности составляет: для обучающихся при получении НОО до 1350 часов за 4 года обучения [14, с. 31].

Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объём нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах), в 1-4 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом образовательного учреждения.

Цель внеурочной деятельности – это создание необходимых условий обучающимся, при которых они смогли бы реализовать свои потребности, интересы, способности в областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которых нельзя реализовать на уроках при изучении основных образовательных дисциплин.

Главные задачи внеурочной деятельности это: развить общекультурный кругозор учащихся; сформировать позитивное восприятие ценностей общего образования и успешно освоить его содержание; включить личностно значимые и творческие виды деятельности; формировать духовные, нравственные, эстетические ценности; создать пространственные условия для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения; оказать помощь в определении способностей к определённым видам деятельности и содействовать реализации их в творческих объединениях дополнительного образования.

Планируемыми результатами патриотического направления должны стать: воспитание российской гражданской идентичности, осознание роли семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительного отношения к членам семьи [31, с. 31].

Рассмотрим подробно группы методов организации и проведения внеурочной деятельности. В приведённой группе методов классификация производится по источникам передачи и характеру восприятия информации на наглядные, словесные, практические (С.И. Перовский, Е.Я. Голант). В словесные методы входят: рассказ, познавательные вербальные игры, лекция, работа с книгой, беседа, объяснение, инструктаж. Наглядные методы обучения включают: наблюдение, демонстрацию (опытов, наглядных пособий, компьютерных продуктов), иллюстрации (картины, плакаты, таблицы, муляжи, макеты). Из практических методов обучения выделяют: упражнения, деловые игры, лабораторные и практические работы, деловые и дидактические игры. Отдельно можно выделить метод проектов, он является универсальным, т .к. пронизывает все направления видов учебных действий, сочетая в себе все вышеназванные методы обучения. Все эти методы используются в той или иной степени в зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности.

Основная задача учителя – это создать условия для воспитания чувства патриотизма, воспитать бережное отношение ко всему, что окружает, привить любовь к своей Родине.

Работа по воспитанию чувства патриотизма представляется как: постоянный, непрерывный процесс в течение всего учебного времени. Из интенсивных методов патриотического воспитания можно выделить: беседы на темы, посвященные истории нашего края, его природных богатствах, о растительном и животном мире, о земляках, о людях сегодняшнего дня; просмотр фильмов про патриотизм с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших земляков, за красоту и бескрайние просторы нашей страны, чтение патриотических газет, журналов.

К задачам беседы можно отнести: формирование патриотических представлений детей; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения. Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории, вопросы и проблемы, волнующие детей. Например, обсуждение с детьми рассказов о Великой Отечественной Войне, о детях, который принимали участие в борьбе с фашистскими захватчиками. Беседа с детьми о подвигах их прадедушек и прабабушек.

Также можно использовать различные формы деятельности – экскурсии по музеям, родному краю, историческим местам; посещение дополнительных кружков, секций, круглых столов, конференций, где рассказывается и показывается красота родного края, Родины, растительные и животные богатства, рассказывается о знаменитых исторических людях, внёсших свой вклад в развитие страны и её процветание; проведение соревнований, олимпиад, поисковых и научных исследований, которые вызывают у учеников интерес к теме патриотизма; организация и проведение поездок в исторически значимые места. Например, если есть возможность, можно посетить вместе с детьми музейный дом, где жили исторические люди, узнать об их жизни, посмотреть на их быт.

Читайте также:  Как сказать девушке все свои чувства

Можно выделить одну из главных форм воспитательной работы – классный час. Это ведущая форма внеурочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Например, можно провести с детьми классный час о загрязнении окружающей среды, и что может сделать каждый из нас хотя бы в своём селе, районе или городе.

Как уже говорилось выше, большое значение имеет тесная работа семьи и школы. Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции: обеспечение диалога между поколениями в формировании личности; привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества; формирование знаний о генетических корнях своей семьи, фамилии, рода.

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Следовательно, цель патриотического воспитания – учить миру. То есть: помочь детям увидеть то, что можно изменить мир, школу, семью, страну, микрорайон, богатую и нашу прекрасную планету к лучшему; поддерживать молодых и старых в их заботе для лучшей жизни всех близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы.

Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в итоге – патриотизма.

Работа по патриотическому воспитанию должна происходить не временами от случая к случаю, а ежедневно, систематически. Учитель сам на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, что происходит в стране, что ожидает её в будущем. Если дети чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда результат этой работы будет достигнут.

Мы разработали примерный перспективный план, который содержит в себе 5 классных часов направленных на формирование чувства патриотизма для учащихся второго класса.

План предполагает решение следующих задач: развивать гражданственность младших школьников, формирование активной жизненной позиции, готовности к участию в общественной жизни в улучшении и познании окружающего мира и проведение мероприятий патриотической направленности. Механизм реализации данного плана выстроен в соответствии с возрастными и психологическими закономерностями и особенностями личностного роста учащихся младших школьников.

В осуществлении плана участвуют обучающиеся, родители, педагоги, школьная библиотека и различного вида культурные организации.

Можно использовать основные формы деятельности: праздники, классный час, библиотечные мероприятия, развлекательные мероприятия с участием родителей и учителей.

Перспективный план включает в себя три этапа. У каждого этапа есть своя цель и каждый этап содержит по одному, два внеурочных мероприятия.

Цель первого этапа сформировать у детей представление о патриотизме, углубить знания о родной земле. Включает два внеурочных мероприятия: «Я патриот России!» и «Мой край родной».

На первом мероприятие «Я патриот России!» создаются условия для формирования активной гражданской позиции учащихся. Ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям, как патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция, Конституция.

Следующее мероприятие «Мой край родной» предназначен для того, чтобы получше познакомить учащихся с историей родного края, воспитать позицию «Я — гражданин России». С детьми можно провести викторину «Знаешь ли ты свою малую Родину?», беседа «Географическая страничка», «Природоведческая страничка», конкурс «Правила поведения на природе», игра «Знатоки».

На втором этапе реализуется цель формирования отношений, чувств к своей Родине. Здесь проводится мероприятие «Славные сыны нашего Отечества».

Цель данного мероприятия – воспитание патриотизма на примере великих полководцев. Учитель беседует с детьми, что такое Отечество, каких героев нашей земли они знают? Затем учитель рассказывает детям об Г.К. Жукове, М.И. Кутузове, Дмитрии Донском, Александре Невском, А.В. Суворове. Затем дети просматривают отрывки из кинофильма «Александр Невский», документальный фильм «Парад Победы».

На третьем этапе у детей активизируется интерес к настоящему и прошлому своей Родины через творчество. Здесь два мероприятия: «Память предков бережно храним» и «Моя родословная».

На внеурочном мероприятии «Память предков бережно храним» детям рассказывается о подвиге Зои Космодемьянской, лётчика Алексея Маресьева, Александра Матросова. Проводится беседа «Наше Отечество», задаются вопросы о Великой Отечественной Войне. Далее, дети прослушивают песни, и им рассказывается небольшая история каждой песни. Затем младшие школьники делают открытки ветеранам Великой Отечественной Войны своими руками.

На классном часе «Моя родословная» учитель беседует с детьми о семье, определяют кто входит в семью, кто такие родственники и т.д. Далее проводится игра «Образуй отчество» и детям раздаются на карточках имена от которых нужно образовать отчества; игра «Восстановление семейного дерева»; детям необходимо заполнить пробелы в генеалогическом дереве. Далее дети презентуют своё семейное дерево.

Семья — это основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего народа. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться гармонически развитая, общественно активная личность. Следовательно, прежде всего, родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Чем старше становится ребёнок, тем сознательней он воспринимает элементы патриотического воспитания.

Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода. «Родословное дерево» созданное обучающимися с помощью членов своей семью, красиво проиллюстрированное и оформленное, становится украшением семейного альбома. Составляя родословное древо своей семьи, дети вовлекаются в большую и нужную работу. К ним присоединяются и взрослые. Фамильная честь, интерес к своему народу – это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.

Таким образом, в рамках перспективного плана разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоении и реализации своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству. С целью совершенствования патриотического воспитания младших школьников мы разработали примерный план мероприятий по патриотическому направлению в условиях внеурочной деятельности. Конечным результатом реализации плана должны стать активная жизненная позиция и патриотическое сознание младших школьников, как основа личности будущего гражданина России.

Источник

Оцените статью