Воспитание патриотических чувств историческими

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с историей прошлого нашей Родины

Татьяна Подгаецкая
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с историей прошлого нашей Родины

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей – одной из основных задач дошкольной организации – является тесное взаимодействие с семьей. Совместная творческая и продуктивная деятельность способствует формированию у дошкольников первых представлений о нравственных и моральных качествах, социальных чувствах. Особая роль при этом отводится патриотизму, воспитанию которого содействует обращение к историческому прошлому страны и ее героям.

В настоящее время проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751,система образования призвана обеспечить:

Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Среди задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. указом Президента РФ от 01.06.2012 №761,- формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.

В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, нравственно-патриотическое воспитание относятся и к задачам дошкольного уровня образования. Так, согласно ФГОС ДО, утв. приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Следуя положениям действующего законодательства, и в преддверии празднования 70-ти летия Великой Победы, я решила реализовать информационно-творческий проект «Будущие защитники России»

Целями данного проекта стали:

• Создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей и родителей в процессе ознакомления с историей Российской армии;

Воспитание гордости и уважения к героическим поступкам предков и защитников Отечества наших дней.

Исходя из целей,были сформулированы следующие задачи:

Знакомство с историей Российской армии;

• Современными военными профессиями и особенностями службы моряков, танкистов, летчиков, пограничников, ракетчиков, десантников, их подготовки к службе на благо Отечества;

• Развитие творческих и познавательных способностей;

• Умения давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений;

Умения работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям.

В процессе разработки содержания проекта я опиралась на методические и практические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми.

Реализация проекта, участниками которого стали воспитанники старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, методист, проходит поэтапно в течение 2014-2015 учебного года.

В ходе первого — подготовительного – этапа мною была изучена методическая литература по вопросам организации проектной деятельности, нравственно-патриотического воспитания, подобрана художественная литература и иллюстрации с учетом темы проекта, составлены конспекты непосредственно образовательной деятельности по теме «Слава армии родной», «Путешествие из прошлого в наши дни», «Мой папа самый лучший».

На втором,основном этапе я проводила с детьми:

Беседы на темы: «Военные истребители», «Мотострелки», «Морская пехота», «Грозные ракеты» и др.

• Рассматривали репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации «Солдаты на посту», «Военная техника», «Русский военный мундир ХIХ века»;

Занимались художественным творчеством: лепили пушки из пластилина, конструировали самолет из бумаги, изготовили аппликацию «Мундир»;

Знакомились с художественной литературой (былинами «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», рассказом Ю. Коваля «Алый», Л. Кассиля «Твои защитники», стихотворениями С. Маршака «Пограничник», Е. Благининой «Шинель» и др.);

• Разучивали пословицы, поговорки, песни и танцы по теме проекта.

• Организовывала экскурсии в музей, библиотеку, к памятникам воинской славы.

• Поводились досуги, развлечения.

Играли в дидактические игры: «Построй корабль», «Угадай по описанию», «Военная техника»;

сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Смелее в бой», «Пограничники»;

подвижные игры «Попади в цель», «Пустое место», «Не попадись на удочку».

Уровень развития представлений воспитанников о нравственности и патриотизме во многом зависит от выбранного содержания (доступности и количества материала для восприятия и понимания, используемых методов и организации предметно-развивающей среды в группе. С учетом этого для решения поставленных задач я использовала разные виды детской деятельности, что способствовало повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Так, игровая деятельность позволила ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В играх у дошкольников появилась уверенность в собственных силах и способность достигать конкретного результата.

Исследовательская деятельность дала возможность самостоятельно находить решение или опровергать собственные представления.

Фантазируя в ходе художественно-эстетической деятельности, дети погружались в мир взрослых, познавали его и принимали в нем участие.

Читайте также:  Как избавиться от чувства скучания

Предметная деятельность удовлетворила познавательные интересы дошкольников, помогла ориентироваться в окружающем мире.

В процессе наблюдения обогатился опыт ребенка, развились познавательные интересы, зародились и укрепились социальные чувства.

Коммуникативная деятельность объединила взрослых и детей, удовлетворяя потребности дошкольника в эмоциональной близости с взрослым, который готов его поддержать.

И, наконец, конструктивная деятельность дает возможность формировать у детей сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

В продолжение второго этапа, запланировано посещение ветеранов ВОВ,тружеников тыла: Гришукова Василия Леонтьевича, Михалёвой Анны Андреевны, Кувшиновой Ксении Ивановны, вручение им поздравительных открыток с днём Великой Победы. Приглашение ветеранов на мероприятия, посвящённых празднованию «Дня Победы» и беседы — об армии, условиях военной службы, подвигах героев — участников боевых действий.

Третий этап – заключительный – предусматривает оформление выставки детских работ, стенгазет, которые станут результатом совместного творчества и украшением праздничного зала во время досуга, посвященного празднованию 70-летия Победы, с участием родителей и ветеранов.

Подводя итоги, следует отметить, что реализация проекта «Будущие защитники Отечества» способствует расширению у детей представлений о Российской армии, истории России, формированию уважения к традициям русского народа, любви в Родине. Воспитание патриота должно начинаться в дошкольном детстве. Успешное решение этой сложной задачи возможно при условии взаимодействия педагогов детского сада и семьи. Совместная продуктивная деятельность взрослых и детей может служить основой для последующей работы по воспитанию патриотов своей страны.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Тема: «Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Экскурсия в мини-музей «Знакомство с историей малой Родины!» Вторая неделя ноября имела тему: «Мой город (посёлок, малая Родина». Итоговым мероприятием тематической недели было посещение мини-музея.

Источник

Патриотическое воспитание исторических сознаний у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей

Елена Чуднова
Патриотическое воспитание исторических сознаний у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей

БДОУ «Детский сад №148 комбинированного вида»

Отчет из опыта работы по теме

«Патриотическое воспитание и формирование исторических сознаний у дошкольников через активное взаимодействие родителей и педагогов» (опыт работы)

воспитатель Чуднова Е. И.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Патриотическое воспитание и формирование исторических сознаний у ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Поэтому, эффективность нравственного воспитания дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно — образовательного процесса.

Поэтому главной задачей в нравственном воспитании через исторические события стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности, переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А. С,Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Читайте также:  Не буду показывать свои чувства

В связи с этим, свою работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей, через исторические события Родины, а частности нашего края мы решили строить в тесном контакте с родителями.Перед собой поставили цель: привлечь родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Поэтому весь процесс работы с семьями построен через индивидуальный подход, понимание и уважение – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Прежде чем начать работу с родителями по нравственному воспитанию детей, провели мониторинг с детьми, где были выявлены небольшие проблемы по разделу социально-коммуникативное развитие.

Провели анкетирование с родителями по данной теме. К сожалению анализ показал, что семьи воспитанников являются слабым звеном в формировании правильных нравственных представлений. Многие родители даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения.

Нами был составлен план совместной деятельности педагогов с родителями воспитанников в рамках темы по самообразованию «Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей подготовительного дошкольного возраста, через исторические события». Мероприятия составлены согласно годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

В своей деятельности используем различные формы работы с родителями:

Родительские собрания

На первой встрече родителей познакомили с предстоящей годовой проектной деятельностью «Юные волонтеры» по патриотическому воспитанию и «Друзья природы» по экологическому воспитанию. Предложили семьям стать активными участниками проектной деятельности и в жизни детского сада в целом. Родители с радостью откликнулись на предложение, началась совместная деятельность.

Родительский уголок

Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, через исторические события, нами был подготовлен материал в родительский уголок.Это консультации: «Растим дошкольников патриотами своей Родины», «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду», «Как научить ребенка любить и беречь природу», «Зачем нужны семейные традиции?», информационные листы, памятки и рекомендации «Как вырастить вежливого ребенка», «Поговори со мною мама», картотека «Познавательно-этические беседы по теме «Историческое прошлое малой Родины» и т. д.

Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Мы сделали подборки ко всем праздникам в частности по всем историческим праздникам (День Знаний, День дошкольного работника, День народного единства, День Матери, Новый год и Рождество;в перспективе: 23 февраля, 8 марта, Масленица, День космонавтики, Пасха, День весны и труда, День Победы, День защиты детей).

Привлечение к созданию предметно-развивающей среды

Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Предметно-развивающая среда в группе меняется и преображается в зависимости смены времени года. Оформляя осень изготовили много красивых осенних листьев, зимушку хрустальную украшали объемными и вырезанными снежинками, снегирями и синичками.

В группе оформили и наполнили богатым содержанием «Уголок юного волонтера». Родители проявили свое творчество и фантазию где, проявили активность в сборе предметов народно –прикладного искусства.

Использую в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению.

Разработан и реализуется проект по экологическому воспитанию «Друзья природы», в рамках которого прошли акции, «Синичкин день», ««Дерево в обиду не дадим, от северных морозов защитим» и т. д. А так же проект «Русская изба»

Поисковая деятельность (подбор различного материала, атрибутики, фото и т. д.)

Для издания буклетов и лепбуков по тематическим неделям будет создан семейный фотоархив (в планах).По темам: «Мой край, моя малая Родина», «Мальчики и девочки. Наши добрые дела», буклет «Зачем нужны семейные традиции?», «Профессии разные нужны, профессии разные важны».

Так например, рассматривая буклеты с семейными традициями, с профессиями мам и пап, бабушек и дедушек, со значимостью добросовестного отношения к своему делу. Ребята будут испытывают большую гордость за свою семью.

Совместные мероприятия (семейные клубы, праздники)

Родители привлекаются к организации семейных клубов, творческих мастерских, праздничных мероприятий (пока, что онлайн). Родители оказывают помощь в поиске и подготовке костюмов, разучивании репертуара. Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь.

Родители, преодолев смущение, стали помощниками для своих детей и для нас педагогов, тем самым, в непринуждённой обстановке повысили свою компетентность в нравственно-патриотическом воспитании и доставили своим детям минуты радости и удовольствия.

Волонтерская деятельность, наш проект.

Новшеством в этом году стало внедрение волонтерской деятельности. Любовь, доброта, помощь, поддержка, сострадание, уважение, милосердие, почитание, щедрость — вот главные слова для отряда «Лучики добра» в подготовительной группе. Мамы и папы с большим удовольствием нас поддержали и подключились к этому благородному делу.

Работа по благоустройству участка

В добрую традицию нашего детского сада вошли субботники по благоустройству участков. Охотно, творчески подошли наши мамы и папы, братья и сестры к оформлению зимней горки, посадки цветов. Глядя на их работу у детей горели глаза и они с большим удовольствием помогали им. Все мы, взрослые и дети получили большое удовольствие от проделанной работы, и каждый день приходя в детский сад любуемся своим участком, особенно осенью.

Читайте также:  При стрессе немеет левая нога

Организация выставок и поделок (подготовка детей к мероприятиям, конкурсам)

Традиционно в нашем детском саду проходят выставки по каждому из времен года. Осенью «Щедрая осень, зимой «Зимушка хрустальная», весной «Мы проснулись от зимней спячки. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отправляются на различные конкурсы всероссийского, окружного, районного масштаба. После проделанной работы на нашей доске объявлений появляется благодарность.

Почти каждая из отправленных работ отмечена дипломами и грамотами призеров и победителей. Все это вызывает у наших ребят и их родителей чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутых результатов.

Также наша группа каждый год решила пополнять в саду «Книгу памяти» И, конечно в этом помогают наши родители семья Ковалевых Алики и Чарченко Ильи. Это и оформление книги и печатание. Наши дети с гордостью рассказывают о книге. Ведь эта же история нашей страны.

Проанализировав свою работу по взаимодействию с семьями,мы пришли к выводу, что воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Не останавливаясь на достигнутом, буду продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни.

Итоговым результатом, проводимых проектов, является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. Дети усвоили новые знания об истории родного Отечества. Научились проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывали с родителями посильную помощь. Улучшилась работа по взаимодействию с родителями.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т. к.именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

«Родители у нас народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут!»

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольников 9 мая — Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник — день.

Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это — сложный педагогический.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Источник

Оцените статью