Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем природой

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к природе и истории родного края

Ольга Николаева
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к природе и истории родного края

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольниковнаправлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению. Воспитывать уважение к труду разных профессий. Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять. Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом. Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника. Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах. Воспитывать гордость за россиян,достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Реализация целей и задач патриотического воспитания

Для того чтобы стало возможным реализовать цели и задачи, педагоги и воспитателисоздают взаимообусловленные и взаимосвязанные условия эффективной педагогики:

Знакомство с окружающей природой родного края, а так же ознакомление с ее характерными особенностями.

Проведение наблюдений за состоянием определенных объектов в различные времена года.

Организация земледельческого труда в определенный сезон года в природе. Это может быть посадка деревьев, кустов, посев овощей или цветов.

Организация продуктивной, игровой и творческой деятельности ребенка, где он сможет проявить заботу о человеке, сочувствие, заботу о животных и растениях в различные времена года, приспосабливаясь к новым условиям жизни.

Сотрудничество воспитателей и педагогов детского сада со всеми членами семьи ребенка.

Методы патриотического воспитания дошкольников

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

• экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ;

• рассказ воспитателя;

• наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;

Читайте также:  Как мысли вызывают эмоции

• беседы о родном городе, стране, ее истории;

• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

• прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр. ;

• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

• ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);

• знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ;

• организация тематических выставок;

• участие в общественных и календарных праздниках;

• участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Патриотическое воспитаниехорошо сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта:

— речевое развитие (беседы, поговорки, пословицы, загадки, составление рассказов, пополнение словарного запаса);

— развитие ребенка в музыкальной деятельности, песни, народные игры, праздники, танцы народов нашего края);

— трудовое обучение (знакомство с трудом людей нашего края, экскурсии в школьный краеведческий музей, занятия в экологическом кабинете, знакомство с народными промыслами Астраханского края);

— развитие конструктивной деятельности (знакомство со знаками Солнца, Земли, Воды, постройка из строительного материала села нынешнего и будущего времени);

— развитие изо-деятельности (знакомство с народно- прикладным творчеством своего края –рисуют, лепят, создают аппликации);

— развитие элементарных естественно- научных представлений (наш край: пески, раскаты, озера, бугры, животный и растительный мир);

— развитие экологической культуры (бережно относиться к флоре и фауне, не губить, а приумножать природные богатства);

— развитие представлений о человеке в истории и культуре (развитие социального и правового сознания у детей, развитие представлений об истории нашего народа);

— физическое развитие и здоровье (на прогулках, экскурсиях, проведение спортивных развлечений и праздников, разучивание подвижных игр);

— художественное развитие (знакомство картинами художников нашего края, стихами и песнями).

Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются нравственности, формируются.

Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнок думает,.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 445 г. Нижнего Новгорода г. Нижний Новгород 2017г.. Должны.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить.

Перспективный план работы по приобщению младших дошкольников к истории родного края Описание опыта работы по приобщению младших дош-в к истории родного края через ознакомление с худ-й лит-ой с перп-м планом Дошкольный возраст.

Отчет о работе по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Задачи: — обогащать у детей представления о ценности.

Отчет по самообразованию «Воспитание патриотизма современных дошкольников посредством любви к природе родного края» Отчет по самообразованию «Воспитание патриотизма современных дошкольников через любовь к природе родного края» «К тому, кто был глух к.

Читайте также:  Все люди одинаково чувствуют боль

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Природа родного края» В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО образовательная область «Познавательное.

Источник

Воспитание патриотических чувств через ознакомление с родной природой

«Охранять природу — значит охранять Родину»
(М.Пришвин)

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Под патриотическим воспитанием педагоги нашего ДОУ понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему [1].

Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаются следующие задачи [2]:

  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Для реализации цели и задач воспитатели создают взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

  • знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года
  • организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев
  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости
  • тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

  • экологическая комната, включающая в себя комнатные растения; зону коллекций семян, камней, гербариев; природный материал, географические карты, макеты, живые объекты 9аквариум, кролики, птицы, грызуны0 и оборудование для ухода за ними
  • минилаборатория, оборудованная материалами для детского экспериментирования
  • комната игр «Смекалочка», где расположена библиотека книг и журналов о природе родного края, подобран иллюстративный материал, фотографии, видео- и аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные педагогами, родителями и детьми
  • костюмы, маски, атрибуты для инсценировок экологического театра «Солнечный круг»
  • экологический музей «Зеленый островок», где проходят тематические выставки работ воспитанников и их родителей
  • групповые уголки природы оснащены богатым материалом для самостоятельных игр, исследования, общения с живой природой, ознакомления с природой Севера
  • территория детского сада: игровые площадки для организации детских праздников, более 20 пород деревьев и кустарников, огород, цветник, ягодник, зона отдыха.

В нашем детском саду выработана система целостного образовательного пространства на основе экологических акций и проектов.

Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся природоохранные акции. Учебный год открывает акция «Подарок». В групповых уголках природы, в экологической комнате благодаря родителям наших воспитанников пополняются коллекции, оформляется гербарий. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира Кольской земли.

Читайте также:  Мышечное чувство это кратко

В октябре в детском саду традиционно проходит экологическая акция «Северный лес полон чудес». В рамках этого мероприятия на занятиях по экологии дети получают знания о грибах, ягодах, растениях, знакомятся с сезонными изменениями в природе, приметами, выходят на учебную экологическую тропу детского сада.

В процессе работы над образовательными проектами «Синичкин день», «Ягоды для птичек», «Что нам осень подарила», «Богатства Севера» дети знакомятся с полезными ископаемыми, природоохранной деятельностью человека, получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе, её красоте.

Воспитанники, родители и педагоги ДОУ приняли активное участие в муниципальном проекте «Апатиты – город для жизни», направленном на охрану окружающей среды; детский сад выиграл грант в рамках городской программы «Охрана окружающей среды» на благоустройство и озеленение территории. Участвуя в реализации проектов, воспитанники учатся бережному отношению к природе.

Успешно ежегодно проходит акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» – против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с родителями и воспитателями рисуют плакаты в защиту хвойных деревьев, а затем развешивают их в общественных местах.

Принимая участие в акции «Чистый город», дети вместе со взрослыми распространяли листовки, буклеты и памятки с информацией о негативном влиянии мусора на здоровье жителей, необходимости поддержания чистоты в городе. Провели информационную работу среди населения и акции по сбору и утилизации пластиковых бытовых отходов.

В детском саду проводится серьезная работа по организации экскурсий.

Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

В этом году воспитанники нашего детского сада получили возможность 1 раз в месяц посещать Полярно – Альпийский ботанический сад – институт, где экологические занятия по ознакомлению с природой Заполярья с ними проводят специалисты – экологи. Ребята получили возможность не только усваивать теоретические знания, но и применить их на практике.

Ежегодно в ДОУ проводится театральная неделя. Дети совместно с родителями и педагогами готовят постановки, выступления агитбригады на экологическую тематику. В этом году театральная неделя переросла в городской Фестиваль экологических театров и агитбригад «Солнечный круг». Он прошел под девизом «Проблемы города решаем вместе»! Участие в Фестивале приняли ребята из других детских садов, проводящих углубленную работу по экологическому воспитанию детей.

Тема родной природы является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Наши воспитанники вместе с родителями и педагогами пишут частушки, стихи, сказки о родной природе, придумывают загадки. В прошлом году книга «Сказка о северном городе» была отмечена дипломами лауреатов и почетными грамотами 14 Московского фестиваля «Экология. Творчество. Дети.». В этом году мы подготовили для участия в 15 фестивале книгу со стихами, сказками и загадками о животных Кольского полуострова «Следы на снегу», которая так же была удостоена звания лауреата.

Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники, обогащают свои знания, составляя кроссворды на тему «Природа Заполярья», посещая заседания родительского клуба «Малышок» на экологическую тематику.

Мы учим воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.

Источник

Оцените статью